Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.05.2006 N 58-ГО6-17

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2006 г. N 58-ГО6-17


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Л.А. Калининой, А.М. Маслова
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края об отмене решения Хабаровского краевого суда от 10 марта 2006 года, которым признаны недействующими абзацы 10, 11, 12, 13 части 6 статьи 1 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2005 года N 330 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" с момента принятия Закона.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Романовской М.Н. и Стрельцова М.Н. - представителей Законодательной Думы Хабаровского края, поддержавших доводы кассационной жалобы заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, Судебная коллегия
установила:

статья 5 Закона Хабаровского края от 19 января 2005 года N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в редакции Закона Хабаровского края от 10 декабря 2005 года N 330 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" гласит, что выплата компенсаций специалистам, работающим в муниципальных учреждениях, и пенсионерам, работавшим в указанных учреждениях, осуществляется в порядке, самостоятельно определяемом органами местного самоуправления муниципальных районов. Финансирование расходов по предоставлению компенсаций данным категориям граждан осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов из краевого бюджета (пункт 3). Объем субвенций бюджетам муниципальных районов определяется исходя из количества граждан, имеющих право на компенсацию, нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим Законом, нормативов потребления тепловой и электрической энергии, а также топлива, утвержденных Правительством края, и устанавливается законом о краевом бюджете на очередной финансовый год. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, порядок и форма предоставления органами местного самоуправления отчетности о финансировании компенсаций устанавливаются Правительством края (пункт 4).
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими данных положений (в заявлении прокурора, решении Хабаровского областного суда именуются соответственно абзацами 10, 11, 12, 13 части 6 статьи 1 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2005 года N 330 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"), сославшись на несоблюдение законодателем Хабаровского края порядка наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по выплате мер социальной поддержки за жилье и оказанные коммунальные услуги, установленного статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которой передача полномочий органам местного самоуправления, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации возможна только на основе специального закона соответствующего субъекта с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств; определением методики расчета.
Хабаровским краевым судом постановлено названное выше решение. В кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления прокурора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", нормами которого определяются требования к содержанию закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями, закон субъекта Российской Федерации должен содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Сравнительный анализ оспариваемых прокурором положений и названной выше федеральной нормы приводит к выводу о том, что законодатель Хабаровского края, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не предусмотрел способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.
Норм, содержащих перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня, в оспариваемых положениях также не имеется.
При таких обстоятельствах вывод Хабаровского краевого суда от 10 марта 2006 года о противоречии федеральному законодательству является правильным, а решение о признании недействующими оспариваемых положений - законным и обоснованным.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК).
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые прокурором положения не противоречат федеральному законодательству, направлены на реализацию дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, обеспеченных именно бюджетом Края, в законе о краевом бюджете средства на реализацию Закона Края предусмотрены и, в частности, предоставлены субвенции бюджетам муниципальных районов на финансирование расходов по предоставлению компенсаций специалистам, работающим в муниципальных учреждениях, и пенсионерам, работавшим в указанных учреждениях; органы государственной власти Хабаровского края вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи, не может повлиять на правильность постановленного решения, поскольку эти доводы, не опровергают суждений суда о необходимости наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с соблюдением требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены решения по существу, предусмотренных статьями 362, 363 ГПК РФ, нет.
В судебном заседании представителями Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос о признании недействующими оспариваемых прокурором положений не с момента принятия Закона, как указано в решении, а с момента вступления решения в законную силу.
Учитывая, что нормативный правовой акт Хабаровского края, отдельные положения которого оспариваются прокурором, издан законодательным органом в рамках соответствующих полномочий, был опубликован для всеобщего сведения, в течение определенного времени применялся, а, следовательно, действовал, в силу чего не лишал заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением оспариваемого положения, на их защиту, Судебная коллегия считает необходимым изменить время с которого оспариваемые положения признаны недействующими.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

Решение Хабаровского краевого суда от 10 марта 2006 года в части указания времени, с которого оспариваемые положения признаны недействующими, изменить.
Признать недействующими оспариваемые прокурором положения с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)