Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": представитель не явился;
- от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
на решение от 12.07.2013
по делу N А37-864/2013
Арбитражного суда Магаданской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
принятое судьей Байдо Т.Г.
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе (ОГРН 1054900008811, ИНН 4909025803)
о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2013 N 21 по делу об административном правонарушении
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго", общество) обратилось с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе, административный орган) от 26.04.2013 N 21, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда ОАО "Магаданэнерго" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не принимали участие в суде апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный суд, установил следующее.
Как следует из материалов дела ОАО "Магаданэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением мэрии г. Магадана N 3262 от 13.04.1993, основной государственный регистрационный номер 1024900954385.
Из Устава ОАО "Магаданэнерго" видно, что одним из основных видов деятельности общества является поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок.
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе 04.02.2013 поступило коллективное заявление N 45 от граждан - потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б, о нарушении их прав на получение необходимой и достоверной информации о плате за коммунальную услугу по электроснабжению за декабрь 2012 года.
Определением от 20.02.2013, в отношении ОАО "Магаданэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Уведомлением от 21.03.2013 административный орган известил ОАО "Магаданэнерго" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 15.04.2013 в 14 час. 30 мин. Указанное уведомление получено обществом по юридическому адресу 28.03.2013 и не оспаривается заявителем.
В присутствии начальника Восточного отделения энергосбыта филиала "Магаданэнергосбыта" Егоровой М.Н., действующей по доверенности N 44 от 02.04.2013 в отношении ОАО "Магаданэнерго", 15.04.2013 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Копия протокола от 15.04.2013 вручена представителю под роспись.
По результатам административного расследования в рамках рассмотрения коллективного заявления граждан установлено, что ОАО "Магаданэнерго" допущены следующие нарушения: В платежных документах за декабрь 2012 года, представленных потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б (<...>) ОАО "Магаданэнерго" доводит сведения (информацию) о внесении платы за электропотребление на общедомовые нужды. В связи с данным фактом ОАО "Магаданэнерго" недостоверно информирует потребителей, проживающих по вышеуказанному адресу об обязанности оплачивать коммунальную услугу за электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации, нарушает права потребителей на получение достоверной информации о плате за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, части 7.1 статьи 155 ЖК РФ. Кроме того, выявлено нарушение статей 4, 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", подпункта б) пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, а именно, в платежном документе, направленном ОАО "Магаданэнерго" потребителям, проживающим по указанному адресу, за декабрь 2012 года не указано наименование исполнителя коммунальных услуг (с указанием наименования юридического лица), номера его банковского счета и банковские реквизиты, адреса (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, в то время, когда в данном многоквартирном доме выбран способ управления - управляющая организация ООО "ЯУК "Содружество-1", которое в соответствии с пунктом 1.1. договора управления многоквартирными домами, входящими в ТСЖ "Перспектива" от 06.02.2012 обязуется предоставлять коммунальные услуги.
Определением от 15.04.2013, полученным обществом 24.04.2013, назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 26.04.2013 в 14 часов 15 минут.
Начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе - главным государственным санитарным врачом по Ягоднинскому району Сэкан Н.Н., в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя ОАО "Магаданэнерго", 26.04.2013 были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление N 21 по делу об административном правонарушении. Указанным постановлением от 26.04.2013 N 21 ОАО "Магаданэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. Постановление N 21 от 26.04.2013 получено ОАО "Магаданэнерго" 08.05.2013.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель, согласно данному Закону, - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом, каких-либо исключений в отношении потребителей коммунальных услуг названный Закон не содержит, то есть его действие распространяется, в том числе, и на спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 2300-1 предусмотрено право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых товарах (работах, услугах).
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Таким образом, для определения статуса "Исполнителя коммунальных услуг" имеет правовое значение выбранный собственниками способ управления многоквартирным жилым домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из вышеуказанной нормы законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме 12-Б по ул. Мачкевича в п. Дебин, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов в указанной части возложена на управляющую компанию - ООО "ЯУК "Содружество-1", которая является исполнителем коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме N 12-Б по ул. Мачкевича в п. Дебин, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, возложена на ООО "ЯУК "Содружество-1".
Из материалов дела следует, что в многоквартирном доме по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б. выбран способ управления товариществом собственников жилья "Перспектива", согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 25.03.2009. Между ТСЖ "Перспектива" и обществом с ограниченной ответственностью "Ягоднинская управляющая компания "Содружество-1" заключен договор управления многоквартирными домами, входящими в ТСЖ "Перспектива" от 06.02.2012 в связи, с чем исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим по указанному адресу предоставляются коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению, является управляющая организация ООО "ЯУК "Содружество-1".
Внеочередным общим собранием собственников квартир в многоквартирном доме 12-Б по ул. Мацкевича, в п. Дебин Ягоднинского района Магаданской области 27.08.2012 принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
При этом платежный документ на оплату коммунальных услуг за потребленную электроэнергию на ОДН за декабрь 2012 года потребителям, проживающим в многоквартирном доме 12-Б по ул. Мацкевича п. Дебин Ягоднинского района Магаданской области направляет ОАО "Магаданэнерго".
Из представленных документов административным органом установлено, что в платежном документе, выставляемом потребителям ОАО "Магаданэнерго" содержится информация об обязанности потребителей оплачивать за потребленную электроэнергию на ОДН непосредственно этому обществу.
Таким образом, поскольку обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на ООО "ЯУК "Содружество-1", являющееся исполнителем коммунальных услуг, действия ОАО "Магаданэнерго" по начислению и взиманию платы за электропотребление на общедомовые нужды свидетельствуют о предоставлении ОАО "Магаданэнерго" недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, а именно об обязанности потребителя вносить плату непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, и нарушении требований пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что ОАО "Магаданэнерго" в платежном документе, направленном потребителям, проживающим по адресу: Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б за декабрь 2012 года не отражена необходимая информация: наименование исполнителя коммунальных услуг (с указанием наименования юридического лица), номера его банковского счета и банковские реквизиты, адреса (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, судом установлено следующее.
Следовательно, факт совершенного административного правонарушения нашел подтверждение и доказан материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО "Магаданэнерго" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Вина ОАО "Магаданэнерго" заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, регулирующего отношения с потребителями услуг.
Установив фактические обстоятельства и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие в действиях ОАО "Магаданэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждается доказательствами по настоящему делу и отсутствии правовых оснований для отмены постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе от 26.04.2013 N 21.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени ООО "ЯУК "Содружество-1" не обращалось в ОАО "Магаданэнерго" с заявкой на заключение договора ресурсоснабжения, отклоняется судом как несостоятельный, поскольку в соответствии с пунктами 10 и 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012, ресурсоснабжающей организации предоставлено право направления исполнителю заявки (оферты) о заключении договора ресурсоснабжения, обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Между тем, указанные действия заявителем не были предприняты.
Также подлежит отклонению и довод общества об отсутствии оснований для наложения административного штрафа в размере 5000 руб., поскольку не установлены отягчающие обстоятельства.
Из совокупности представленных в материалы административного дела доказательств следует, что административный орган при назначении наказания правомерно исходил из положений статьи 4.3 КоАП РФ о повторности совершения однородного административного правонарушения. В соответствии с частью 1 статьи 29.12.1 определением от 07.06.2013 административным органом устранена описка, которая допущена при изготовлении описательной части оспариваемого постановления при изложении смягчающих и отягчающих обстоятельств. Определение от 07.06.2013 получено заявителем 17.06.2013 вх. N 1765. Устраненная административным органом описка в постановлении от 26.04.2013 N 21 не носит существенный характер, не изменяет сути оспариваемого постановления и не влечет изменения наказания.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 12.07.2013 по делу N А37-864/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2013 N 06АП-4308/2013 ПО ДЕЛУ N А37-864/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. N 06АП-4308/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": представитель не явился;
- от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
на решение от 12.07.2013
по делу N А37-864/2013
Арбитражного суда Магаданской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
принятое судьей Байдо Т.Г.
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе (ОГРН 1054900008811, ИНН 4909025803)
о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2013 N 21 по делу об административном правонарушении
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго", общество) обратилось с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе, административный орган) от 26.04.2013 N 21, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда ОАО "Магаданэнерго" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не принимали участие в суде апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный суд, установил следующее.
Как следует из материалов дела ОАО "Магаданэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением мэрии г. Магадана N 3262 от 13.04.1993, основной государственный регистрационный номер 1024900954385.
Из Устава ОАО "Магаданэнерго" видно, что одним из основных видов деятельности общества является поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок.
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе 04.02.2013 поступило коллективное заявление N 45 от граждан - потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б, о нарушении их прав на получение необходимой и достоверной информации о плате за коммунальную услугу по электроснабжению за декабрь 2012 года.
Определением от 20.02.2013, в отношении ОАО "Магаданэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Уведомлением от 21.03.2013 административный орган известил ОАО "Магаданэнерго" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 15.04.2013 в 14 час. 30 мин. Указанное уведомление получено обществом по юридическому адресу 28.03.2013 и не оспаривается заявителем.
В присутствии начальника Восточного отделения энергосбыта филиала "Магаданэнергосбыта" Егоровой М.Н., действующей по доверенности N 44 от 02.04.2013 в отношении ОАО "Магаданэнерго", 15.04.2013 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Копия протокола от 15.04.2013 вручена представителю под роспись.
По результатам административного расследования в рамках рассмотрения коллективного заявления граждан установлено, что ОАО "Магаданэнерго" допущены следующие нарушения: В платежных документах за декабрь 2012 года, представленных потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б (<...>) ОАО "Магаданэнерго" доводит сведения (информацию) о внесении платы за электропотребление на общедомовые нужды. В связи с данным фактом ОАО "Магаданэнерго" недостоверно информирует потребителей, проживающих по вышеуказанному адресу об обязанности оплачивать коммунальную услугу за электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации, нарушает права потребителей на получение достоверной информации о плате за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, части 7.1 статьи 155 ЖК РФ. Кроме того, выявлено нарушение статей 4, 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", подпункта б) пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, а именно, в платежном документе, направленном ОАО "Магаданэнерго" потребителям, проживающим по указанному адресу, за декабрь 2012 года не указано наименование исполнителя коммунальных услуг (с указанием наименования юридического лица), номера его банковского счета и банковские реквизиты, адреса (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, в то время, когда в данном многоквартирном доме выбран способ управления - управляющая организация ООО "ЯУК "Содружество-1", которое в соответствии с пунктом 1.1. договора управления многоквартирными домами, входящими в ТСЖ "Перспектива" от 06.02.2012 обязуется предоставлять коммунальные услуги.
Определением от 15.04.2013, полученным обществом 24.04.2013, назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 26.04.2013 в 14 часов 15 минут.
Начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе - главным государственным санитарным врачом по Ягоднинскому району Сэкан Н.Н., в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя ОАО "Магаданэнерго", 26.04.2013 были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление N 21 по делу об административном правонарушении. Указанным постановлением от 26.04.2013 N 21 ОАО "Магаданэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. Постановление N 21 от 26.04.2013 получено ОАО "Магаданэнерго" 08.05.2013.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель, согласно данному Закону, - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом, каких-либо исключений в отношении потребителей коммунальных услуг названный Закон не содержит, то есть его действие распространяется, в том числе, и на спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 2300-1 предусмотрено право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых товарах (работах, услугах).
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Таким образом, для определения статуса "Исполнителя коммунальных услуг" имеет правовое значение выбранный собственниками способ управления многоквартирным жилым домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из вышеуказанной нормы законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме 12-Б по ул. Мачкевича в п. Дебин, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов в указанной части возложена на управляющую компанию - ООО "ЯУК "Содружество-1", которая является исполнителем коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме N 12-Б по ул. Мачкевича в п. Дебин, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, возложена на ООО "ЯУК "Содружество-1".
Из материалов дела следует, что в многоквартирном доме по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б. выбран способ управления товариществом собственников жилья "Перспектива", согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 25.03.2009. Между ТСЖ "Перспектива" и обществом с ограниченной ответственностью "Ягоднинская управляющая компания "Содружество-1" заключен договор управления многоквартирными домами, входящими в ТСЖ "Перспектива" от 06.02.2012 в связи, с чем исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим по указанному адресу предоставляются коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению, является управляющая организация ООО "ЯУК "Содружество-1".
Внеочередным общим собранием собственников квартир в многоквартирном доме 12-Б по ул. Мацкевича, в п. Дебин Ягоднинского района Магаданской области 27.08.2012 принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
При этом платежный документ на оплату коммунальных услуг за потребленную электроэнергию на ОДН за декабрь 2012 года потребителям, проживающим в многоквартирном доме 12-Б по ул. Мацкевича п. Дебин Ягоднинского района Магаданской области направляет ОАО "Магаданэнерго".
Из представленных документов административным органом установлено, что в платежном документе, выставляемом потребителям ОАО "Магаданэнерго" содержится информация об обязанности потребителей оплачивать за потребленную электроэнергию на ОДН непосредственно этому обществу.
Таким образом, поскольку обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на ООО "ЯУК "Содружество-1", являющееся исполнителем коммунальных услуг, действия ОАО "Магаданэнерго" по начислению и взиманию платы за электропотребление на общедомовые нужды свидетельствуют о предоставлении ОАО "Магаданэнерго" недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, а именно об обязанности потребителя вносить плату непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, и нарушении требований пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что ОАО "Магаданэнерго" в платежном документе, направленном потребителям, проживающим по адресу: Ягоднинский район, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12-Б за декабрь 2012 года не отражена необходимая информация: наименование исполнителя коммунальных услуг (с указанием наименования юридического лица), номера его банковского счета и банковские реквизиты, адреса (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, судом установлено следующее.
Следовательно, факт совершенного административного правонарушения нашел подтверждение и доказан материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО "Магаданэнерго" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Вина ОАО "Магаданэнерго" заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, регулирующего отношения с потребителями услуг.
Установив фактические обстоятельства и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие в действиях ОАО "Магаданэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждается доказательствами по настоящему делу и отсутствии правовых оснований для отмены постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ягоднинском районе от 26.04.2013 N 21.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени ООО "ЯУК "Содружество-1" не обращалось в ОАО "Магаданэнерго" с заявкой на заключение договора ресурсоснабжения, отклоняется судом как несостоятельный, поскольку в соответствии с пунктами 10 и 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012, ресурсоснабжающей организации предоставлено право направления исполнителю заявки (оферты) о заключении договора ресурсоснабжения, обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Между тем, указанные действия заявителем не были предприняты.
Также подлежит отклонению и довод общества об отсутствии оснований для наложения административного штрафа в размере 5000 руб., поскольку не установлены отягчающие обстоятельства.
Из совокупности представленных в материалы административного дела доказательств следует, что административный орган при назначении наказания правомерно исходил из положений статьи 4.3 КоАП РФ о повторности совершения однородного административного правонарушения. В соответствии с частью 1 статьи 29.12.1 определением от 07.06.2013 административным органом устранена описка, которая допущена при изготовлении описательной части оспариваемого постановления при изложении смягчающих и отягчающих обстоятельств. Определение от 07.06.2013 получено заявителем 17.06.2013 вх. N 1765. Устраненная административным органом описка в постановлении от 26.04.2013 N 21 не носит существенный характер, не изменяет сути оспариваемого постановления и не влечет изменения наказания.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 12.07.2013 по делу N А37-864/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)