Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дзюба Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Суриной Е.В.,
судей Буланкиной Л.Г., Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании
19 июля 2012 года
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
дело по апелляционной жалобе Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области при организации водоснабжения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д. Пасынково, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково Калининского района Тверской области водоснабжения в необходимых объемах.
Обязать администрацию Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, обеспечить население д. Пасынково Калининского района Тверской области, водой надлежащего качества, в объемах согласно утвержденных нормативов потребления.
Признать незаконным бездействие администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково Калининского района Тверской области, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Обязать администрацию Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, организовать в д. Пасынково Калининского района Тверской области, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, утвердить генеральную схему очистки д. Пасынково.
В остальной части заявления Тверского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации, отказать".
Судебная коллегия
установила:
Тверской межрайонный прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области при организации водоснабжения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д. Пасынково. В обоснование требований указал, что межрайонной прокуратурой при участии специалистов Управления Роспотребнадзора по Тверской области, Управления Росприроднадзора по Тверской области проведена проверка, в результате которой установлено, что администрацией Эммаусского сельского поселения не выполняются возложенные законом обязанности по организации в д. Пасынково водоснабжения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди граждан. Бездействие администрации Эммаусского сельского поселения нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрацией Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, выразившееся в не выполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково водоснабжения в необходимых объемах и возложить обязанность устранить нарушение, посредствам обеспечения населения д. Пасынково водой надлежащего качества, в объемах согласно утвержденных нормативов потребления; признать незаконным бездействие администрацией Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, выразившееся в не выполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и возложить обязанность устранить нарушение, посредствам: утверждения Генеральной схемы очистки населенного пункта, установления системы сбора и вывоза отходов; оснащения улиц и других общественных мест урнами.
В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6, доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ФИО7 пояснил, что администрация принимала все меры для обеспечения жителей водоснабжением. В настоящий момент для жителей д. Пасынково обеспечена доставка питьевой воды. Что касается нормативов потребления воды, то положение, которое действует, не соответствует фактическому потреблению воды, так как нет различий между квартирными домами и частными. Деревня Пасынково является жилой частично. Распределение полномочий по уборке территории регулируется ФЗ N 131-ФЗ и принятым постановлением от 2008 года в сфере коммунального хозяйства, согласно ч. 4 п. 12.1 которого обязанности организации по уборке возлагаются на хозяйственный субъект по уборке частного домовладения - на собственника, по уборке линейных объектов - на собственника данных объектов. Данное постановление правообладателей объектов обязывает осуществлять уборку мусора. Администрация сельского поселения в свою очередь идет на встречу жителям д. Пасынково, и готова организовать уборку мусора. На основании изложенного считает, что администрация выполняет все необходимые меры по водоснабжению и вывозу мусора, в связи с чем, данное заявление не подлежит удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ставится вопрос об отмене решения и постановлении нового, с оставлением заявленных требований без удовлетворения. В обоснование жалобы указано, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Суд счел представленные администрацией с/п доказательства формальными, тогда как были представлены доказательства, свидетельствующей о том, что администрация поселения использовала все возможные способы организации водоснабжения. Суд не учел и не дал должной оценки долгосрочной целевой программе "Обеспечение населения Эммаусского сельского поселения питьевой водой на 2009 - 2013 годы". Суд не применил при постановлении решения закон, подлежащий применению, а именно в соответствии с п. 12.1 Постановления администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области", организация уборки и содержания территорий хозяйствующих субъектов возложена на хозяйствующий субъект, в собственности, владении, пользовании которого находится указанная территория, организация уборки и содержания территории частного домовладения - на собственника соответствующего частного домовладения.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит основания к частичной отмене принятого решения.
В статье 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Из материалов дела следует, что согласно копии акта осмотра территории от 31.01.2012 года Росприроднадзора установлено, что в деревне Пасынково Эммаусского сельского поселения с населением свыше 100 человек, отсутствует водоснабжение и централизованная канализация. Жители д. Пасынково используют воду из придорожной канавы для питьевых и бытовых нужд.
Из копии сообщения Управления Роспотребнадзора по Тверской области N 02/519 от 27.01.2012 года следует, что при проверке 20.01.2012 года в населенном пункте д. Пасынково Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области установлено отсутствие как централизованного так и децентрализованного источника питьевого водоснабжения населения общественного назначения. На территории некоторых частных домовладений имеются колодцы, мелководные скважины. Жители не имеющие указанных источников водоснабжения, для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд используют воду из ручья, протекающего вдоль автодороги. Фактически данный ручей также является водоотводящей канавой. В соответствии с копией протокола испытаний N 22-В от 03.02.2012 года, в отобранных ФГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" пробах используемой гражданами д. Пасынково воды, установлено наличие живых микроорганизмов нитчатой формы, длиной 3 - 5 мм.
Кроме того, согласно копии акта осмотра территории от 31.01.2012 года РОСПРИРОДНАДЗОРА следует, что в рамках проверки было также установлено, что не организован сбор, вывоз бытовых отходов и мусора, контейнера для сбора мусора в д. Пасынково отсутствуют. Также отсутствует генеральная схема очистки указанного населенного пункта. Контейнерная система, а также "поквартирная" система сбора и удаления твердых бытовых отходов не организована. Данные о количестве выгребных ям, имеющихся на территории домовладений, Администрацией не представлены. На момент проверки на территории д. Пасынково несанкционированных свалок мусора, захламления территорий бытовыми и иными отходами не установлено.
Удовлетворяя требования прокурора в части, суд пришел к выводу о том, что ответчиком не исполняются надлежащим образом обязанности по организации в д. Пасынковой Калининского района Тверской области водоснабжения в необходимых объемах, надлежащего качества и сбору и вывозу отходов производства и потребления, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании п. 3 Правил, к коммунальным услугам относится в том числе, деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению.
В силу п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг регламентированы главой 10 Правил, в соответствии с п. 85 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно п. 86 Правил, действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии со ст. ст. 2, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района на межселенных территориях относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Администрация Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязана организовать в границах поселения водоснабжение населения, однако как установлено в судебном заседании, данная обязанность ею не выполнена.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что такое бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан РФ на удовлетворение их жизненно важных потребностей в питьевой воде.
Ссылка в жалобе на принятие всех необходимых мер для обеспечения жителей деревни качественной питьевой водой, а также на действие долгосрочной целевой программы "Обеспечение населения Эммаусского сельского поселения питьевой водой на 2009 - 1013 года", направленной на обеспечение граждан качественной водой, не может являться основанием для вывода о надлежащем исполнении ответчиками обязанностей по снабжению питьевой водой населения на момент рассмотрения иска и достаточности мер, принимаемых в сфере обеспечения населения деревни Пасынково доброкачественной питьевой водой.
Следует отметить, что согласно статьям 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и статье 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к вопросам местного значения поселения.
Исходя из п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Суд обоснованно отметил, что принятия недостаточных и нерациональных мер к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия согласна с необходимостью признать незаконным бездействие администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково Калининского района Тверской области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Однако не может согласиться с выводом суда о возможности обязать администрацию утвердить генеральную схему очистки д. Пасынково, поскольку как предусмотрено пунктами 1.8 и 1.9 СанПиН 42-128-4690-88, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.
Кроме того, как следует из материалов дела на момент проведения проверки на территории д. Пасынковой несанкционированных свалок мусора, захламления территории бытовыми и иными отходами не установлено.
Таким образом, требование об обязании утвердить генеральную схему очистки д. Пасынковой является необоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене в указанной части.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда, не содержат новые обстоятельства, которые бы не были исследованы судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств и не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены состоявшегося по делу решения в оставшейся части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Тверской области от 21 февраля 2012 года в части удовлетворения требований о возложении обязанностей на Администрацию Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области утвердить генеральную схему очистки д. Пасынково отменить, постановив в указанной части новое решение, в удовлетворении требований Тверского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации к Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о возложении обязанности утвердить Генеральную схему очистки населенного пункта отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2429
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2012 г. по делу N 33-2429
Судья Дзюба Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Суриной Е.В.,
судей Буланкиной Л.Г., Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании
19 июля 2012 года
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
дело по апелляционной жалобе Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области при организации водоснабжения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д. Пасынково, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково Калининского района Тверской области водоснабжения в необходимых объемах.
Обязать администрацию Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, обеспечить население д. Пасынково Калининского района Тверской области, водой надлежащего качества, в объемах согласно утвержденных нормативов потребления.
Признать незаконным бездействие администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково Калининского района Тверской области, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Обязать администрацию Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, организовать в д. Пасынково Калининского района Тверской области, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, утвердить генеральную схему очистки д. Пасынково.
В остальной части заявления Тверского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации, отказать".
Судебная коллегия
установила:
Тверской межрайонный прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области при организации водоснабжения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д. Пасынково. В обоснование требований указал, что межрайонной прокуратурой при участии специалистов Управления Роспотребнадзора по Тверской области, Управления Росприроднадзора по Тверской области проведена проверка, в результате которой установлено, что администрацией Эммаусского сельского поселения не выполняются возложенные законом обязанности по организации в д. Пасынково водоснабжения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди граждан. Бездействие администрации Эммаусского сельского поселения нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрацией Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, выразившееся в не выполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково водоснабжения в необходимых объемах и возложить обязанность устранить нарушение, посредствам обеспечения населения д. Пасынково водой надлежащего качества, в объемах согласно утвержденных нормативов потребления; признать незаконным бездействие администрацией Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, выразившееся в не выполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и возложить обязанность устранить нарушение, посредствам: утверждения Генеральной схемы очистки населенного пункта, установления системы сбора и вывоза отходов; оснащения улиц и других общественных мест урнами.
В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6, доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ФИО7 пояснил, что администрация принимала все меры для обеспечения жителей водоснабжением. В настоящий момент для жителей д. Пасынково обеспечена доставка питьевой воды. Что касается нормативов потребления воды, то положение, которое действует, не соответствует фактическому потреблению воды, так как нет различий между квартирными домами и частными. Деревня Пасынково является жилой частично. Распределение полномочий по уборке территории регулируется ФЗ N 131-ФЗ и принятым постановлением от 2008 года в сфере коммунального хозяйства, согласно ч. 4 п. 12.1 которого обязанности организации по уборке возлагаются на хозяйственный субъект по уборке частного домовладения - на собственника, по уборке линейных объектов - на собственника данных объектов. Данное постановление правообладателей объектов обязывает осуществлять уборку мусора. Администрация сельского поселения в свою очередь идет на встречу жителям д. Пасынково, и готова организовать уборку мусора. На основании изложенного считает, что администрация выполняет все необходимые меры по водоснабжению и вывозу мусора, в связи с чем, данное заявление не подлежит удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ставится вопрос об отмене решения и постановлении нового, с оставлением заявленных требований без удовлетворения. В обоснование жалобы указано, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Суд счел представленные администрацией с/п доказательства формальными, тогда как были представлены доказательства, свидетельствующей о том, что администрация поселения использовала все возможные способы организации водоснабжения. Суд не учел и не дал должной оценки долгосрочной целевой программе "Обеспечение населения Эммаусского сельского поселения питьевой водой на 2009 - 2013 годы". Суд не применил при постановлении решения закон, подлежащий применению, а именно в соответствии с п. 12.1 Постановления администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области", организация уборки и содержания территорий хозяйствующих субъектов возложена на хозяйствующий субъект, в собственности, владении, пользовании которого находится указанная территория, организация уборки и содержания территории частного домовладения - на собственника соответствующего частного домовладения.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит основания к частичной отмене принятого решения.
В статье 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Из материалов дела следует, что согласно копии акта осмотра территории от 31.01.2012 года Росприроднадзора установлено, что в деревне Пасынково Эммаусского сельского поселения с населением свыше 100 человек, отсутствует водоснабжение и централизованная канализация. Жители д. Пасынково используют воду из придорожной канавы для питьевых и бытовых нужд.
Из копии сообщения Управления Роспотребнадзора по Тверской области N 02/519 от 27.01.2012 года следует, что при проверке 20.01.2012 года в населенном пункте д. Пасынково Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области установлено отсутствие как централизованного так и децентрализованного источника питьевого водоснабжения населения общественного назначения. На территории некоторых частных домовладений имеются колодцы, мелководные скважины. Жители не имеющие указанных источников водоснабжения, для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд используют воду из ручья, протекающего вдоль автодороги. Фактически данный ручей также является водоотводящей канавой. В соответствии с копией протокола испытаний N 22-В от 03.02.2012 года, в отобранных ФГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" пробах используемой гражданами д. Пасынково воды, установлено наличие живых микроорганизмов нитчатой формы, длиной 3 - 5 мм.
Кроме того, согласно копии акта осмотра территории от 31.01.2012 года РОСПРИРОДНАДЗОРА следует, что в рамках проверки было также установлено, что не организован сбор, вывоз бытовых отходов и мусора, контейнера для сбора мусора в д. Пасынково отсутствуют. Также отсутствует генеральная схема очистки указанного населенного пункта. Контейнерная система, а также "поквартирная" система сбора и удаления твердых бытовых отходов не организована. Данные о количестве выгребных ям, имеющихся на территории домовладений, Администрацией не представлены. На момент проверки на территории д. Пасынково несанкционированных свалок мусора, захламления территорий бытовыми и иными отходами не установлено.
Удовлетворяя требования прокурора в части, суд пришел к выводу о том, что ответчиком не исполняются надлежащим образом обязанности по организации в д. Пасынковой Калининского района Тверской области водоснабжения в необходимых объемах, надлежащего качества и сбору и вывозу отходов производства и потребления, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании п. 3 Правил, к коммунальным услугам относится в том числе, деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению.
В силу п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг регламентированы главой 10 Правил, в соответствии с п. 85 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно п. 86 Правил, действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии со ст. ст. 2, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района на межселенных территориях относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Администрация Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязана организовать в границах поселения водоснабжение населения, однако как установлено в судебном заседании, данная обязанность ею не выполнена.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что такое бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан РФ на удовлетворение их жизненно важных потребностей в питьевой воде.
Ссылка в жалобе на принятие всех необходимых мер для обеспечения жителей деревни качественной питьевой водой, а также на действие долгосрочной целевой программы "Обеспечение населения Эммаусского сельского поселения питьевой водой на 2009 - 1013 года", направленной на обеспечение граждан качественной водой, не может являться основанием для вывода о надлежащем исполнении ответчиками обязанностей по снабжению питьевой водой населения на момент рассмотрения иска и достаточности мер, принимаемых в сфере обеспечения населения деревни Пасынково доброкачественной питьевой водой.
Следует отметить, что согласно статьям 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и статье 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к вопросам местного значения поселения.
Исходя из п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Суд обоснованно отметил, что принятия недостаточных и нерациональных мер к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия согласна с необходимостью признать незаконным бездействие администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в д. Пасынково Калининского района Тверской области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Однако не может согласиться с выводом суда о возможности обязать администрацию утвердить генеральную схему очистки д. Пасынково, поскольку как предусмотрено пунктами 1.8 и 1.9 СанПиН 42-128-4690-88, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.
Кроме того, как следует из материалов дела на момент проведения проверки на территории д. Пасынковой несанкционированных свалок мусора, захламления территории бытовыми и иными отходами не установлено.
Таким образом, требование об обязании утвердить генеральную схему очистки д. Пасынковой является необоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене в указанной части.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда, не содержат новые обстоятельства, которые бы не были исследованы судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств и не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены состоявшегося по делу решения в оставшейся части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Тверской области от 21 февраля 2012 года в части удовлетворения требований о возложении обязанностей на Администрацию Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области утвердить генеральную схему очистки д. Пасынково отменить, постановив в указанной части новое решение, в удовлетворении требований Тверского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации к Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о возложении обязанности утвердить Генеральную схему очистки населенного пункта отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)