Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2013 ПО ДЕЛУ N А69-2074/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу N А69-2074/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Казенновой Е.С.,
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "16" ноября 2012 года по делу N А69-2074/2012, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (ИНН 1701042995, ОГРН 1081701000248) (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ИНН 1701044223, ОГРН 1081719000406) (далее - УФАС, антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными ненормативных актов - решения и предписания от 14.08.2012 по делу N 04-06-08/06-10-12.
Определением суда от 09.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Геваргис Юрий Вячеславович.
Решением от 16 ноября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.
- Общество не является энергоснабжающей организацией, поэтому не должно проводить ремонт приборов учета за свой счет.
- Данная обязанность возлагается на собственников приборов учета.
- Обществом введен в действие общедомовой прибор учета.
Антимонопольный орган направил отзыв, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения.
Третьим лицом - Геваргисом Ю.В. представлен отзыв на заявленные требования, в котором полностью поддерживает доводы УФАС, при этом полагает, что общество злоупотребляет своим доминирующим положением, бездействуя по заключению договоров на эксплуатацию приборов учета, а также по снятию показаний приборов учета дистанционно, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявления общества.
Заявитель, ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 27.02.2012 гражданин Геваргис Ю.В. обратился в УФАС с заявлением о признании противоречащими закону действий общества по факту отказа в эксплуатации приборов учета тепловой энергии, а также не проведении снятия дистанционно показаний приборов учета, установленных в многоквартирном жилом доме по ул. Энергетиков, д. 9 в городе Кызыле.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 04-06-08/06-10-12 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите о конкуренции).
В ходе рассмотрения дела УФАС установлено, что общество, являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Кызыле, уклоняется от снятия дистанционно показаний приборов учета тепловой энергии многоквартирного жилого дома по ул. Энергетиков, д. 9.
По итогам рассмотрения дела решением УФАС от 14.08.2012 по делу N 04-06-08/06-10-12 общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия по заключению договора на эксплуатацию приборов учета, а также по снятию показаний приборов учета дистанционно (пункт 1). Решено выдать ООО УК "Жилсервис" предписание о прекращении злоупотребления ООО УК "Жилсервис" доминирующим положением и совершении действия по устранению нарушений антимонопольного законодательства (пункт 2).
Предписанием от 14.08.2012 УФАС указало обществу на необходимость в срок до 30.09.2012:
1. прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Кызыла:
- 1.1. организовать эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирном жилом доме по ул. Энергетиков, д. 9 в части замены частей приборов учета, вышедших из строя и поверки приборов учета;
- 1.2 применять дистанционное снятие показаний приборов учета при расчетах с потребителями услуг в многоквартирном жилом доме по ул. Энергетиков, 9.
Общество, не согласившись с вынесенными решением и предписанием антимонопольного органа от 14.08.2012, полагая, что данные ненормативные правовые акты нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании их недействительными и не соответствующими закону.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган:
- - обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- - выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу части 1, 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в том числе:
- - возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1);
- - выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Следовательно, оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленной действующим законодательством компетенции.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемые решение и предписание не могут быть признаны целиком соответствующими требованиям закона в силу следующего.
Исходя из решения антимонопольного органа, нарушение со стороны общества части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразилось в:
бездействии по заключению договора на эксплуатацию приборов учета,
бездействии по снятию показаний приборов учета дистанционно.
В связи с чем обществу предписано:
организовать эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирном жилом доме по ул. Энергетиков, д. 9 в части замены частей приборов учета, вышедших из строя,
организовать поверку приборов учета,
применять дистанционное снятие показаний приборов учета при расчетах с потребителями услуг в многоквартирном жилом доме по ул. Энергетиков, 9.
Как указано судом первой инстанции, приказом УФАС от 18.05.2011 N 120 ООО УК "Жилсервис" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Данный факт обществом не оспаривается.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что общество является управляющей компанией по отношению к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 9.
Согласно договору по управлению многоквартирными домами, заключенному между городским округом "Город Кызыл Республики Тыва" и ООО УК "Жилсервис" общество выбрано управляющей организацией, в том числе в доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 9 (пункт 18 Приложения N 1) (т. 1, л.д. 118).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 9 от 27.09.2011, по вопросу N 2 "Выбор способа управления многоквартирным домом" указано УК ООО "Жилсервис" (т. 1, л.д. 184-186).
В соответствии с письмом исх. N 364 от 10.03.2010, ООО УК "Жилсервис" обратилось к открытому акционерному обществу Кызыльская ТЭЦ (далее - ОАО Кызыльская ТЭЦ) с просьбой прекратить поквартирное начисление денежных средств, указано, что начисление и сбор денежных средств по горячему водоснабжению (ГВС) будет проводить ООО УК "Жилсервис" (т. 1 л.д. 111).
В договоре от 27.06.2011 N 1 между ОАО Кызыльская ТЭЦ и ООО УК "Жилсервис" на теплоснабжение в качестве точки поставки указан дом N 9 по ул. Энергетиков (т. 1, л.д. 112-117).
В материалы дела представлены акты выполненных работ и счета-фактуры, выставленные ОАО Кызыльская ТЭЦ для оплаты ООО УК "Жилесрвис" за отопление и ГВС (т. 1, л.д. 146-159), и счета-квитанции выставленные обществом гражданам, проживающим в квартирах (т. 1, л.д. 160, л.д. 217-218).
Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9).
Согласно частям 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) определено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с названными правовыми нормами именно управляющая организация в силу указанных норм права является абонентом отпущенной в жилые дома тепловой энергии и должна предоставлять жителям многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать тепловую энергию для многоквартирных жилых домов. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу теплоснабжения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ООО УК "Жилсервис" является управляющей компанией по отношению к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 9 и обязано выполнять все функции управления, является верным.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии с пунктом 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 (далее - приказ N 149), договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Материалами дела подтверждается, что 22.12.2011 собственники дома обращались к управляющей компании с требованием о заключении договора по эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту индивидуальных приборов учета (т. 1, стр. 227, 234; том 2, л.д. 29, 46, 60).
Согласно пункту 7 приказа N 149, для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:
- 1) сведения о предмете договора;
- 2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;
- 3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;
- 4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вышеуказанное заявление содержит необходимые сведения. Кроме того, согласно пункту 9 Приказа N 149, при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика. Доказательств уведомления жителей в указанном правилами порядке, направления требования о предоставлении дополнительных документов, со стороны общества, материалы дела не содержат. Так же из документов имеющихся в материалах дела следует что приборы учета были установлены при строительстве дома, требования заказчика к приборам учета неоднократно изложены в иных письмах (т. 2, л.д. 31, л.д. 47).
Из всей иной переписки между гражданином Геваргисом Ю.В. и ООО УК "Жилсервис" следует, что гражданин требует от общества выполнения действий, подлежащих исполнению в рамках правоотношений по реализации существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 14 Приказа N 149). Данные обращения гражданина следует расценивать как оферту (заявление). Из письма от 07.09.2012 от ООО УК "Жилсервис" директору Агентства по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва (т. 2, л.д. 33) следует, что общество обсуждало с жильцами дома совершение действий, подлежащих исполнению в рамках правоотношений по реализации существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Доказательств заключения соответствующих договоров в материалы дела не представлено. Из переписки сторон и иных лиц, имеющихся в материалах дела, следует, что общество не приступило к согласованию условий договора, не вело работы по его заключению.
В силу изложенного вывод антимонопольного органа о том, что обществом допущено нарушение со стороны общества части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в виде бездействия по заключению договора на эксплуатацию приборов учета является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, к общедомовому имуществу, которое обязана обслуживать управляющая компания, относятся только коллективные (общедомовые) приборы учета.
Индивидуальные приборы учета относятся к личному имуществу каждого собственника квартиры.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 5.1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В отношении индивидуальных приборов учета иного законодательством Российской Федерации не установлено.
Согласно пункту 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, закон не содержит требования к управляющей компании осуществлять за свой счет замену частей индивидуальных приборов учета, вышедших из строя; нормативного обоснования возложения в предписании на общество данной обязанности антимонопольный орган не представил; указания на то, что данная обязанность возложена на общество в целях реализации на основании возмездного договора, решение антимонопольного органа не содержит, из переписки, имеющейся в материалах дела, это не следует; в связи с чем в данной части предписание подлежит признанию незаконным и отмене.
Стороны вправе урегулировать вопрос об обслуживании и эксплуатации приборов учета в договоре, регулирующем условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии со статьей 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1); собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5).
В статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (части 1, 4, 6) установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются.
Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Исходя из решения антимонопольного органа, нарушение со стороны общества части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразилось в бездействии по заключению договора на эксплуатацию приборов учета, в связи с чем обществу предписано организовать поверку приборов учета.
Согласно пунктам 7.4 и 7.5 Правил учета тепловой энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя. Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Из приведенных норм права следует, что при установке прибора учета должен быть опломбирован и поверен прибор учета.
Средства измерений должны быть поверены и опломбированы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений - указанный абзац пункта 41 Правил N 167 в данной редакции внесен Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 635 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности", которое начало действовать с 10.07.2012 - то есть в данной редакции нормативный акт действовал на момент принятия антимонопольным органом оспариваемых решения и предписания.
До внесения изменений данный абзац содержал положение о том, что средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Таким образом, действия по поверке и опломбировке должны осуществляться организацией, аккредитованной в установленном порядке в области обеспечения единства измерений, до внесения изменений в пункт 41 Правил N 167 - имеющей соответствующую лицензию.
В силу пункта 2.12.26 "МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утвержденных Приказом Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 168, в соответствии с законодательством Российской Федерации поверка приборов учета производится аккредитованными Госстандартом России метрологическими службами в составе организации ВКХ или других юридических лиц.
Из материалов дела не следует, что ООО УК "Жилсервис" является организацией, аккредитованной в установленном порядке в области обеспечения единства измерений, либо имела (имеет) соответствующую лицензию. Следовательно, само общество не может поверить приборы учета. Возложение на него данной обязанности является незаконным.
Согласно письму Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла от 09.04.2012 N 426, на территории города Кызыла поверку приборов учета холодного водоснабжения (ХВС), ГВС и отопления проводит Федеральное бюджетное учреждение "Тувинский центр стандартизации и метрологии" (т. 1, л.д. 247).
Как следует из письма Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Тыва" (ФБУ "Тывинский ЦСМ") от 10.01.2011 N 3, данная организация не предоставляет метрологическую услугу по поверке теплосчетчиков в связи с отсутствием технической возможности, рекомендует клиентам обращаться в иных центры. Письмо адресовано начальнику Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла.
Антимонопольный орган предписывает обществу "организовать поверку", в данной части апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции ссылается на то, что согласно пункту 3 Правил N 307 (действующих в рассматриваемый период), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; а также на то, что согласно пунктам 11 и 13 Правил N 491 содержание общего имущества дома, в том числе включает в себя осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Осмотр осуществляется собственниками помещений либо в зависимости от способа управления многоквартирным домом ответственными должностными лицами органов управления ТСЖ, ЖСК или управляющей организацией.
Вместе с названными положениями, следует учитывать так же следующие нормы права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на проверку.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 в обязанности управляющей компании по содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома входит обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, законодательством на управляющую компанию возложена только обязанность по организации по своей инициативе и за свой счет поверки только коллективных (общедомовых) приборов учета.
Указанный вывод следует так же из пунктов 4 и 6 раздела 1 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.09.2010 N 394 "Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов".
Антимонопольным органом не представлено нормативного обоснования возложения на общество обязанности по организации за свой счет поверки индивидуальных приборов учета. Данные вопросы могут быть урегулированы в договорах на эксплуатацию и техническое обслуживание и ремонт индивидуальных приборов учета.
Соответственно, указание в решении антимонопольного органа на нарушение в виде бездействия по организации поверки приборов учета и в предписании на необходимость организовать поверку приборов учета не соответствует закону.
Кроме того, антимонопольный орган предписывает ООО УК "Жилсервис" применять дистанционное снятие показаний приборов учета при расчетах с потребителями услуг в многоквартирном жилом доме по ул. Энергетиков, 9.
В обоснование данного предписания орган ссылается на наличие технической возможности.
Однако при этом антимонопольным органом не учтены следующие положения законодательства.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона об энергосбережении уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где к числу мероприятий отнесена разработка примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в качестве рекомендаций для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - поручено Минэкономразвития России.
Согласно примерному перечню мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61, в целях разработки муниципальных программ могут быть предусмотрены организационные мероприятия, в том числе, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов (подпункт "г" пункта 1 раздела I).
Таким образом, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов происходит на основании муниципальных программ.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 22.04.2011 N 632 утверждена муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва" до 2020 года".
Согласно письму от 10.04.2012 N 4/245 Агентства по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва, вопрос был рассмотрен Департаментом городского хозяйства мэрии города Кызыл. Принято решение внести изменения в муниципальную целевую программу, утвержденную постановлением мэра города Кызыла от 22.04.2011 N 632 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" до 2020 года" (т. 1, л.д. 52).
Однако в материалы дела не представлено доказательств, что данной целевой программой обязанности по внедрению систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов поручено ООО УК "Жилсервис". В материалы дела не представлено доказательств возложения на общество данной обязанности органом местного самоуправления на основании какого-либо иного акта или договора.
В законодательстве отсутствует указание на соответствующую императивную обязанность управляющих компаний. Данные вопросы могут быть урегулированы в договорах на эксплуатацию и техническое обслуживание и ремонт индивидуальных приборов учета.
Наличие соответствующей технической возможности не изменяет вывод суда апелляционной инстанции о недопустимости произвольного возложения на коммерческую организацию обязанности по оказанию услуг, обязательность оказания которых не установлена для него действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия (часть 2 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции").
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности предписания по делу N 04-06-08/06-10-12 от 14.08.2012 и о том, что решение антимонопольного органа по делу N 04-06-08/06-10-12 от 14.08.2012 незаконно в части признания общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия по снятию показаний приборов учета дистанционно.
В части признания общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия по заключению договора на эксплуатацию приборов учета решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и отмене не подлежит.
При обращении в арбитражный суд первой инстанции заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей платежным поручением N 1325 от 23.08.2012 года в сумме 2000 рублей. При подаче апелляционной жалобы обществом оплачено 2000 рублей государственной пошлины на основании платежного поручения N 307 от 31.01.2013 года, из которых 1000 рублей возвращена определением о принятии апелляционной жалобы от 25 марта 2013 года.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на антимонопольный орган.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от "16" ноября 2012 года по делу N А69-2074/2012 отменить в части
- отказа в признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 августа 2012 года по делу N 04-06-08/06-10-12 в части признания ООО УК "Жилсервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции" в части бездействия по снятию показаний приборов учета дистанционно;
- отказа в признании недействительным и отмене предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 августа 2012 года по делу N 04-06-08/06-10-12.
В отмененной части принять новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 августа 2012 года по делу N 04-06-08/06-10-12 в части признания ООО УК "Жилсервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции" в части бездействия по снятию показаний приборов учета дистанционно.
Признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 августа 2012 года по делу N 04-06-08/06-10-12.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Тыва от "16" ноября 2012 года по делу N А69-2074/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)