Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
ответчика - Мунтяну Р.Р., протокол от 18.08.2012, Митюревой Л.В., доверенность от 20.08.2012
в отсутствие:
истцов - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Державинское"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-16567/2012
по исковому заявлению Комитета социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области к товариществу собственников жилья "Дзержинское" о взыскании неосновательного обогащения в размере 270 320,16 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 62 753,70 руб., с участием третьих лиц: Ассоциации товариществ собственников жилья "Микрорайон-Ю", государственного казенного учреждения Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова",
установил:
Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Державинское" (далее - ТСЖ "Державинское", Товарищество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 270 320,16 руб., составляющего возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки на основании Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" (далее - Закон N 148-ЗСО), и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2010 по 13.03.2013 в размере 62 753,70 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.04.2013 к участию в деле в качестве соистца привлечено Министерство финансов Саратовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ассоциация товариществ собственников жилья "Микрорайон-Ю" и государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013, исковые требования удовлетворены частично: с ТСЖ "Державинское" в пользу Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в доход областного бюджета Саратовской области взысканы неосновательное обогащение в размере 270 320,16 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.06.2012 по 13.03.2013 в размере 16 602,16 руб.; в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 151,54 руб. отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Державинское" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Комитета в полном объеме, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Доводы Товарищества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонил и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Истцы и третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 20.11.2009 между Комитетом и Товариществом (Организация) был заключен контракт N 737/09 о возмещении расходов организаций, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категориям граждан в 2009 году (корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение), по условиям которого Организация предоставляет меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах обслуживаемого жилого фонда, согласно приложению N 1 к настоящему контракту на основании Закона N 148-ЗСО в порядке, установленном постановлением Правительства Саратовской области от 09.11.2009 N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" (далее - Постановление N 567-П):
- в форме снижения на 100% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах категориям граждан, перечисленным в пункте 1.1.1 контракта;
- в форме снижения на 50% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах категориям граждан, перечисленным в пункте 1.1.2 контракта.
Согласно пункту 2.3 контракта Организация обязана вести учет лиц, пользующихся правом на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки, указанных в пункте 1.1 настоящего контракта, и представлять сведения о них в установленной форме реестра в Комитет, а также письменно сообщать об изменениях по составу обслуживаемого жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта Организация предоставляет на возмещение расходов в Комитет реестры и счета-фактуры, подтверждающие предоставление установленных действующим законодательством мер социальной поддержки и расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных в 2009 году многоквартирному жилому дому, не оборудованному коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также отчет. Реестры и счета-фактуры, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение предоставляются Организацией по форме, утвержденной Постановлением N 567-П, а отчет по форме, согласно приложению N 2 к настоящему контракту.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что Комитет за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, перечисляет денежные средства в возмещение Организации расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Контракта, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В силу пункта 3.1 контракта основанием для возмещения расходов являются реестры, счета-фактуры на сумму понесенных в связи с этим расходов, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений.
Согласно пункту 3.2 контракта Комитет обеспечивает перечисление средств в возмещение организации расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, за счет средств областного бюджета, выделенных Комитету.
Во исполнение условий контракта Товариществом были представлены в Комитет реестры, счета-фактуры и отчеты о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом N 148-ЗСО.
Комитет во исполнение условий контракта в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, перечислил Товариществу денежные средства в сумме 783 953,80 руб., что подтверждается платежным поручением от 20.05.2010 N 9681.
Пунктом 4.2 контракта установлено, что Организация несет ответственность за обязательность предоставления установленных действующим законодательством мер социальной поддержки указанным в настоящем контракте категориям лиц, и целевое использование перечисленных Комитетом средств, а также за достоверность и своевременность предоставляемых сведений о лицах, воспользовавшихся правом на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, и о составе обслуживаемого жилого фонда, а также о фактах установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно пункту 3 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, утвержденного Постановлением N 567-П, исполнители коммунальных услуг несут ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых в органы социальной защиты населения. В случае установки коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме в период действия Закона N 148-ЗСО исполнитель коммунальных услуг предоставляет документы, подтверждающие период их установки.
Действие Закона N 148-ЗСО и Постановления N 567-П распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2009. В настоящее время данные документы не отменены и не признаны утратившими силу.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 148-ЗСО возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, установленной Законом, организациям, оказывающим соответствующие коммунальные услуги, производится уполномоченным органом исполнительной власти до 01.07.2010.
Сопроводительным письмом от 23.04.2010 Товарищество представило к возмещению расходов счета-фактуры и реестры граждан, получивших меры социальной поддержки.
В нарушение вышеуказанных требований ответчик своевременно не сообщил сведения об установке в жилых домах, находящихся в управлении Товарищества, коллективных (общедомовых) приборов учета.
Так, в многоквартирных домах N 2, 4 и 4 "А" по ул. Братьев Никитиных г. Саратова общедомовые приборы учета тепловой энергии установлены и введены в эксплуатацию 06.02.2009. Установление приборов учета в перечисленных домах подтверждается имеющимися в материалах дела актами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 148-ЗСО мера социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг устанавливается:
1) для граждан, указанных в пунктах 1 - 7 статьи 2 настоящего Закона, в форме снижения на 100 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах;
2) для граждан, указанных в пунктах 8, 9 статьи 2 настоящего Закона, в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством в части расходов, не подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, в форме снижения на 50 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действующей в период с 05.08.2008 по 09.08.2010), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии для отопления корректировка оплаты производится один раз в год, а для горячего водоснабжения корректировка оплаты производится один раз в квартал.
Период, за который начисляется корректировка оплаты, находится в 2009 году, что соответствует требованиям Закона N 148-ЗСО.
Согласно Постановлению N 567-П и заключенному между сторонами контракту от 20.11.2009 N 737/09 ответчик обязан предоставлять расчет корректировки в домах, не оборудованных приборами учета, по утвержденной форме. Расчеты, представленные Товариществом, содержат ежемесячные начисления оплаты сверхнормативного потребления отопления и горячего водоснабжения, выставленные ресурсоснабжающей организацией в 2009 году.
Исходя из данных начислений и площади жилого дома, начисляется размер корректировки в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, составленной в 2009 году.
Как правильно отметили суды, поскольку корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение с учетом предоставления мер социальной поддержки начисляется только в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, соответственно, с момента ввода прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, меры социальной поддержки предоставлялись необоснованно. Так, период, за который необоснованно получено возмещение, начинается с момента ввода приборов учета в эксплуатацию, то есть с 06.02.2009, и заканчивается 30.09.2009.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно подпункту 3 статьи 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами и нормативными актами и вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что в силу положений статьи 1103 ГК РФ нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица, если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
К рассматриваемому делу относятся доказательства по вопросу возмещения расходов исполнителей коммунальных услуг, образовавшихся в 2009 году при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при оплате за сверхнормативное потребление услуг отопления и горячего водоснабжения. Возмещение этих расходов производилось исключительно из средств бюджета Саратовской области.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 N 170-П утверждено Положение о Министерстве финансов Саратовской области, согласно которому Министерство финансов Саратовской области выступает в установленных федеральными законами случаях от имени казны области в судебных органах судебной системы Российской Федерации.
Учитывая условия заключенного контракта и требования Закона N 148-ЗСО, граждане приобретают право на субсидию только при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах. Таким образом, получатель должен обосновать наступление правовых оснований для выплаты ему соответствующей социальной поддержки.
Установив, что в спорный период отсутствовали правовые основания для начисления указанной компенсации, суды обоснованно пришли к выводу о том, что истцы правомерно предъявили требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 270 320,16 руб.
Пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Истец начислил проценты за период с 21.05.2010 по 13.03.2013, исходя из ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых.
Суды правомерно указали, что период начисления процентов следует производить с 16.06.2012, то есть после истечения 7 календарных дней с момента получения ответчиком претензии от 07.06.2012 N 1202-29-01/1970, которую ответчик получил 09.06.2012.
Таким образом, размер процентов за период просрочки с 16.06.2012 по 13.03.2013 с суммы 270 320,16 руб., исходя из ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых, составляет 16 602,16 руб.
Доводы Товарищества, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А57-16567/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
З.И.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.10.2013 ПО ДЕЛУ N А57-16567/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. по делу N А57-16567/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
ответчика - Мунтяну Р.Р., протокол от 18.08.2012, Митюревой Л.В., доверенность от 20.08.2012
в отсутствие:
истцов - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Державинское"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-16567/2012
по исковому заявлению Комитета социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области к товариществу собственников жилья "Дзержинское" о взыскании неосновательного обогащения в размере 270 320,16 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 62 753,70 руб., с участием третьих лиц: Ассоциации товариществ собственников жилья "Микрорайон-Ю", государственного казенного учреждения Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова",
установил:
Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Державинское" (далее - ТСЖ "Державинское", Товарищество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 270 320,16 руб., составляющего возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки на основании Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" (далее - Закон N 148-ЗСО), и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2010 по 13.03.2013 в размере 62 753,70 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.04.2013 к участию в деле в качестве соистца привлечено Министерство финансов Саратовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ассоциация товариществ собственников жилья "Микрорайон-Ю" и государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013, исковые требования удовлетворены частично: с ТСЖ "Державинское" в пользу Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в доход областного бюджета Саратовской области взысканы неосновательное обогащение в размере 270 320,16 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.06.2012 по 13.03.2013 в размере 16 602,16 руб.; в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 151,54 руб. отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Державинское" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Комитета в полном объеме, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Доводы Товарищества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонил и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Истцы и третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 20.11.2009 между Комитетом и Товариществом (Организация) был заключен контракт N 737/09 о возмещении расходов организаций, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категориям граждан в 2009 году (корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение), по условиям которого Организация предоставляет меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах обслуживаемого жилого фонда, согласно приложению N 1 к настоящему контракту на основании Закона N 148-ЗСО в порядке, установленном постановлением Правительства Саратовской области от 09.11.2009 N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" (далее - Постановление N 567-П):
- в форме снижения на 100% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах категориям граждан, перечисленным в пункте 1.1.1 контракта;
- в форме снижения на 50% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах категориям граждан, перечисленным в пункте 1.1.2 контракта.
Согласно пункту 2.3 контракта Организация обязана вести учет лиц, пользующихся правом на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки, указанных в пункте 1.1 настоящего контракта, и представлять сведения о них в установленной форме реестра в Комитет, а также письменно сообщать об изменениях по составу обслуживаемого жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта Организация предоставляет на возмещение расходов в Комитет реестры и счета-фактуры, подтверждающие предоставление установленных действующим законодательством мер социальной поддержки и расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных в 2009 году многоквартирному жилому дому, не оборудованному коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также отчет. Реестры и счета-фактуры, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение предоставляются Организацией по форме, утвержденной Постановлением N 567-П, а отчет по форме, согласно приложению N 2 к настоящему контракту.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что Комитет за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, перечисляет денежные средства в возмещение Организации расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Контракта, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В силу пункта 3.1 контракта основанием для возмещения расходов являются реестры, счета-фактуры на сумму понесенных в связи с этим расходов, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений.
Согласно пункту 3.2 контракта Комитет обеспечивает перечисление средств в возмещение организации расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, за счет средств областного бюджета, выделенных Комитету.
Во исполнение условий контракта Товариществом были представлены в Комитет реестры, счета-фактуры и отчеты о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом N 148-ЗСО.
Комитет во исполнение условий контракта в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, перечислил Товариществу денежные средства в сумме 783 953,80 руб., что подтверждается платежным поручением от 20.05.2010 N 9681.
Пунктом 4.2 контракта установлено, что Организация несет ответственность за обязательность предоставления установленных действующим законодательством мер социальной поддержки указанным в настоящем контракте категориям лиц, и целевое использование перечисленных Комитетом средств, а также за достоверность и своевременность предоставляемых сведений о лицах, воспользовавшихся правом на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, и о составе обслуживаемого жилого фонда, а также о фактах установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно пункту 3 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, утвержденного Постановлением N 567-П, исполнители коммунальных услуг несут ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых в органы социальной защиты населения. В случае установки коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме в период действия Закона N 148-ЗСО исполнитель коммунальных услуг предоставляет документы, подтверждающие период их установки.
Действие Закона N 148-ЗСО и Постановления N 567-П распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2009. В настоящее время данные документы не отменены и не признаны утратившими силу.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 148-ЗСО возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, установленной Законом, организациям, оказывающим соответствующие коммунальные услуги, производится уполномоченным органом исполнительной власти до 01.07.2010.
Сопроводительным письмом от 23.04.2010 Товарищество представило к возмещению расходов счета-фактуры и реестры граждан, получивших меры социальной поддержки.
В нарушение вышеуказанных требований ответчик своевременно не сообщил сведения об установке в жилых домах, находящихся в управлении Товарищества, коллективных (общедомовых) приборов учета.
Так, в многоквартирных домах N 2, 4 и 4 "А" по ул. Братьев Никитиных г. Саратова общедомовые приборы учета тепловой энергии установлены и введены в эксплуатацию 06.02.2009. Установление приборов учета в перечисленных домах подтверждается имеющимися в материалах дела актами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 148-ЗСО мера социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг устанавливается:
1) для граждан, указанных в пунктах 1 - 7 статьи 2 настоящего Закона, в форме снижения на 100 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах;
2) для граждан, указанных в пунктах 8, 9 статьи 2 настоящего Закона, в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством в части расходов, не подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, в форме снижения на 50 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действующей в период с 05.08.2008 по 09.08.2010), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии для отопления корректировка оплаты производится один раз в год, а для горячего водоснабжения корректировка оплаты производится один раз в квартал.
Период, за который начисляется корректировка оплаты, находится в 2009 году, что соответствует требованиям Закона N 148-ЗСО.
Согласно Постановлению N 567-П и заключенному между сторонами контракту от 20.11.2009 N 737/09 ответчик обязан предоставлять расчет корректировки в домах, не оборудованных приборами учета, по утвержденной форме. Расчеты, представленные Товариществом, содержат ежемесячные начисления оплаты сверхнормативного потребления отопления и горячего водоснабжения, выставленные ресурсоснабжающей организацией в 2009 году.
Исходя из данных начислений и площади жилого дома, начисляется размер корректировки в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, составленной в 2009 году.
Как правильно отметили суды, поскольку корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение с учетом предоставления мер социальной поддержки начисляется только в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, соответственно, с момента ввода прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, меры социальной поддержки предоставлялись необоснованно. Так, период, за который необоснованно получено возмещение, начинается с момента ввода приборов учета в эксплуатацию, то есть с 06.02.2009, и заканчивается 30.09.2009.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно подпункту 3 статьи 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами и нормативными актами и вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что в силу положений статьи 1103 ГК РФ нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица, если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
К рассматриваемому делу относятся доказательства по вопросу возмещения расходов исполнителей коммунальных услуг, образовавшихся в 2009 году при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при оплате за сверхнормативное потребление услуг отопления и горячего водоснабжения. Возмещение этих расходов производилось исключительно из средств бюджета Саратовской области.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 N 170-П утверждено Положение о Министерстве финансов Саратовской области, согласно которому Министерство финансов Саратовской области выступает в установленных федеральными законами случаях от имени казны области в судебных органах судебной системы Российской Федерации.
Учитывая условия заключенного контракта и требования Закона N 148-ЗСО, граждане приобретают право на субсидию только при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах. Таким образом, получатель должен обосновать наступление правовых оснований для выплаты ему соответствующей социальной поддержки.
Установив, что в спорный период отсутствовали правовые основания для начисления указанной компенсации, суды обоснованно пришли к выводу о том, что истцы правомерно предъявили требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 270 320,16 руб.
Пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Истец начислил проценты за период с 21.05.2010 по 13.03.2013, исходя из ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых.
Суды правомерно указали, что период начисления процентов следует производить с 16.06.2012, то есть после истечения 7 календарных дней с момента получения ответчиком претензии от 07.06.2012 N 1202-29-01/1970, которую ответчик получил 09.06.2012.
Таким образом, размер процентов за период просрочки с 16.06.2012 по 13.03.2013 с суммы 270 320,16 руб., исходя из ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых, составляет 16 602,16 руб.
Доводы Товарищества, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А57-16567/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
З.И.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)