Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Оськина Н.Н.
"06" мая 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Елагиной Т.В. и Фроловой Т.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Смирновой Л.А. дело по частной жалобе представителя М. и П.-К. на определение Каменского городского суда Пензенской области от 10 апреля 2008 года, которым постановлено:
Приостановить производство по делу по иску М. к МУП "Каменское ЖКХ", МУП "Каменская горэлектротеплосеть" о признании недействительным договора на оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов, незаконным направление платежных квитанций, признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение, холодное водоснабжение по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда <...> в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты, П. к МУП "Каменское ЖКХ", МУП "Каменская горэлектротеплосеть", ООО "Городок" о признании недействительным договора на содержание и ремонт общего имущества, незаконным направление платежных квитанций, признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение, холодное водоснабжение по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда <...> в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты, до вступления в законную силу решения по делу N А49-97\\2008-10А\\17 Арбитражного суда Пензенской области по заявлению администрации г. Каменка, Каменского района к Территориальному Управлению по Пензенской области о признании незаконным распоряжение N 126 от 26.02.2007 г.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя М. и П.- К. (доверенность N 1214 от 22.02.2008 г. и N 1111 от 19.02.2008 г. соответственно), представителя Администрации г. Каменки, Пензенской области З. (доверенность N 27 от 30 апреля 2008 г.), судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к МУП "Каменское ЖКХ" о признании незаконными и недействительными платежные квитанции на оплату услуги по отоплению, по вывозу ТБО, договор на оказание услуг по вывозу ТБО, признании право на оплату коммунальных, жилищных услуг по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда <...> в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты за вывоз ТБО, за коммунальные, жилищные услуги, мотивируя свои требования тем, что она является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру 11 в доме <...>. На нее открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которому она производит оплату за всех собственников указанной квартиры.
До передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность 30 марта 2007 года она оплачивала ЖКУ на основании договора с указанным государственным учреждением. При этом размер ее платы за ЖКУ рассчитывался исходя из тарифов, утвержденных постановлением главы администрации г. Каменки для Сердобской КЭЧ района. Согласно квитанциям об оплате ЖКУ ДУ N 2 Сердобской КЭЧ района размер ее платы до передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность за ЖКУ составлял: содержание и ремонт - 114 руб.64 коп.; водоснабжение - 82 руб.26 коп.; водоотведение - 41 руб.13 коп.; отопление - 204 руб. 19 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
В октябре-декабре 2007 года, январе, феврале 2008 года МУП "КГЭТС" направило ей платежные документы на оплату услуги по отоплению, размер платы в которых в несколько раз превысил указанный выше размер платы за отопление.
В сентябре - декабре 2007 года, январе, феврале 2008 года МУП "КЖКХ" направило ей квитанции на оплату услуги по вывозу ТБО, в которых размер платы более чем в 2 раза превысил размер ранее вносимых ей платежей за указанную услугу.
На собрании собственников жилых помещений дома <...> представителями администрации г. Каменки и МУП "КЖКХ" было заявлено о том, что плата за услуги по водоснабжению и водоотведению будет также рассчитываться по тарифам, в несколько раз превышающим тарифы Сердобской КЭЧ района на эти услуги. Кроме этого, 15 ноября 2007 года МУП "КЖКХ" навязало ей договор на оказание услуг по вывозу ТБО, подписание которого противоречит законодательству, и который она подписала под влиянием заблуждения.
В данном договоре указан тариф на эту услугу, равный 8 руб. 54 коп. с 1 человека в месяц против 4 руб. 17 коп. по тарифу, действующему до передачи объектов жилищного фонда по ул. Рокоссовского в муниципальную собственность.
В ноябре 2007 года, феврале 2008 года представители ООО "Городок" предлагали ей заключить с данным обществом договор на содержание и ремонт общего имущества дома. В этом договоре была указана его цена - 5, руб. 29 коп. с 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, а также перечень работ и услуг по содержанию и ремонту и порядок определения такой цены.
Считает, что все это свидетельствует о нарушении ее прав на изменение размера платы за ЖКУ в соответствии с предельными индексами, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, на предоставление и оплату ЖКУ на основании договоров, соответствующих законодательству.
С передачей 30 марта 2007 года объектов жилищного фонда по улице Рокоссовского в муниципальную собственность договор на содержание и ремонт жилья, предоставление коммунальных услуг, заключенный ранее между ней и Сердобской КЭЧ района, не прекращался.
Обязательства и права Сердобской КЭЧ района по данному договору перешли в порядке правопреемства к МУП "КЖКХ", поскольку после передачи объектов жилищного фонда по ул. Рокоссовского г. Каменки в муниципальную собственность данные объекты, включая и общее имущество дома <...>, были переданы на обслуживание МУП "КЖКХ" согласно постановлению главы администрации г. Каменки от 15 августа 2007 года N 154. Обязательства, перешедшие от Сердобской КЭЧ района к МУП "КЖКХ", включают и обязательства исполнителя коммунальных услуг, поскольку, как и Сердобская КЭЧ района, МУП "КЖКХ" отвечает за обслуживание внутридомового инженерного оборудования, с использованием которого в жилые помещения, включая и квартиру М., подаются коммунальные ресурсы.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" перешедшие в порядке правопреемства к МУП "КЖКХ" обязательства Сердобской КЭЧ района по управлению, содержанию и ремонту, в частности дома <...>, включая и названные выше обязательства по договору с М., сохраняются за МУП "КЖКХ" до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
Поскольку такие обязательства на данный момент не наступили, МУП "КЖКХ" продолжает исполнять все указанные выше обязательства, включая обязательства исполнителя коммунальных услуг.
Поэтому не требуется заключение еще одного договора на оказание услуги по вывозу ТБО, в связи с чем, заключение 15 ноября 2007 года такого договора между ней и МУП "КЖКХ" не соответствует законодательству.
Факт заключения между МУП "КЖКХ" и ООО "Городок" договора простого товарищества на обслуживание обществом жилищного фонда по улице Рокоссовского г. Каменки не создает для нее законной необходимости заключать новый договор на содержание и ремонт общего имущества дома с ООО "Городок" и с ресурсоснабжающими предприятиями на предоставление коммунальных услуг, поскольку указанный договор простого товарищества не прекращает обязательств МУП "Каменское ЖКХ" перед ней по содержанию и ремонту общего имущества дома <...> и по подаче в ее квартиру коммунальных ресурсов.
Кроме того, определение в предлагаемом к заключению договоре на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома перечня работ и услуг, а также цены договора и порядка определения такой цены, противоречит Жилищному кодексу РФ, поскольку согласно положениям разделов VII и VIII Жилищного кодекса РФ данные условия договора могут быть определены только решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома или по итогам открытого конкурса по выбору управляющей организации.
До момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом, в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса РФ, цена жилищных услуг (содержание и ремонт, включая вывоз ТБО) для собственников жилых помещений, в том числе и для нее, не может быть изменена и должна соответствовать цене, существовавшей до передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность.
Поскольку М. оплатила услуги по вывозу ТБО в сентябре - декабре 2007 года, январе 2008 года по незаконно завышенным ценам, то данные платежи подлежат перерасчету с отнесением переплаченных ей сумм в счет предстоящих платежей.
Исходя из смысла и содержания части 3 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, согласно которой изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги, - можно сделать вывод о том, что передача объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность не может повлиять на реализацию ее права, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и другие законодательные акты РФ", на изменение размера ее платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с названной статьей ФЗ.
В связи с этим размер ее платы за отопление, водоснабжение, водоотведение вне зависимости от факта передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность г. Каменки в 2007 году измениться не мог и должен был рассчитываться по тарифам, действующим до указанной передачи объектов жилищного фонда.
Начиная с 2008 года, размер этой платы может быть изменен в соответствии с предельным индексом, устанавливаемым Управлением цен и тарифом Пензенской области.
В связи с тем, что МУП "КЖКХ" является правопреемником Сердобской КЭЧ района в заключенном ею договоре на содержание и ремонт жилья, предоставление коммунальных услуг, в том числе и по обязательствам исполнителя коммунальных услуг, то именно это муниципальное предприятие должно производить расчет размера ее платы за водоснабжение, водоотведение, отопление, содержание и ремонт жилья, вывоз ТБО.
На этом основании именно МУП "КЖКХ" должно произвести перерасчет платы за вывоз ТБО.
Следовательно, и платежные документы, направленные ей в октябре-декабре 2007 года, январе, феврале 2008 года МУП "КГЭТС", являются незаконными и недействительными.
В исковом заявлении она просила суд признать незаконными и недействительными платежные квитанции МУП "КГЭТС" на оплату услуги по отоплению за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; платежные квитанции МУП "КЖКХ" на оплату услуги по вывозу ТБО за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; договор на оказание услуг по вывозу ТБО от 15 ноября 2007 года, заключенный между ней и МУП "КЖКХ". Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в период до 31 декабря 2007 года в следующих размерах: отопление - 204 руб. 19 коп.; водоснабжение - 82 руб.26 коп.; водоотведение - 41руб. 13 коп. с возможностью изменения указанных размеров платы, начиная с 2008 года, в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми соответствии законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; право на оплату жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года и до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом <...>, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах: содержание и ремонт - 114руб.64 коп..; вывоз ТБО - 12 руб.51 коп.
Обязать ответчика произвести перерасчет ее платы за вывоз ТБО за сентябрь, декабрь 2007 года, - с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей и производить расчет размера ее платы за коммунальные услуги и расчет размера моей платы за жилищные услуги, исходя из моего права на оплату ЖКУ, указанного во втором исковом требовании.
В дальнейшем М. уточнила исковые требования и просила суд: признать незаконным направление ей МУП "Каменская горэлектротеплосеть" платежных квитанций на оплату услуги по отоплению и взимание с нее указанным предприятием платы за отопление по данным квитанциям; недействительным договор на оказание услуг по вывозу ТБО от 15 ноября 2007 года, заключенный между ней и МУП "Каменское ЖКХ". Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в размерах: отопление - 204 руб. 19 коп; водоснабжение - 82 руб. 26 коп.; водоотведение - 41 руб. 13 коп. - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размере: содержание и ремонт - 114 руб. 64 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Обязать МУП "Каменское ЖКХ" произвести перерасчет ее платы за вывоз ТБО за сентябрь-декабрь 2007 года с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей; производить начисление ей платы за коммунальные услуги в размерах: отопление - 204 руб. 19 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп.; водоотведение - 41 руб. 13коп., - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; производить начисление ей платы за жилищные услуги до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах: содержание и ремонт - 114 руб. 64 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Определением судьи Каменского горсуда от 19.03. 2008 г. по делу в качестве соответчика было привлечено МУП " Каменская горэлектротеплосеть", привлечены третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований - администрация г. Каменка, Пензенской области, ООО "Каменский водопроводные сети", ООО " Сети водоотведения г. Каменка".
П. обратилась в суд с иском к МУП "Каменское ЖКХ" о признании незаконными и недействительными платежные квитанции на оплату услуги по отоплению, по вывозу ТБО, договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда по ул. Рокоссовского в г. Каменка в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты за отопление, вывоз ТБО, за жилищные услуги, указав, что она является собственником квартиры <...> с 13 октября 2003 года, изложив при этом доводы иска, аналогичные доводам М.
Просила суд признать незаконными и недействительными платежные квитанции МУП "КГЭТС" на оплату услуги по отоплению за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; платежные квитанции МУП "КЖКХ" на оплату услуги по вывозу ТБО за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 8 ноября 2007 года, заключенный между ней и ООО "Городок".
Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в период до 31 декабря 2007 года в следующих размерах: отопление - 332 руб. 48 коп.; водоотведение - 41руб. 13 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп. с возможностью изменения указанных размеров платы, начиная с 2008 года, в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; право на оплату жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года и до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом <...>, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах: содержание и ремонт - 186 руб.67 коп.; вывоз ТБО - 12 руб.51 коп.
Обязать ответчика произвести перерасчет ее платы за отопление за октябрь -декабрь 2007 года, январь 2008 года; за вывоз ТБО за май - декабрь 2007 года, - с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей и производить расчет размера ее платы за коммунальные услуги и расчет размера ее платы за жилищные услуги, исходя из ее права на оплату ЖКУ, указанного во втором исковом требовании.
В дальнейшем П. уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным - направление ей МУП "Каменская горэлектротеплосеть" платежных квитанций на оплату услуги по отоплению и взимание с нее указанным предприятием платы за отопление по данным квитанциям; недействительным - договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 8 ноября 2007 года между ней и ООО "Городок".
Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в размерах: за отопление - 332 руб. 48 коп.; водоотведение - 41 руб. 13 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп., - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах содержание и ремонт жилья - 186 руб. 67 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Обязать МУП "Каменское ЖКХ" произвести перерасчет ее платы за отопление за октябрь -декабрь 2007 года, январь 2008 года; за вывоз ТБО за май - декабрь 2007 года с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей; производить начисление ей платы за коммунальные услуги в размерах: отопление - 332 руб. 48 коп.; водоотведение - 41 руб. 13 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп., - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; производить начисление ей платы за жилищные услуги до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах на содержание и ремонт жилья - 186 руб. 67 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Определением Каменского горсуда от 19.03.2008 г. по делу в качестве соответчиков были привлечены МУП " Каменская горэлектротеплосеть", ООО " Городок" третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельные требования - администрация г. Каменка, Пензенской области, ООО "Каменский водопроводные сети", ООО "Сети водоотведения г. Каменка".
Определением Каменского городского суда Пензенской области от 28 марта 2008 года гражданские дела по искам М. и П. объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель администрации г. Каменка Пензенской области З. заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения по делу, рассмотренному Арбитражным судом Пензенской области, по заявлению администрации г. Каменка Пензенской области к Территориальному Управлению по Пензенской области о признании незаконным распоряжение N 126 от 26.02.2007 г. "О передаче объектов федерального государственного учреждения " Сердобская КЭЧ района" из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Каменка, Пензенской области поскольку, считает, что эти оба дела взаимосвязаны.
Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное определение.
В частной жалобе представитель М. и П.-К. просит отменить определение суда, считая его незаконным. Полагает, что вывод суда о взаимосвязи настоящего дела по искам М. и П. и дела, рассматриваемого Арбитражным судом Пензенской области, является ошибочным.
Считает, что ходатайство администрации г. Каменки о приостановлении производства по делу по искам М. и П. направлено исключительно на блокирование его рассмотрения по существу в настоящий момент, и затягивание сроков его рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Приостанавливая производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-97\\2008-10а\\17 по заявлению Администрации г. Каменки к Территориальному управлению по Пензенской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании незаконным распоряжения N 126 от 26.02.2007 г. "О передаче объектов федерального государственного учреждения "Сердобская КЭЧ района" из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Каменка Пензенской области, суд пришел к выводу о том, что оба эти дела взаимосвязаны.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 225 ГПК РФ суд не мотивировал свой вывод о том, в чем имеется взаимная связь этих дел и почему настоящее дело невозможно рассмотреть до вступления в законную силу решения по делу, которое находится в производстве Арбитражного суда Пензенской области.
При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с существенным нарушением норм Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому оно подлежит отмене, а дело по искам М. и П. -передаче на новое рассмотрение в тот же городской суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Каменского городского суда Пензенской области от 10 апреля 2008 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же городской суд, частную жалобу представителя М. и П. - К.- удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.05.2008 ПО ДЕЛУ N 33-831
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2008 г. по делу N 33-831
Судья: Оськина Н.Н.
"06" мая 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Елагиной Т.В. и Фроловой Т.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Смирновой Л.А. дело по частной жалобе представителя М. и П.-К. на определение Каменского городского суда Пензенской области от 10 апреля 2008 года, которым постановлено:
Приостановить производство по делу по иску М. к МУП "Каменское ЖКХ", МУП "Каменская горэлектротеплосеть" о признании недействительным договора на оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов, незаконным направление платежных квитанций, признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение, холодное водоснабжение по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда <...> в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты, П. к МУП "Каменское ЖКХ", МУП "Каменская горэлектротеплосеть", ООО "Городок" о признании недействительным договора на содержание и ремонт общего имущества, незаконным направление платежных квитанций, признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение, холодное водоснабжение по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда <...> в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты, до вступления в законную силу решения по делу N А49-97\\2008-10А\\17 Арбитражного суда Пензенской области по заявлению администрации г. Каменка, Каменского района к Территориальному Управлению по Пензенской области о признании незаконным распоряжение N 126 от 26.02.2007 г.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя М. и П.- К. (доверенность N 1214 от 22.02.2008 г. и N 1111 от 19.02.2008 г. соответственно), представителя Администрации г. Каменки, Пензенской области З. (доверенность N 27 от 30 апреля 2008 г.), судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к МУП "Каменское ЖКХ" о признании незаконными и недействительными платежные квитанции на оплату услуги по отоплению, по вывозу ТБО, договор на оказание услуг по вывозу ТБО, признании право на оплату коммунальных, жилищных услуг по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда <...> в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты за вывоз ТБО, за коммунальные, жилищные услуги, мотивируя свои требования тем, что она является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру 11 в доме <...>. На нее открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которому она производит оплату за всех собственников указанной квартиры.
До передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность 30 марта 2007 года она оплачивала ЖКУ на основании договора с указанным государственным учреждением. При этом размер ее платы за ЖКУ рассчитывался исходя из тарифов, утвержденных постановлением главы администрации г. Каменки для Сердобской КЭЧ района. Согласно квитанциям об оплате ЖКУ ДУ N 2 Сердобской КЭЧ района размер ее платы до передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность за ЖКУ составлял: содержание и ремонт - 114 руб.64 коп.; водоснабжение - 82 руб.26 коп.; водоотведение - 41 руб.13 коп.; отопление - 204 руб. 19 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
В октябре-декабре 2007 года, январе, феврале 2008 года МУП "КГЭТС" направило ей платежные документы на оплату услуги по отоплению, размер платы в которых в несколько раз превысил указанный выше размер платы за отопление.
В сентябре - декабре 2007 года, январе, феврале 2008 года МУП "КЖКХ" направило ей квитанции на оплату услуги по вывозу ТБО, в которых размер платы более чем в 2 раза превысил размер ранее вносимых ей платежей за указанную услугу.
На собрании собственников жилых помещений дома <...> представителями администрации г. Каменки и МУП "КЖКХ" было заявлено о том, что плата за услуги по водоснабжению и водоотведению будет также рассчитываться по тарифам, в несколько раз превышающим тарифы Сердобской КЭЧ района на эти услуги. Кроме этого, 15 ноября 2007 года МУП "КЖКХ" навязало ей договор на оказание услуг по вывозу ТБО, подписание которого противоречит законодательству, и который она подписала под влиянием заблуждения.
В данном договоре указан тариф на эту услугу, равный 8 руб. 54 коп. с 1 человека в месяц против 4 руб. 17 коп. по тарифу, действующему до передачи объектов жилищного фонда по ул. Рокоссовского в муниципальную собственность.
В ноябре 2007 года, феврале 2008 года представители ООО "Городок" предлагали ей заключить с данным обществом договор на содержание и ремонт общего имущества дома. В этом договоре была указана его цена - 5, руб. 29 коп. с 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, а также перечень работ и услуг по содержанию и ремонту и порядок определения такой цены.
Считает, что все это свидетельствует о нарушении ее прав на изменение размера платы за ЖКУ в соответствии с предельными индексами, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, на предоставление и оплату ЖКУ на основании договоров, соответствующих законодательству.
С передачей 30 марта 2007 года объектов жилищного фонда по улице Рокоссовского в муниципальную собственность договор на содержание и ремонт жилья, предоставление коммунальных услуг, заключенный ранее между ней и Сердобской КЭЧ района, не прекращался.
Обязательства и права Сердобской КЭЧ района по данному договору перешли в порядке правопреемства к МУП "КЖКХ", поскольку после передачи объектов жилищного фонда по ул. Рокоссовского г. Каменки в муниципальную собственность данные объекты, включая и общее имущество дома <...>, были переданы на обслуживание МУП "КЖКХ" согласно постановлению главы администрации г. Каменки от 15 августа 2007 года N 154. Обязательства, перешедшие от Сердобской КЭЧ района к МУП "КЖКХ", включают и обязательства исполнителя коммунальных услуг, поскольку, как и Сердобская КЭЧ района, МУП "КЖКХ" отвечает за обслуживание внутридомового инженерного оборудования, с использованием которого в жилые помещения, включая и квартиру М., подаются коммунальные ресурсы.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" перешедшие в порядке правопреемства к МУП "КЖКХ" обязательства Сердобской КЭЧ района по управлению, содержанию и ремонту, в частности дома <...>, включая и названные выше обязательства по договору с М., сохраняются за МУП "КЖКХ" до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
Поскольку такие обязательства на данный момент не наступили, МУП "КЖКХ" продолжает исполнять все указанные выше обязательства, включая обязательства исполнителя коммунальных услуг.
Поэтому не требуется заключение еще одного договора на оказание услуги по вывозу ТБО, в связи с чем, заключение 15 ноября 2007 года такого договора между ней и МУП "КЖКХ" не соответствует законодательству.
Факт заключения между МУП "КЖКХ" и ООО "Городок" договора простого товарищества на обслуживание обществом жилищного фонда по улице Рокоссовского г. Каменки не создает для нее законной необходимости заключать новый договор на содержание и ремонт общего имущества дома с ООО "Городок" и с ресурсоснабжающими предприятиями на предоставление коммунальных услуг, поскольку указанный договор простого товарищества не прекращает обязательств МУП "Каменское ЖКХ" перед ней по содержанию и ремонту общего имущества дома <...> и по подаче в ее квартиру коммунальных ресурсов.
Кроме того, определение в предлагаемом к заключению договоре на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома перечня работ и услуг, а также цены договора и порядка определения такой цены, противоречит Жилищному кодексу РФ, поскольку согласно положениям разделов VII и VIII Жилищного кодекса РФ данные условия договора могут быть определены только решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома или по итогам открытого конкурса по выбору управляющей организации.
До момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом, в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса РФ, цена жилищных услуг (содержание и ремонт, включая вывоз ТБО) для собственников жилых помещений, в том числе и для нее, не может быть изменена и должна соответствовать цене, существовавшей до передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность.
Поскольку М. оплатила услуги по вывозу ТБО в сентябре - декабре 2007 года, январе 2008 года по незаконно завышенным ценам, то данные платежи подлежат перерасчету с отнесением переплаченных ей сумм в счет предстоящих платежей.
Исходя из смысла и содержания части 3 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, согласно которой изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги, - можно сделать вывод о том, что передача объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность не может повлиять на реализацию ее права, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и другие законодательные акты РФ", на изменение размера ее платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с названной статьей ФЗ.
В связи с этим размер ее платы за отопление, водоснабжение, водоотведение вне зависимости от факта передачи объектов Сердобской КЭЧ района в муниципальную собственность г. Каменки в 2007 году измениться не мог и должен был рассчитываться по тарифам, действующим до указанной передачи объектов жилищного фонда.
Начиная с 2008 года, размер этой платы может быть изменен в соответствии с предельным индексом, устанавливаемым Управлением цен и тарифом Пензенской области.
В связи с тем, что МУП "КЖКХ" является правопреемником Сердобской КЭЧ района в заключенном ею договоре на содержание и ремонт жилья, предоставление коммунальных услуг, в том числе и по обязательствам исполнителя коммунальных услуг, то именно это муниципальное предприятие должно производить расчет размера ее платы за водоснабжение, водоотведение, отопление, содержание и ремонт жилья, вывоз ТБО.
На этом основании именно МУП "КЖКХ" должно произвести перерасчет платы за вывоз ТБО.
Следовательно, и платежные документы, направленные ей в октябре-декабре 2007 года, январе, феврале 2008 года МУП "КГЭТС", являются незаконными и недействительными.
В исковом заявлении она просила суд признать незаконными и недействительными платежные квитанции МУП "КГЭТС" на оплату услуги по отоплению за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; платежные квитанции МУП "КЖКХ" на оплату услуги по вывозу ТБО за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; договор на оказание услуг по вывозу ТБО от 15 ноября 2007 года, заключенный между ней и МУП "КЖКХ". Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в период до 31 декабря 2007 года в следующих размерах: отопление - 204 руб. 19 коп.; водоснабжение - 82 руб.26 коп.; водоотведение - 41руб. 13 коп. с возможностью изменения указанных размеров платы, начиная с 2008 года, в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми соответствии законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; право на оплату жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года и до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом <...>, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах: содержание и ремонт - 114руб.64 коп..; вывоз ТБО - 12 руб.51 коп.
Обязать ответчика произвести перерасчет ее платы за вывоз ТБО за сентябрь, декабрь 2007 года, - с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей и производить расчет размера ее платы за коммунальные услуги и расчет размера моей платы за жилищные услуги, исходя из моего права на оплату ЖКУ, указанного во втором исковом требовании.
В дальнейшем М. уточнила исковые требования и просила суд: признать незаконным направление ей МУП "Каменская горэлектротеплосеть" платежных квитанций на оплату услуги по отоплению и взимание с нее указанным предприятием платы за отопление по данным квитанциям; недействительным договор на оказание услуг по вывозу ТБО от 15 ноября 2007 года, заключенный между ней и МУП "Каменское ЖКХ". Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в размерах: отопление - 204 руб. 19 коп; водоснабжение - 82 руб. 26 коп.; водоотведение - 41 руб. 13 коп. - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размере: содержание и ремонт - 114 руб. 64 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Обязать МУП "Каменское ЖКХ" произвести перерасчет ее платы за вывоз ТБО за сентябрь-декабрь 2007 года с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей; производить начисление ей платы за коммунальные услуги в размерах: отопление - 204 руб. 19 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп.; водоотведение - 41 руб. 13коп., - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; производить начисление ей платы за жилищные услуги до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах: содержание и ремонт - 114 руб. 64 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Определением судьи Каменского горсуда от 19.03. 2008 г. по делу в качестве соответчика было привлечено МУП " Каменская горэлектротеплосеть", привлечены третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований - администрация г. Каменка, Пензенской области, ООО "Каменский водопроводные сети", ООО " Сети водоотведения г. Каменка".
П. обратилась в суд с иском к МУП "Каменское ЖКХ" о признании незаконными и недействительными платежные квитанции на оплату услуги по отоплению, по вывозу ТБО, договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, признании право на оплату жилищно-коммунальных услуг по тарифам, действующим до передачи жилищного фонда по ул. Рокоссовского в г. Каменка в муниципальную собственность, о перерасчете оплаты за отопление, вывоз ТБО, за жилищные услуги, указав, что она является собственником квартиры <...> с 13 октября 2003 года, изложив при этом доводы иска, аналогичные доводам М.
Просила суд признать незаконными и недействительными платежные квитанции МУП "КГЭТС" на оплату услуги по отоплению за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; платежные квитанции МУП "КЖКХ" на оплату услуги по вывозу ТБО за октябрь - декабрь 2007 года, январь, февраль 2008 года; договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 8 ноября 2007 года, заключенный между ней и ООО "Городок".
Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в период до 31 декабря 2007 года в следующих размерах: отопление - 332 руб. 48 коп.; водоотведение - 41руб. 13 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп. с возможностью изменения указанных размеров платы, начиная с 2008 года, в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; право на оплату жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года и до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом <...>, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах: содержание и ремонт - 186 руб.67 коп.; вывоз ТБО - 12 руб.51 коп.
Обязать ответчика произвести перерасчет ее платы за отопление за октябрь -декабрь 2007 года, январь 2008 года; за вывоз ТБО за май - декабрь 2007 года, - с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей и производить расчет размера ее платы за коммунальные услуги и расчет размера ее платы за жилищные услуги, исходя из ее права на оплату ЖКУ, указанного во втором исковом требовании.
В дальнейшем П. уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным - направление ей МУП "Каменская горэлектротеплосеть" платежных квитанций на оплату услуги по отоплению и взимание с нее указанным предприятием платы за отопление по данным квитанциям; недействительным - договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 8 ноября 2007 года между ней и ООО "Городок".
Признать за ней право на оплату коммунальных услуг в размерах: за отопление - 332 руб. 48 коп.; водоотведение - 41 руб. 13 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп., - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; жилищных услуг в период с 1 апреля 2007 года до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах содержание и ремонт жилья - 186 руб. 67 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Обязать МУП "Каменское ЖКХ" произвести перерасчет ее платы за отопление за октябрь -декабрь 2007 года, январь 2008 года; за вывоз ТБО за май - декабрь 2007 года с отнесением сумм переплаты в счет предстоящих платежей; производить начисление ей платы за коммунальные услуги в размерах: отопление - 332 руб. 48 коп.; водоотведение - 41 руб. 13 коп.; водоснабжение - 82 руб. 26 коп., - с возможностью изменения указанных размеров платы с 2008 года в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса; производить начисление ей платы за жилищные услуги до момента возникновения обязательств, связанных с управлением домом <...> в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, в размерах на содержание и ремонт жилья - 186 руб. 67 коп.; вывоз ТБО - 12 руб. 51 коп.
Определением Каменского горсуда от 19.03.2008 г. по делу в качестве соответчиков были привлечены МУП " Каменская горэлектротеплосеть", ООО " Городок" третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельные требования - администрация г. Каменка, Пензенской области, ООО "Каменский водопроводные сети", ООО "Сети водоотведения г. Каменка".
Определением Каменского городского суда Пензенской области от 28 марта 2008 года гражданские дела по искам М. и П. объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель администрации г. Каменка Пензенской области З. заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения по делу, рассмотренному Арбитражным судом Пензенской области, по заявлению администрации г. Каменка Пензенской области к Территориальному Управлению по Пензенской области о признании незаконным распоряжение N 126 от 26.02.2007 г. "О передаче объектов федерального государственного учреждения " Сердобская КЭЧ района" из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Каменка, Пензенской области поскольку, считает, что эти оба дела взаимосвязаны.
Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное определение.
В частной жалобе представитель М. и П.-К. просит отменить определение суда, считая его незаконным. Полагает, что вывод суда о взаимосвязи настоящего дела по искам М. и П. и дела, рассматриваемого Арбитражным судом Пензенской области, является ошибочным.
Считает, что ходатайство администрации г. Каменки о приостановлении производства по делу по искам М. и П. направлено исключительно на блокирование его рассмотрения по существу в настоящий момент, и затягивание сроков его рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Приостанавливая производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-97\\2008-10а\\17 по заявлению Администрации г. Каменки к Территориальному управлению по Пензенской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании незаконным распоряжения N 126 от 26.02.2007 г. "О передаче объектов федерального государственного учреждения "Сердобская КЭЧ района" из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Каменка Пензенской области, суд пришел к выводу о том, что оба эти дела взаимосвязаны.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 225 ГПК РФ суд не мотивировал свой вывод о том, в чем имеется взаимная связь этих дел и почему настоящее дело невозможно рассмотреть до вступления в законную силу решения по делу, которое находится в производстве Арбитражного суда Пензенской области.
При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с существенным нарушением норм Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому оно подлежит отмене, а дело по искам М. и П. -передаче на новое рассмотрение в тот же городской суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Каменского городского суда Пензенской области от 10 апреля 2008 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же городской суд, частную жалобу представителя М. и П. - К.- удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)