Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2013 N 06АП-6513/2013 ПО ДЕЛУ N А73-7143/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. N 06АП-6513/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Славянка": Козлов В.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 208;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Дементьев Е.С. представитель по доверенности от 20.11.2013 N 01-30-12980;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка"
на решение от 05.11.2013 по делу N А73-7143/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219)
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановлений Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 14.06.2013 N 495/13-Ю, от 19.06.2013 N 462/13-Ю, от 19.06.2013N 463/13-Ю по делам об административных правонарушениях

установил:

открытое акционерное общество "Славянка" филиал "Хабаровский" (далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями об оспаривании постановлений Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее -Управление, административный орган) от 14.06.2013 N 495/13-Ю, от 19.06.2013 N 462/13-Ю, от 19.06.2013 N 463/13-Ю, которыми общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
На основании поступивших заявлений судом возбуждены дела N А73-7143/2013, N А73-7946/2013, N А73-7948/2013.
Определением суда от 14.10.2013 вышеуказанные дела в порядке статьи 130 АПК РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А73-7143/2013.
Решением от 11.11.2013 суд требования общества удовлетворил частично. Признал незаконными и отменил полностью постановления Управления от 19.06.2013 N 462/13-Ю и от 19.06.2013N 463/13-Ю. В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 14.06.2013 N 495/13-Ю о отказал.
Не согласившись с судебным актом в части, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 14.06.2013 N 495/13-Ю и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа, отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 05.04.2013 инспектором управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Стикалович Т.А., на основании обращения гр. Кузьмина Е.Л. о ненадлежащем содержании придомовых территорий, контейнерных площадок, подъездов, лифтов в жилых домах Волочаевского городка в г. Хабаровске, возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее определение, и назначено проведение административного расследования.
17.04.2013 вышеуказанным должностным лицом главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, в присутствии представителя ОАО "Славянка" - техника РЭУ-17 Христюк Н.П., с участием двух понятых проведен осмотр подъездов жилого дома N 4а по ул. Служебной в г. Хабаровске и придомовых территорий вышеуказанного жилого дома и дома N 1 по пер. Призывному в г. Хабаровске, находящихся в управлении ОАО "Славянка".
В ходе осмотра выявлены нарушения пунктов 1.8, 3.6.1, 3.7.1, 3.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, выразившегося в том, что контейнерные площадки, расположенные за домами по ул. Служебной 4а, пер. Призывной, 1 захламлены мусором (коробками, досками, ветками). Контейнеры с мусором не заполнены. Кроме того, ОАО "Славянка" не были заключены договоры на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов за январь, февраль 2013 г.
Результаты осмотра зафиксированы протоколом осмотра от 17.04.2013. В ходе осмотра производилась фотосъемка фотоаппаратом SONY N 4606628.
О времени и месте проведения осмотра помещений и территорий ОАО "Славянка" было извещено уведомлением от 10.04.2013, направленным на электронный адрес общества.
06.06.2013 административным органом в присутствии представителя общества по доверенности Сухопаровой Е.Н., в отношении ОАО "Славянка" составлен протокол N 132 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом, путем направления на его электронный адрес info@slav-ex.ru соответствующего уведомления от 04.06.2013.
Вышеуказанный протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении также направлен на электронный адрес общества.
14.06.2013 Управлением по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 495/13-Ю, которым ОАО "Славянка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Далее, 29.04.2013 инспектором управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Глаголевой Т.А., на основании обращения гр. Новоселова Е.В. о протечках кровли в жилом доме, расположенном по адресу: Хабаровский край, г. Бикин, Восточный городок, ДОС-24, в присутствии представителя ОАО "Славянка" - техника РЭУ-7 Стрельниковой В.В., с участием двух понятых проведен осмотр квартиры N 35 и кровли указанного жилого дома, находящегося в управлении ОАО "Славянка" на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
О времени и месте проведения осмотра ОАО "Славянка" было извещено уведомлением от 24.04.2013 N 141, направленным 24.04.2013 на электронный адрес ОАО "Славянка" info@slav-ex.ru.
В ходе проведенного осмотра выявлены нарушения пунктов 4.6.1.2, 4.6.2.3, 4.6.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, а именно: имеются следы от протечек в двух жилых помещениях квартиры N 35 (жилая комната, спальня). Побелочный слой на потолке полностью обшелушен, стеновые покрытия (обои) пришли в негодность. Протечка кровли связана с дефектами рулонной кровли. Рулонное покрытие кровли имеет множественные трещины, разрывы, расслоения в швах между полотнищами, нарушение гидроизоляции в местах примыкания рулонного ковра к вентшахтам, парапету, вокруг воронок внутреннего водоотвода, вытяжных канализационных стояков, антенн.
По результатам осмотра Управлением составлен протокол осмотра от 29.04.2013 N 43/240, в котором отражены выявленные нарушения.
30.04.2013 на электронный адрес ОАО "Славянка" info@slav-ex.ru было направлено требование о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
07.05.2013 административным органом в отношении ОАО "Славянка", при участии представителя общества Сухопаровой Е.Н., действующей на основании общей доверенности, составлен протокол N 43/246 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Определением от 05.06.2013, направленным 10.06.2013 г. на электронный адрес ОАО "Славянка" info@slav-ex.ru, рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 19.06.2013 в 16 час. 40 мин.
Телефонограммой от 18.06.2013, переданной главным специалистом Н.А. Масловой представителю ОАО "Славянка" Сухопаровой Е.Н. по сотовому телефону, рассмотрение дела отложено на 20.06.2013 в 10 час. 30 мин. в связи с занятостью заместителя начальника управления.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Ворыпаевым А.Ф. вынесено постановление от 19.06.2013 N 463/13-Ю, которым ОАО "Славянка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Кроме того, 29.04.2013 инспектором управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Глаголевой Т.А., на основании обращения гр. Терновской В.В. о протечках кровли в жилом доме, расположенном по адресу: Хабаровский край, г. Бикин, Восточный городок, ДОС-35, в присутствии представителя ОАО "Славянка" - техника РЭУ-7 Стрельниковой В.В., с участием двух понятых проведен осмотр квартиры N 60 и кровли указанного жилого дома, находящегося в управлении ОАО "Славянка" на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
О времени и месте проведения осмотра ОАО "Славянка" было извещено уведомлением от 24.04.2013 N 141, направленным 24.04.2013 на электронный адрес ОАО "Славянка" info@slav-ex.ru.
В ходе проведенного осмотра выявлены нарушения пунктов 4.6.1.2, 4.6.2.3, 4.6.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, а именно: имеются следы от протечек в кухне и прихожей квартиры N 60 и на лестничной клетке 4 подъезда дома N 35 Восточного городка г. Бикин. Протечка кровли связана с дефектами рулонной кровли. Рулонное покрытие кровли имеет множественные трещины, разрывы, расслоения в швах между полотнищами, нарушение гидроизоляции в местах примыкания рулонного ковра к вентшахтам, парапету, вокруг вытяжных канализационных стояков, антенн.
По результатам осмотра вышеуказанным должностным лицом управления государственного жилищного надзора составлен протокол осмотра от 29.04.2013 N 43/243.
30.04.2013 на электронный адрес ОАО "Славянка" info@slav-ex.ru направлено требование о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
07.05.2013 административным органом в отношении ОАО "Славянка", при участии представителя общества Сухопаровой Е.Н., действующей на основании общей доверенности, составлен протокол N 43/247 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Определением от 05.06.2013, направленным 10.06.2013 на электронный адрес ОАО "Славянка" info@slav-ex.ru, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.06.2013.
Телефонограммой от 18.06.2013, переданной главным специалистом Н.А. Масловой представителю ОАО "Славянка" Сухопаровой Е.Н. по сотовому телефону, рассмотрение дела отложено на 20.06.2013 г. в 10 час. 20 мин. в связи с занятостью заместителя начальника управления.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление от 19.06.2013 N 462/13-Ю, которым ОАО "Славянка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлениями Управления N 495/13-Ю от 14.06.2013, N 462/13-Ю от 19.06.2013, N 463/13-Ю от 19.06.2013, общество обратилось в суд с заявлениями об оспаривании их законности.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ Шестой арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его отмены.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом указанного административного правонарушения является: лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Согласно пункту 1.8. Правил N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
- Управление жилищным фондом: организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами.
- Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт.
- Санитарное содержание: уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями.
В силу пункта 3.6.1. Правил N 170, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
В соответствии с пунктом 3.7.1. Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Согласно пункту 3.7.2. ПравилN 170, сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел. либо в контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными в г. Хабаровске по адресам: ул. Служебная, 4а, пер. Призывной, 1.
При осмотре 17.04.2013 придомовых территорий вышеуказанных жилых домов административным органом обнаружено, что контейнерные площадки, расположенные за домами, захламлены мусором (коробками, досками, ветками). Контейнеры с мусором не заполнены. Кроме того, ОАО "Славянка" не были заключены договоры на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов за январь, февраль 2013 г.
Факт совершенного административного правонарушения доказан материалами дела.
Вина ОАО "Славянка" заключается в том, что являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему содержанию жилищного фонда в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик его надежности и безопасности, безопасность для жизни и здоровья граждан, хотя имело реальную возможность для соблюдения установленных действующим законодательством правил и норм технической эксплуатации жилого фонда. Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению обществом возложенных на него действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что содержащийся в оспариваемом постановлении (от 14.06.2013 N 495/13-Ю) вывод административного органа о нарушении обществом перечисленных Правил N 170, является правомерным и обоснованным, и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Довод заявителя о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку обществом не доказано, что ему не было известно о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.
Согласно пункту 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Согласно разъяснению в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 права, принадлежащие законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через иное лицо, действующее на основании доверенности, в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах, выданной законным представителем юридического лица.
Как следует из материалов дела, с целью извещения ОАО "Славянка" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (06.06.2013 в 11-30 час. по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71, каб. 307), административным органом было направлено соответствующее уведомление от 04.06.2013 на электронный адрес общества (info@slav-ex.ru). Таким же образом, в частности, путем направления на вышеуказанный электронный адрес протокола со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ОАО "Славянка" извещалось и о дате рассмотрения дела.
В назначенные даты и время для участия в составлении протокола об административном правонарушении (06.06.2013) и рассмотрении дела (14.06.2013) в Управление явился представитель ОАО "Славянка" Сухопарова Е.Н., действующая на основании общей доверенности N 417 от 13.02.2013.
Данные факты свидетельствуют об исполнении административным органом своей обязанности по уведомлению юридического лица о времени и месте совершения процессуальных действий и обеспечения ему возможности воспользоваться своими правами, в том числе заявлять ходатайства, давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
Учитывая, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2013 по делу N А73-7143/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)