Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.12.2010 ПО ДЕЛУ N 33-6720/2010

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2010 г. по делу N 33-6720/2010


Судья: Е.А. Волохова

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И. Малкова,
судей Жуковой Н.В. и Чингири Т.П.,
при секретаре К.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Гая Оренбургской области (далее - МУП ЖКХ г. Гая) на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 18 октября 2010 года по гражданскому делу по иску Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Оренбургской области к МУП ЖКХ г. Гая и Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Домоуправление-5" о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
Заслушав доклад судьи А.И. Малкова, объяснения представителя МУП ЖКХ г. Гая А., поддержавшего жалобу, судебная коллегия

установила:

Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области обратился в суд с иском к МУП ЖКХ г. Гая, указав в обоснование, что 07 июня 2010 года в адрес Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области поступило повторное обращение гражданина *, проживающего в доме, о нарушении его прав и прав других граждан на получение обязательной информации об исполнителе коммунальных услуг. В ходе административного расследования, которое проводилось в отношении управляющей компании ООО "Домоуправление-5", было установлено, что, действительно, в нарушение требований пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), до потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном доме, не доведена следующая обязательная информация об исполнителе коммунальных услуг: наименование и место нахождения, сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а также размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы. Указанная информация должна размещаться на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов. Вместе с тем, как выяснилось, ООО "Домоуправление-5" не является организацией, предоставляющей коммунальные услуги, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы, то есть данная управляющая компания не является исполнителем коммунальных услуг по определению, приведенному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом установлено, что ООО "Домоуправление-5" отвечает лишь за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых ответчик - МУП ЖКХ г. Гая предоставляет коммунальные услуги потребителям. На основании положений Закона РФ "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, истец просил: признать противоправными действия МУП ЖКХ г. Гая по недоведению до сведения потребителей следующей обязательной информации об исполнителе коммунальных услуг: наименование, место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы. Данная информация должна размещаться на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов; обязать ответчика прекратить нарушения прав потребителей коммунальных услуг в части непредставления обязательной информации об исполнителе коммунальных услуг; и в случае удовлетворения настоящего иска обязать ответчика в установленный судом срок довести до потребителей решение суда через средства массовой информации.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Домоуправление-5".
В судебном заседании представитель истца К.Н. уточнила требование в части доведения решения суда до сведения потребителей, и просила в случае удовлетворения иска обязать ответчиков в установленный судом срок довести до потребителей решение суда, разместив его на досках объявлений, расположенных в пределах земельного участка; в остальной части исковые требования оставила без изменения.
Представитель ответчика МУП ЖКХ г. Гая А. иск не признал, пояснив, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является управляющая компания ООО "Домоуправление-5", которая в силу положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и является исполнителем коммунальных услуг.
Представитель ответчика ООО "Домоуправление-5" Г. иск также не признала, пояснив, что в данном случае оплату коммунальных услуг потребители производят напрямую МУП ЖКХ г. Гая, что подтверждается материалами дела и представителем МУП ЖКХ г. Гая не оспаривается. ООО "Домоуправление-5" отвечает лишь за обслуживание внутридомовых инженерных систем, информация о тарифах на ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем, а также сведения об исполнителе данного вида услуги размещена на досках объявлений.
Решением суда иск удовлетворен в части, суд признал действия МУП ЖКХ г. Гая по недоведению до сведения потребителей информации об исполнителе коммунальных услуг противоправными, обязал МУП ЖКХ г. Гая предоставить сведения об исполнителе коммунальных услуг потребителям, разместив на досках объявлений в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов, информацию об исполнителе услуг, а именно: наименование, местонахождение, сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе представитель МУП ЖКХ г. Гая просит решение отменить, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование своих возражений по заявленным требованиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам:
Как следует из материалов дела, собственниками многоквартирного жилого дома, определен способ управления многоквартирным жилым домом - управление управляющей компанией, которой выбрано ООО "Домоуправление-5".
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Обязанности управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, прямо предусмотрены подпунктами "а", "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом к коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 приведенных Правил).
В соответствии с подпунктом "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:
- наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
- параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
- наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений закона в случае, когда управление многоквартирным жилым домом осуществляется управляющей компанией, именно последняя и является исполнителем коммунальных услуг.
Вместе с тем, в данном случае фактически сложилась ситуация, когда функции исполнителя коммунальных услуг по конкретному многоквартирному дому оказались разделенными между двумя организациями - МУП ЖКХ г. Гая, которое предоставляет коммунальные услуги, приобретая их в свою очередь у ресурсоснабжающих организаций, и ООО "Домоуправление-5", отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оба ответчика обязаны довести до сведения потребителей их услуг сведения, указанные в подпункте "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Довод кассационной жалобы о том, что МУП ЖКХ г. Гая не является исполнителем коммунальных услуг, являлся предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным по вышеизложенным основаниям.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, жалоба не содержит.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению, поскольку оно не отвечает требованиям закона об исполнимости судебного постановления.
Как следует из содержания иска, в ходе административного расследования, которое проводилось Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении ООО "Домоуправление-5", было установлено нарушение действующего законодательства со стороны ответчика МУП ЖКХ г. Гая в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих в конкретном многоквартирном жилом доме - ***
Имело ли место аналогичное нарушение в отношении жильцов других жилых домов, судом не проверялось и предметом настоящего судебного разбирательства не являлось.
При таких обстоятельствах суду следовало обязать МУП ЖКХ г. Гая устранить нарушения прав потребителей, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Кроме того, суд признал неправомерными (незаконными) действия ответчика по недоведению до потребителей информации об исполнителе коммунальных услуг, тогда как в данном случае имело место бездействие.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 - 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гайского городского суда Оренбургской области от 18 октября 2010 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Иск Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Гая Оренбургской области по недоведению до сведения жильцов многоквартирного жилого дома, информации об исполнителе коммунальных услуг.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Гая Оренбургской области предоставить жильцам многоквартирного жилого дома, сведения об исполнителе коммунальных услуг - Муниципальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства города Гая Оренбургской области, разместив на досках объявлений в пределах земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи данного жилого дома, следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы.
В остальной части иска отказать.
Это же решение суда в остальной части оставить без изменения, а кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Гая Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)