Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дюкарева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Мигущенко Н.А., Шуваевой Е.И.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации г. Курска, поступившее по апелляционной жалобе К. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 09 февраля 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Переверзевой И.Н., объяснения представителя К. по доверенности Щ. в поддержание апелляционной жалобы, объяснения представителя Администрации г. Курска и Комитета ЖКХ г. Курска по доверенности В., представителя Межведомственной комиссии при Администрации г. Курска по доверенности Б., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации г. Курска, мотивируя тем, что она является нанимателем комнаты N, расположенной в доме N по переулку г. Курска, который в настоящее время фактически является непригодным для проживания в силу своей ветхости и аварийности, проживание в данном жилом доме является опасным, на что жильцы дома, в том числе заявитель, неоднократно указывали в своих многочисленных обращениях в органы государственной власти и местного самоуправления. В результате контрольного обследования жилого дома, проведенного 13.10.2011 г. Государственной жилищной инспекцией Курской области, установлено его неудовлетворительное техническое состояние, в связи с чем в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, Государственная жилищная инспекция Курской области обратилась в Межведомственную комиссию при администрации г. Курска с предложением о рассмотрении вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, о чем заявительница и другие жители дома были уведомлены письмом Государственной жилищной инспекции от 18.10.2011 г. N 02-5ПР01-16\\4035.
Однако до настоящего времени указанное обращение Государственной жилищной инспекции Курской области Межведомственной комиссией не рассмотрено, что противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, в соответствии с которым поступающие в комиссию обращения физических и юридических лиц рассматриваются в течение одного месяца.
Ссылаясь на то, что указанное бездействие Межведомственной комиссии нарушает ее права и законные интересы как лица, проживающего в жилом доме, не пригодном для проживания, заявительница просит признать его незаконным. В целях устранения допущенного нарушения ее прав возложить на Межведомственную комиссию обязанность рассмотреть обращение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в установленном законом порядке.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, ввиду нарушения судом норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К. является нанимателем комнаты N в доме N по переулку, что подтверждается типовым договором социального найма жилого помещения N 31294 от 10.02.2010 г.
В 2011 г. К. и жители ряда домов, в том числе, жилого дома N по переулку, обратилась с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Курской области по вопросу технического состояния указанных домов.
18.10.2011 г. Государственной жилищной инспекцией Курской области в адрес заявителя направлено сообщение N о проведении инспекцией контрольного обследования, в том числе жилого дома, где проживает К., которым установлено неудовлетворительное техническое состояние жилого дома, в связи с чем жилищная инспекция обратилась к Главе администрации г. Курска с предложением о рассмотрении Межведомственной комиссией вопроса о признании указанных в обращении граждан жилых домов аварийными и подлежащими сносу.
Рассматривая дело, суд первой инстанции установил факт обращения Государственной жилищной инспекции к Главе Администрации г. Курска по вопросу признания аварийными и подлежащими сносу нескольких жилых домов, в том числе дома N по переулку г. Курска.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что указанное обращение было разрешено в установленном порядке, ответ государственной жилищной инспекции Курской области дан в установленный законом срок, при этом Межведомственной комиссией нарушений закона не допущено.
Свои выводы суд основывал на том, что обращение Государственной жилищной инспекции было разрешено председателем Комитета ЖКХ г. Курска, который письмом от 07.11.2011 г. N. 01-01 сообщил начальнику Государственной жилищной инспекции по Курской области о том, что Межведомственная комиссия при Администрации г. Курска принимает решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заключения специализированной организации, проводящей обследование строительных конструкций дома. По заключению специализированной проектной организации, полученному Комитетом ЖКХ г. Курска в 2010 г., в жилом доме N по. г. Курска требуется капитальный ремонт.
Судом также учитывалось, что председатель Комитета ЖКХ г. Курска письмом от 13.10.2011 г. N уведомил К. и других жителей о необходимости представления ряда документов, предусмотренных п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, после чего межведомственной комиссией будет принято соответствующее решение. Однако ни заявитель, ни другие граждане документы, указанные в письме председателя Комитета ЖКХ г. Курска до настоящего времени не представили.
Указанные выводы суда не могут быть признаны законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией (далее - Комиссия), создаваемой для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления.
В силу п. 45 Положения по вопросу пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным в Комиссию вправе обратиться орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора.
Такими полномочиями в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2000 г. N 333, наделена Государственная жилищная инспекция Курской области.
Пункт 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.012006 г. N 47 предусматривает, что в том случае, если с заявлением по вопросу о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным выступает уполномоченный орган, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого Комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, перечисленные в данном пункте.
В соответствии с п. 46 Положения Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Пунктом 47 Положения регламентирована процедура принятия Комиссией решений и их виды.
На основе указанных нормоположений и исходя из установленных судом обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что Государственная жилищная инспекция Курской области, обратившись 18.10.2011 г. к Главе администрации г. Курска о рассмотрении на Межведомственной комиссии при администрации г. Курска вопроса о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу, реализовала полномочия, предусмотренные п. 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. Однако данное заявление уполномоченного органа Межведомственной комиссией при Администрации г. Курска в порядке, установленном Положением, не рассматривалось, решение по нему Комиссией принято не было, что повлекло нарушение прав заявительницы, как нанимателя жилого помещения в жилом доме.
Ответ председателя Комитета ЖКХ г. Курска в адрес Государственной жилищной инспекции от 07.11.2011 г., вопреки выводам суда первой инстанции, не может быть признан результатом рассмотрения обращения Государственной жилищной инспекции Курской области в Межведомственную комиссию, т.к. указанное должностное лицо органа местного самоуправления не наделено полномочиями, отнесенными к исключительной компетенции Комиссии.
С учетом изложенного, требования К. об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и возложении обязанности по рассмотрению Комиссией обращения Государственной жилищной инспекции Курской области от 18.10.2011 г. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При данных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного в нарушение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований заявления.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 09 февраля 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Заявление К. об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу удовлетворить.
Признать бездействие Межведомственной комиссии при Администрации г. Курска незаконным и обязать Межведомственную комиссию для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу рассмотреть заявление государственной жилищной инспекции Курской области от 18.10.2011 г. по вопросу непригодности для проживания жилого дома N по переулку г. Курска.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-806/2012Г.
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2012 г. по делу N 33-806/2012г.
Судья Дюкарева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Мигущенко Н.А., Шуваевой Е.И.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации г. Курска, поступившее по апелляционной жалобе К. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 09 февраля 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Переверзевой И.Н., объяснения представителя К. по доверенности Щ. в поддержание апелляционной жалобы, объяснения представителя Администрации г. Курска и Комитета ЖКХ г. Курска по доверенности В., представителя Межведомственной комиссии при Администрации г. Курска по доверенности Б., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации г. Курска, мотивируя тем, что она является нанимателем комнаты N, расположенной в доме N по переулку г. Курска, который в настоящее время фактически является непригодным для проживания в силу своей ветхости и аварийности, проживание в данном жилом доме является опасным, на что жильцы дома, в том числе заявитель, неоднократно указывали в своих многочисленных обращениях в органы государственной власти и местного самоуправления. В результате контрольного обследования жилого дома, проведенного 13.10.2011 г. Государственной жилищной инспекцией Курской области, установлено его неудовлетворительное техническое состояние, в связи с чем в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, Государственная жилищная инспекция Курской области обратилась в Межведомственную комиссию при администрации г. Курска с предложением о рассмотрении вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, о чем заявительница и другие жители дома были уведомлены письмом Государственной жилищной инспекции от 18.10.2011 г. N 02-5ПР01-16\\4035.
Однако до настоящего времени указанное обращение Государственной жилищной инспекции Курской области Межведомственной комиссией не рассмотрено, что противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, в соответствии с которым поступающие в комиссию обращения физических и юридических лиц рассматриваются в течение одного месяца.
Ссылаясь на то, что указанное бездействие Межведомственной комиссии нарушает ее права и законные интересы как лица, проживающего в жилом доме, не пригодном для проживания, заявительница просит признать его незаконным. В целях устранения допущенного нарушения ее прав возложить на Межведомственную комиссию обязанность рассмотреть обращение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в установленном законом порядке.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, ввиду нарушения судом норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К. является нанимателем комнаты N в доме N по переулку, что подтверждается типовым договором социального найма жилого помещения N 31294 от 10.02.2010 г.
В 2011 г. К. и жители ряда домов, в том числе, жилого дома N по переулку, обратилась с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Курской области по вопросу технического состояния указанных домов.
18.10.2011 г. Государственной жилищной инспекцией Курской области в адрес заявителя направлено сообщение N о проведении инспекцией контрольного обследования, в том числе жилого дома, где проживает К., которым установлено неудовлетворительное техническое состояние жилого дома, в связи с чем жилищная инспекция обратилась к Главе администрации г. Курска с предложением о рассмотрении Межведомственной комиссией вопроса о признании указанных в обращении граждан жилых домов аварийными и подлежащими сносу.
Рассматривая дело, суд первой инстанции установил факт обращения Государственной жилищной инспекции к Главе Администрации г. Курска по вопросу признания аварийными и подлежащими сносу нескольких жилых домов, в том числе дома N по переулку г. Курска.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что указанное обращение было разрешено в установленном порядке, ответ государственной жилищной инспекции Курской области дан в установленный законом срок, при этом Межведомственной комиссией нарушений закона не допущено.
Свои выводы суд основывал на том, что обращение Государственной жилищной инспекции было разрешено председателем Комитета ЖКХ г. Курска, который письмом от 07.11.2011 г. N. 01-01 сообщил начальнику Государственной жилищной инспекции по Курской области о том, что Межведомственная комиссия при Администрации г. Курска принимает решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заключения специализированной организации, проводящей обследование строительных конструкций дома. По заключению специализированной проектной организации, полученному Комитетом ЖКХ г. Курска в 2010 г., в жилом доме N по. г. Курска требуется капитальный ремонт.
Судом также учитывалось, что председатель Комитета ЖКХ г. Курска письмом от 13.10.2011 г. N уведомил К. и других жителей о необходимости представления ряда документов, предусмотренных п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, после чего межведомственной комиссией будет принято соответствующее решение. Однако ни заявитель, ни другие граждане документы, указанные в письме председателя Комитета ЖКХ г. Курска до настоящего времени не представили.
Указанные выводы суда не могут быть признаны законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией (далее - Комиссия), создаваемой для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления.
В силу п. 45 Положения по вопросу пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным в Комиссию вправе обратиться орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора.
Такими полномочиями в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2000 г. N 333, наделена Государственная жилищная инспекция Курской области.
Пункт 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.012006 г. N 47 предусматривает, что в том случае, если с заявлением по вопросу о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным выступает уполномоченный орган, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого Комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, перечисленные в данном пункте.
В соответствии с п. 46 Положения Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Пунктом 47 Положения регламентирована процедура принятия Комиссией решений и их виды.
На основе указанных нормоположений и исходя из установленных судом обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что Государственная жилищная инспекция Курской области, обратившись 18.10.2011 г. к Главе администрации г. Курска о рассмотрении на Межведомственной комиссии при администрации г. Курска вопроса о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу, реализовала полномочия, предусмотренные п. 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. Однако данное заявление уполномоченного органа Межведомственной комиссией при Администрации г. Курска в порядке, установленном Положением, не рассматривалось, решение по нему Комиссией принято не было, что повлекло нарушение прав заявительницы, как нанимателя жилого помещения в жилом доме.
Ответ председателя Комитета ЖКХ г. Курска в адрес Государственной жилищной инспекции от 07.11.2011 г., вопреки выводам суда первой инстанции, не может быть признан результатом рассмотрения обращения Государственной жилищной инспекции Курской области в Межведомственную комиссию, т.к. указанное должностное лицо органа местного самоуправления не наделено полномочиями, отнесенными к исключительной компетенции Комиссии.
С учетом изложенного, требования К. об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и возложении обязанности по рассмотрению Комиссией обращения Государственной жилищной инспекции Курской области от 18.10.2011 г. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При данных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного в нарушение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований заявления.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 09 февраля 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Заявление К. об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу удовлетворить.
Признать бездействие Межведомственной комиссии при Администрации г. Курска незаконным и обязать Межведомственную комиссию для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу рассмотреть заявление государственной жилищной инспекции Курской области от 18.10.2011 г. по вопросу непригодности для проживания жилого дома N по переулку г. Курска.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)