Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-70759/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А56-70759/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Левицкого С.Н. по протоколу N 1, Левицкой О.Ю. по дов. N 2 от 14.12.2011
от заинтересованного лица: Горбовского Д.В. по дов. от 10.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4501/2013) ТСЖ "Озерки-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2013 по делу N А56-70759/2012 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Озерки-1"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания

установил:

Товарищество собственников жилья "Озерки-1": 194295, г. Санкт-Петербург, пр-кт Луначарского, 64, ОГРН 1037804035103 (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга: 190000, г. Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, 88-90, лит. А, ОГРН 1037867000115 (далее - инспекция, административный орган) N 08/293-2 от 31.10.2012 в части несоответствия ч. 12 п. 7.4 Устава ТСЖ требованиям статьи 145 Жилищного кодекса РФ, п. 8.4 Устава ТСЖ - требованиям части 1 статьи 146 ЖК РФ и возложения на ТСЖ обязанности устранить указанные нарушения.
Решением от 29.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "Озерки-1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2013 по делу N А56-70759/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители товарищества апелляционную жалобу поддержали, представитель инспекции против апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.10.2012 государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга проведена проверка по контролю за исполнением Жилищного кодекса РФ и иных требований законодательства в отношении Товарищества собственников жилья "Озерки-1", в ходе которой, установлено, что Устав ТСЖ не соответствует требованиям законодательства, а именно:
- 1) ч. 12 п. 7.4 Устава не соответствует требованиям статьи 145 ЖК РФ;
- 2) п. 8.1 Устава не соответствует требованиям части 1 ст. 146 ЖК РФ;
- 3) п. 8.3 Устава не соответствует требованиям части 3 ст. 146 ЖК РФ;
- 4) п. 8.4 Устава не соответствует требованиям части 1 ст. 146 ЖК РФ;
- 5) п. 12.3 Устава не содержит требований, предусмотренных п. 1.1 ч. 3 ст. 150 ЖК РФ.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 24.04.2012.
31.10.2012 инспекцией выдано товариществу предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 33).
Не согласившись с вынесенным предписанием, ТСЖ "Озерки-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании в части несоответствия ч. 12 п. 7.4 Устава ТСЖ требованиям статьи 145 Жилищного кодекса РФ, п. 8.4 Устава ТСЖ - требованиям части 1 статьи 146 ЖК РФ и возложения на ТСЖ обязанности устранить указанные нарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления товарищества, исходил из того, что требования, изложенные в предписании соответствуют действующему законодательству, и обязательны к исполнению товариществом.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу ТСЖ "Озерки-1" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 обжалуемого предписания на товарищество возложена обязанность по приведению ч. 12 п. 7.4 Устава товарищества в соответствии с требованиями статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)
В подпункте 12 пункта 7.4 Устава ТСЖ указано, что к компетенции общего собрания членов Товарищества относятся, в том числе, принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Часть 2 статьи 145 ЖК РФ относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья:
- 1) внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции;
- 2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
- 3) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;
- 4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
- 5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;
- 6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;
- 7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;
- 8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
- 8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
- 8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;
- 8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
- 9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
- 10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества;
- 11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;
- 13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества (ч. 4 ст. 145 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:
- 1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
- 2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
- 3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме
Таким образом, при системном анализе указанных статей Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания товарищества собственников жилья может быть отнесено решение вопроса о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме, в связи, чем пп. 12 п. 7.4 Устава ТСЖ соответствует требованиям 145 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, ссылка суда первой инстанции на Закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ, которым исключено право принятия общим собранием решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме, как запрещающий сдачу в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме, признана судом апелляционной инстанции ошибочной.
Пунктом 4 оспариваемого предписания на товарищество возложена обязанность по приведению п. 8.4 Устава товарищества в соответствии с требованиями ч. 1 статьи 146 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8.4 Устава товарищества предусмотрено, что решения общего собрания товарищества по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания в соответствии с подпунктами 2, 6, 7, 12 пункта 7.4 настоящего Устава, принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Подпунктами 2, 6, 7, 12 пункта 7.4 Устава к компетенции общего собрания товарищества относятся принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества (пп. 2),принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов (пп. 6), определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества (пп. 7), принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме (пп. 12).
Согласно положениям части 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
Частью 4 статьи 146 ЖК РФ установлено, что решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Таким образом, п. 8.4 Устава товарищества, определяющий количество голосов, которыми принимаются решения общего собрания ТСЖ "Озерки-1", не может соответствовать ч. 1 ст. 146 ЖК РФ, определяющей порядок направления уведомления о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья и не противоречит ч. 4 ст. 146 ЖК РФ.
При изложенных обстоятельства, вывод суда первой инстанции о несоответствии п. 8.4 Устава ТСЖ "Озерки-1" положениям ч. 1 ст. 146 Жилищного кодекса РФ признается апелляционной инстанцией ошибочным.
Ссылка суда на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2012 по делу N А56-32057/2012, как на преюдициальное для данного дела, признается апелляционной инстанцией безосновательной, поскольку в рамках указанного дела рассматривалось иное предписание.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - признанию недействительным в части несоответствия ч. 12 п. 7.4 Устава ТСЖ требованиям статьи 145 Жилищного кодекса РФ (п. 1 предписания), п. 8.4 Устава ТСЖ - требованиям части 1 статьи 146 ЖК РФ (п. 4 предписания) и возложения на ТСЖ обязанности устранить указанные нарушения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции относятся на Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2013 года по делу N А56-70759/20122 отменить.
Признать недействительными пункты 1 и 4 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190000, г. Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, 88-90, литера А, ОГРН 1037867000115) N 08/293-2 от 31.10.2012, выданное Товариществу собственников жилья "Озерки-1" (194295, г. Санкт-Петербург, пр-кт Луначарского, 64, ОГРН 1037804035103).
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу Товарищества собственников жилья "Озерки-1" (194295, г. Санкт-Петербург, пр-кт Луначарского, 64, ОГРН 1037804035103) 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.

Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)