Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2007 N 04АП-3204/2007 ПО ДЕЛУ N А78-4178/2006-С1-1/167

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2007 г. N 04АП-3204/2007

Дело N А78-4178/2006-С1-1/167

Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2007 г., резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
судей Бурковой О.Н. и Куклина О.А.,
при ведении протокола судьей Шарковой К.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием Р. по доверенности индивидуального предпринимателя Т.Г. от 03.09.2007 г., Т.Н. по доверенности Администрации городского округа "Город Балей" от 09.02.2007 г., С. по доверенности Комитета по финансам Читинской области от 17.10.2006 г., П. по доверенности Минфина РФ от 15.01.2007 г. апелляционную жалобу Администрации городского округа "Город Балей" на решение Арбитражного суда Читинской области от 05 июня 2007 г. (судья Стремецкая Т.Ф.) по делу N А78-4178/2006-С1-1/167 по иску индивидуального предпринимателя Т.Г. к Городскому округу "Город Балей", Муниципальному учреждению "Служба субсидий города Балея", Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области и Российской Федерации в лице Министерства по финансам Российской Федерации о взыскании 387002 руб. 82 коп.,

установил:

Индивидуальный предприниматель Т.Г. обратился с иском к Городскому округу "Город Балей" о взыскании 308759 руб. 66 коп. выпадающих при предоставлении жилищно-коммунальных субсидий доходов, а также 78243 руб. 16 коп. пени за просрочки платежа в соответствии с условиями договоров на поставку дров в счет жилищно-коммунальных субсидий.
Иск мотивирован тем, что истец в 2005 году по программе предоставления субсидий гражданам, проживающим в городе Балей, осуществил поставку дров населению по договору с Администрацией городского округа "Город Балей", предоставив скидки на суммы субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Выпадающие при этом доходы истцу были компенсированы частично.
С согласия истца определениями суда от 03.08.2006 г. и от 06.12.2006 г. другими ответчиками к участию в деле были привлечены - Муниципальное учреждение "Служба субсидий города Балея", Читинская область в лице Комитета по финансам Читинской области и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда от 05 июня 2007 г. производство в отношении ликвидированного ответчика - Муниципального учреждения "Служба субсидий города Балея", преркащено, иск частично, на сумму 240600 руб., удовлетворен за счет казны городского округа "Город Балей", в остальной части иска отказано, в иске к другим ответчикам отказано.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа "Город Балей" считает решение суда первой инстанции о взыскании истребуемой истцом суммы за счет средств казны города Балея незаконным, поскольку предоставление гражданам субсидий при оплате коммунальных услуг осуществляется не только за счет средств муниципального бюджета, но также и из дотационных средств областного и федерального бюджетов, а средств на компенсацию таких расходов из бюджетов других уровней в 2005 г. поступило в недостаточном объеме.
В судебном заседании представитель названного ответчика доводы жалобы поддержал.
Представитель истца определенную судом первой инстанции сумму взыскания не оспаривает, в части, касающейся определения надлежащего ответчика по обязательствам о компенсации данной суммы полагается на усмотрение суда.
Представители других ответчиков - Комитета по финансам Читинской области и Минфина РФ, с апелляционной жалобой не согласились, считают решение суда первой инстанции правильным.
В части прекращения производства по делу в отношении ответчика - Муниципального учреждения "Служба субсидий города Балея", а также определенной судом первой инстанции суммы задолженности по выпадающим доходам истца за 2005 г. - 240600 руб., и безосновательности требований о взыскании пени решение сторонами не оспаривается.
Законность решения, в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции проверяется в обжалуемой части.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела и проверив законность решения суда в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению с обращением взыскания на казну Российской Федерации, с отказом в иске к другим ответчикам.
Истцу подлежат компенсации за счет бюджетных средств 240600 руб. выпадающих доходов в связи с поставкой им дров населению города Балея в счет жилищно-коммунальных субсидий в 2005 г., что подтверждается следующим.
Между предпринимателем Т.Г. и Муниципальным образованием города Балея были заключены договоры на заготовку и доставку дров населению в счет коммунальных субсидий:
- договор от 17.01.2005 г. при оплате из расчета 310 руб. за 1 куб. м дров,
- договор от 23.09.2005 г. при оплате из расчета 368 руб. за 1 куб. м дров.
Срок действия названных договорных отношений определен по 31 декабря 2005 года
По условиям обоих договоров о возмещении коммунальной субсидии исполнитель каждые 30 календарных дней выставляет заказчику счет-фактуру на сумму, равную стоимости вывезенных населению дров, на основании справок, подтверждающих доставку дров по каждому конкретному адресу (пункты 4.1).
Службой субсидий городского округа "Город Балей" и управления социального обеспечения подтверждена сумма задолженности по оказанным истцом субсидиям в размере 240,6 тыс. руб.
Согласно представленных расчетных первичных документов предпринимателем Т.Г. в 2005 году вывезено гражданам твердого топлива по начисленным субсидиям на общую сумму 1062,0 тыс. руб.:
в феврале на 68,7 тыс. руб., в марте на 103,9 тыс. руб., в апреле на 51,8 тыс. руб., в июне на 149,1 тыс. руб., в августе на 324,3 тыс. руб., в октябре на 364,2 тыс. руб.
Согласно сведениям службы субсидий городского округа "Город Балей" и управления социального обеспечения, оплачено предпринимателю Т.Г. в 2005 году 821,4 тыс. руб.:
в феврале - 36,4 тыс. руб., в апреле - 48,0 тыс. руб., в мае - 118,7 тыс. руб., в июне - 149,0 тыс. руб., в августе - 59,0 тыс. руб., в октябре - 279,5 тыс. руб., в декабре 130,8 тыс. руб.
Невыплаченная разница составляет 240600 руб.
Указанная сумма подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации.
Согласно статье 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 30.08.04 N 444 утвердило Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно которому субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, а порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики").
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федеральною закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации").
В бюджете города Балея на 2005 год предусмотрено финансирование расходов на субсидии 2600 тыс. рублей, и данная сумма была предоставлена организациям по возмещению платы, не полученной в связи с предоставлениям гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе истцу 338,7 тыс. рублей.
Законом Читинской области "Об областном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований в сумме 279823.6 тыс. рублей, в том числе муниципальному образованию город Балей установлен размер выделяемых из областного бюджета субсидий в сумме 733,1 тыс. рублей и субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на 2005 год в сумме 1278,3 тыс. рублей.
Данная сумма была получены муниципальным образованием и распределена между организациями, предоставляющими граждан коммунальные услуги, в том числе истцу - 105,3 тыс. рублей из средств областного бюджета и 377,5 тыс. рублей из средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 11.02.05 N 70 Читинской области из федерального бюджета должно произвести частичное возмещение расходов по субсидиям в размере 20%.
В 2005 году Комитетом по финансам Читинской области направлялись в Министерство финансов Российской Федерации сведения о размере начисленных и не погашенных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на сумму 242009 тыс.рублей.
В соответствии с приложением N 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Читинской области выделено субвенций на оплату жилья коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2005 году в сумме 205667,4 тыс. рублей. В 2005 году Читинской области из федерального бюджета поступили субвенции в размере, предусмотренном Законом о бюджете, из них Министерством финансов Российской Федерации перечислено субъекту на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг согласно статье 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 72973,0 тыс. рублей.
Полученные из федерального бюджета денежные средства были распределены муниципальным образованиям Читинской области, в том числе городу Балей - 1278,3 тыс. рублей, из них 377,5 тыс. рублей возмещены истцу.
Между тем выделенные из городского, областного и федерального бюджетов средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку Российская Федерация, принимая Закон о жилищной политике, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиям по выплате субсидии населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальные образования недостаточно для покрытия таких расходов денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных истцом, как субъектом коммерческой деятельности, расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести казна Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доходы, не полученные истцом в связи с оказанием услуг в счет жилищно-коммунальных субсидий, являются убытками, поскольку истец, как коммерческая организация, содействовала органам управления города Балея в реализации Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" под условием предоставления ему возмещения неполученных доходов.
Согласно ст. ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации неполученная истцом компенсация за предоставление субсидий является его убытками и подлежит возмещению в сумме 240600 руб.
Оснований для возложения обязанности по компенсации истцу указанной суммы на иных ответчиков не имеется.
В связи со взысканием суммы выпадающих доходов с казны Российской Федерации, затраты на уплату госпошлины пропорционально удовлетворенной сумме иска подлежат компенсации истцу путем возврата из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 05 июня 2007 г. по делу N А78-4178/2006-С1-1/167 изменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать в пользу индивидуального предпринимателя Т.Г., проживающего по адресу: <...>, имеющего идентификационный номер налогоплательщика 752800048415 и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя 304752721800020, за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 240600 рублей в счет возмещения выпадающих доходов при предоставлении жилищно-коммунальных субсидий.
Во взыскании оставшейся суммы иска отказать.
В иске к Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области, к Городскому округу "Город Балей" в лице Администрации городского округа "Город Балей" отказать.
Производство по делу в отношении Муниципального учреждения "Служба субсидий города Балея" прекратить.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Т.Г. из федерального бюджета 5744 рубля 51 копейку государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
К.Ж.ШАРКОВА
судьи
О.Н.БУРКОВА
О.А.КУКЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)