Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.03.2013 N 33-1521

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. N 33-1521


Судья Машутинская И.В.
Докладчик Рассошенко Н.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Бланару Е.М., Рассошенко Н.П.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Р.С. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 января 2013 года, которым постановлено:
"исковое заявление Прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственной жилищной инспекции Архангельской области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению федерального законодательства - удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственной жилищной инспекции Архангельской области, выразившиеся в уклонении от рассмотрения обращений граждан, связанных с нарушением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Архангельской области устранить в полном объеме допущенные нарушения конституционных прав граждан на надлежащее рассмотрение обращений.".
Заслушав доклад судьи Рассошенко Н.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Архангельской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственной жилищной инспекции Архангельской области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Архангельской области проверки установлено, что обращения граждан о нарушении порядка установления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в нарушение требований действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан не рассматриваются, а направляются в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее по тексту - Роспотребнадзор). Так, обращение П., поступившее в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области, о несогласии с объемом предоставленных услуг по теплоснабжению и о проведении перерасчета возвращено в территориальный отдел Роспотребнадзора по городу Северодвинску без рассмотрения по существу. Таким образом, руководитель Государственной жилищной инспекции Архангельской области не обеспечил объективное и всестороннее рассмотрение указанной жалобы, вопрос о наличии оснований для принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя им не разрешался, письменный ответ по существу обращения не давался. Просил признать незаконными действия Государственной жилищной инспекции Архангельской области, выразившиеся в уклонении от рассмотрения обращений граждан, связанных с нарушением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги; обязать Государственную жилищную инспекцию Архангельской области устранить в полном объеме допущенные нарушения конституционных прав граждан на надлежащее рассмотрение обращений.
В судебном заседании прокурор Бакин И.С. поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области Ц. с заявленными требованиями не согласилась. Ссылаясь на п. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля", пояснила, что проведение внеплановых проверок допускается только при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нарушении прав потребителей, в связи с чем, данные ограничения не позволяют осуществлять контроль за качеством и объемами предоставления коммунальных ресурсов, обоснованностью распределения объемов коммунальных ресурсов при выставлении счетов к оплате гражданам при проведении внеплановых проверок.
Представитель заинтересованного лица Роспотребнадзора Р.А. поддержал заявленные прокурором требования.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился руководитель Государственной жилищной инспекции Архангельской области Р.С.
В апелляционной жалобе он просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Судом не приведено ни одного нормативно-правового акта, который бы содержал указание на то, что государственный жилищный надзор (контроль) за соблюдением порядка начисления платы, осуществлением перерасчетов сумм, подлежащих оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, должен осуществляться Государственной жилищной инспекцией.
Полагает, что судом необоснованно не учтено официальное разъяснение от 05 июля 2012 года N 16797-АП/14, данное Министерством регионального развития РФ, согласно которому контроль качества и объема предоставления услуг должностными лицами органов государственного жилищного надзора может осуществляться только в рамках проведения плановых проверок, проведение внеплановых проверок допускается при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нарушении прав потребителей.
В соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.17 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за обсчет потребителей в организациях, оказывающих услуги населению, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Архангельской области Ананьев В.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителя Государственной жилищной инспекции Ц., поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Подчередниченко О.С. и представителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Р.А., не согласившихся с доводами жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в нем вопросов, подлежит объективному и всестороннему рассмотрению, при наличии оснований должны быть приняты меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дан письменный ответ по существу обращения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной проверки прокуратурой Архангельской области установлено, что обращения граждан о нарушении порядка установления, начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в нарушение требований действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан не рассматриваются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Государственная жилищная инспекция Архангельской области в нарушение действующего законодательства уклоняется от рассмотрения обращений граждан, и пришел к выводу о нарушении в результате указанных действий конституционного права неопределенного круга лиц на надлежащее рассмотрение обращений.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" введены в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила), которые регулируют отношения не только по предоставлению коммунальных услуг, но и устанавливают порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок перерасчета и изменения размера платы за данные услуги.
Согласно п. 1 Правил указанным нормативно-правовым актом регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, а также предоставление коммунальных услуг в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу п. 161 Правил государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 07 июня 2007 года N 110-па уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция Архангельской области.
При указанных обстоятельствах вывод суда о незаконном уклонении Государственной жилищной инспекции от рассмотрения обращений граждан, связанных с нарушением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, является правильным, основанном на верном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на их переоценку и не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применен материальный закон, не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Р.С. - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.М.БЛАНАРУ
Н.П.РАССОШЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)