Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2012 года по делу N А19-17652/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" (ОГРН 1083847001589) к службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715) о признании незаконным и отмене постановления N 1-287/12 от 16.05.2012 по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции: судья Мусихина Т.Ю.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Наш город" (далее - ООО УК "Наш город", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган, Служба) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления N 1-287/12 от 16.05.2012 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области 09 ноября 2012 года заявленное требование удовлетворено. Постановление N 1-287/12 от 16.05.2012 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО УК "Наш город" к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного. По мнению Службы, судом первой инстанции не установлены обстоятельства имеющие значение для дела. Выводы суда о том, что доводы заявления подтверждены Обществом документально, а обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности не доказаны административным органом, являются необоснованными.
Не соответствует обстоятельствам дела вывод суда, изложенный в решении, о том, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений и вопрос о наличии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения не исследовал.
Имеющимися в деле доказательствами неоспоримо подтверждается вина Общества во вмененном ему правонарушении.
Как указывает административный орган, Обществом не доказано, что мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны с указанием объекта, расходов на их проведение, объема снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Мероприятия для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) в отношении общего имущества и жилых помещений собственников помещений, а также мероприятия энергосбережения, модернизации МКД г. Железногорска-Илимского на 2010-2015 гг., утвержденные директором Общества Чумилиным B.C. в 2010 году (далее -мероприятия) (приложение 1), представленные Обществом как доказательство отсутствия вины во вмененном правонарушении, содержат указание лишь на наименования мероприятий, цели, применяемые технологии, оборудование и материалы, исполнителей, источники финансирования, характер эксплуатации после реализации мероприятий и ожидаемый эффект.
Объяснениями директора Общества Чумилина B.C., содержащимися в акте проверки N 781/12/2 от 20 апреля 2012 года (приложение 2), подтверждается, что правонарушение на момент обнаружения являлось оконченным - мероприятия не были доведены до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
Имеющимися в деле доказательствами неоспоримо подтверждается вина Общества во вмененном ему правонарушении.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении N 781/12/2/2 от 27 апреля 2012 года (приложение 3, лист 2) подробно описана вина Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО УК "Наш город" выражает не согласие с доводами апелляционной жалобы, считает, что при вынесении решения суд на основании представленных в суд материалов как со стороны ООО УК "Наш город", так и со стороны административного органа, полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также применил закон, подлежащий применению по данному делу. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. ООО УК "Наш город" представило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО УК "Наш город" зарегистрировано в качестве юридического лица, внесено в единый государственный реестр юридический лиц - ОГРН 1083847001589 (том 1, л.д. 101).
На основании распоряжения заместителя руководителя Службы Сабурова А.И. N 781-ср-п от 11.04.2012 начальником Северного отдела государственного жилищного контроля в управлении жилищного контроля службы Беляевой Н.Н. 27.04.2012 в отношении ООО УК "Наш город" проведена проверка с целью осуществления государственного жилищного контроля за соблюдением требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Основанием к проведению проверки явился ежегодный план проверок.
В ходе проверки обследованы многоквартирные дома, расположенные по адресам: Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, 8 квартал, дома 5, 7, 12, 13 и 1 квартал, дома 53, 90; установлено, что ООО УК "Наш город" как лицом, ответственным за содержание вышеуказанных многоквартирных домов, не соблюдаются требования части 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны без указания объекта, расходов на их проведение, объема снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Отсутствует подтверждение о том, что информация доведена до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 781/12/2 от 20.04.2012.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 27.04.2012 г. N 781/12/2/1, которым установлено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьей 9.16 КоАП РФ.
16.05.2012 должностным лицом Службы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1-287/12, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьей 9.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая постановление по делу об административном правонарушении N 1-287/12 от 16.05.2012 нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции о недоказанности административным органом наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 1 Положения о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 399/178-пп, Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям в области реализации жилищной политики, функции по государственному строительному надзору, выдаче разрешительных документов при строительстве и функции по государственному контролю и надзору в области долевого строительства. Служба действует на правах государственной жилищной инспекции Иркутской области.
Частью 5 статьей 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
В силу части 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Частью 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (часть 8 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа (часть 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с абзацем "а" пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Службы Сабурова А.И. N 781-ср-п от 11.04.2012 начальником Северного отдела государственного жилищного контроля в управлении жилищного контроля службы Беляевой Н.Н. 27.04.2012 в отношении ООО УК "Наш город" проведена проверка с целью осуществления государственного жилищного контроля за соблюдением требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В ходе проверки обследованы многоквартирные дома, расположенные по адресам: Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, 8 квартал, дома 5, 7, 12, 13 и 1 квартал, дома 53, 90; установлено, что ООО УК "Наш город" как лицом, ответственным за содержание вышеуказанных многоквартирных домов, не соблюдаются требования части 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны без указания объекта, расходов на их проведение, объема снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Отсутствует подтверждение о том, что информация доведена до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что с момента принятия Закона N 261-ФЗ Обществом выполнены ряд мероприятий по многоквартирным жилым домам NN 5, 7, 12, 13, 8 квартала и домам NN 53, 90, 1 квартала, а именно:
8 квартал, дом N 5 - замена магистрального трубопровода отопления в количестве 8 м п.; замена магистрального трубопровода ХВС в количестве 8 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 28,6 м п.; замена магистрального трубопровода ГВС в количестве - 8 м п.; замена трубопроводов канализационных систем в количестве 23 м п.; изоляция магистральных трубопроводов систем отопления в количестве 21 м п.; ремонт межпанельных швов в количестве 26 м п.; замена запорной арматуры в количестве 39 шт. задвижек и 18 шт. вентилей; замена электрического оборудования в количестве 10 шт.; замена электропровода в количестве 69 м п.
В 2012 году при проведении капитального ремонта обществом запланирована установка общедомовых (коллективные) приборов учета горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения, а также будет проведено энергетическое обследование многоквартирного жилого дома.
При проведении капитального ремонта Обществом будут выполнены следующие виды работ: ремонт узла управления (ИТП); ремонт системы теплоснабжения; ремонт системы горячего водоснабжения; ремонт системы холодного водоснабжения; ремонт системы канализации.
8 квартал, дом N 7 - замена стояков и подводок ХВС в количестве 9,5 м п.; замена стояков и подводок ГВС в количестве 129,5 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 49,6 м п.; замена магистрального трубопровода ГВС в количестве 184 м п.; замена трубопроводов канализационных систем в количестве 8 м п.; изоляция магистральных трубопроводов системы отопления в количестве 5,5 м п.; ремонт межпанельных швов в количестве 57 м п.; замена запорной арматуры в количестве 12 шт. задвижек и 119 вентилей; замена электрического оборудования в количестве 3 шт.; замена электропровода в количестве 27 м п.
При проведении капитального ремонта Обществом будут выполнены следующие виды работ: ремонт узла управления (ИТП); ремонт системы теплоснабжения; ремонт системы холодного водоснабжения; ремонт системы канализации.
8 квартал, дом N 12 - замена магистрального трубопровода отопления в количестве 4,6 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 6 м п.; установка регистров в подъезды в количестве 8 шт.; замена трубопроводов канализационных систем в количестве 2 м п.; замена запорной арматуры (задвижки) в количестве 17 шт.; замена электрического оборудования в количестве 3 шт.; замена электрического провода в количестве 16 м п.; на многоквартирном жилом доме N 12, 8 квартала установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, горячего водоснабжения и тепло энергии и на основании Закона N 261-ФЗ, планируется произвести перерасчет, что подтверждается письмом ООО УК "Наш город" на имя начальника ООО "Иркутскэнергосбыт" от 03.04.2012 г. исх. N 129.
8 квартал, дом N 13 - замена стояков и подводок ХВС в количестве 4,5 м п.; замена стояков и подводок ГВС в количестве 13,5 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 11,5 м п.; установка регистров в подъезды в количестве 8 шт.; замена трубопровода канализационной системы в количестве 5,5 м п.; ремонт межпанельных швов в количестве 41 м п.; замена запорной арматуры (вентилей) в количестве 46 шт.; замена электрического оборудования в количестве 7 шт.; замена электропровода в количестве 33 м п.; согласно программы софинансирования жилищно-коммунального хозяйства в 2011 г. установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, горячего, холодного водоснабжения, теплоэнергии; согласно программе софинансирования жилищно-коммунального хозяйства в 2011 г. на многоквартирном жилом доме N 13, 8 квартала проведено энергетическое обследование многоквартирного дома, что подтверждается копией энергетического паспорта здания жилого дома.
1 квартал, дом N 53 - замена запорной арматуры (вентиля) в количестве 10 шт.; на многоквартирном жилом доме нагрузка на отопление в час составляет 0,17747 Гкал, на основании Закона N 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых Гкал в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Факт тепловой нагрузки подтверждается приложением N 4 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4444 от 01.09.2009.
Несмотря на то, что данные нормы по установке общедомовых (коллективных) приборов учета не распространяется на многоквартирный жилой дом, при строительстве дома установлены приборы учета электроэнергии, горячего, холодного водоснабжения и теплоэнергии, подрядной организацией при сдаче дома не введены в эксплуатацию общедомовые приборы холодного, горячего водоснабжения и теплоэнергии.
1 квартал, дом N 90 - замена стояков и подводок ХВС в количестве 2 м п.; замена стояков и подводок ГВС в количестве 2 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 2 м п.; замена запорной арматуры (вентилей) в количестве 6 шт.
В многоквартирном жилом доме нагрузка на отопление в час составляет 0,1306 Гкал.
На основании Закона N 261-ФЗ положения в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых Гкал в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Факт тепловой нагрузки подтверждается приложением N 4 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4444 от 01.09.2009.
Для избежания слива теплоносителя в канализационную сеть в верхних точках стояков отопления (на 5 этажах) в квартирах устанавливаются для развоздушивания краны Маевского.
Обществом разработана единая целевая адресная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по жилому фонду, обслуживаемому заявителем на 2011-2015 года, согласно рекомендациям администрации Железногорска - Илимского городского поселения.
Данная целевая адресная программа содержит перечень многоквартирных жилых домов, паспорт целевой программы по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, общие положения (цели, задачи, оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации данной программы, общие требования к перечню мероприятий по энергетической эффективности, программу по установке регуляторов и обратных клапанов).
Указанная программа содержит перечень мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов), перечень показателей в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, модернизацию многоквартирных жилых домов.
При проведении общего собрания собственников в многоквартирных домах ООО УК "Наш город" предлагает установку общедомовых приборов учета, проведение энергоаудита и другие мероприятия по энергосбережению, что подтверждается протоколами общих собраний.
В силу приведенных норм права суд первой инстанции правомерно признал обоснованными вышеприведенные доводы Общества.
Относительно нарушения, выразившегося в отсутствии подтверждения о том, что информация (мероприятия) доведена до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, суд первой инстанции также обоснованно согласился с доводами Общества о том, что данная информация опубликована на сайте компании по адресу: www.uknashgorod.ru, что подтверждается распечаткой с данного сайта, представленной в материалы дела.
Статьей 24.1 КоАП РФ правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При проверке законности и обоснованности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Исследуя обстоятельства дела, судом первой инстанции установлено, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако вопрос о наличии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения Службой не исследовался и в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не отражен.
Частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В нарушение требований статьи 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно выражена вина Общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.16 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом на момент проведения проверки в Службу предоставлены документы, подтверждающие доводы заявителя, однако данные документы не были приняты во внимание и оценены административным органом.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к мотивированному и правомерному выводу, что административным органом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности является незаконным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП РФ.
При этом по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что в оспариваемом постановлении размер назначенного Администрации административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2012 года по делу N А19-17652/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N А19-17652/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N А19-17652/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2012 года по делу N А19-17652/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" (ОГРН 1083847001589) к службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715) о признании незаконным и отмене постановления N 1-287/12 от 16.05.2012 по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции: судья Мусихина Т.Ю.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Наш город" (далее - ООО УК "Наш город", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган, Служба) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления N 1-287/12 от 16.05.2012 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области 09 ноября 2012 года заявленное требование удовлетворено. Постановление N 1-287/12 от 16.05.2012 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО УК "Наш город" к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного. По мнению Службы, судом первой инстанции не установлены обстоятельства имеющие значение для дела. Выводы суда о том, что доводы заявления подтверждены Обществом документально, а обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности не доказаны административным органом, являются необоснованными.
Не соответствует обстоятельствам дела вывод суда, изложенный в решении, о том, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений и вопрос о наличии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения не исследовал.
Имеющимися в деле доказательствами неоспоримо подтверждается вина Общества во вмененном ему правонарушении.
Как указывает административный орган, Обществом не доказано, что мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны с указанием объекта, расходов на их проведение, объема снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Мероприятия для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) в отношении общего имущества и жилых помещений собственников помещений, а также мероприятия энергосбережения, модернизации МКД г. Железногорска-Илимского на 2010-2015 гг., утвержденные директором Общества Чумилиным B.C. в 2010 году (далее -мероприятия) (приложение 1), представленные Обществом как доказательство отсутствия вины во вмененном правонарушении, содержат указание лишь на наименования мероприятий, цели, применяемые технологии, оборудование и материалы, исполнителей, источники финансирования, характер эксплуатации после реализации мероприятий и ожидаемый эффект.
Объяснениями директора Общества Чумилина B.C., содержащимися в акте проверки N 781/12/2 от 20 апреля 2012 года (приложение 2), подтверждается, что правонарушение на момент обнаружения являлось оконченным - мероприятия не были доведены до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
Имеющимися в деле доказательствами неоспоримо подтверждается вина Общества во вмененном ему правонарушении.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении N 781/12/2/2 от 27 апреля 2012 года (приложение 3, лист 2) подробно описана вина Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО УК "Наш город" выражает не согласие с доводами апелляционной жалобы, считает, что при вынесении решения суд на основании представленных в суд материалов как со стороны ООО УК "Наш город", так и со стороны административного органа, полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также применил закон, подлежащий применению по данному делу. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. ООО УК "Наш город" представило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО УК "Наш город" зарегистрировано в качестве юридического лица, внесено в единый государственный реестр юридический лиц - ОГРН 1083847001589 (том 1, л.д. 101).
На основании распоряжения заместителя руководителя Службы Сабурова А.И. N 781-ср-п от 11.04.2012 начальником Северного отдела государственного жилищного контроля в управлении жилищного контроля службы Беляевой Н.Н. 27.04.2012 в отношении ООО УК "Наш город" проведена проверка с целью осуществления государственного жилищного контроля за соблюдением требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Основанием к проведению проверки явился ежегодный план проверок.
В ходе проверки обследованы многоквартирные дома, расположенные по адресам: Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, 8 квартал, дома 5, 7, 12, 13 и 1 квартал, дома 53, 90; установлено, что ООО УК "Наш город" как лицом, ответственным за содержание вышеуказанных многоквартирных домов, не соблюдаются требования части 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны без указания объекта, расходов на их проведение, объема снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Отсутствует подтверждение о том, что информация доведена до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 781/12/2 от 20.04.2012.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 27.04.2012 г. N 781/12/2/1, которым установлено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьей 9.16 КоАП РФ.
16.05.2012 должностным лицом Службы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1-287/12, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьей 9.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая постановление по делу об административном правонарушении N 1-287/12 от 16.05.2012 нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции о недоказанности административным органом наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 1 Положения о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 399/178-пп, Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям в области реализации жилищной политики, функции по государственному строительному надзору, выдаче разрешительных документов при строительстве и функции по государственному контролю и надзору в области долевого строительства. Служба действует на правах государственной жилищной инспекции Иркутской области.
Частью 5 статьей 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
В силу части 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Частью 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (часть 8 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа (часть 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с абзацем "а" пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Службы Сабурова А.И. N 781-ср-п от 11.04.2012 начальником Северного отдела государственного жилищного контроля в управлении жилищного контроля службы Беляевой Н.Н. 27.04.2012 в отношении ООО УК "Наш город" проведена проверка с целью осуществления государственного жилищного контроля за соблюдением требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В ходе проверки обследованы многоквартирные дома, расположенные по адресам: Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, 8 квартал, дома 5, 7, 12, 13 и 1 квартал, дома 53, 90; установлено, что ООО УК "Наш город" как лицом, ответственным за содержание вышеуказанных многоквартирных домов, не соблюдаются требования части 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны без указания объекта, расходов на их проведение, объема снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Отсутствует подтверждение о том, что информация доведена до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что с момента принятия Закона N 261-ФЗ Обществом выполнены ряд мероприятий по многоквартирным жилым домам NN 5, 7, 12, 13, 8 квартала и домам NN 53, 90, 1 квартала, а именно:
8 квартал, дом N 5 - замена магистрального трубопровода отопления в количестве 8 м п.; замена магистрального трубопровода ХВС в количестве 8 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 28,6 м п.; замена магистрального трубопровода ГВС в количестве - 8 м п.; замена трубопроводов канализационных систем в количестве 23 м п.; изоляция магистральных трубопроводов систем отопления в количестве 21 м п.; ремонт межпанельных швов в количестве 26 м п.; замена запорной арматуры в количестве 39 шт. задвижек и 18 шт. вентилей; замена электрического оборудования в количестве 10 шт.; замена электропровода в количестве 69 м п.
В 2012 году при проведении капитального ремонта обществом запланирована установка общедомовых (коллективные) приборов учета горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения, а также будет проведено энергетическое обследование многоквартирного жилого дома.
При проведении капитального ремонта Обществом будут выполнены следующие виды работ: ремонт узла управления (ИТП); ремонт системы теплоснабжения; ремонт системы горячего водоснабжения; ремонт системы холодного водоснабжения; ремонт системы канализации.
8 квартал, дом N 7 - замена стояков и подводок ХВС в количестве 9,5 м п.; замена стояков и подводок ГВС в количестве 129,5 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 49,6 м п.; замена магистрального трубопровода ГВС в количестве 184 м п.; замена трубопроводов канализационных систем в количестве 8 м п.; изоляция магистральных трубопроводов системы отопления в количестве 5,5 м п.; ремонт межпанельных швов в количестве 57 м п.; замена запорной арматуры в количестве 12 шт. задвижек и 119 вентилей; замена электрического оборудования в количестве 3 шт.; замена электропровода в количестве 27 м п.
При проведении капитального ремонта Обществом будут выполнены следующие виды работ: ремонт узла управления (ИТП); ремонт системы теплоснабжения; ремонт системы холодного водоснабжения; ремонт системы канализации.
8 квартал, дом N 12 - замена магистрального трубопровода отопления в количестве 4,6 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 6 м п.; установка регистров в подъезды в количестве 8 шт.; замена трубопроводов канализационных систем в количестве 2 м п.; замена запорной арматуры (задвижки) в количестве 17 шт.; замена электрического оборудования в количестве 3 шт.; замена электрического провода в количестве 16 м п.; на многоквартирном жилом доме N 12, 8 квартала установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, горячего водоснабжения и тепло энергии и на основании Закона N 261-ФЗ, планируется произвести перерасчет, что подтверждается письмом ООО УК "Наш город" на имя начальника ООО "Иркутскэнергосбыт" от 03.04.2012 г. исх. N 129.
8 квартал, дом N 13 - замена стояков и подводок ХВС в количестве 4,5 м п.; замена стояков и подводок ГВС в количестве 13,5 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 11,5 м п.; установка регистров в подъезды в количестве 8 шт.; замена трубопровода канализационной системы в количестве 5,5 м п.; ремонт межпанельных швов в количестве 41 м п.; замена запорной арматуры (вентилей) в количестве 46 шт.; замена электрического оборудования в количестве 7 шт.; замена электропровода в количестве 33 м п.; согласно программы софинансирования жилищно-коммунального хозяйства в 2011 г. установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, горячего, холодного водоснабжения, теплоэнергии; согласно программе софинансирования жилищно-коммунального хозяйства в 2011 г. на многоквартирном жилом доме N 13, 8 квартала проведено энергетическое обследование многоквартирного дома, что подтверждается копией энергетического паспорта здания жилого дома.
1 квартал, дом N 53 - замена запорной арматуры (вентиля) в количестве 10 шт.; на многоквартирном жилом доме нагрузка на отопление в час составляет 0,17747 Гкал, на основании Закона N 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых Гкал в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Факт тепловой нагрузки подтверждается приложением N 4 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4444 от 01.09.2009.
Несмотря на то, что данные нормы по установке общедомовых (коллективных) приборов учета не распространяется на многоквартирный жилой дом, при строительстве дома установлены приборы учета электроэнергии, горячего, холодного водоснабжения и теплоэнергии, подрядной организацией при сдаче дома не введены в эксплуатацию общедомовые приборы холодного, горячего водоснабжения и теплоэнергии.
1 квартал, дом N 90 - замена стояков и подводок ХВС в количестве 2 м п.; замена стояков и подводок ГВС в количестве 2 м п.; замена стояков и подводок отопления в количестве 2 м п.; замена запорной арматуры (вентилей) в количестве 6 шт.
В многоквартирном жилом доме нагрузка на отопление в час составляет 0,1306 Гкал.
На основании Закона N 261-ФЗ положения в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых Гкал в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Факт тепловой нагрузки подтверждается приложением N 4 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4444 от 01.09.2009.
Для избежания слива теплоносителя в канализационную сеть в верхних точках стояков отопления (на 5 этажах) в квартирах устанавливаются для развоздушивания краны Маевского.
Обществом разработана единая целевая адресная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по жилому фонду, обслуживаемому заявителем на 2011-2015 года, согласно рекомендациям администрации Железногорска - Илимского городского поселения.
Данная целевая адресная программа содержит перечень многоквартирных жилых домов, паспорт целевой программы по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, общие положения (цели, задачи, оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации данной программы, общие требования к перечню мероприятий по энергетической эффективности, программу по установке регуляторов и обратных клапанов).
Указанная программа содержит перечень мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов), перечень показателей в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, модернизацию многоквартирных жилых домов.
При проведении общего собрания собственников в многоквартирных домах ООО УК "Наш город" предлагает установку общедомовых приборов учета, проведение энергоаудита и другие мероприятия по энергосбережению, что подтверждается протоколами общих собраний.
В силу приведенных норм права суд первой инстанции правомерно признал обоснованными вышеприведенные доводы Общества.
Относительно нарушения, выразившегося в отсутствии подтверждения о том, что информация (мероприятия) доведена до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, суд первой инстанции также обоснованно согласился с доводами Общества о том, что данная информация опубликована на сайте компании по адресу: www.uknashgorod.ru, что подтверждается распечаткой с данного сайта, представленной в материалы дела.
Статьей 24.1 КоАП РФ правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При проверке законности и обоснованности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Исследуя обстоятельства дела, судом первой инстанции установлено, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако вопрос о наличии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения Службой не исследовался и в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не отражен.
Частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В нарушение требований статьи 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно выражена вина Общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.16 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом на момент проведения проверки в Службу предоставлены документы, подтверждающие доводы заявителя, однако данные документы не были приняты во внимание и оценены административным органом.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к мотивированному и правомерному выводу, что административным органом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности является незаконным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП РФ.
При этом по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что в оспариваемом постановлении размер назначенного Администрации административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2012 года по делу N А19-17652/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)