Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Полыга В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей областного суда Ивановой В.П., Кутыревой О.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 01 августа 2012 года
дело по апелляционному представлению прокурора КАО г. Омска на решение Кировского районного суда г. Омска от 29 мая 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурору Кировского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ЖКО "Берег" отказать".
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора КАО г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ЖКО "Берег" о признании действий незаконными.
В обоснование своего иска указал, что прокуратурой КАО г. Омска проведена проверка деятельности ООО "ЖКО "Берег" по соблюдению жилищного законодательства, в результате которой установлено, что ООО "ЖКО "Берег" оказывает жителям многоквартирных домов, расположенных по ул. Крупской и Перелета, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.
С января 2012 года ООО "ЖКО "Берег" применяет размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный Администрацией города Омска, чем нарушает действующее жилищное законодательство. По смыслу Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений устанавливается в размере, определенном органами местного самоуправления, в том случае, если собственники на общем собрании собственников помещений в таком доме не установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации.
Полагал, что поскольку при установлении размера платы за ремонт и содержание жилого помещения ООО "ЖКО "Берег" общих собраний по данному вопросу не проводилось, соответственно, размер платы за ремонт и содержание жилого помещения, установленный на основании договора управления, является незаконным.
Просил признать (с учетом уточненных требований) действия ООО "ЖКО "Берег" при управлении многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3, по применению и начислению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не установленного общим собранием либо органом местного самоуправления в порядке ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, незаконными. Обязать ООО "ЖКО "Берег" произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилых помещений жителям многоквартирных домов в соответствии с размером, установленным общим собранием.
В судебном заседании помощник прокурора КАО г. Омска Щ. иск поддержал, суду пояснил, что в случае не проведения общего собрания собственников жилья с целью установления платы за содержание и ремонт жилых помещений такое собрание должно проводиться по инициативе управляющей компании.
Представитель ООО "ЖКО "Берег" Т. против удовлетворения заявленных требований возражал, суду пояснил, что управляющая компания не вправе инициировать проведение общих собраний собственников жилых помещений, при этом при отсутствии решения собственников об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья ответчик обоснованно применил размер платы, установленный для оплаты содержания жилых помещений муниципального фонда. Кроме того, полагал, что прокурор является ненадлежащим истцом по делу, так как собственники жилых помещений в обслуживаемых ответчиком домах могут быть установлении поименно, в связи с чем, предъявление иска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц является необоснованным.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области С. заявленные требования поддержала, указав, что наличие в договоре управления условия об определении платы за пользование жилым помещением, исходя из размера платы установленного муниципальными органами, без указания на альтернативный порядок установления размера платы, а именно на основании принятого собственниками жилья решения, ущемляет права граждан как потребителей услуг, предоставляемых ответчиком.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор КАО г. Омска просит решение суда отменить. Ссылаясь на судебную практику и положения Жилищного кодекса РФ, указывает, что повышение размера платы за содержание и текущий ремонт жилья возможно только по решению общего собрания собственников, инициировать которое должна была управляющая компания. Считает, что постановление Администрации города Омска от 30.11.2011 N 1640-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" носит рекомендательный характер и не устанавливает размер платы за ремонт и содержание жилых помещений, находящихся в собственности граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав помощника прокурора КАО г. Омска Севастьянову Н.С., поддержавшую доводы апелляционного представления прокурора КАО г. Омска, возражения представителя ООО "ЖКО "Берег" Т., судебная коллегия не находит оснований для отмены законно постановленного судебного акта.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием законодательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 2 указанной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 декабря 2008 года N
И.о. прокурора КАО г. Омска обратился в суд с иском в интересах жителей многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "ЖКО "Берег", о признании действий управляющей компанией незаконными, ссылаясь на незаконное применение управляющей компанией тарифов (размера платы за содержание и ремонт жилого помещения), установленных Администрацией города Омска.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из отсутствия нарушений действующего законодательства со стороны управляющей компании при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, управление жилыми домами, расположенными по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3 по решению собственников помещений данных многоквартирных домов осуществляет ООО "ЖКО "Берег".
Согласно пп. 1.9.1 Устава ООО "ЖКО "Берег" осуществляет предоставление коммунальных услуг, в том числе обслуживание и ремонт мест общего пользования жилых домов (л.д. 18).
В соответствии со ст. 44 ЖК Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ст. 45 ЖК Российской Федерации проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В силу п. 2 ст. 44 ЖК Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника.
На основании изложенного, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, не соглашаясь с формой и порядком управления данным домом, в том числе с размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, в силу ч. 2 ст. 45 ЖК Российской Федерации не лишены возможности выступить с инициативой проведения внеочередного общего собрания.
В силу части 7 статьи 156 ЖК Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Вместе с тем, право управляющей организации инициировать проведение собрания собственников помещений в многоквартирном доме действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме, если в названном доме не созданы ТСЖ, ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы, устанавливается общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
При этом, формулировка положения части 7 статьи 156 ЖК Российской Федерации, в соответствии с которой определение размера платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме производится "с учетом предложений управляющей организации", не возлагает на управляющую организацию обязанности по предоставлению указанных предложений, дает лишь право данной организации выступить с такими предложениями.
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 25.06.2012) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из возражений на исковое заявление, до 01.01.2012 г. ООО "ЖКО "Берег" определяло размер платы исходя из постановления Администрации города Омска от 23 ноября 2010 года N 1127-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" на основании п. 4.2 типовых договоров на управление и техническое обслуживание квартир, согласно которому установление размера платы за пользование жилым помещением осуществляется в порядке, установленном решением городского Совета депутатов и Постановлением Главы администрации города Омска (л.д. 30 - 35).
Требований о признании указанного пункта типового договора недействительным прокурором не заявлялось. Доказательств несогласия собственников помещений многоквартирных домов с указанным пунктом заключенных с ними договоров на управление и техническое обслуживание квартир в суд не представлено.
Повышение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения произведено ООО "ЖКО "Берег" также на основании постановления Администрации города Омска от 30.11.2011 N 1640-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения", согласно которого с 01 января 2012 года в городе Омске увеличен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, повышение размера платы с 01.01.2012 г. не является произвольным, а вызвано централизованным повышением муниципального тарифа и основано на фактическом согласии собственников жилых помещений с таким порядком установления размера платы и с установленным размером платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Непредставление ООО "ЖКО "Берег" предложений по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3 не нарушает и не ограничивает их прав в рамках ст. 45 - 48 ЖК Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано прокурору КАО г. Омска в удовлетворении заявленных им требований в интересах неопределенного круга лиц(собственников многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3).
Учитывая изложенное, доводы апелляционного представления о том, что поскольку ООО "ЖКО "Берег" общих собраний собственников жилых помещений в целях установления платы не проводило, изменение размера платы в порядке, предусмотренном договором управления многоквартирным домом в отсутствие решения общего собрания собственников, незаконно, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Ссылка апелляционного представления на судебную практику, сложившуюся по схожим делам в других регионах, безосновательна, поскольку в Российской Федерации судебный прецедент и судебная практика не признаются в качестве юридического источника права, в том числе международного частного права, поскольку согласно принципу разделения властей, действующему в нашей стране, суды не наделены законодательной властью и их решения не могут создавать новых правовых норм. Исключением из упомянутого правила являются постановления Конституционного Суда РФ, выносимые им в процессе толкования права и носящие нормативный характер.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены законно постановленного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кировского административного округа г. Омска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4630/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2012 г. по делу N 33-4630/2012
Председательствующий: Полыга В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей областного суда Ивановой В.П., Кутыревой О.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 01 августа 2012 года
дело по апелляционному представлению прокурора КАО г. Омска на решение Кировского районного суда г. Омска от 29 мая 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурору Кировского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ЖКО "Берег" отказать".
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора КАО г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ЖКО "Берег" о признании действий незаконными.
В обоснование своего иска указал, что прокуратурой КАО г. Омска проведена проверка деятельности ООО "ЖКО "Берег" по соблюдению жилищного законодательства, в результате которой установлено, что ООО "ЖКО "Берег" оказывает жителям многоквартирных домов, расположенных по ул. Крупской и Перелета, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.
С января 2012 года ООО "ЖКО "Берег" применяет размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный Администрацией города Омска, чем нарушает действующее жилищное законодательство. По смыслу Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений устанавливается в размере, определенном органами местного самоуправления, в том случае, если собственники на общем собрании собственников помещений в таком доме не установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации.
Полагал, что поскольку при установлении размера платы за ремонт и содержание жилого помещения ООО "ЖКО "Берег" общих собраний по данному вопросу не проводилось, соответственно, размер платы за ремонт и содержание жилого помещения, установленный на основании договора управления, является незаконным.
Просил признать (с учетом уточненных требований) действия ООО "ЖКО "Берег" при управлении многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3, по применению и начислению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не установленного общим собранием либо органом местного самоуправления в порядке ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, незаконными. Обязать ООО "ЖКО "Берег" произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилых помещений жителям многоквартирных домов в соответствии с размером, установленным общим собранием.
В судебном заседании помощник прокурора КАО г. Омска Щ. иск поддержал, суду пояснил, что в случае не проведения общего собрания собственников жилья с целью установления платы за содержание и ремонт жилых помещений такое собрание должно проводиться по инициативе управляющей компании.
Представитель ООО "ЖКО "Берег" Т. против удовлетворения заявленных требований возражал, суду пояснил, что управляющая компания не вправе инициировать проведение общих собраний собственников жилых помещений, при этом при отсутствии решения собственников об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья ответчик обоснованно применил размер платы, установленный для оплаты содержания жилых помещений муниципального фонда. Кроме того, полагал, что прокурор является ненадлежащим истцом по делу, так как собственники жилых помещений в обслуживаемых ответчиком домах могут быть установлении поименно, в связи с чем, предъявление иска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц является необоснованным.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области С. заявленные требования поддержала, указав, что наличие в договоре управления условия об определении платы за пользование жилым помещением, исходя из размера платы установленного муниципальными органами, без указания на альтернативный порядок установления размера платы, а именно на основании принятого собственниками жилья решения, ущемляет права граждан как потребителей услуг, предоставляемых ответчиком.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор КАО г. Омска просит решение суда отменить. Ссылаясь на судебную практику и положения Жилищного кодекса РФ, указывает, что повышение размера платы за содержание и текущий ремонт жилья возможно только по решению общего собрания собственников, инициировать которое должна была управляющая компания. Считает, что постановление Администрации города Омска от 30.11.2011 N 1640-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" носит рекомендательный характер и не устанавливает размер платы за ремонт и содержание жилых помещений, находящихся в собственности граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав помощника прокурора КАО г. Омска Севастьянову Н.С., поддержавшую доводы апелляционного представления прокурора КАО г. Омска, возражения представителя ООО "ЖКО "Берег" Т., судебная коллегия не находит оснований для отмены законно постановленного судебного акта.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием законодательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 2 указанной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 декабря 2008 года N
И.о. прокурора КАО г. Омска обратился в суд с иском в интересах жителей многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "ЖКО "Берег", о признании действий управляющей компанией незаконными, ссылаясь на незаконное применение управляющей компанией тарифов (размера платы за содержание и ремонт жилого помещения), установленных Администрацией города Омска.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из отсутствия нарушений действующего законодательства со стороны управляющей компании при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, управление жилыми домами, расположенными по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3 по решению собственников помещений данных многоквартирных домов осуществляет ООО "ЖКО "Берег".
Согласно пп. 1.9.1 Устава ООО "ЖКО "Берег" осуществляет предоставление коммунальных услуг, в том числе обслуживание и ремонт мест общего пользования жилых домов (л.д. 18).
В соответствии со ст. 44 ЖК Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ст. 45 ЖК Российской Федерации проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В силу п. 2 ст. 44 ЖК Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника.
На основании изложенного, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, не соглашаясь с формой и порядком управления данным домом, в том числе с размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, в силу ч. 2 ст. 45 ЖК Российской Федерации не лишены возможности выступить с инициативой проведения внеочередного общего собрания.
В силу части 7 статьи 156 ЖК Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Вместе с тем, право управляющей организации инициировать проведение собрания собственников помещений в многоквартирном доме действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме, если в названном доме не созданы ТСЖ, ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы, устанавливается общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
При этом, формулировка положения части 7 статьи 156 ЖК Российской Федерации, в соответствии с которой определение размера платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме производится "с учетом предложений управляющей организации", не возлагает на управляющую организацию обязанности по предоставлению указанных предложений, дает лишь право данной организации выступить с такими предложениями.
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 25.06.2012) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из возражений на исковое заявление, до 01.01.2012 г. ООО "ЖКО "Берег" определяло размер платы исходя из постановления Администрации города Омска от 23 ноября 2010 года N 1127-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" на основании п. 4.2 типовых договоров на управление и техническое обслуживание квартир, согласно которому установление размера платы за пользование жилым помещением осуществляется в порядке, установленном решением городского Совета депутатов и Постановлением Главы администрации города Омска (л.д. 30 - 35).
Требований о признании указанного пункта типового договора недействительным прокурором не заявлялось. Доказательств несогласия собственников помещений многоквартирных домов с указанным пунктом заключенных с ними договоров на управление и техническое обслуживание квартир в суд не представлено.
Повышение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения произведено ООО "ЖКО "Берег" также на основании постановления Администрации города Омска от 30.11.2011 N 1640-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения", согласно которого с 01 января 2012 года в городе Омске увеличен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, повышение размера платы с 01.01.2012 г. не является произвольным, а вызвано централизованным повышением муниципального тарифа и основано на фактическом согласии собственников жилых помещений с таким порядком установления размера платы и с установленным размером платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Непредставление ООО "ЖКО "Берег" предложений по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3 не нарушает и не ограничивает их прав в рамках ст. 45 - 48 ЖК Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано прокурору КАО г. Омска в удовлетворении заявленных им требований в интересах неопределенного круга лиц(собственников многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 4, 6, 6/1, 8, 8/1, 10, 12, 12/1; ул. Перелета, д. 7/3).
Учитывая изложенное, доводы апелляционного представления о том, что поскольку ООО "ЖКО "Берег" общих собраний собственников жилых помещений в целях установления платы не проводило, изменение размера платы в порядке, предусмотренном договором управления многоквартирным домом в отсутствие решения общего собрания собственников, незаконно, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Ссылка апелляционного представления на судебную практику, сложившуюся по схожим делам в других регионах, безосновательна, поскольку в Российской Федерации судебный прецедент и судебная практика не признаются в качестве юридического источника права, в том числе международного частного права, поскольку согласно принципу разделения властей, действующему в нашей стране, суды не наделены законодательной властью и их решения не могут создавать новых правовых норм. Исключением из упомянутого правила являются постановления Конституционного Суда РФ, выносимые им в процессе толкования права и носящие нормативный характер.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены законно постановленного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кировского административного округа г. Омска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)