Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.11.2013 ПО ДЕЛУ N 2-1266/13-33-1900

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу N 2-1266/13-33-1900


Судья - Киселев И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Тарасовой Н.В.,
судей - Васильевой И.Ю., Смирновой Л.Н.,
при секретаре - Д.,
с участием представителя С. - Н., представителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 ноября 2013 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 29 августа 2013 года, которым заявление С. удовлетворено,
признаны неправомерными действия департамента по ЖКХ и ТЭК Новгородской области, на департамент по ЖКХ и ТЭК Новгородской области возложена обязанность предоставить С. единовременную денежную выплату и включить ее в областной сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и в сроки, определенные постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года N 78 после направления учетного дела С. Администрацией Боровичского муниципального района,

установила:

С. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными отказ департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (ранее комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области, далее - Департамент) в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возврат учетного дела о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными, обязать Департамент предоставить единовременную выплату и включить ее в областной сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку дом, в котором она проживает, признан непригодным для проживания и неподлежащим ремонту. Однако, несмотря на то, что распоряжением Администрации г. Боровичи от 26 апреля 2013 года N 168-рз она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, Департамент возвратил ее учетное дело, сославшись на отсутствие в нем выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения заявителя и членов его семьи, и несоответствие акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания положениям п. 42 раздела VI Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. Полагает, что действия Департамента нарушают ее права, поскольку в учетном деле имелись необходимые документы для принятия решения о предоставлении ей единовременной денежной выплаты.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент. В апелляционной жалобе, указав на то, что его действия по возврату учетного дела С. в орган местного самоуправления соответствовали положениям п. 2.7 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением от 26 февраля 2010 года N 78 Администрации Новгородской области, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С. и Администрация Боровичского муниципального района в возражениях на жалобу выражают согласие с принятым решением.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу и возражения на нее, заслушав объяснения представителя Департамента Я., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя С. - Н., поддержавшего поданные возражения на жалобу, судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не находит.
Как установлено судом, С., <...> года рождения, вдова участника Великой Отечественной войны, на основании договора дарения от 10 сентября 1981 года является собственником <...> доли в праве долевой собственности на двухэтажный жилой дом <...>.
Согласно акту от 16 ноября 2011 года, в результате произошедшего 15 ноября 2011 года пожара кровля, лестничная клетка, перекрытие второго этажа и внутренняя отделка 1 и 2 этажей дома были повреждены.
На основании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации г. Боровичи от 26 марта 2013 года, жилое помещение, занимаемое С., расположенное по адресу: <...>, при выявленных несоответствиях предъявляемым требованиям к жилым помещениям признано непригодным для дальнейшего проживания граждан.
Распоряжением Администрации г. Боровичи от 26 апреля 2013 года N 168-рз на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Учетное дело С. направлено в Департамент для принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения либо об отказе в предоставлении выплаты.
05 июня 2013 года Департамент возвратил учетное дело С. в Администрацию г. Боровичи в связи с тем, что в нем отсутствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения заявителя и членов его семьи, а также по причине несоответствия акта обследования и заключения межведомственной комиссии, которым жилое помещение С. признано непригодным для проживания, положениям п. 42 раздела VI Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
В соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной защиты по жилищному обустройству путем получения средств из федерального бюджета.
При этом в силу п. 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Администрацией Новгородской области Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан утвержден Постановлением от 26 февраля 2010 года N 78 (далее Порядок).
В соответствии с разделом 2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, утвержденного Постановление Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года N 78, для получения единовременной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 1.2 Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту жительства заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку, а также следующие документы: копию паспорта гражданина; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к указанным в пункте 1.2 Порядка категориям граждан (удостоверение, справка об инвалидности); копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; справку с места жительства о составе семьи и занимаемой общей площади жилого помещения или выписку из домовой книги; доверенность, заверенную в установленном законодательством порядке, в случае представления интересов гражданина доверенным лицом.
В течение 5 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в п. 2.1 Порядка, орган местного самоуправления запрашивает:
- для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у гражданина и членов его семьи, а также о прекращенных правах на жилые помещения за 5 лет, предшествующих подаче гражданином заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты; справку о наличии (отсутствии) сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения у гражданина и членов его семьи из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении по основанию, предусмотренному в п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, один из следующих документов: решение межведомственной комиссии, создаваемой уполномоченным в соответствии с действующим законодательством органом, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; решение органа местного самоуправления о признании частного жилого помещения непригодным для проживания граждан; решение межведомственной комиссии, создаваемой уполномоченным в соответствии с действующим законодательством органом, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 2.7 указанного Порядка Комитетом по ЖКХ и ТЭК области (ныне Департамент) по результатам рассмотрения учетных дел граждан принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка. Комитет по ЖКХ и ТЭК области не принимается решение о предоставлении единовременной денежной выплаты или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, а учетное дело подлежит возврату в орган местного самоуправления в случаях, если в учетном деле отсутствуют документы, предусмотренные п. 2.1.-1 Порядка.
С учетом приведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств, а также того, что решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении принимается органом местного самоуправления, и такое решение в отношении С. принято, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент по результатам рассмотрения учетного дела С. обязан был принять решение о предоставлении ей единовременной денежной выплаты, а потому действия Департамента по возврату учетного дела С. в орган местного самоуправления на законе не основаны.
Что касается доводов Департамента о том, что в учетном деле при его поступлении отсутствовала выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах С. на жилые помещения, а акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии, которым жилое помещение С. признано непригодным для проживания, не соответствует положениям п. 42 раздела VI Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, что явилось основанием для возврата учетного дела в орган местного самоуправления, то судом они обоснованно отклонены как несостоятельные.
Оценив представленные материалы дела в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно установил, что акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации г. Боровичи от 26 марта 2013 года, являются достаточными доказательствами, подтверждающими нахождение жилого дома <...>, в том числе и помещений, фактически занимаемых С., а также пристроек к нему вследствие поражения огнем и залива водой при тушении пожара, а также последующего прямого попадания атмосферных осадков через разрушенные (сгоревшие) конструкции и ветхости здания, имеющего значительные повреждения основных конструкций и инженерного оборудования, в аварийном состоянии и непригодным для проживания.
При этом суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, а также пояснений лиц, участвующих в деле, о том, что указание в акте обследования помещения и заключении межведомственной комиссии на принадлежащую С. долю в праве долевой собственности на жилой дом является лишь указанием на лицо, обратившееся в орган местного самоуправления для обследования занимаемого им жилого помещения и его право собственности, обоснованно не усмотрел оснований для того, чтобы согласиться с доводами Департамента о несоответствии акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от 03 апреля 2013 года положениям Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
При таких данных, суд, установив неправомерность действий Департамента по возврату учетного дела С. в орган местного самоуправления, обоснованно возложил на него обязанность предоставить С. единовременную денежную выплату и включить ее в областной сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и в сроки, определенные постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года N 78 после направления учетного дела С. Администрацией поселения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда о неправомерности действий Департамента и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
С учетом вышеизложенного, решение суда является законным о обоснованным и по доводам жалобы отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Боровичского районного суда Новгородской области от 29 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента по ЖКХ и ТЭК Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.ТАРАСОВА

Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Л.Н.СМИРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)