Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Токаревой М.В., судей Дайнеко М.М. и Можеевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Коротковой Д.И., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722), ответчика - муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска (г. Брянск, ОГРН 1053211026406, ИНН 3233013304), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "РИРЦ" Брянской области, г. Брянск, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2013 по делу N А09-4450/2012 (судья Макеева М.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска (далее - предприятие, ответчик) о взыскании 23 432 533 рублей 19 копеек, в том числе 22 589 202 рублей 95 копеек задолженности по договору теплоснабжения N 022-04040025 от 07.12.2009 и 843 330 рублей 24 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) привлечено общество с ограниченной ответственностью "РИРЦ" Брянской области (далее - ООО "РИРЦ" Брянской области).
Решением суда от 04.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что ответчик не исполнил обязательство по оплате отпущенной тепловой энергии.
В жалобе предприятие просит решение отменить. В обоснование своих доводов указывает на то, что ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, несет ответственность перед ресурсоснабжающей организацией в пределах сборов с населения. Ссылается на положения пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, согласно которым при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Считает, что при расчете потребленной горячей воды за спорный период с учетом показаний индивидуальных приборов учета затраты по горячей воде составили 25 787 780 рублей, расхождение между начислениями населению и суммами, рассчитанными ресурсоснабжающей организацией составляет 4 369 602 рублей 46 копеек. Отмечает, что исполняя решение суда, управляющая компания вынуждена будет погашать задолженность текущими платежами населения, что приведет к банкротству предприятия.
В судебном заседании 22.05.2013 в соответствии со статьей 163 Кодекса объявлялся перерыв до 24.05.2013.
До и после перерыва стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между обществом (ресурсоснабжающая организация) и предприятием (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 022-04040025 от 07.12.2009, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным договором (т. 1, л.д. 16-21).
В разделе 4 стороны согласовали цену договора и порядок расчетов, согласно которому расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. Ориентировочная цена договора составляет 214 750 305 рублей 29 копеек (с НДС 18%). В случае изменения тарифа на тепловую энергию уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, цена договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию. Цена договора определяется исходя из объема теплопотребления потребителя (приложение N 1) и тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию. Расчетный период по договору - 1 календарный месяц.
Во исполнение условий совершенной сделки истец в период с августа 2011 года по июль 2012 года осуществлял отпуск тепловой энергии ответчику на отопление и горячее водоснабжение.
Обязательства по оплате полученной тепловой энергии ответчиком в полном объеме не исполнены, в связи с чем не уплаченной истцу осталась задолженность в размере 22 589 202 рублей 95 копеек, что послужило основанием для обращения в суд.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик как управляющая организация является исполнителем услуг в смысле пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В соответствии с упомянутым пунктом Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В пункте 8 Правил в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как разъяснено в письме от 29.11.2007 N 21492-СК/07 Министерства регионального развития Российской Федерации, в силу пункта 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы. С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двухставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию).
Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей как: размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
В соответствии с пунктом 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы за коммунальные услуги должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 157 Жилищного кодекса РФ, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения.
В силу пункта 22 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам (пункт 19 Правил).
Согласно расчету истца задолженность определена с учетом показаний общедомовых приборов учета (при их наличии в жилых домах), а при их отсутствии - исходя из установленных нормативов отопления и горячего водоснабжения.
Правовая позиция относительно расчета объема отпущенных коммунальных ресурсов при отсутствии общедомовых средств измерения, изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-11577/12 от 20.09.2012 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А09-5252/2011.
Предметом исковых требований по делу N А09-5252/2011 являлось взыскание задолженности по договору теплоснабжения N 022-04040025 от 07.12.2009 за период с января по декабрь 2010 года, в то время как предметом настоящего иска является требование о взыскании задолженности по указанному договору за период с августа 2011 года по июль 2012 года.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении N ВАС-11577/12 от 20.09.2012, действующее в спорный период нормативное регулирование отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (абонентом) предусматривает учет фактического потребления услуг одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенных ресурсов должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний квартирных счетчиков не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через предприятие.
Поэтому у суда отсутствовали основания для определения количества тепловой энергии поданной на объекты предприятия, по показаниям установленных у части населения индивидуальных приборов учета.
В силу пункта 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом положений пункта 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные по делу N А09-5252/2011 имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, произведенный истцом расчет задолженности с учетом показаний общедомовых приборов учета (при их наличии в жилых домах), а при их отсутствии - исходя из установленных нормативов отопления и горячего водоснабжения, является верным и соответствует действующему законодательству.
В материалы дела представлены следующие документы: расчет задолженности по начисленным сборам МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска за август 2011 года - июль 2012 года, сводная таблица по расчетам с ОАО "БКС" за период с 01.08.2011 по 31.07.2012., из которых следует, что за указанный период начислено населению по отоплению - 198 021 028 рублей 01 копейка, начислено населению по ГВС (без учета индивидуальных приборов учета в период с августа по декабрь 2011 года) - 64 132 447 рублей 85 копеек, корректировки ГВС по заявлениям граждан составили 1 102 465 рублей, корректировки ГВС по недопоставке - 2 385 616 рублей 85 копеек, начислено по ГВС с учетом недопоставки и корректировки по заявлениям граждан - 60 644 366 рублей, предъявлено населению к оплате - 258 665 394 рублей 01 копеек, оплачено - 236 076 191 рублей 06 копеек, задолженность населения - 22 589 202 рублей 95 копеек.
Поскольку истец исполнил обязательства по передаче тепловой энергии ответчику надлежаще, а последний не оплатил ее, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в сумме 22 589 202 рублей 95 копеек.
Ссылка заявителя на положения пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, согласно которым при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, несостоятельна. При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, объем отпущенной энергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Судебной коллегией оценивается как необоснованный и подлежащий отклонению довод заявителя о том, что при расчете потребленной горячей воды за спорный период с учетом показаний индивидуальных приборов учета затраты по горячей воде составили 25 787 780 рублей, расхождение между начислениями населению и суммами, рассчитанными ресурсоснабжающей организацией составляет 4 369 602 руб. 46 коп. Данный контррасчет проверен судом первой инстанции и признан неверным с учетом выводов, содержащихся в определении N ВАС-11577/12 от 20.09.2012.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2012 по 28.01.2013 в сумме 843 330 рублей 24 копейки, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8% годовых, действовавшей на момент предъявления иска.
Статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств, размер которых определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. В случае взыскания долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Согласно расчету истца общая сумма процентов, начисленных на неосновательно удерживаемые денежные средства истца за период с 11.08.2012 по 28.01.2013, составляет 843 330 рублей 24 копейки. Расчет суммы процентов проверен судебной коллегией. Правильность расчета ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда области о взыскании с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 843 330 рублей 24 копейки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Кодекс отмену судебного акта в любом случае, апелляционной инстанцией не выявлено.
В соответствии со статьей 110 Кодекс расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2013 по делу N А09-4450/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
М.В.ТОКАРЕВА
М.М.ДАЙНЕКО
Е.И.МОЖЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2013 ПО ДЕЛУ N А09-4450/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. по делу N А09-4450/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Токаревой М.В., судей Дайнеко М.М. и Можеевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Коротковой Д.И., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722), ответчика - муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска (г. Брянск, ОГРН 1053211026406, ИНН 3233013304), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "РИРЦ" Брянской области, г. Брянск, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2013 по делу N А09-4450/2012 (судья Макеева М.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска (далее - предприятие, ответчик) о взыскании 23 432 533 рублей 19 копеек, в том числе 22 589 202 рублей 95 копеек задолженности по договору теплоснабжения N 022-04040025 от 07.12.2009 и 843 330 рублей 24 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) привлечено общество с ограниченной ответственностью "РИРЦ" Брянской области (далее - ООО "РИРЦ" Брянской области).
Решением суда от 04.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что ответчик не исполнил обязательство по оплате отпущенной тепловой энергии.
В жалобе предприятие просит решение отменить. В обоснование своих доводов указывает на то, что ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, несет ответственность перед ресурсоснабжающей организацией в пределах сборов с населения. Ссылается на положения пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, согласно которым при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Считает, что при расчете потребленной горячей воды за спорный период с учетом показаний индивидуальных приборов учета затраты по горячей воде составили 25 787 780 рублей, расхождение между начислениями населению и суммами, рассчитанными ресурсоснабжающей организацией составляет 4 369 602 рублей 46 копеек. Отмечает, что исполняя решение суда, управляющая компания вынуждена будет погашать задолженность текущими платежами населения, что приведет к банкротству предприятия.
В судебном заседании 22.05.2013 в соответствии со статьей 163 Кодекса объявлялся перерыв до 24.05.2013.
До и после перерыва стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между обществом (ресурсоснабжающая организация) и предприятием (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 022-04040025 от 07.12.2009, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным договором (т. 1, л.д. 16-21).
В разделе 4 стороны согласовали цену договора и порядок расчетов, согласно которому расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. Ориентировочная цена договора составляет 214 750 305 рублей 29 копеек (с НДС 18%). В случае изменения тарифа на тепловую энергию уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, цена договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию. Цена договора определяется исходя из объема теплопотребления потребителя (приложение N 1) и тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию. Расчетный период по договору - 1 календарный месяц.
Во исполнение условий совершенной сделки истец в период с августа 2011 года по июль 2012 года осуществлял отпуск тепловой энергии ответчику на отопление и горячее водоснабжение.
Обязательства по оплате полученной тепловой энергии ответчиком в полном объеме не исполнены, в связи с чем не уплаченной истцу осталась задолженность в размере 22 589 202 рублей 95 копеек, что послужило основанием для обращения в суд.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик как управляющая организация является исполнителем услуг в смысле пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В соответствии с упомянутым пунктом Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В пункте 8 Правил в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как разъяснено в письме от 29.11.2007 N 21492-СК/07 Министерства регионального развития Российской Федерации, в силу пункта 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы. С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двухставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию).
Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей как: размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
В соответствии с пунктом 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы за коммунальные услуги должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 157 Жилищного кодекса РФ, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения.
В силу пункта 22 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам (пункт 19 Правил).
Согласно расчету истца задолженность определена с учетом показаний общедомовых приборов учета (при их наличии в жилых домах), а при их отсутствии - исходя из установленных нормативов отопления и горячего водоснабжения.
Правовая позиция относительно расчета объема отпущенных коммунальных ресурсов при отсутствии общедомовых средств измерения, изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-11577/12 от 20.09.2012 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А09-5252/2011.
Предметом исковых требований по делу N А09-5252/2011 являлось взыскание задолженности по договору теплоснабжения N 022-04040025 от 07.12.2009 за период с января по декабрь 2010 года, в то время как предметом настоящего иска является требование о взыскании задолженности по указанному договору за период с августа 2011 года по июль 2012 года.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении N ВАС-11577/12 от 20.09.2012, действующее в спорный период нормативное регулирование отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (абонентом) предусматривает учет фактического потребления услуг одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенных ресурсов должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний квартирных счетчиков не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через предприятие.
Поэтому у суда отсутствовали основания для определения количества тепловой энергии поданной на объекты предприятия, по показаниям установленных у части населения индивидуальных приборов учета.
В силу пункта 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом положений пункта 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные по делу N А09-5252/2011 имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, произведенный истцом расчет задолженности с учетом показаний общедомовых приборов учета (при их наличии в жилых домах), а при их отсутствии - исходя из установленных нормативов отопления и горячего водоснабжения, является верным и соответствует действующему законодательству.
В материалы дела представлены следующие документы: расчет задолженности по начисленным сборам МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска за август 2011 года - июль 2012 года, сводная таблица по расчетам с ОАО "БКС" за период с 01.08.2011 по 31.07.2012., из которых следует, что за указанный период начислено населению по отоплению - 198 021 028 рублей 01 копейка, начислено населению по ГВС (без учета индивидуальных приборов учета в период с августа по декабрь 2011 года) - 64 132 447 рублей 85 копеек, корректировки ГВС по заявлениям граждан составили 1 102 465 рублей, корректировки ГВС по недопоставке - 2 385 616 рублей 85 копеек, начислено по ГВС с учетом недопоставки и корректировки по заявлениям граждан - 60 644 366 рублей, предъявлено населению к оплате - 258 665 394 рублей 01 копеек, оплачено - 236 076 191 рублей 06 копеек, задолженность населения - 22 589 202 рублей 95 копеек.
Поскольку истец исполнил обязательства по передаче тепловой энергии ответчику надлежаще, а последний не оплатил ее, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в сумме 22 589 202 рублей 95 копеек.
Ссылка заявителя на положения пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, согласно которым при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, несостоятельна. При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, объем отпущенной энергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Судебной коллегией оценивается как необоснованный и подлежащий отклонению довод заявителя о том, что при расчете потребленной горячей воды за спорный период с учетом показаний индивидуальных приборов учета затраты по горячей воде составили 25 787 780 рублей, расхождение между начислениями населению и суммами, рассчитанными ресурсоснабжающей организацией составляет 4 369 602 руб. 46 коп. Данный контррасчет проверен судом первой инстанции и признан неверным с учетом выводов, содержащихся в определении N ВАС-11577/12 от 20.09.2012.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2012 по 28.01.2013 в сумме 843 330 рублей 24 копейки, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8% годовых, действовавшей на момент предъявления иска.
Статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств, размер которых определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. В случае взыскания долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Согласно расчету истца общая сумма процентов, начисленных на неосновательно удерживаемые денежные средства истца за период с 11.08.2012 по 28.01.2013, составляет 843 330 рублей 24 копейки. Расчет суммы процентов проверен судебной коллегией. Правильность расчета ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда области о взыскании с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 843 330 рублей 24 копейки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Кодекс отмену судебного акта в любом случае, апелляционной инстанцией не выявлено.
В соответствии со статьей 110 Кодекс расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2013 по делу N А09-4450/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
М.В.ТОКАРЕВА
М.М.ДАЙНЕКО
Е.И.МОЖЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)