Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 ПО ДЕЛУ N А26-3890/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А26-3890/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Старовойтовой О.Р., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: Ахмеджановой А.А., по доверенности от 01.07.2013 г.,
от ответчиков: 1, 3, 4 - не явились, извещены,
2. Кузнецов Р.Г. по доверенности от 16.07.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13448/2013) Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.04.2013 г. по делу N А26-3890/2012 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску ООО "Триал"
к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
2. Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия,
3. ГКУ социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска",
4. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия
о взыскании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Триал" (местонахождение: 185030, Республика Карелия, город Петрозаводск, Машезерская улица, дом 40, ОГРН 1021000540175, далее - ООО "Триал", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (местонахождение: 109097, Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ОГРН 1037739085636, далее - Минфин РФ), Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, (местонахождение: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 19, ОГРН 1031000011107, далее - Минфин РК), Государственного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" (местонахождение: 185630, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 6, ОГРН 1021000516426, далее - Центр), Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (местонахождение: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 6, ОГРН 1021000528493, далее - Минздрав РК) 155331 руб. 37 коп. убытков, возникших в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с октября 2008 г. по декабрь 2009 г. (с учетом изменений размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 28.06.2012 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2012 г., в удовлетворении иска отказано.
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2013 г. решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2012 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 г. по делу N А26-3890/2012 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Суд кассационной инстанции указал на то, что право требования возмещения субъектом Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере; обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство может быть прекращено только путем его исполнения. При новом рассмотрении суду следует проверить размер убытков, заявленных Обществом к возмещению, рассмотреть доводы ответчиков о пропуске сроков исковой давности.
Решением суда от 29.04.2013 г. исковое заявление ООО "Триал" удовлетворено частично. С Республики Карелия в лице Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия за счет казны Республики Карелия в пользу ООО "Триал" взыскано 131854 руб. 93 коп. убытков и 6804 руб. 51 коп. государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении заявления отказано. В иске к Российской Федерации, Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска" отказано.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении требований, заявленных к Минздраву. Министерство считает, что суд не указал, каким именно действием или бездействием Минздрава были нарушены права Общества. По мнению подателя жалобы, возникновение у истца убытков обусловлено нарушением Обществом п. 3.2.1, 3.2.2 договора от 09.01.2008 г. N 78-Р, заключенного между истцом и ГКУСЗ РК "Центр социальной работы г. Петрозаводска". Кроме того, Министерство считает, что судом необоснованно не принят во внимание его довод о пропуске истцом срока исковой давности за январь, февраль 2009 года.
ООО "Триал" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
ГКУСЗ РК "Центр социальной работы г. Петрозаводска" в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ГКУ социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска", Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 09.01.2008 г. между ООО "Триал" (Общество), ГУСЗ "Центр социальной работы города Петрозаводска" (Центр) и ООО "Центр" (Предприятие) заключен договор N 78-Р возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 г. N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
В соответствии с указанным договором возмещение Обществу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, производится за счет средств бюджета Республики Карелия и в пределах средств, предусмотренных Центру в сводной бюджетной росписи Республики Карелия на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего договора.
В пункте 3.1 договора стороны определили порядок взаимодействия в целях возмещения расходов истца в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 г. N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК).
Согласно пункту 3.2.1 договора ежемесячно, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, Общество предоставляет Центру документы, необходимые для возмещения расходов в связи с предоставлением гражданам, указанным в договоре, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, указанные в данном пункте.
В силу пункта 3.3.4 договора в течение 3-х дней после поступления от Общества всех необходимых документов, Центр представляет платежное поручение в орган, исполняющий бюджет. Возмещение производится по мере поступления на лицевой счет Центра средств, предусмотренных на цели, указанные в пункте 1 договора.
В период с 31.08.2011 г. по 07.09.2011 г. ООО "Триал" передало Центру документы, предусмотренные пунктами 3.2.1, 3.2.2 договора от 09.01.2008 г. N 78-Р, на возмещение затрат в сумме 155331 руб. 37 коп., возникших в период с 01.10.2008 г. по 31.10.2009 г.
Письмом от 21.10.2011 N 4349 Центр возвратил Обществу представленные документы, указав, что возмещение затрат невозможно в связи с отсутствием предельных объемов финансирования.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Общество указывает на то, что понесенные им затраты в размере 155331 руб. 37 коп. являются его убытками и подлежат возмещению Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.200 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Правоотношения по социальной поддержке граждан урегулированы Законом Республики Карелия от 17.12.2004 г. года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", в соответствии со статьей 3 которого социальная поддержка осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствующем размере и оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Согласно ст. 5 данного Закона N 827-ЗРК финансовое обеспечение социальной поддержки, установленной статьей 3 настоящего Закона, является расходным обязательством Республики Карелия.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы социальной поддержки и социального обеспечения относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
С учетом положений ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Республики Карелия от 11.10.2010 г. N 216-П "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия", поскольку Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия является главным распорядителем бюджетных средств Республики Карелия, суд первой инстанции правомерно указал на то, что взыскание понесенных истцом убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот, подлежит взысканию с указанного органа за счет казны Республики Карелия.
При этом судом первой инстанции оценены доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Суд обоснованно указал на то, что в силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 200, 1069 Гражданского кодекса, срок исковой давности по требованиям за период с октября по декабрь 2008 года следует исчислять с 01.01.2009 г., а по требованиям с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. с 01.01.2010 г.
С учетом истечения срока исковой давности по части требований, исковые требования правомерно удовлетворены судом в сумме 131854 руб. 93 коп.
Доводы апелляционный жалобы не опровергают вышеизложенных выводов, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку судом не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.04.2013 г. по делу N А26-3890/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.А.СЕРИКОВА

Судьи
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)