Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2013 N 06АП-4824/2013 ПО ДЕЛУ N А37-871/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. N 06АП-4824/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН": представитель не явился;
- от Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН"
на решение от 05.08.2013
по делу N А37-871/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Адаркиной Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН" (ОГРН 1074910002914, ИНН 4909095960)
к Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан"
о признании незаконным и отмене постановления N 189/158 о назначении наказания в виде штрафа от 17.04.2013

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН" (далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан" (далее - административный орган, административная комиссия) от 17.04.2013 N 189/158, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона Магаданской области N 583-03 от 15.03.2005 "Об административных правонарушениях в Магаданской области" (далее - Закон N 583-03), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Решением суда от 05.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины ООО "Жилсервис-Магадан".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду неполного выяснения арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом N 10 по ул. Кольцевой в г. Магадане, что подтверждается сведениями Департамента ЖКХ и КИ мэрии г. Магадана по обслуживанию многоквартирных домов г. Магадана N 130 от 31.01.2013 и не оспаривается обществом.
21.03.2013 МКУ "АТИ г. Магадана" заявителю выдано предписание N 473 о необходимости произвести замену указателей наименования улицы и номерного знака, соответствующих номеру дома, в соответствии с установленным образцом на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Кольцевая, д. 10. Данное предписание также содержало информацию о том, что 04.04.2013 в 10 час. 30 мин. будет обследован фасад указанного дома. Предписание получено обществом 21.03.2013, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 173.
05.03.2013 инспектором по благоустройству МКУ "АТИ г. Магадана", в присутствии уполномоченного представителя заявителя Ковальчук И.В., в результате осмотра фасада многоквартирного дома N 10 по ул. Кольцевая в г. Магадане, выявлено, что на фасаде вышеуказанного многоквартирного жилого дома установлены указатели наименования улицы и номерные знаки не установленного образца, о чем составлен акт осмотра.
В ходе обследования проводилась фотосъемка, зафиксировавшая ненадлежащее состояние указанного объекта, к акту осмотра приложен фотоматериал от 21.03.2013 и от 04.04.2013.
Сопроводительным письмом N 1219 от 04.04.2013 МКУ "АТИ г. Магадана" направила материалы проверки фасада многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Кольцевая в г. Магадане в Управление административно-технического контроля Мэрии г. Магадана (далее - Управление АТК мэрии г. Магадана) для составления протокола об административном правонарушении в сфере благоустройства и содержания территории муниципального образования г. Магадан.
08.04.2013 начальником отдела исполнения административного законодательства Управления АТК мэрии г. Магадана, в отсутствие законного представителя ООО "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН", при надлежащем его уведомлении, составлен протокол N 158 об административном правонарушении.
В силу статьи 11.3 Закона N 583-03 от 15.03.2005 Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.4, 3.15, 6.4, 6.9, 6.12, 6.13, 6.15, 6.18, 6.19, 9.1, 9.2 настоящего Закона.
В связи с чем, 09.04.2013 Управлением АТК мэрии г. Магадана протокол N 112 об административном правонарушении и сопутствующие материалы по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН" переданы сопроводительным письмом N 670 в Административную комиссию муниципального образования "Город Магадан" для рассмотрения и принятия решения.
Определением от 15.04.2013 административной комиссией назначены время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении - 17.04.2013 в 15 часов 00 минут. Данное определение получено заявителем 15.04.2013, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 227.
17.04.2013 административной комиссией в отсутствие законного представителя ООО "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН" рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 189/158, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 583-03 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 6.4 Закона об административных правонарушениях в Магаданской области установлено, что нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, иными статьями настоящего Закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил благоустройства фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные и металлоизделия, ставни, водосточные трубы, светильники, и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток являются элементами благоустройства.
В силу статей 36, 39, 161 ЖК РФ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), номерные знаки, а также таблички с указанием наименований улиц являются элементами фасада здания и относятся к общему имуществу многоквартирного дома, исходя из их предназначения. Обязанность по надлежащему содержанию, а в случае необходимости - восстановлению номерных знаков и табличек с указанием улиц, лежит на управляющей компании, принявшей на себя обслуживание многоквартирного дома.
Решением Магаданской городской Думы N 104-Д от 18.09.2008 утверждено Положение об адресном плане и адресном реестре муниципального образования "Город Магадан", в соответствии с пунктом 7.5.6 которого изготовление (реставрация, ремонт), установка указателей и номерных знаков осуществляется на объектах капитального строительства иных форм собственности - за счет средств собственников этих объектов.
Согласно пункту 3.5.1 Правил N 170 на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр.
В соответствии с пунктом 3.5.6 Правил N 170 ремонт указателей, перечисленных в пункте 3.5.1 должны проводить организации по содержанию жилищного фонда по мере необходимости.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8.1.1 Правил благоустройства на фасадах зданий и домов должны размещаться следующие домовые знаки: указатели наименования улицы, переулка, площади и др.; номерные знаки, соответствующие номеру дома.
Материалами дела подтверждается, что общество является управляющей компанией в отношении жилого дома, расположенного по адресу г. Магадан, ул. Кольцевая, д. N 10, что им и не оспаривается.
Таким образом, судом установлено, что ООО "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН" является лицом, ответственным за исполнение Правил благоустройства в отношении многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Кольцевая в г. Магадане.
Доводы общества о том, что правонарушение в данном случае должно квалифицироваться по статье 7.22 КоАП РФ, как нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003, уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции обосновано им отклонены.
Статья 6.4 Закона N 583-03 устанавливает ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность, установленную КоАП РФ, иными статьями настоящего Закона.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, ненадлежащее исполнение организациями, управляющими и обслуживающими жилищный фонд, обязанностей по обеспечению своевременного производства работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и сооружений и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.), содержанию в чистоте и исправном состоянии общего имущества многоквартирного жилого дома, может быть квалифицировано как нарушение Правил благоустройства, так и статьи 7.22 КоАП РФ.
Между тем, при квалификации данного административного правонарушения суд полагает, что необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Следовательно, фасад многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Кольцевая в г. Магадане является общим имуществом данного многоквартирного дома.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Кроме того, в соответствии со статьей 36 Федерального закона Российской Федерации N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с разделом 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
Таким образом, именно наличие или отсутствие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан может служить критерием для правильной квалификации совершенного правонарушения либо как нарушение Правил благоустройства, либо как нарушение Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 158 от 08.04.2013 Общество допустило применение номерного, домового знака на фасаде жилого многоквартирного дома N 10 по ул. Кольцевая в г. Магадане, с отклонением от установленного образца.
В связи с чем, суд полагает, что в рассматриваемом случае производство работ по размещению на фасаде жилого многоквартирного дома номерных, указательных и домовых знаков не входит в состав работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с внешним благоустройством и санитарным содержанием жилищного фонда, регулируемые в данном случае Правилами благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", а не Правилами содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Факт применения номерного, домового знака на фасаде жилого многоквартирного дома с отклонением от установленного образца, а следовательно, событие правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Закона N 583-03, считается доказанным материалами дела.
Таким образом, вмененное обществу противоправное деяние верно квалифицированно административной комиссией по статье 6.4 Закона N 583-03.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Реальная возможность соблюдения требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере, а именно надлежащее исполнение обязанности по соблюдению Правил благоустройства у заявителя имелась, поскольку ее исполнение зависит только от волеизъявления самого заявителя посредством правильной организации хозяйственной деятельности.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер по соблюдению требований Правил благоустройства и содержания муниципального образования "Город Магадан", как и не представлено доказательств невозможности их соблюдения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Предписание муниципального казенного учреждения города Магадана "Административно-техническая инспекция города Магадана" N 473 от 21.03.2013 о необходимости заменить указатели наименования улицы и номерные знаки, соответствующие номеру дома по адресу ул. Кольцевая, д. 10 в соответствии с установленным образцом, заявителем не исполнено.
Таким образом, состав административного правонарушения установлен и доказан административным органом, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Смягчающих ответственность ООО "ЖИЛСЕРВИС-МАГАДАН" обстоятельств по делу не установлено.
Оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 05.08.2013 по делу А37-871/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)