Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2817/11

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. по делу N 33-2817/11


Докладчик: Закатова О.Ю.
Судья: Маленкина И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Писаревой З.В.
судей Закатовой О.Ю., Никулина П.Н.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 23 августа 2011 года дело по кассационной жалобе и.о. главы муниципального образования г. Александров К.В.И. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 22 июня 2011 года, которым постановлено:
исковые требования Г.О., Г.А., К.Л., К.В.Г., К.А., А.О., М.В., О.Л.В., О.С., Т., Л.В.В., Л.В.В., Л.В.И., А.В.П., Г.В., Г.Е. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма Т., Л.В.В., Л.В.В. и Л.В.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее **** кв. м.
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма М.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее **** кв. м.
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма О.Л.Ю. и О.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее **** кв. м.
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма Г.О. и Г.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее **** кв. м.
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма А.О. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее ****
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма К.Л., К.В.Г., К.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее **** кв. м.
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма А.В.П. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее **** кв. м.
Обязать Администрацию муниципального образования город Александров Владимирской области предоставить по договору социального найма Г.В. и Г.Е. вне очереди благоустроенное жилое помещение, в черте города Александрова Владимирской области, общей площадью не менее **** кв. м.
Заслушав доклад судьи Закатовой О.Ю., выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования город Александров Владимирской области К.М., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Г.О., К.Л., А.В.П., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Истцы, являясь нанимателями и членами семей нанимателей жилых помещений в многоквартирном жилом доме **** обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город Александров, в котором поставили вопрос о предоставлении каждой семье по договору социального найма вне очереди благоустроенные жилые помещения, в черте города Александрова Владимирской области.
В обоснование требований указали, что двухэтажный жилой дом ****, постройки 1886 года, где располагаются принадлежащие им жилые помещения, находится в аварийном состоянии и 23 июня 2010 года межведомственной комиссией города Александрова жилые помещения, расположенные в нем признаны непригодными для постоянного проживания. Однако ни муниципальное образование Александровский район, в собственности которого до настоящего времени находится данный дом, ни муниципальное образование г. Александров, мер по обеспечению истцов жилыми помещениями не предпринимают.
Проживая в таких жилых помещениях, они подвергают свою жизнь большой опасности, некоторые из них вынуждены снимать жилье и проживать в другом месте. Нарушается конституционное право истцов на жилище, поскольку истцы лишены полноценного жилья.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, уточнены истцами заявленные требования /л.д. 98-99 т. 2/, в которых поставлен вопрос о предоставлении вне очереди благоустроенных жилых помещений в черте города Александрова, отвечающих санитарным и техническим требованиям, а именно: Т., Л.В.В., Л.В.В. и Л.Т. жилое помещение общей площадью не менее **** кв. м, М.В. не менее ****м, О.Л.Ю. и О.С. не менее **** кв. м, Г.О. и Г.А. не менее **** кв. м, А.О. не менее **** кв. м, К.Л., К.В.Г., К.А. не менее **** кв. м, Г.Е. и Г.Е. не менее **** кв. м, А.В.П. не менее **** кв. м.
В судебном заседании истцы, а также их представитель К.Е., действующая по ордеру, поддержали уточненные исковые требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика - администрации МО г. Александров Владимирской области Г.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагая, что администрация МО г. Александров является ненадлежащим ответчиком по делу. Жилые помещения в многоквартирном доме **** находятся в собственности муниципального образования Александровский район, до настоящего времени этот дом в муниципальную собственность МО г. Александров не передан. У муниципального образования г. Александров отсутствует свободное жилье и денежные средства для приобретения благоустроенного жилья для истцов.
Представитель третьего лица - администрации Александровского района по доверенности М.Е. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что истцами не представлены доказательства, что занимаемые ими жилые помещения являются непригодными для проживания. Заключение, акт и постановление главы г. Александрова, являются недопустимыми доказательствами по делу, поскольку в них отсутствует указание на то, что жилые помещения не подлежат ремонту и реконструкции. Решением суда от 04.10.2006 г., вступившим в законную силу, на МП "Жилищный трест" возложена обязанность по капитальному ремонту данного жилого дома. По заявлению истцов, изменен способ исполнения данного решения и в пользу истцов взысканы с МП "Жилищный трест" взамен выполнения работ по капитальному ремонту денежные средства в размере стоимости такого ремонта 13 205 589 руб. Данное обстоятельство подтверждает, что дом в целом подлежит капитальному ремонту. В компетенцию администрации Александровского района не входит предоставление жилья гражданам, которые подлежат расселению из непригодных для проживания жилых помещений, расположенных на территории г. Александров.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель администрации МО г. Александров Владимирской области просит решение суда отменить, как незаконное. По мнению заявителя, обязанность по предоставлению жилья истцам должна быть возложена на собственника имущества, которым является администрация Александровского района. На момент вынесения решения жилой фонд, в том числе дом **** в собственность администрации МО г. Александров не передавался, тем самым суд вышел за пределы своих полномочий, признав администрацию города собственником жилого фонда. Отсутствие финансовых средств у МО г. Александров и свободного жилья свидетельствует о неисполнимости решения суда.
Проверив материалы дела, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, судебная приходит к следующему.
Разрешая дело и удовлетворяя требования иска, суд сослался на положения ст. ст. 15, 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, на нормы Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, а также на представленные сторонами доказательства: сведения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" отделение по округу Александров о том, что процент износа дома **** по состоянию на 11.06.2007 г. составляет 85%. /л.д. 48 т. 1/, заключение межведомственной комиссии от 23 июня 2010 года N 8 и постановление Главы администрации МО г. Александров от 29.06.2010 г. N 278 о том, что жилые помещения в доме **** признаны непригодными для проживания, и пришел к выводу, что истцы по делу являются нуждающимися в жилых помещениях и им должно быть предоставлено жилье, поскольку их жилые помещения признаны непригодными для проживания.
Суд отверг доводы третьего лица- представителя МО Администрации Александровского района о наличии доказательств, что данный дом подлежит капитальному ремонту, а ссылку на решение Александровского городского суда от 04.10.2006 г. и определение Александровского городского суда от 21.07.2009 г. признал несостоятельной, поскольку указанные судебные акты до настоящего времени не исполнены и доказательств, подтверждающих, что жилой дом****, в котором находятся жилые помещения истцов, может быть подвергнут реконструкции (капитальному ремонту) ответчиком и третьим лицом суду не представлены.
Ответственным лицом за предоставление жилых помещений суд признал администрацию МО г. Александров, поскольку жилой дом **** находится на территории муниципального образования г. Александров и в силу Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закона Владимирской области от 16 мая 2005 года N 61-ОЗ решением вопросов местного значения, в том числе по обеспечению граждан на его территории жилыми помещениями, должно заниматься вновь образованное муниципальное образование г. Александров, независимо от того состоялась ли на момент рассмотрения спора передача жилого фонда из МО Александровского района.
Выводы суда являются правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы являются нанимателями жилых помещений в доме ****, с ними заключены договора социального найма. /л.д. 61, 62, 67, 69, 72, 73, 80, 81, 87, 89, 90, 93, 94 99, 102 т. 1/.
Заключением межведомственной комиссии от 23.06.2010 года жилые помещения, расположенные по адресу: **** признаны непригодными для постоянного проживания. На основании данного заключения Главой муниципального образования г. Александров принято постановление N 278 от 29 июня 2010 года, из которого следует, что жилые помещения, расположенные по адресу: **** признаны непригодными для постоянного проживания. /л.д. 122-129 т. 1/.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В случае признания жилья непригодным для проживания, проживающие в нем граждане подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения (ст. ст. 85, 87 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, предметом заявленных истцами требований является предоставление им иного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания.
Свои требования истцы обосновывают тем, что занимаемое ими жилое помещение по договору социального найма в июне 2010 года в установленном законом порядке признано непригодным для постоянного проживания на момент обследования.
Ответчиком - МО администрации г. Александров акт межведомственной комиссии от 23.06.2010 года не оспаривается, не оспаривается и факт, что капитальный ремонт указанного дома не проводился и не проводится.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ обязанность доказать обстоятельства, на которых основан иск, а также возражения по иску возложена на стороны.
В подтверждение своих требований истцы представили указанный выше акт, данные о фактическом износе дома, акт осмотра многоквартирного жилого дома от 09.06.2011 года, которые являются письменными доказательствами, подтверждающими основание заявленных ими требований. В случае несогласия с изложенными доводами обязанность опровергнуть указанные обстоятельства возлагается на ответчика. Между тем таких доказательств ответчиком в суд не представлено.
Не представлено в суд и доказательств, что принятые судебные акты от 04.10.2006 г. и от 21.07.2009 г года препятствуют удовлетворению требований истцов.
Принимая решение о предоставлении истцам жилого помещения вне очереди, суд обоснованно указал, что оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площади не менее ранее занимаемых жилых помещений, отвечать установленным требованиям и находиться в границах ****. При этом суд исходил из тех обстоятельств, что жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием их жилых помещений непригодными для проживания.
Разрешая дело, суд учел, что администрация МО г. Александров полностью обслуживает и обеспечивает за счет собственных средств надлежащее состояние жилого фонда, находящегося в черте города Александрова, в том числе и жилой дом ****, производит финансирование расходов на содержание, в том числе проведение капитального ремонта, что подтверждается материалами дела: соглашением N 13 от 2 марта 2010 года, заключенным между администрацией Александровского района и администрацией г. Александрова, согласно которому последней безвозмездно передан муниципальный жилой фонд города Александрова и администрация г. Александрова в полном объеме осуществляет полномочия наймодателя. Данное соглашение действует до передачи муниципального жилого фонда в собственность МО г. Александров. /л.д. 196-197 т. 1/. Суд правильно указал, что отсутствие надлежащим образом оформленных правомочий в отношении жилого фонда, расположенного на территории МО г. Александров не может служить отказом в реализации жилищных прав истцов.
Таким образом, оснований для изменения выводов суда, основанных на исследованных доказательствах, у суда кассационной инстанции не имеется.
Что касается доводов жалобы об отсутствии свободного жилья и отсутствия финансирования у МО г. Александров, то они отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку не могут являться основанием для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности по заявленным требованиям.
Не усмотрела судебная коллегия нарушений судом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку отсутствие надлежаще оформленного решения о передаче жилого дома **** в собственность администрации МО г. Александров, на права истцов на безопасные условия проживания влиять не может.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Александровского городского суда Владимирской области от 22 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования город Александров Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий
З.В.ПИСАРЕВА

Судьи
О.Ю.ЗАКАТОВА
П.Н.НИКУЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)