Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4079

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. по делу N 33-4079


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего В.В. Медведева,
судей О.В. Герасимовой, Д.В. Кулигина,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Б. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска об обязании передачи дома в муниципальную собственность, признании непригодным для проживания по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Д.В. Кулигина, пояснения представителя истца Б.Т., действующей на основании доверенности, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю К., действующей на основании доверенности, судебная коллегия

установила:

Б.Б. обратился в суд с исковыми требованиями к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска об обязании передачи дома в муниципальную собственность, признании непригодным для проживания.
В обоснование иска Б.Б. указал, что является собственником квартиры. Проживание в вышеуказанном доме невозможно из-за разрушения, аварийности. Согласно технического паспорта износ дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 74%.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 апреля 2012 года исковые требования Б.Б. были удовлетворены. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю обязано включить в реестр федерального имущества жилой дом.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Хабаровском крае просит решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 апреля 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Б.Б., представители Администрации города Хабаровска и Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска не явились, о явке извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, апелляционная инстанция, исходя из абзаца 2 части второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.
Разрешая исковые требования Б.Б., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дом является федеральной собственностью, в порядке приватизации в собственность АО "Хабаровская судоверфь" передан не был, не являлся собственностью АО "Хабаровская судоверфь", при банкротстве предприятия в муниципальную собственность вышеуказанный дом передан не был, в связи с чем должен быть в установленном порядке включен в реестр федерального имущества.
С указанными выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела право государственной собственности за Хабаровской судоверфью на строение, ДД.ММ.ГГГГ постройки зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа председателя Комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ Хабаровская судоверфь была в порядке приватизации преобразована в открытое акционерное общество "Хабаровская судоверфь", жилые дома, в том числе указанное строение, не вошло в состав имущества, подлежащего передаче акционерному обществу.
В соответствии с договором, заключенным в ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению госимуществом Хабаровского края и АО "Хабаровская судоверфь", последнее обязано было осуществлять содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт указанного дома.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 года N 445-1 преобразование в акционерные общества государственных и муниципальных предприятий осуществлялось собственником или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством РСФСР о приватизации.
Действовавшее на момент акционирования Хабаровской судоверфи законодательство о приватизации не предусматривало передачу жилищного фонда преобразованному предприятию.
В силу части 6 статьи 2 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991 года N 1531-1 приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулировалось иными законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
Порядок приватизации жилищного фонда был установлен Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 4 июля 1991 года. N 1541-1.
В соответствии со статьей 18 данного Закона жилищный фонд, закрепленный за предприятиями, в случае приватизации этих предприятий подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находился.
Согласно статье 1 этого же Закона приватизация жилья - бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Следовательно, жилые помещения государственного жилищного фонда, закрепленные за предприятием, при приватизации этого предприятия подлежали передаче либо гражданам, либо соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого они находились.
Кроме того, согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд как объект государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе он находился, подлежал передаче в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), на территории которого он находился (пункт 2, приложение 3).
Во исполнение этого Постановления согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп перечень объектов для передачи в муниципальную собственность должен был разработать Комитет по управлению имуществом города, района, а Совет народных депутатов города, района утвердить этот перечень (пункт 9).
Таким образом, обязанность принять жилой дом N 8 "г" по улице Радищева в городе Хабаровске в собственность возникла у администрации города в силу приведенных норм еще в период приватизации Хабаровской судоверфи.
Из сообщения ТУ Росимущества в Хабаровском крае видно, что этот дом в реестре федерального имущества отсутствует. При разграничении государственной собственности согласно указанному Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 спорный дом не подлежал передаче в федеральную собственность, потому он не мог быть передан из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в связи с чем приведенный вывод суда первой инстанции нельзя признать верным.
Распоряжением мэра города Хабаровска от 20 января 1999 года N 27-р в связи с невозможностью решить вопрос о приемке жилищного фонда ОАО "Хабаровская судоверфь" в муниципальную собственность из-за большого процента износа домов и с учетом того, что решением арбитражного суда от 20 января 1998 года ОАО "Хабаровская судоверфь" признано банкротом, в целях обеспечения сохранности жилищного фонда муниципальному предприятию ЖПЭТ-1 поручено осуществлять техническую эксплуатацию и содержание домов по, в том числе дома N.
До настоящего времени данный дом не принят в муниципальную собственность. Уклонение Администрации города Хабаровска от принятия дома в муниципальную собственность препятствует решению вопросов, связанных с дальнейшей эксплуатацией дома.
С учетом приведенных норм права решение суда первой инстанции подлежит отмене. Принимая во внимание, что значимые для разрешения дела обстоятельства установлены, апелляционная инстанция полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в указанной части и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования Б.Б. к Администрации города Хабаровска, об обязании передачи дома в муниципальную собственность.
Истцом Б.Б. также были заявлены требования о признании дома непригодным для проживания. Однако, выводы суда относительно данных исковых требований в решении не приведены, спор по существу в данной части требований судом не разрешен.
Апелляционная инстанция полагает необходимым в удовлетворении требований истца о признании жилого дома непригодным для проживания отказать по следующим основаниям.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абзаца 1 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года (далее Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В силу абзаца 3 и 4 пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
По пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан
Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу положений пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Б.Б. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска об обязании передачи дома в муниципальную собственность, признании непригодным для проживания отменить и принять новое решение.
Исковые требования Б.Б. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска об обязании передачи дома в муниципальную собственность, признании непригодным для проживания удовлетворить в части.
Возложить на Администрацию города Хабаровска обязанность принять в муниципальную собственность дом, за исключением приватизированных жилых помещений в этом доме.
В удовлетворении остальной части исковых требований Б.Б. отказать.

Председательствующий
В.В.МЕДВЕДЕВ

Судьи
О.В.ГЕРАСИМОВА
Д.В.КУЛИГИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)