Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А.Н.
судей Назаровой В.Ю., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевской Е.И.
при участии:
- от истца, Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети": Черданцев Д.В., паспорт, доверенность от 12.08.2013 года;
- от ответчика, Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская": Горохов Ю.Н., паспорт, доверенность от 23.09.2013 года;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 июня 2013 года
по делу N А60-2116/2013,
принятое судьей Е.Н.Яговкиной
по иску Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ОГРН 1106633000660, ИНН 6633016986)
к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ОГРН 1106633000715, ИНН 6633017027)
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Богдановичские тепловые сети" (далее - МУП "Богдановичские тепловые сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (далее - ООО УК "Богдановичская", ответчик) о взыскании с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 3 919 970 руб. 93 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и теплоносителя, потребленных в ноябре и декабре 2012 года, горячего водоснабжения за период с февраля по декабрь 2012 года, а также 743 865 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2012 года по 27.03.2013 года с последующим их начислением по день фактической оплаты долга (т. 1 л.д. 9-11, т. 2, л.д. 1-2, т. 3, л.д. 84-/85, т. 4, л.д. 83, 174).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2013 года (резолютивная часть решения от 27.05.2013 года, судья Е.Н.Яговкина) исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 46 319 руб. 18 коп. государственной пошлины по иску (т. 4, л.д. 195-199).
Ответчик, ООО УК "Богдановичская", с решением суда первой инстанции не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Считает, что истцом необоснованно предъявлена к взысканию стоимость специально подготовленного теплоносителя на сумму 654 684 руб. 51 коп., поскольку в закрытой системе теплоснабжения г. Богданович Свердловской области циркулирующая в тепловой сети вода не отбирается, ее стоимость включена в тариф на тепловую энергию.
В расчетах за поставленные энергоресурсы истцу следовало применять тарифы, утвержденные для граждан с учетом предельного индекса цен на тепловую энергию Постановлением Главы городского округа Богданович N 445 от 22.02.2013 года, на горячее водоснабжение - Постановление Главы городского округа Богданович N 71 от 20.01.2011 года. С учетом тарифов, утвержденных нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, стоимость тепловой энергии на отопление и теплоноситель за период с ноября по декабрь 2012 года составит 25 000 106 руб. 55 коп.; стоимость горячего водоснабжения за период с февраля по декабрь 2012 года - 10 277 570 руб. 00 коп. В связи с произведенной ответчиком оплатой поставленных в спорный период энергоресурсов, задолженность ООО УК "Богдановичская" перед МУП "Богдановичские тепловые сети" составляет 214 974 руб. 76 коп. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, равен 641 378 руб. 32 коп.
С учетом изложенного ответчик просит решение суда первой инстанции изменить, взыскать с ООО УК "Богдановичская" в пользу МУП "Богдановичские тепловые сети" 214 974 руб. 76 коп. основного долга, 641 378 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение изменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, МУП "Богдановичские тепловые сети", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что ответчику к оплате обоснованно предъявлен объем специального подготовленного теплоносителя, поскольку акты на поставку тепловой энергии подписаны ответчиком без разногласий. Расчет задолженности по оплате тепловой энергии, теплоносителя, горячего водоснабжения обоснованно произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, с учетом тарифов, утвержденных постановлениями РЭК Свердловской области от 30.11.2011 N 185-ПК, от 21.12.2011 N 205-ПК, от 23.12.2011 N 197-ПК.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отсутствие заключенного письменного договора МУП "Богдановичские тепловые сети" произвело поставку тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО УК "Богдановичская", в том числе на нужды отопления в ноябре и декабре 2012 года, а также на нужды горячего водоснабжения в период с февраля по декабрь 2012 года.
Для оплаты поставленных тепловой энергии, теплоносителя, горячего водоснабжения истец направил в адрес ответчика акты на поставку-получение горячей воды, акты на поставку-получение тепловой энергии и теплоносителя (т. 2, л.д. 6-48) и счета-фактуры (т. 1 л.д. 73-113, т. 2, л.д. 50-65).
Ответчик акты на поставку-получение тепловой энергии и теплоносителя, горячего водоснабжения подписал, однако оплату поставленных энергоресурсов произвел лишь частично.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по оплате горячего водоснабжения, тепловой энергии и теплоносителя составила 3 919 970 руб. 93 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Ненадлежащее исполнение ООО УК "Богдановичская" обязанности по оплате поставленных энергоресурсов послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 743 865 руб. 93 коп., начисленных за период с 11.03.2012 года по 27.03.2013 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта и объема поставленных на объекты ответчика тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также теплоносителя; правомерности применения при определении стоимости ресурсов тарифов, утвержденных Постановлениями РЭК Свердловской области от 3011.2011 N 185-ПК, от 21.12.2011 N 205-ПК, от 23.12.2011 N 197-ПК; наличия задолженности по их оплате в размере 3 919 970 руб. 93 коп.; доказанности несвоевременного исполнения ответчиком денежного обязательства по оплате потребленных энергоресурсов; обоснованности требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 743 865 руб. 93 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы жалобы ответчика заслуживающими внимания.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку проект договора поставки тепловой энергии и предоставления услуг по подготовке производственной воды для нужд систем теплоснабжения N 1-Ю от 01.01.2011 ответчиком подписан с протоколом разногласий, которые не урегулированы (т. 2 л.д. 122-141), учитывая, что из материалов дела невозможно установить, что разногласия между сторонами имелись по условиям договора, не относящимся к существенным, между сторонами сложились фактические отношения по теплоснабжению.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоснабжающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт поставки истцом тепловой энергии на нужды отопления, горячего водоснабжения в спорный период на объекты ответчика последним не оспорен.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе товарищество собственников жилья.
ООО УК "Богдановичская" как организация, управляющая многоквартирными домами, является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных домах, а МУП "Богдановичские тепловые сети" - ресурсоснабжающей организацией.
Наличие обязанности по оплате стоимости поставленных в многоквартирные дома энергоресурсов ответчик не оспаривает.
Разногласия у сторон возникли относительно применения тарифов на тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также предъявления ответчику к оплате стоимости специально подготовленного теплоносителя.
Для определения стоимости тепловой энергии и теплоносителя, а также услуг горячего водоснабжения МУП "Богдановичские тепловые сети" применяло утвержденные Постановлениями РЭК Свердловской области от 22.12.2011 N 197-ПК, от 21.12.2011 N 205-ПК, от 30.11.2011 N 185-ПК (т. 1, л.д. 145-163) тарифы на тепловую энергию на 2012 год в размере 1 062 руб. 40 коп. (с НДС), на теплоноситель на 2012 год в размере 36 руб. 43 коп. (с НДС), на горячую воду на 2012 год в размере 77,22 руб./куб. м соответственно.
Ответчиком стоимость тепловой энергии и горячего водоснабжения для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, определялась на основании размеров платы, утвержденных Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ) установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и(или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов (часть 6 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ).
Частью 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ предусмотрено, что при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
В целях реализации статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ Постановлением Правительства Свердловской области от 25.04.2007 N 361-ПП утвержден Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (далее - Порядок), определяющий отношения между органами местного самоуправления, исполнителями, управляющими организациями и гражданами по вопросам изменения размеров платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 2 Порядка).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что если изменение размера платы граждан за жилое помещение и(или) платы граждан за коммунальные услуги выше максимального или ниже минимального предельного индекса, утвержденного для соответствующего муниципального образования в Свердловской области Региональной энергетической комиссией Свердловской области, размеры платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории данного муниципального образования, подлежат пересмотру уполномоченными органами местного самоуправления и приведению в соответствие с утвержденными предельными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об утверждении предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и размеров платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно пункту 8 Порядка пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и(или) платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и(или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц).
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 27.12.2010 N 1390-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", а также Постановления Региональной энергетической комиссии от 01.01.2010 N 119-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год", было принято постановление Главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 09.11.2011 N 1022-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", а также Постановления Региональной энергетической комиссии от 27.10.2011 N 162-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год", было принято постановление Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445.
Указанные постановления Главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71, от 22.02.2013 N 445 не отменены, в установленном порядке недействительными не признаны.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.10.2011 N 162-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год" на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию в Свердловской области не выше 100% к уровню, сложившемуся в декабре 2011 года.
Указом губернатора Свердловской области от 09.11.2011 N 1022-УГ установлено обеспечить недопущение увеличения совокупной платы граждан, проживающих на территории Свердловской области, за коммунальные услуги (при сопоставимых объемах потребляемых услуг) с 1 января 2012 года по 01 июля 2012 года. Главам муниципальных образований в Свердловской области предписано обратить внимание на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10, при расчетах за потребленную тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг в соответствии с положениями Правил N 307 вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Поскольку управляющая компания выступает в имущественном обороте в интересах жильцов, соответствующие обязательства управляющей организации не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров жильцов с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку ответчик приобретал тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению, стоимость тепловой энергии и горячего водоснабжения для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежит определению на основании размеров платы, утвержденных Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71.
Таким образом, в соответствии с расчетом ответчика (т. 3, л.д. 5), произведенным путем умножения количества тепловой энергии на размеры платы, утвержденные Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71, стоимость энергоресурса составила 35 277 676 руб. 55 коп., в том числе за тепловую энергию на отопление за период с ноября по декабрь 2012 года - 25 000 106 руб. 55 коп., за тепловую энергию на горячее водоснабжение за период с февраля по декабрь 2012 года - 10 277 570 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и(или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
Согласно пункту 37 Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с не возвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу; оплате подлежит количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки и устанавливаемым соглашением сторон.
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам России от 31.08.2007 N СН-5083/12 дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителей в тепловую сеть и(или) на источник тепла. Потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
С учетом положений статей 154, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату тепловой энергии, отпущенной на объекты жилого фонда, в том числе необходимой для компенсации потерь, возникших во внутридомовых сетях.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено сторонами, система теплоснабжения городского округа Богданович является закрытой.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
С учетом изложенного, при закрытой системе теплоснабжения стоимость химически очищенной воды, использованной для целей теплоснабжения, учитывается в тарифах на тепловую энергию, а потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, должны оплачивать необходимое для заполнения системы теплоснабжения дополнительное количество химически очищенной воды в объеме этих потерь.
При предъявлении требования о взыскании стоимости теплоносителя истец согласно статье 65 АПК РФ должен доказать факт наличия потерь воды в закрытой системе теплоснабжения либо сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, их объем и стоимость.
В нарушение норм статьи 65 АПК РФ МУП "Богдановичские тепловые сети" не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие объем потерь воды в закрытой системе теплоснабжения.
Кроме того, согласно письму заместителя главы администрации городского округа Богданович по ЖКХ от 12.07.2012 N 01-112/160 в ставке платы за отопление по постановлению Главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71 учтена стоимость нормативных потерь теплоносителя.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с ООО УК "Богдановичская" в пользу МУП "Богдановичские тепловые сети" 654 684 руб. 51 коп. стоимости специально подготовленного теплоносителя у суда первой инстанции не имелось.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается перечисление ответчиком в пользу истца в счет оплаты поставленных в спорный период энергоресурсов денежных средств в размере 35 062 701 руб. 79 коп., с учетом стоимости энергоресурсов, определенной на основании размеров платы, утвержденных Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71 (35 277 676 руб. 55 коп.), размер задолженности ответчика перед истцом составит 214 974 руб. 76 коп. (35 277 676 руб. 55 коп. - 35 062 701 руб. 79 коп. = 214 974 руб. 76 коп.).
Согласно статье 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Поскольку факт нарушения ответчиком денежного обязательства по своевременной оплате тепловой энергии не оспаривается, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании статьи 395 ГК РФ, заявлено МУП "Богдановичские тепловые сети" правомерно.
Согласно расчету ответчика размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга, исходя из ставок рефинансирования ЦБ РФ, действующих на день частичного исполнения денежного обязательства, за период с 11.03.2012 года по 27.03.2013 года. составит 641 378 руб. 32 коп.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции, признан соответствующим положениям статьи 395 ГК РФ.
Требование истца о взыскании процентов с 28.03.2013 года по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% подлежит удовлетворения в силу пункта 3 статьи 395 ГК РФ.
С учетом изложенного решение суда от 03.06.2013 года подлежит изменению на основании пунктов 1, 4 статьи 270 АПК РФ (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права).
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 АПК РФ.
В связи с предоставлением истцу при подаче иска отсрочки уплаты государственной пошлины, 8 476 руб. 41 коп. подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, 37 842 руб. 77 коп. - с истца в доход федерального бюджета в силу статьи 102 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 102, 176, 258, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июня 2013 года по делу N А60-2116/2013 изменить.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в пользу Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" 214 974 (двести четырнадцать тысяч девятьсот семьдесят четыре) руб. 76 коп. основного долга, 641 378 (шестьсот сорок одну тысячу триста семьдесят восемь) руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с их дальнейшим взысканием с 28.03.2013 года по день фактической уплаты долга, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в доход федерального бюджета 8 476 (восемь тысяч четыреста семьдесят шесть) руб. 41 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" в доход федерального бюджета 37 842 (тридцать семь тысяч восемьсот сорок два) руб. 77 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
Л.В.РУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2013 N 17АП-8878/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-2116/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. N 17АП-8878/2013-ГК
Дело N А60-2116/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А.Н.
судей Назаровой В.Ю., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевской Е.И.
при участии:
- от истца, Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети": Черданцев Д.В., паспорт, доверенность от 12.08.2013 года;
- от ответчика, Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская": Горохов Ю.Н., паспорт, доверенность от 23.09.2013 года;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 июня 2013 года
по делу N А60-2116/2013,
принятое судьей Е.Н.Яговкиной
по иску Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ОГРН 1106633000660, ИНН 6633016986)
к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ОГРН 1106633000715, ИНН 6633017027)
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Богдановичские тепловые сети" (далее - МУП "Богдановичские тепловые сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (далее - ООО УК "Богдановичская", ответчик) о взыскании с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 3 919 970 руб. 93 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и теплоносителя, потребленных в ноябре и декабре 2012 года, горячего водоснабжения за период с февраля по декабрь 2012 года, а также 743 865 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2012 года по 27.03.2013 года с последующим их начислением по день фактической оплаты долга (т. 1 л.д. 9-11, т. 2, л.д. 1-2, т. 3, л.д. 84-/85, т. 4, л.д. 83, 174).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2013 года (резолютивная часть решения от 27.05.2013 года, судья Е.Н.Яговкина) исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 46 319 руб. 18 коп. государственной пошлины по иску (т. 4, л.д. 195-199).
Ответчик, ООО УК "Богдановичская", с решением суда первой инстанции не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Считает, что истцом необоснованно предъявлена к взысканию стоимость специально подготовленного теплоносителя на сумму 654 684 руб. 51 коп., поскольку в закрытой системе теплоснабжения г. Богданович Свердловской области циркулирующая в тепловой сети вода не отбирается, ее стоимость включена в тариф на тепловую энергию.
В расчетах за поставленные энергоресурсы истцу следовало применять тарифы, утвержденные для граждан с учетом предельного индекса цен на тепловую энергию Постановлением Главы городского округа Богданович N 445 от 22.02.2013 года, на горячее водоснабжение - Постановление Главы городского округа Богданович N 71 от 20.01.2011 года. С учетом тарифов, утвержденных нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, стоимость тепловой энергии на отопление и теплоноситель за период с ноября по декабрь 2012 года составит 25 000 106 руб. 55 коп.; стоимость горячего водоснабжения за период с февраля по декабрь 2012 года - 10 277 570 руб. 00 коп. В связи с произведенной ответчиком оплатой поставленных в спорный период энергоресурсов, задолженность ООО УК "Богдановичская" перед МУП "Богдановичские тепловые сети" составляет 214 974 руб. 76 коп. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, равен 641 378 руб. 32 коп.
С учетом изложенного ответчик просит решение суда первой инстанции изменить, взыскать с ООО УК "Богдановичская" в пользу МУП "Богдановичские тепловые сети" 214 974 руб. 76 коп. основного долга, 641 378 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение изменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, МУП "Богдановичские тепловые сети", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что ответчику к оплате обоснованно предъявлен объем специального подготовленного теплоносителя, поскольку акты на поставку тепловой энергии подписаны ответчиком без разногласий. Расчет задолженности по оплате тепловой энергии, теплоносителя, горячего водоснабжения обоснованно произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, с учетом тарифов, утвержденных постановлениями РЭК Свердловской области от 30.11.2011 N 185-ПК, от 21.12.2011 N 205-ПК, от 23.12.2011 N 197-ПК.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отсутствие заключенного письменного договора МУП "Богдановичские тепловые сети" произвело поставку тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО УК "Богдановичская", в том числе на нужды отопления в ноябре и декабре 2012 года, а также на нужды горячего водоснабжения в период с февраля по декабрь 2012 года.
Для оплаты поставленных тепловой энергии, теплоносителя, горячего водоснабжения истец направил в адрес ответчика акты на поставку-получение горячей воды, акты на поставку-получение тепловой энергии и теплоносителя (т. 2, л.д. 6-48) и счета-фактуры (т. 1 л.д. 73-113, т. 2, л.д. 50-65).
Ответчик акты на поставку-получение тепловой энергии и теплоносителя, горячего водоснабжения подписал, однако оплату поставленных энергоресурсов произвел лишь частично.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по оплате горячего водоснабжения, тепловой энергии и теплоносителя составила 3 919 970 руб. 93 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Ненадлежащее исполнение ООО УК "Богдановичская" обязанности по оплате поставленных энергоресурсов послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 743 865 руб. 93 коп., начисленных за период с 11.03.2012 года по 27.03.2013 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта и объема поставленных на объекты ответчика тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также теплоносителя; правомерности применения при определении стоимости ресурсов тарифов, утвержденных Постановлениями РЭК Свердловской области от 3011.2011 N 185-ПК, от 21.12.2011 N 205-ПК, от 23.12.2011 N 197-ПК; наличия задолженности по их оплате в размере 3 919 970 руб. 93 коп.; доказанности несвоевременного исполнения ответчиком денежного обязательства по оплате потребленных энергоресурсов; обоснованности требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 743 865 руб. 93 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы жалобы ответчика заслуживающими внимания.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку проект договора поставки тепловой энергии и предоставления услуг по подготовке производственной воды для нужд систем теплоснабжения N 1-Ю от 01.01.2011 ответчиком подписан с протоколом разногласий, которые не урегулированы (т. 2 л.д. 122-141), учитывая, что из материалов дела невозможно установить, что разногласия между сторонами имелись по условиям договора, не относящимся к существенным, между сторонами сложились фактические отношения по теплоснабжению.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоснабжающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт поставки истцом тепловой энергии на нужды отопления, горячего водоснабжения в спорный период на объекты ответчика последним не оспорен.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе товарищество собственников жилья.
ООО УК "Богдановичская" как организация, управляющая многоквартирными домами, является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных домах, а МУП "Богдановичские тепловые сети" - ресурсоснабжающей организацией.
Наличие обязанности по оплате стоимости поставленных в многоквартирные дома энергоресурсов ответчик не оспаривает.
Разногласия у сторон возникли относительно применения тарифов на тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также предъявления ответчику к оплате стоимости специально подготовленного теплоносителя.
Для определения стоимости тепловой энергии и теплоносителя, а также услуг горячего водоснабжения МУП "Богдановичские тепловые сети" применяло утвержденные Постановлениями РЭК Свердловской области от 22.12.2011 N 197-ПК, от 21.12.2011 N 205-ПК, от 30.11.2011 N 185-ПК (т. 1, л.д. 145-163) тарифы на тепловую энергию на 2012 год в размере 1 062 руб. 40 коп. (с НДС), на теплоноситель на 2012 год в размере 36 руб. 43 коп. (с НДС), на горячую воду на 2012 год в размере 77,22 руб./куб. м соответственно.
Ответчиком стоимость тепловой энергии и горячего водоснабжения для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, определялась на основании размеров платы, утвержденных Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ) установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и(или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов (часть 6 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ).
Частью 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ предусмотрено, что при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
В целях реализации статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ Постановлением Правительства Свердловской области от 25.04.2007 N 361-ПП утвержден Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (далее - Порядок), определяющий отношения между органами местного самоуправления, исполнителями, управляющими организациями и гражданами по вопросам изменения размеров платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 2 Порядка).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что если изменение размера платы граждан за жилое помещение и(или) платы граждан за коммунальные услуги выше максимального или ниже минимального предельного индекса, утвержденного для соответствующего муниципального образования в Свердловской области Региональной энергетической комиссией Свердловской области, размеры платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории данного муниципального образования, подлежат пересмотру уполномоченными органами местного самоуправления и приведению в соответствие с утвержденными предельными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об утверждении предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и размеров платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно пункту 8 Порядка пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и(или) платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и(или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц).
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 27.12.2010 N 1390-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", а также Постановления Региональной энергетической комиссии от 01.01.2010 N 119-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год", было принято постановление Главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 09.11.2011 N 1022-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", а также Постановления Региональной энергетической комиссии от 27.10.2011 N 162-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год", было принято постановление Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445.
Указанные постановления Главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71, от 22.02.2013 N 445 не отменены, в установленном порядке недействительными не признаны.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.10.2011 N 162-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год" на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию в Свердловской области не выше 100% к уровню, сложившемуся в декабре 2011 года.
Указом губернатора Свердловской области от 09.11.2011 N 1022-УГ установлено обеспечить недопущение увеличения совокупной платы граждан, проживающих на территории Свердловской области, за коммунальные услуги (при сопоставимых объемах потребляемых услуг) с 1 января 2012 года по 01 июля 2012 года. Главам муниципальных образований в Свердловской области предписано обратить внимание на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10, при расчетах за потребленную тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг в соответствии с положениями Правил N 307 вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Поскольку управляющая компания выступает в имущественном обороте в интересах жильцов, соответствующие обязательства управляющей организации не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров жильцов с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку ответчик приобретал тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению, стоимость тепловой энергии и горячего водоснабжения для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежит определению на основании размеров платы, утвержденных Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71.
Таким образом, в соответствии с расчетом ответчика (т. 3, л.д. 5), произведенным путем умножения количества тепловой энергии на размеры платы, утвержденные Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71, стоимость энергоресурса составила 35 277 676 руб. 55 коп., в том числе за тепловую энергию на отопление за период с ноября по декабрь 2012 года - 25 000 106 руб. 55 коп., за тепловую энергию на горячее водоснабжение за период с февраля по декабрь 2012 года - 10 277 570 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и(или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
Согласно пункту 37 Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с не возвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу; оплате подлежит количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки и устанавливаемым соглашением сторон.
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам России от 31.08.2007 N СН-5083/12 дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителей в тепловую сеть и(или) на источник тепла. Потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
С учетом положений статей 154, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату тепловой энергии, отпущенной на объекты жилого фонда, в том числе необходимой для компенсации потерь, возникших во внутридомовых сетях.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено сторонами, система теплоснабжения городского округа Богданович является закрытой.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
С учетом изложенного, при закрытой системе теплоснабжения стоимость химически очищенной воды, использованной для целей теплоснабжения, учитывается в тарифах на тепловую энергию, а потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, должны оплачивать необходимое для заполнения системы теплоснабжения дополнительное количество химически очищенной воды в объеме этих потерь.
При предъявлении требования о взыскании стоимости теплоносителя истец согласно статье 65 АПК РФ должен доказать факт наличия потерь воды в закрытой системе теплоснабжения либо сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, их объем и стоимость.
В нарушение норм статьи 65 АПК РФ МУП "Богдановичские тепловые сети" не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие объем потерь воды в закрытой системе теплоснабжения.
Кроме того, согласно письму заместителя главы администрации городского округа Богданович по ЖКХ от 12.07.2012 N 01-112/160 в ставке платы за отопление по постановлению Главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71 учтена стоимость нормативных потерь теплоносителя.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с ООО УК "Богдановичская" в пользу МУП "Богдановичские тепловые сети" 654 684 руб. 51 коп. стоимости специально подготовленного теплоносителя у суда первой инстанции не имелось.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается перечисление ответчиком в пользу истца в счет оплаты поставленных в спорный период энергоресурсов денежных средств в размере 35 062 701 руб. 79 коп., с учетом стоимости энергоресурсов, определенной на основании размеров платы, утвержденных Постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 445, от 20.01.2011 N 71 (35 277 676 руб. 55 коп.), размер задолженности ответчика перед истцом составит 214 974 руб. 76 коп. (35 277 676 руб. 55 коп. - 35 062 701 руб. 79 коп. = 214 974 руб. 76 коп.).
Согласно статье 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Поскольку факт нарушения ответчиком денежного обязательства по своевременной оплате тепловой энергии не оспаривается, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании статьи 395 ГК РФ, заявлено МУП "Богдановичские тепловые сети" правомерно.
Согласно расчету ответчика размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга, исходя из ставок рефинансирования ЦБ РФ, действующих на день частичного исполнения денежного обязательства, за период с 11.03.2012 года по 27.03.2013 года. составит 641 378 руб. 32 коп.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции, признан соответствующим положениям статьи 395 ГК РФ.
Требование истца о взыскании процентов с 28.03.2013 года по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% подлежит удовлетворения в силу пункта 3 статьи 395 ГК РФ.
С учетом изложенного решение суда от 03.06.2013 года подлежит изменению на основании пунктов 1, 4 статьи 270 АПК РФ (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права).
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 АПК РФ.
В связи с предоставлением истцу при подаче иска отсрочки уплаты государственной пошлины, 8 476 руб. 41 коп. подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, 37 842 руб. 77 коп. - с истца в доход федерального бюджета в силу статьи 102 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 102, 176, 258, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июня 2013 года по делу N А60-2116/2013 изменить.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в пользу Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" 214 974 (двести четырнадцать тысяч девятьсот семьдесят четыре) руб. 76 коп. основного долга, 641 378 (шестьсот сорок одну тысячу триста семьдесят восемь) руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с их дальнейшим взысканием с 28.03.2013 года по день фактической уплаты долга, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в доход федерального бюджета 8 476 (восемь тысяч четыреста семьдесят шесть) руб. 41 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" в доход федерального бюджета 37 842 (тридцать семь тысяч восемьсот сорок два) руб. 77 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
Л.В.РУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)