Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно - ремонтная компания - Горький": Корсаков Александр Юрьевич, представитель по доверенности от 15.11.2012 N 10;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Курашкина Ольга Геннадьевна, представитель по доверенности от 10.04.2013 N 01.2-3729
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно - ремонтная компания - Горький"
на решение от 04.03.2013
по делу N А73-15665/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю о назначении административного наказания от 30.11.2012 N 1622
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький" (далее - ООО "УК "ДВСРК-Горький", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление) от 30.11.2012 N 1622, которым заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.03.2013 отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "УК "ДВСРК-Горький" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением процедуры административным органом при проведении проверочных действий, которая предусмотрена Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "ДВСРК-Горький" поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю при проведении административного расследования с 27.09.2012 по 22.11.2012 по обращению гражданки, проживающей в <...>, (вх. N 2301 от 25.09.2012) на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 1087 от 27.09 2012 года, определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 27.09.2012, информации ООО "УК "ДВСРК - Горький" (вх. N 14112 от 25.10.2012, вх. N 14640 от 07.11.2012) обнаружено следующее: при проведении административного расследования с 27.09.2012 по 22.11.2012 установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький", допустило нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, а именно: ООО "УК "ДВСРК - Горький" в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 37 по ул. Воровского г. Хабаровска, осуществило изменение размера платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 38,82 руб. (содержание и ремонт - 33,60 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,22 руб. /м2) до 43,48 руб. (содержание и ремонт - 37,63 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,85 руб. /м2), чем допустило нарушение установленного порядка регулирования размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
На основании договора N Bp 37 управления многоквартирным домом от 31.12.2009 управление многоквартирным домом N 37 по ул. Воровского в г. Хабаровске осуществляет ООО "УК "ДВСРК - Горький". В соответствии с пунктом 4.2 договора N Bp 37 от 31.12.2009 размер платы за услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома может быть изменен не иначе как в порядке, установленном действующим законодательством либо условиями настоящего договора. Согласно подпункту 3.2.7 пункта 3.1 указанного договора управляющая компания имеет право изменять размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, платы за управление МКД, дополнительных платных услуг в соответствии с действующим законодательством и условиями названного договора.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с протоколом очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского, проведенного в форме заочного голосования, от 31.12.2009 собственниками помещений принято решение об утверждении размера ежегодной индексации оплаты за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по договору управления МКД в размере официального индекса инфляции, определяемого Правительством РФ ежегодно. При этом ЖК РФ не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы без принятия решения об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В то же время, согласно информации, представленной Управлению ООО "УК "ДВСРК - Горький" (исх. N б/н от 03.10.2012, вх. N 14112 от 25.10.2012, исх. N 298 от 02.11.201, вх. N 14640 от 07.11.2012) "при применении тарифов для выставления счетов по договору управления N Bp 37 с 01.07.2012 в расчет принималась годовая ставка инфляции 6%.".
В частности, в платежном документе (квитанции) за июнь 2012, предоставленном для оплаты собственникам Швец А.В., Швец К.В., проживающим по адресу: <...>, выставлено к оплате: за содержание и ремонт жилья 33,60 руб. за квадратный метр, за капитальный ремонт 5,22 руб. за квадратный метр, а в квитанциях за июль - октябрь 2012 предъявлено за содержание и ремонт жилья 37,63 руб. за квадратный метр, за капитальный ремонт 5,85 руб. за квадратный метр.
При этом, протоколом N 2 очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского в г. Хабаровске, проведенного путем очного голосования от 13.07.2012, с повесткой в том числе: утвердить тариф на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2, в том числе стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД - 31,09 руб. /м2, стоимость работ по текущему ремонту - 12,39 руб. /м2., собственниками решено отложить утверждение тарифа на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу о том, что ООО "УК "ДВСРК - Горький" нарушен установленный порядок ценообразования, который выразился в установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений с нарушением установленного частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядка.
Уведомлением от 07.11.2012 Общество и его законный представитель приглашалось в административный орган для составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в 15-30 22.11.2012. Указанное уведомление вручено ООО "УК "ДВСРК-Горький" (вх. N 183-о от 09.11.2012).
22.11.2012 по установленному проверкой факту ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Макаровой М.М. в присутствии представителя Общества по доверенности N 1В от 15.11.2012 Корсакова А.Ю., при надлежащем извещении ООО "УК "ДВСРК - Горький", в отношении последнего составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Протокол получен Обществом 26.11.2012 (вх. N 250-о).
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.11.2012 рассмотрение дела назначено на 30.11.2012 на 14-00. Определение вручено Обществу под штамп входящего (вход N 251-о от 26.11.2012).
30.11.2012 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Царенко С.А. в присутствии представителя Общества по доверенности N 1В от 15.11.2012 Корсакова А.Ю., при надлежащем извещении Общества, вынесено постановление N 1622 от 30.11.2012, которым ООО "УК "ДВСРК-Горький" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ООО "УК "ДВСРК-Горький" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в редакции, действовавшей во время совершения правонарушения и во время привлечения к ответственности (редакция - Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ, вступила в силу с 01.07.2012), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 2 указанной статьи, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, в указанной редакции, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 2) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 7 указанной статьи, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу пункта 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 указанной статьи, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, помимо прочего, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере сто тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, протоколом N 2 очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского г. Хабаровск, проведенного очного голосования от 13.07.2012 с повесткой в том числе: утвердить тариф на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2, в том числе стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД - 31,09 руб. /м2, стоимость работ по текущему ремонту - 12,39 руб. /м2., собственниками решено: отложить утверждении тарифа на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2.
Таким образом, решение об утверждении нового тарифа на 2012 в размере 43,48 руб. /м2, собственниками указанного дома принято не было.
В то же время, ООО "УК "ДВСРК - Горький" в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 37 по ул. Воровского в г. Хабаровске, осуществило изменение размера платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 38,82 руб. (содержание и ремонт - 33,60 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,22 руб. /м2) до 43,48 руб. (содержание и ремонт - 37,63 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,85 руб. /м2), чем допустило нарушение установленного порядка регулирования размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Следовательно, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правомерно отклонен как необоснованный довод ООО "УК "ДВСРК - Горький" об отсутствии вины Общества в данном правонарушении, ввиду неполучения ООО "УК "ДВСРК-Горький" протокола N 2 очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского г. Хабаровск, проведенного в форме очного голосования от 13.07.2012 (далее - протокол от 13.07.2012).
Судом первой инстанции установлено, что указанный протокол от 13.07.2012 был вручен специалисту по работе с населением Костерову А.А., о чем на копии протокола имеется его личная подпись и дата получения - 19.07.2012. Вручение протокола происходило в помещении ООО "УК "ДВСРК-Горький" в присутствии заместителя директора ООО "УК "ДВСРК-Горький" Рыбникова.
Кроме этого, из объяснений свидетелей судом установлено, что именно Костеров А.А. был указан представителем многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского г. Хабаровск, как лицо, которому надлежит вручить вышеуказанный протокол. При этом наличие у Костерова А.А. трудовых взаимоотношений именно с управляющей компанией не имеет правового значения для дела, поскольку осуществление Костеровым А.А. функции специалиста, осуществляющего прием граждан (работу с населением) от имени ООО УК "ДВСРК-Горький" подтвержден материалами дела и показаниями свидетелей. Костеров А.А. находился в помещении ООО "УК ДВСРК-Горький", иная возможность вручения Обществу данного протокола общего собрания, представителям МКД не была предоставлена.
Суд обоснованно признал, что не обеспечение управляющей организацией надлежащего получения корреспонденции с соответствующей ее регистрацией не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины Общества в совершении указанного правонарушения.
Ссылка Общества на протокол очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского проведенного в форме заочного голосования от 31.12.2009 (далее - протокол от 31.12.2009) правомерно признана судом необоснованной, поскольку данный документ не предоставляет права управляющей компании в одностороннем порядке производить изменение размера платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из пункта 4 протокола от 31.12.2009, собрание постановило утвердить размер ежегодной индексации оплаты за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по договору управления МКД в размере официального индекса инфляции, определяемого Правительством ежегодно.
Таким образом, протоколом от 31.12.2009 плата за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на период времени не менее одного года не установлена, в том числе не установлена плата на 2012. Протокол от 31.12.2009 указывает только на возможность индексации указанной платы ежегодно в определенном размере, но не содержит установленной платы на определенный период времени. Кроме того, протокол от 31.12.2009 не устанавливает процедуру ежегодной индексации и не меняет процедуру установления платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенную договором управления многоквартирным домом.
Статья 156 ЖК РФ (часть 7) устанавливает порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме именно на общем собрании собственников помещений в МКД и не предусматривает возможность для управляющей организации самостоятельного изменения платы на определенный период при наличии решения собственников о проведении ежегодной индексации.
Договор управления многоквартирным домом также не изменяет вышеуказанный порядок.
Таким образом, даже при отсутствии у управляющей организации протокола общего собрания от 13.07.2012 рассматриваемые действия ООО "УК "ДВСРК-Горький" по установлению платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются незаконными.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона.
Суд первой инстанции не усмотрел в бездействиях Общества признаков малозначительности правонарушения.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в виде штрафа установленного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности судом первой инстанции проверены, нарушений названного порядка и сроков судом не установлено.
Судом обоснованно признано, что возбуждение дела исключительно по обращению граждан, замена должностного лица, проводившего расследования, а также продление сроков проведения административного расследования, не относится к процессуальным нарушениям, влекущим за собой отмену постановления о привлечении к ответственности.
Нарушение сроков направления лицу определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования, определения о продлении административного расследования, существенными нарушениями также не являются и не влекут по выводу суда, отмену постановления о привлечении к ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, и оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, обоснованно признал законным оспариваемое постановление, отказав ООО "УК "ДВСРК-Горький" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.2013 по делу N А73-15665/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2013 N 06АП-1578/2013 ПО ДЕЛУ N А73-15665/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. N 06АП-1578/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно - ремонтная компания - Горький": Корсаков Александр Юрьевич, представитель по доверенности от 15.11.2012 N 10;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Курашкина Ольга Геннадьевна, представитель по доверенности от 10.04.2013 N 01.2-3729
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно - ремонтная компания - Горький"
на решение от 04.03.2013
по делу N А73-15665/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю о назначении административного наказания от 30.11.2012 N 1622
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький" (далее - ООО "УК "ДВСРК-Горький", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление) от 30.11.2012 N 1622, которым заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.03.2013 отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "УК "ДВСРК-Горький" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением процедуры административным органом при проведении проверочных действий, которая предусмотрена Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "ДВСРК-Горький" поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю при проведении административного расследования с 27.09.2012 по 22.11.2012 по обращению гражданки, проживающей в <...>, (вх. N 2301 от 25.09.2012) на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 1087 от 27.09 2012 года, определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 27.09.2012, информации ООО "УК "ДВСРК - Горький" (вх. N 14112 от 25.10.2012, вх. N 14640 от 07.11.2012) обнаружено следующее: при проведении административного расследования с 27.09.2012 по 22.11.2012 установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький", допустило нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, а именно: ООО "УК "ДВСРК - Горький" в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 37 по ул. Воровского г. Хабаровска, осуществило изменение размера платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 38,82 руб. (содержание и ремонт - 33,60 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,22 руб. /м2) до 43,48 руб. (содержание и ремонт - 37,63 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,85 руб. /м2), чем допустило нарушение установленного порядка регулирования размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
На основании договора N Bp 37 управления многоквартирным домом от 31.12.2009 управление многоквартирным домом N 37 по ул. Воровского в г. Хабаровске осуществляет ООО "УК "ДВСРК - Горький". В соответствии с пунктом 4.2 договора N Bp 37 от 31.12.2009 размер платы за услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома может быть изменен не иначе как в порядке, установленном действующим законодательством либо условиями настоящего договора. Согласно подпункту 3.2.7 пункта 3.1 указанного договора управляющая компания имеет право изменять размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, платы за управление МКД, дополнительных платных услуг в соответствии с действующим законодательством и условиями названного договора.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с протоколом очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского, проведенного в форме заочного голосования, от 31.12.2009 собственниками помещений принято решение об утверждении размера ежегодной индексации оплаты за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по договору управления МКД в размере официального индекса инфляции, определяемого Правительством РФ ежегодно. При этом ЖК РФ не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы без принятия решения об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В то же время, согласно информации, представленной Управлению ООО "УК "ДВСРК - Горький" (исх. N б/н от 03.10.2012, вх. N 14112 от 25.10.2012, исх. N 298 от 02.11.201, вх. N 14640 от 07.11.2012) "при применении тарифов для выставления счетов по договору управления N Bp 37 с 01.07.2012 в расчет принималась годовая ставка инфляции 6%.".
В частности, в платежном документе (квитанции) за июнь 2012, предоставленном для оплаты собственникам Швец А.В., Швец К.В., проживающим по адресу: <...>, выставлено к оплате: за содержание и ремонт жилья 33,60 руб. за квадратный метр, за капитальный ремонт 5,22 руб. за квадратный метр, а в квитанциях за июль - октябрь 2012 предъявлено за содержание и ремонт жилья 37,63 руб. за квадратный метр, за капитальный ремонт 5,85 руб. за квадратный метр.
При этом, протоколом N 2 очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского в г. Хабаровске, проведенного путем очного голосования от 13.07.2012, с повесткой в том числе: утвердить тариф на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2, в том числе стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД - 31,09 руб. /м2, стоимость работ по текущему ремонту - 12,39 руб. /м2., собственниками решено отложить утверждение тарифа на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу о том, что ООО "УК "ДВСРК - Горький" нарушен установленный порядок ценообразования, который выразился в установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений с нарушением установленного частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядка.
Уведомлением от 07.11.2012 Общество и его законный представитель приглашалось в административный орган для составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в 15-30 22.11.2012. Указанное уведомление вручено ООО "УК "ДВСРК-Горький" (вх. N 183-о от 09.11.2012).
22.11.2012 по установленному проверкой факту ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Макаровой М.М. в присутствии представителя Общества по доверенности N 1В от 15.11.2012 Корсакова А.Ю., при надлежащем извещении ООО "УК "ДВСРК - Горький", в отношении последнего составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Протокол получен Обществом 26.11.2012 (вх. N 250-о).
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.11.2012 рассмотрение дела назначено на 30.11.2012 на 14-00. Определение вручено Обществу под штамп входящего (вход N 251-о от 26.11.2012).
30.11.2012 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Царенко С.А. в присутствии представителя Общества по доверенности N 1В от 15.11.2012 Корсакова А.Ю., при надлежащем извещении Общества, вынесено постановление N 1622 от 30.11.2012, которым ООО "УК "ДВСРК-Горький" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ООО "УК "ДВСРК-Горький" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в редакции, действовавшей во время совершения правонарушения и во время привлечения к ответственности (редакция - Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ, вступила в силу с 01.07.2012), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 2 указанной статьи, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, в указанной редакции, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 2) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 7 указанной статьи, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу пункта 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 указанной статьи, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, помимо прочего, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере сто тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, протоколом N 2 очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского г. Хабаровск, проведенного очного голосования от 13.07.2012 с повесткой в том числе: утвердить тариф на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2, в том числе стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД - 31,09 руб. /м2, стоимость работ по текущему ремонту - 12,39 руб. /м2., собственниками решено: отложить утверждении тарифа на обслуживание, содержание и текущий ремонт МКД на 2012 год в размере 43,48 руб. /м2.
Таким образом, решение об утверждении нового тарифа на 2012 в размере 43,48 руб. /м2, собственниками указанного дома принято не было.
В то же время, ООО "УК "ДВСРК - Горький" в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 37 по ул. Воровского в г. Хабаровске, осуществило изменение размера платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 38,82 руб. (содержание и ремонт - 33,60 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,22 руб. /м2) до 43,48 руб. (содержание и ремонт - 37,63 руб. /м2 и капитальный ремонт - 5,85 руб. /м2), чем допустило нарушение установленного порядка регулирования размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Следовательно, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правомерно отклонен как необоснованный довод ООО "УК "ДВСРК - Горький" об отсутствии вины Общества в данном правонарушении, ввиду неполучения ООО "УК "ДВСРК-Горький" протокола N 2 очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского г. Хабаровск, проведенного в форме очного голосования от 13.07.2012 (далее - протокол от 13.07.2012).
Судом первой инстанции установлено, что указанный протокол от 13.07.2012 был вручен специалисту по работе с населением Костерову А.А., о чем на копии протокола имеется его личная подпись и дата получения - 19.07.2012. Вручение протокола происходило в помещении ООО "УК "ДВСРК-Горький" в присутствии заместителя директора ООО "УК "ДВСРК-Горький" Рыбникова.
Кроме этого, из объяснений свидетелей судом установлено, что именно Костеров А.А. был указан представителем многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского г. Хабаровск, как лицо, которому надлежит вручить вышеуказанный протокол. При этом наличие у Костерова А.А. трудовых взаимоотношений именно с управляющей компанией не имеет правового значения для дела, поскольку осуществление Костеровым А.А. функции специалиста, осуществляющего прием граждан (работу с населением) от имени ООО УК "ДВСРК-Горький" подтвержден материалами дела и показаниями свидетелей. Костеров А.А. находился в помещении ООО "УК ДВСРК-Горький", иная возможность вручения Обществу данного протокола общего собрания, представителям МКД не была предоставлена.
Суд обоснованно признал, что не обеспечение управляющей организацией надлежащего получения корреспонденции с соответствующей ее регистрацией не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины Общества в совершении указанного правонарушения.
Ссылка Общества на протокол очередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Воровского проведенного в форме заочного голосования от 31.12.2009 (далее - протокол от 31.12.2009) правомерно признана судом необоснованной, поскольку данный документ не предоставляет права управляющей компании в одностороннем порядке производить изменение размера платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из пункта 4 протокола от 31.12.2009, собрание постановило утвердить размер ежегодной индексации оплаты за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по договору управления МКД в размере официального индекса инфляции, определяемого Правительством ежегодно.
Таким образом, протоколом от 31.12.2009 плата за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на период времени не менее одного года не установлена, в том числе не установлена плата на 2012. Протокол от 31.12.2009 указывает только на возможность индексации указанной платы ежегодно в определенном размере, но не содержит установленной платы на определенный период времени. Кроме того, протокол от 31.12.2009 не устанавливает процедуру ежегодной индексации и не меняет процедуру установления платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенную договором управления многоквартирным домом.
Статья 156 ЖК РФ (часть 7) устанавливает порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме именно на общем собрании собственников помещений в МКД и не предусматривает возможность для управляющей организации самостоятельного изменения платы на определенный период при наличии решения собственников о проведении ежегодной индексации.
Договор управления многоквартирным домом также не изменяет вышеуказанный порядок.
Таким образом, даже при отсутствии у управляющей организации протокола общего собрания от 13.07.2012 рассматриваемые действия ООО "УК "ДВСРК-Горький" по установлению платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются незаконными.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона.
Суд первой инстанции не усмотрел в бездействиях Общества признаков малозначительности правонарушения.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в виде штрафа установленного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности судом первой инстанции проверены, нарушений названного порядка и сроков судом не установлено.
Судом обоснованно признано, что возбуждение дела исключительно по обращению граждан, замена должностного лица, проводившего расследования, а также продление сроков проведения административного расследования, не относится к процессуальным нарушениям, влекущим за собой отмену постановления о привлечении к ответственности.
Нарушение сроков направления лицу определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования, определения о продлении административного расследования, существенными нарушениями также не являются и не влекут по выводу суда, отмену постановления о привлечении к ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, и оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, обоснованно признал законным оспариваемое постановление, отказав ООО "УК "ДВСРК-Горький" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.2013 по делу N А73-15665/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)