Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А05-2416/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А05-2416/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Писаревой О.Г. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Семь Дней" Сохачевой Т.Ф. по доверенности от 06.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Семь Дней" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2013 года по делу N А05-2416/2013 (судья Крылов В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Семь Дней" (ОГРН 1062901064820; далее - Компания), ссылаясь на пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Архангельскоблгаз" (ОГРН 1022900531070; далее - Общество) об урегулировании разногласий по соглашению от 01.01.2013 к договору оказания услуг от 01.03.2008 N 381/08.
Решением от 17.05.2013 суд урегулировал разногласия, возникшие между сторонами спора при заключении соглашения на 2013 год от 01.01.2013 к договору оказания услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования от 01.03.2008 N 381/08 в части установления минимального объема работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния в 2013 году, а также в части расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на 2013 год, изложив приложения N 1 и N 2 в редакции Общества.
Компания с судебным актом не согласилась, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, просила решение отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в состав внутридомового газового оборудования не входят газовые плиты, расположенные внутри жилых помещений. Полагает, что вывод суда об обратном противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410). В судебном заседании представитель Компании поддержал апелляционную жалобу.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2008 между Обществом (исполнитель), являющимся поставщиком бытового газа, в том числе в жилые дома, находящиеся в управлении Компании, и Компанией (заказчик), заключен договор N 381 оказания услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Общество 20.12.2012 направило в адрес заказчика проект соглашения на 2013 год к указанному договору с приложениями N 1 и 2, в которых согласованы адреса объектов, подлежащих обслуживанию, минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования (приложение N 1), а также расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на 2013 год (приложение N 2).
Компания, не согласившись с редакцией приложений исполнителя, предложила свою редакцию, направив Обществу 18.01.2013 спорное соглашение к договору с протоколом разногласий.
Ответчик редакцию истца отклонил, направив Компании 01.02.2013 протокол урегулирования разногласий от 25.01.2013.
Истец, ссылаясь на несогласие с условиями соглашения к договору, предложенными ответчиком, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции урегулированы разногласия, возникшие между Компанией и Обществом при подписании соглашения на 2013 год к договору от 01.03.2008 N 381/08, в части спорных разногласий принята редакция, предложенная Обществом.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с принятым решением.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор оказания услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования относится к публичному договору.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункты 1 - 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Как следует из материалов дела, в ходе урегулирования разногласий при подписании соглашения на 2013 год к договору от 01.03.2008 N 381/08 оказания услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования стороны не пришли к соглашению в части установления минимального объема работ и в части расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на 2013 год (приложения N 1 и 2 к договору).
Истец со ссылкой на пункт 131 Правил N 354 полагает, что газоиспользующее оборудование (газовые плиты) относится к внутриквартирному, а не общему имуществу, в связи с чем договор на аварийно-диспетчерское, техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования должен заключаться с собственниками или нанимателями жилых помещений многоквартирного жилого дома.
Однако заявителем не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
В соответствии с пунктом 3, подпунктом "г" пункта 49 Правил N 307 управляющая организация является исполнителем, отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, и обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Пунктом 4 Правил N 307 предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.5.6 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549), которыми регламентированы отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе установлены особенности заключения, исполнения, изменения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Названные Правила N 549 относят к внутридомовому газовому оборудованию как газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, так и само газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 Министерство регионального развития Российской Федерации приказом от 26.06.2009 N 239 утвердило порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, согласно которому в техническое обслуживание внутридомового газового оборудования включены работы как по техническому обслуживанию и ремонту наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, так и по техническому обслуживанию и ремонту бытового газоиспользующего оборудования.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2013 техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, как правильно установил суд первой инстанции, включало в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, включал в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, также установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Поэтому заключаемое сторонами соглашение на 2013 год к договору от 01.03.2008 N 381/08 оказания услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования, как правильно указал суд, должно было включать и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования, установленного в квартирах собственников в многоквартирном доме. Позиция же Компании относительно того, что ее функции как управляющей организации ограничиваются лишь обслуживанием общего имущества многоквартирных жилых домов, и собственники жилых помещений обязаны в самостоятельном порядке заключать договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, противоречит названным нормам права.
Апелляционным судом не принимается во внимание ссылка заявителя на Правила N 410, опубликованные 27.05.2013 и введенные в действие с 01.06.2013 (после принятия оспариваемого решения (17.05.2013), согласно пункту 17 которых заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений;
б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения;
в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан:
- лицом из числа собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченным на подписание договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от их имени решением общего собрания собственников многоквартирного дома, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью;
- управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение;
- товариществом или кооперативом на основании протокола общего собрания членов товарищества или кооператива, на котором принято решение о том, что указанный договор подписывает товарищество или кооператив в интересах каждого из своих членов, проголосовавших за такое решение;
- управляющей организацией, товариществом или кооперативом, действующими в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.
Поскольку суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов суда первой инстанции на дату их принятия судом, оснований для учета изменений законодательства, принятых после вынесения обжалуемого решения, не имеется.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного основания для отмены решения от 17.05.2013 отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении спора не установлено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Компании по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2013 года по делу N А05-2416/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Семь Дней" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.КОЗЛОВА

Судьи
О.Г.ПИСАРЕВА
Л.Ф.ШУМИЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)