Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тесалкиной А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2012 по делу N А43-15425/2012, принятое судьей Дроздовой С.А., по иску товарищества собственников жилья "Волжские огни" (ИНН 5257107756, ОГРН 1095257001102), г. Нижний Новгород, к муниципальному образованию "город Нижний Новгород" в лице администрации г. Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579), г. Нижний Новгород о взыскании 31 761 руб. 68 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле:
- от заявителя - муниципального образования "Город Нижний Новгород" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания;
- от истца - товарищества собственников жилья "Волжские огни" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 46348),
товарищество собственников жилья "Волжские огни" (далее - ТСЖ "Волжские огни", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород" о взыскании 31 761 руб. 68 коп., из которых 26 790 руб. 79 коп. основного долга по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома и отоплению квартиры N 560 в доме 8 по Волжской набережной в г. Нижнем Новгороде, 4970 руб. 89 коп. пени по состоянию на 18.12.2012, а также расходов по оплате услуг представителя в сумме 8500 руб. и расходов за получение выписки из ЕГРП в сумме 225 руб. (с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статьях 210, 215, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 30, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы уклонением ответчика от уплаты истцу, как управляющей компании, расходов, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома и отоплением жилого помещения, принадлежащего ответчику.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 29.12.2012 удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскал с муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице администрации г. Нижнего Новгорода за счет казны муниципального образования в пользу ТСЖ "Волжские огни" 26 790 руб. 79 коп. долга, 4970 руб. 89 коп. пени, 10 500 руб. расходов по делу, возвратил ТСЖ "Волжские огни" из федерального бюджета 1372 руб. 42 коп. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением N 217 от 04.05.2012.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование "Город Нижний Новгород" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права, а именно неприменением закона, подлежащего применению, - статей 406, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подпункта 3.1.3 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N 171.
Оспаривая решение, заявитель указывает, что в период с 01.10.2010 по 28.02.2011 тарифы на тепловую энергию для ресурсоснабжающей организации - ЗАО "Энергосервис" установлены не были; вместе с тем истец поставлял тепловую энергию потребителю - ТСЖ "Волжские огни". Тарифы на тепловую энергию введены в действие с 01.11.2011. Государственное регулирование деятельности ЗАО "Энергосервис" по теплоснабжению и горячему водоснабжению до ноября 2011 года не осуществлялось, тарифы на указанные коммунальные услуги не утверждались.
Апеллянт поясняет, что управляющая организация обязана предоставить собственнику платежные документы с указанием конкретной суммы, подлежащей оплате. Собственник жилого помещения без указанного платежного документа, не обладая информацией о конкретной сумме за жилищно-коммунальные услуги, не может своевременно оплачивать данные услуги.
Заявитель считает, что ТСЖ "Волжские огни" имело возможность запросить сведения о собственнике квартиры N 560 дома N 8 по Волжской набережной и обязано было выставить платежный документ.
Требование истца о взыскании пени неправомерно, поскольку платежные документы ТСЖ "Волжские огни" не выставлялись, основания для начисления и взыскания пени с 11-го числа месяца, следующего за расчетным, отсутствуют.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как установлено из материалов дела, 27.02.2009 зарегистрировано ТСЖ "Волжские огни", которое на основании утвержденного протоколом общего собрания собственников помещений N 1 от 17.02.2009 Устава осуществляет функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г. Н. Новгород, Волжская набережная, д. 8.
Муниципальному образованию "Город Нижний Новгород" на праве собственности принадлежит жилое помещение N 560 общей площадью 66,9 кв. м, расположенное в жилом доме N 8 по Волжской набережной г. Н. Новгорода, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АГ N 459418 от 20.05.2010 (л. д. 56).
Указанное помещение передано ответчику на основании договора N 9 от 22.04.2010 г. (л. д. 57).
В период с 22.04.2010 по 31.07.2011 ответчик не производил платежи, связанные с участием в расходах по оплате коммунальных услуг (по строкам отопление, содержание и текущий ремонт), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по отоплению квартиры, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491).
На основании пункта 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с положениями раздела VI Жилищного кодекса и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем создания ТСЖ. Согласно п. 33 Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Решениями собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование на общих собраниях собственников помещений в доме по адресу: г. Н. Новгород, Волжская набережная, д. 8, утверждены размеры платы за содержание и ремонт, а также капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме:
- - 17 руб. 02 коп. за содержание общего имущества с 01.01.2009;
- - 16 руб. 93 коп. за 1 кв. м за содержание общего имущества с 01.012010;
- - 18 руб. 56 коп. за 1 кв. м за содержание общего имущества с 01.012011;
- - 01 руб. 06 коп. за 1 кв. м капитальный ремонт дома с 01.012011.
Установленные тарифы отвечают рекомендациям департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации г. Н. Новгорода и не оспариваются ответчиком.
Расчет задолженности произведен истцом за спорный период на основании установленных тарифов с учетом площади принадлежащего ответчику помещения.
Начальный период начислений правомерно определен истцом с 22.04.2010 - с даты подписания договора N 9 приема-передачи квартиры в муниципальную собственность.
Согласно пункту 6 части статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Положения пункта 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации применимы также к отношениям, возникшим до вступления в силу изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 7 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 19.07.2011) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
Следовательно, после приемки результата инвестиционной деятельности бремя его содержания обязан нести собственник муниципальное образование в лице администрации г. Нижнего Новгорода.
Обязанность по несению указанных расходов на основании части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Таким образом, общая сумма задолженности в размере 17 607 руб. 49 коп., предъявленная к взысканию истцом за период с 22.04.2010 по 31.07.2011 в соответствии с обязанностью ответчика по содержанию и текущему ремонту, а также по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, правомерно взыскана судом первой инстанции.
Требования истца о взыскании с ответчика платы за отопление за период с 01.10.2010 по 31.07.2011 в сумме 9183 руб. 30 коп. также обоснованно удовлетворены судом.
Факт оказания ответчику услуг по отоплению подтверждается актами снятия показаний теплосчетчика от 01 октября 2010 года и апелляционным определением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 октября 2011 года по делу N 11-192/11.
Расчет задолженности за отопление произведен истцом с 01.10.2010 (даты заключения истцом договора с энергоснабжающей организацией - ЗАО "Энергосервис"), исходя из фактической стоимости 1 Гкал тепловой энергии, потребленной и фактически оплаченной истцом энергоснабжающей организации, в соответствии с нормативом потребления, установленным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.06.2009 N 3019 для многоквартирных домов или жилых домов 15-этажных и выше, в размере 0,0169 Гкал на 1 кв. метр в месяц.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления.
Поскольку в материалах дела отсутствуют предусмотренные Правилами N 307 данные об объемах потребленной тепловой энергии, полученных посредством установленных в данном жилом доме приборов учета, истец правомерно произвел расчет стоимости тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.06.2009 N 3019.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Поскольку тариф на отопление для энергоснабжающей организации - ЗАО "Энергосервис" в спорный период не утверждался, стоимость 1 Гкал тепловой энергии определена истцом на основании выставленных энергоснабжающей организацией счетов на оплату топливно-энергетических ресурсов и фактически произведенной по этим счетам оплаты. С 01.10.2010 до установления тарифа решением РСТ (на тепловую энергию до 01.11.2011, ГВС - до 01.12.2011) потребителю (ТСЖ "Волжские огни") выставлялись счета на стоимость топливно-энергетических ресурсов, приобретенных энергоснабжающей организацией для производства в котельной тепловой энергии и ГВС, что отражено в актах сдачи-приемки тепловой энергии.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных в дело доказательств, апелляционный суд принимает расчет платы за отопление за период с 01.10.2010 по 31.07.2011 в сумме 9183 руб. 30 коп. как обоснованный, в связи с чем требования истца в этой части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апеллянта о том, что собственник жилого помещения без платежного документа, не обладая информацией о конкретной сумме за жилищно-коммунальные услуги, не может своевременно оплачивать данные услуги и о неправомерности взыскания пени апелляционным судом отклоняется ввиду следующего.
По правилам статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается (пункт 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 указанного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Подобного решения в материалах дела не имеется.
Обязательство по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и ответственность за его неисполнение установлены действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции верно не усмотрел правовых оснований для освобождения ответчика от оплаты пени.
Обязанность по оплате на собственника возложена законом, в связи с чем, действуя разумно и осмотрительно, он мог принять меры к получению счетов на оплату в управляющей организации для осуществления своевременных платежей, однако не сделал этого, доказательств того, что у ТСЖ с 22.04.2010 имелась информация о собственнике квартиры ответчик в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил. Истец не имел возможности для выставления счетов.
При таких обстоятельствах требование ТСЖ "Волжские огни" о взыскании 4970 руб. 89 коп. пени за период с 11.05.2010 по 18.12.2012 заявлено правомерно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 176, 188, 266, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2012, по делу N А43-15425/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 ПО ДЕЛУ N А43-15425/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. по делу N А43-15425/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тесалкиной А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2012 по делу N А43-15425/2012, принятое судьей Дроздовой С.А., по иску товарищества собственников жилья "Волжские огни" (ИНН 5257107756, ОГРН 1095257001102), г. Нижний Новгород, к муниципальному образованию "город Нижний Новгород" в лице администрации г. Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579), г. Нижний Новгород о взыскании 31 761 руб. 68 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле:
- от заявителя - муниципального образования "Город Нижний Новгород" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания;
- от истца - товарищества собственников жилья "Волжские огни" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 46348),
установил:
товарищество собственников жилья "Волжские огни" (далее - ТСЖ "Волжские огни", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород" о взыскании 31 761 руб. 68 коп., из которых 26 790 руб. 79 коп. основного долга по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома и отоплению квартиры N 560 в доме 8 по Волжской набережной в г. Нижнем Новгороде, 4970 руб. 89 коп. пени по состоянию на 18.12.2012, а также расходов по оплате услуг представителя в сумме 8500 руб. и расходов за получение выписки из ЕГРП в сумме 225 руб. (с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статьях 210, 215, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 30, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы уклонением ответчика от уплаты истцу, как управляющей компании, расходов, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома и отоплением жилого помещения, принадлежащего ответчику.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 29.12.2012 удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскал с муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице администрации г. Нижнего Новгорода за счет казны муниципального образования в пользу ТСЖ "Волжские огни" 26 790 руб. 79 коп. долга, 4970 руб. 89 коп. пени, 10 500 руб. расходов по делу, возвратил ТСЖ "Волжские огни" из федерального бюджета 1372 руб. 42 коп. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением N 217 от 04.05.2012.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование "Город Нижний Новгород" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права, а именно неприменением закона, подлежащего применению, - статей 406, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подпункта 3.1.3 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N 171.
Оспаривая решение, заявитель указывает, что в период с 01.10.2010 по 28.02.2011 тарифы на тепловую энергию для ресурсоснабжающей организации - ЗАО "Энергосервис" установлены не были; вместе с тем истец поставлял тепловую энергию потребителю - ТСЖ "Волжские огни". Тарифы на тепловую энергию введены в действие с 01.11.2011. Государственное регулирование деятельности ЗАО "Энергосервис" по теплоснабжению и горячему водоснабжению до ноября 2011 года не осуществлялось, тарифы на указанные коммунальные услуги не утверждались.
Апеллянт поясняет, что управляющая организация обязана предоставить собственнику платежные документы с указанием конкретной суммы, подлежащей оплате. Собственник жилого помещения без указанного платежного документа, не обладая информацией о конкретной сумме за жилищно-коммунальные услуги, не может своевременно оплачивать данные услуги.
Заявитель считает, что ТСЖ "Волжские огни" имело возможность запросить сведения о собственнике квартиры N 560 дома N 8 по Волжской набережной и обязано было выставить платежный документ.
Требование истца о взыскании пени неправомерно, поскольку платежные документы ТСЖ "Волжские огни" не выставлялись, основания для начисления и взыскания пени с 11-го числа месяца, следующего за расчетным, отсутствуют.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как установлено из материалов дела, 27.02.2009 зарегистрировано ТСЖ "Волжские огни", которое на основании утвержденного протоколом общего собрания собственников помещений N 1 от 17.02.2009 Устава осуществляет функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г. Н. Новгород, Волжская набережная, д. 8.
Муниципальному образованию "Город Нижний Новгород" на праве собственности принадлежит жилое помещение N 560 общей площадью 66,9 кв. м, расположенное в жилом доме N 8 по Волжской набережной г. Н. Новгорода, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АГ N 459418 от 20.05.2010 (л. д. 56).
Указанное помещение передано ответчику на основании договора N 9 от 22.04.2010 г. (л. д. 57).
В период с 22.04.2010 по 31.07.2011 ответчик не производил платежи, связанные с участием в расходах по оплате коммунальных услуг (по строкам отопление, содержание и текущий ремонт), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по отоплению квартиры, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491).
На основании пункта 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с положениями раздела VI Жилищного кодекса и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем создания ТСЖ. Согласно п. 33 Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Решениями собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование на общих собраниях собственников помещений в доме по адресу: г. Н. Новгород, Волжская набережная, д. 8, утверждены размеры платы за содержание и ремонт, а также капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме:
- - 17 руб. 02 коп. за содержание общего имущества с 01.01.2009;
- - 16 руб. 93 коп. за 1 кв. м за содержание общего имущества с 01.012010;
- - 18 руб. 56 коп. за 1 кв. м за содержание общего имущества с 01.012011;
- - 01 руб. 06 коп. за 1 кв. м капитальный ремонт дома с 01.012011.
Установленные тарифы отвечают рекомендациям департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации г. Н. Новгорода и не оспариваются ответчиком.
Расчет задолженности произведен истцом за спорный период на основании установленных тарифов с учетом площади принадлежащего ответчику помещения.
Начальный период начислений правомерно определен истцом с 22.04.2010 - с даты подписания договора N 9 приема-передачи квартиры в муниципальную собственность.
Согласно пункту 6 части статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Положения пункта 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации применимы также к отношениям, возникшим до вступления в силу изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 7 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 19.07.2011) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
Следовательно, после приемки результата инвестиционной деятельности бремя его содержания обязан нести собственник муниципальное образование в лице администрации г. Нижнего Новгорода.
Обязанность по несению указанных расходов на основании части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Таким образом, общая сумма задолженности в размере 17 607 руб. 49 коп., предъявленная к взысканию истцом за период с 22.04.2010 по 31.07.2011 в соответствии с обязанностью ответчика по содержанию и текущему ремонту, а также по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, правомерно взыскана судом первой инстанции.
Требования истца о взыскании с ответчика платы за отопление за период с 01.10.2010 по 31.07.2011 в сумме 9183 руб. 30 коп. также обоснованно удовлетворены судом.
Факт оказания ответчику услуг по отоплению подтверждается актами снятия показаний теплосчетчика от 01 октября 2010 года и апелляционным определением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 октября 2011 года по делу N 11-192/11.
Расчет задолженности за отопление произведен истцом с 01.10.2010 (даты заключения истцом договора с энергоснабжающей организацией - ЗАО "Энергосервис"), исходя из фактической стоимости 1 Гкал тепловой энергии, потребленной и фактически оплаченной истцом энергоснабжающей организации, в соответствии с нормативом потребления, установленным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.06.2009 N 3019 для многоквартирных домов или жилых домов 15-этажных и выше, в размере 0,0169 Гкал на 1 кв. метр в месяц.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления.
Поскольку в материалах дела отсутствуют предусмотренные Правилами N 307 данные об объемах потребленной тепловой энергии, полученных посредством установленных в данном жилом доме приборов учета, истец правомерно произвел расчет стоимости тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.06.2009 N 3019.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Поскольку тариф на отопление для энергоснабжающей организации - ЗАО "Энергосервис" в спорный период не утверждался, стоимость 1 Гкал тепловой энергии определена истцом на основании выставленных энергоснабжающей организацией счетов на оплату топливно-энергетических ресурсов и фактически произведенной по этим счетам оплаты. С 01.10.2010 до установления тарифа решением РСТ (на тепловую энергию до 01.11.2011, ГВС - до 01.12.2011) потребителю (ТСЖ "Волжские огни") выставлялись счета на стоимость топливно-энергетических ресурсов, приобретенных энергоснабжающей организацией для производства в котельной тепловой энергии и ГВС, что отражено в актах сдачи-приемки тепловой энергии.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных в дело доказательств, апелляционный суд принимает расчет платы за отопление за период с 01.10.2010 по 31.07.2011 в сумме 9183 руб. 30 коп. как обоснованный, в связи с чем требования истца в этой части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апеллянта о том, что собственник жилого помещения без платежного документа, не обладая информацией о конкретной сумме за жилищно-коммунальные услуги, не может своевременно оплачивать данные услуги и о неправомерности взыскания пени апелляционным судом отклоняется ввиду следующего.
По правилам статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается (пункт 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 указанного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Подобного решения в материалах дела не имеется.
Обязательство по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и ответственность за его неисполнение установлены действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции верно не усмотрел правовых оснований для освобождения ответчика от оплаты пени.
Обязанность по оплате на собственника возложена законом, в связи с чем, действуя разумно и осмотрительно, он мог принять меры к получению счетов на оплату в управляющей организации для осуществления своевременных платежей, однако не сделал этого, доказательств того, что у ТСЖ с 22.04.2010 имелась информация о собственнике квартиры ответчик в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил. Истец не имел возможности для выставления счетов.
При таких обстоятельствах требование ТСЖ "Волжские огни" о взыскании 4970 руб. 89 коп. пени за период с 11.05.2010 по 18.12.2012 заявлено правомерно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 176, 188, 266, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2012, по делу N А43-15425/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.А.НАЗАРОВА
Н.А.НАЗАРОВА
Судьи
Н.А.КАЗАКОВА
Т.С.РОДИНА
Н.А.КАЗАКОВА
Т.С.РОДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)