Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2007 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей: Байрамовой Н.Ю., Можеевой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области, г. Рязань на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 (судья Козлова И.А.), принятое по иску Муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 7", г. Рязань к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области, г. Рязань; Субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, г. Рязань; Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, г. Рязань, третьи лица: Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани, Управление социальной защиты населения администрации г. Рязань, МП г. Рязани "Кустовой вычислительный центр", г. Рязань о взыскании убытков в сумме 1 014 242 руб. 75 коп.
при участии:
от Муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 7" - конкурсный управляющий Елесина Т.В. - решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.12.2006 г., паспорт <...>
от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области - Кондратьев И.А. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2007 г., удостоверение N 703 от 29.10.2003 г.
от Субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области - Бугаев А.Е. - представитель по доверенности N 09-24/2 от 10.01.2007 г., удостоверение N 22 от 07.06.2006 г.
от Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области - Ким Е.В. - представитель по доверенности N 71194/09 от 11.10.2006 г., удостоверение N 114 от 11.10.2005 г.
от Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани - представитель не явился, извещен
от Управления социальной защиты населения администрации г. Рязань - представитель не явился, извещен
от МП г. Рязани "Кустовой вычислительный центр" - представитель не явился, извещен
установил:
Муниципальное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление N 7" (далее - МП ЖЭУ N 7) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту РФ - Рязанской области, в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани, Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани, МП г. Рязани "Кустовой вычислительный центр" о взыскании убытков в сумме 1 276 617 руб. 76 коп., возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 01.01.2001 г. по 30.06.2004 г. в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах".
В предварительном судебном заседании истец заявил об уменьшении исковых требований до 1 073 456 руб. 68 коп. Уменьшение судом принято.
Определением от 21.09.2004 г. суд, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области.
В судебном заседании истец заявил об уменьшении исковых требований до 1 003 511 руб. 04 коп. Уменьшение судом принято.
Решением суда от 09.11.2004 г. исковые требования удовлетворены за счет субъекта РФ.
Постановлением ФАС Центрального округа от 04.03.2005 г. решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании (08.06.2005 г.) истец увеличил размер исковых требований до 1 014 242 руб. 75 коп. за предоставленные гражданам льготы по оплате жилья, капитального ремонта и коммунальных услуг в период с 01.01.2001. по 30.06.2004 г. в соответствии с законом "О ветеранах". Судом увеличение принято.
Определением от 08.06.2005 г. в порядке ст. 47 АПК РФ суд, с согласия истца, привлек к участию в деле в качестве второго ответчика субъект РФ Рязанской области в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2005 г. производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой поручено ГУ "Рязанская лаборатория судебной экспертизы", с целью установления экономической обоснованности заявленной к взысканию суммы убытков, понесенных МП "ЖЭУ N 7" в связи с предоставлением гражданам льгот по ФЗ РФ "О ветеранах" за период с 01.01.2001 г. по 30.06.2004 г.
27.12.2005 г. поступило заключение эксперта ГУ "Рязанская лаборатория судебной экспертизы" N 0284/23 от 23.12.2005 г.
Определением от 28.12.2005 г. производство по делу возобновлено.
В судебном заседании 13.01.2006 г. истец уточнил исковые требования и просил суд о взыскании:
- с субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области убытков в сумме 789 021 руб. 97 коп. (за 2001 г. - 166 288 руб. 95 коп.,; за 2002 г. 622 733 руб. 02 коп.) за предоставленные гражданам льготы по оплате жилья, капитального ремонта и коммунальных услуг в период с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в соответствии с законом "О ветеранах";
- с Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области убытки в сумме 225 220 руб. 78 коп. (за 2003 г. - 214 489 руб. 07 коп.; за 1-ое полугодие 2004 г. - 10 731 руб. 71 коп.) Уточнение судом принято.
Определением от 14.06.2006 г. суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, РФ в лице Министерства финансов РФ.
Определением от 09.08.2006 г. суд с согласия истца в порядке ст. 47 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве ответчика - РФ в лице Министерства финансов РФ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 заявленные исковые требования удовлетворены в сумме 893 774 руб. 98 коп. за счет казны Российской Федерации, в иске к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области и Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 и отказать в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что разграничение расходного обязательства по финансированию предоставления льгот по оплате коммунальных услуг согласно ФЗ "О ветеранах" между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ было произведено до введения в действие Бюджетного кодекса РФ. Поэтому в силу ст. 8 ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" при реализации требований ст. 10 ФЗ "О ветеранах" о возложении обязанности на субъекты РФ по возмещению из собственных бюджетов за счет собственных средств расходов на 50% оплату коммунальных услуг положения ст. 85, 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ применению не подлежат.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, МП ЖЭУ N 7 зарегистрировано в качестве юридического лица 21.03.1996 г., одним из основных видов деятельности предприятия является обслуживание жилого фонда.
01.02.2002 г., 01.10.2002 г. г. между Администрацией г. Рязани и МУП ЖЭУ N 7 заключены договоры на выполнение муниципального заказа администрации города по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и оказанию населению услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.
В соответствии с договорами N 200 от 01.01.2000 г., 01.11.2002 г. на информационно-вычислительные работы, прием, автоматизированное начисление и учет платежей населения по оплате жилья и капитального ремонта осуществляет МУП "Кустовой вычислительный центр" (Исполнитель) по поручению МУП "ЖЭУ-7"(Заказчик). Исполнитель обязан, согласно условий договоров, вести базу исходных данных в электронном виде по лицевым счетам на основании исходных данных жилищно-эксплуатационной организации, направлять ежемесячно Заказчику сводные документы, в том числе, сводные ведомости выпадающих доходов.
По истечении каждого месяца МУП "ЖЭУ-7" направляло справки о выпадающих доходах, с указанием льготных категорий граждан в Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани для сверки данных по категориям граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.
Между МУП ЖЭУ N 7 и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани заключены договоры N 53 от 04.01.2003 г., N 19 от 30.01.2004 г. на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, имеющим право на льготы по Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно п. 2.1.1 указанных договоров Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани обязано перечислять МУП ЖЭУ N 7 денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из Управления социальной защиты населения администрации Рязанской области.
Истцу не компенсированы расходы от предоставления льгот по ФЗ РФ "О ветеранах" за период с 01.01.2001 г. по 30.06.2004 г. в сумме 1014 242 руб. 75 коп., что послужило основанием для обращения с исковыми требованиями в суд.
Согласно заключению экспертизы от 16.05.2006 сумма убытков в результате неполного возмещения выпадающих доходов в связи с предоставленными гражданам льготами по ФЗ РФ "О ветеранах" за период с 01.01.2001 по 30.06.2004 составила 893 774 руб. 98 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, требования истца подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливала, что за счет средств бюджетов субъекта РФ подлежали возмещению расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций.
Как установлено арбитражным судом, федеральный бюджет на 2001-2004 годы расходы на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, установленным Федеральным законом "О ветеранах", не предусматривал.
В связи с этим, при разрешении спора суд обоснованно исходил из того, что в данном случае у истца возникли убытки по причине незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
При этом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о нераспространении норм Бюджетного кодекса РФ на спорные правоотношения ввиду того, что ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 г. N 5-ФЗ принят ранее Бюджетного кодекса РФ.
Федеральным законом "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" Бюджетный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2000, за исключением отдельных положений, для которых был установлен особый порядок введения в действие. В силу ч. 1 ст. 8 указанного закона Бюджетный кодекс Российской Федерации применяется к бюджетным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По бюджетным правоотношениям, возникшим до введения в действие Бюджетного кодекса РФ, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку отношения по предоставлению льгот в рассматриваемом случае возникли после 1 января 2000 г., то на них распространяются нормы Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), надлежит учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае требование о взыскании убытков возникло у истца в период после введения в действие Бюджетного кодекса РФ и до 01.01.2005 г. и является обоснованным, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками, денежные средства, необходимые для возмещения убытков МП ЖЭУ N 7, следует взыскать с Российской Федерации как с публично правового образования в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ должны быть отнесены на заявителя жалобы, однако в силу подпункта 1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Министерство финансов РФ освобождено от ее уплаты по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст. 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 октября 2006 года по делу N А54-3304/04-С9-С19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЮДИНА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Е.И.МОЖЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2007 ПО ДЕЛУ N А54-3304/04-С9-С19
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2007 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2007 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей: Байрамовой Н.Ю., Можеевой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области, г. Рязань на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 (судья Козлова И.А.), принятое по иску Муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 7", г. Рязань к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области, г. Рязань; Субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, г. Рязань; Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, г. Рязань, третьи лица: Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани, Управление социальной защиты населения администрации г. Рязань, МП г. Рязани "Кустовой вычислительный центр", г. Рязань о взыскании убытков в сумме 1 014 242 руб. 75 коп.
при участии:
от Муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 7" - конкурсный управляющий Елесина Т.В. - решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.12.2006 г., паспорт <...>
от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области - Кондратьев И.А. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2007 г., удостоверение N 703 от 29.10.2003 г.
от Субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области - Бугаев А.Е. - представитель по доверенности N 09-24/2 от 10.01.2007 г., удостоверение N 22 от 07.06.2006 г.
от Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области - Ким Е.В. - представитель по доверенности N 71194/09 от 11.10.2006 г., удостоверение N 114 от 11.10.2005 г.
от Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани - представитель не явился, извещен
от Управления социальной защиты населения администрации г. Рязань - представитель не явился, извещен
от МП г. Рязани "Кустовой вычислительный центр" - представитель не явился, извещен
установил:
Муниципальное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление N 7" (далее - МП ЖЭУ N 7) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту РФ - Рязанской области, в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани, Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани, МП г. Рязани "Кустовой вычислительный центр" о взыскании убытков в сумме 1 276 617 руб. 76 коп., возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 01.01.2001 г. по 30.06.2004 г. в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах".
В предварительном судебном заседании истец заявил об уменьшении исковых требований до 1 073 456 руб. 68 коп. Уменьшение судом принято.
Определением от 21.09.2004 г. суд, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области.
В судебном заседании истец заявил об уменьшении исковых требований до 1 003 511 руб. 04 коп. Уменьшение судом принято.
Решением суда от 09.11.2004 г. исковые требования удовлетворены за счет субъекта РФ.
Постановлением ФАС Центрального округа от 04.03.2005 г. решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании (08.06.2005 г.) истец увеличил размер исковых требований до 1 014 242 руб. 75 коп. за предоставленные гражданам льготы по оплате жилья, капитального ремонта и коммунальных услуг в период с 01.01.2001. по 30.06.2004 г. в соответствии с законом "О ветеранах". Судом увеличение принято.
Определением от 08.06.2005 г. в порядке ст. 47 АПК РФ суд, с согласия истца, привлек к участию в деле в качестве второго ответчика субъект РФ Рязанской области в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2005 г. производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой поручено ГУ "Рязанская лаборатория судебной экспертизы", с целью установления экономической обоснованности заявленной к взысканию суммы убытков, понесенных МП "ЖЭУ N 7" в связи с предоставлением гражданам льгот по ФЗ РФ "О ветеранах" за период с 01.01.2001 г. по 30.06.2004 г.
27.12.2005 г. поступило заключение эксперта ГУ "Рязанская лаборатория судебной экспертизы" N 0284/23 от 23.12.2005 г.
Определением от 28.12.2005 г. производство по делу возобновлено.
В судебном заседании 13.01.2006 г. истец уточнил исковые требования и просил суд о взыскании:
- с субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области убытков в сумме 789 021 руб. 97 коп. (за 2001 г. - 166 288 руб. 95 коп.,; за 2002 г. 622 733 руб. 02 коп.) за предоставленные гражданам льготы по оплате жилья, капитального ремонта и коммунальных услуг в период с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в соответствии с законом "О ветеранах";
- с Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области убытки в сумме 225 220 руб. 78 коп. (за 2003 г. - 214 489 руб. 07 коп.; за 1-ое полугодие 2004 г. - 10 731 руб. 71 коп.) Уточнение судом принято.
Определением от 14.06.2006 г. суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, РФ в лице Министерства финансов РФ.
Определением от 09.08.2006 г. суд с согласия истца в порядке ст. 47 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве ответчика - РФ в лице Министерства финансов РФ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 заявленные исковые требования удовлетворены в сумме 893 774 руб. 98 коп. за счет казны Российской Федерации, в иске к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области и Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 и отказать в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что разграничение расходного обязательства по финансированию предоставления льгот по оплате коммунальных услуг согласно ФЗ "О ветеранах" между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ было произведено до введения в действие Бюджетного кодекса РФ. Поэтому в силу ст. 8 ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" при реализации требований ст. 10 ФЗ "О ветеранах" о возложении обязанности на субъекты РФ по возмещению из собственных бюджетов за счет собственных средств расходов на 50% оплату коммунальных услуг положения ст. 85, 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ применению не подлежат.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, МП ЖЭУ N 7 зарегистрировано в качестве юридического лица 21.03.1996 г., одним из основных видов деятельности предприятия является обслуживание жилого фонда.
01.02.2002 г., 01.10.2002 г. г. между Администрацией г. Рязани и МУП ЖЭУ N 7 заключены договоры на выполнение муниципального заказа администрации города по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и оказанию населению услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.
В соответствии с договорами N 200 от 01.01.2000 г., 01.11.2002 г. на информационно-вычислительные работы, прием, автоматизированное начисление и учет платежей населения по оплате жилья и капитального ремонта осуществляет МУП "Кустовой вычислительный центр" (Исполнитель) по поручению МУП "ЖЭУ-7"(Заказчик). Исполнитель обязан, согласно условий договоров, вести базу исходных данных в электронном виде по лицевым счетам на основании исходных данных жилищно-эксплуатационной организации, направлять ежемесячно Заказчику сводные документы, в том числе, сводные ведомости выпадающих доходов.
По истечении каждого месяца МУП "ЖЭУ-7" направляло справки о выпадающих доходах, с указанием льготных категорий граждан в Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани для сверки данных по категориям граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.
Между МУП ЖЭУ N 7 и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани заключены договоры N 53 от 04.01.2003 г., N 19 от 30.01.2004 г. на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, имеющим право на льготы по Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно п. 2.1.1 указанных договоров Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани обязано перечислять МУП ЖЭУ N 7 денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из Управления социальной защиты населения администрации Рязанской области.
Истцу не компенсированы расходы от предоставления льгот по ФЗ РФ "О ветеранах" за период с 01.01.2001 г. по 30.06.2004 г. в сумме 1014 242 руб. 75 коп., что послужило основанием для обращения с исковыми требованиями в суд.
Согласно заключению экспертизы от 16.05.2006 сумма убытков в результате неполного возмещения выпадающих доходов в связи с предоставленными гражданам льготами по ФЗ РФ "О ветеранах" за период с 01.01.2001 по 30.06.2004 составила 893 774 руб. 98 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, требования истца подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливала, что за счет средств бюджетов субъекта РФ подлежали возмещению расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций.
Как установлено арбитражным судом, федеральный бюджет на 2001-2004 годы расходы на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, установленным Федеральным законом "О ветеранах", не предусматривал.
В связи с этим, при разрешении спора суд обоснованно исходил из того, что в данном случае у истца возникли убытки по причине незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
При этом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о нераспространении норм Бюджетного кодекса РФ на спорные правоотношения ввиду того, что ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 г. N 5-ФЗ принят ранее Бюджетного кодекса РФ.
Федеральным законом "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" Бюджетный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2000, за исключением отдельных положений, для которых был установлен особый порядок введения в действие. В силу ч. 1 ст. 8 указанного закона Бюджетный кодекс Российской Федерации применяется к бюджетным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По бюджетным правоотношениям, возникшим до введения в действие Бюджетного кодекса РФ, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку отношения по предоставлению льгот в рассматриваемом случае возникли после 1 января 2000 г., то на них распространяются нормы Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), надлежит учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае требование о взыскании убытков возникло у истца в период после введения в действие Бюджетного кодекса РФ и до 01.01.2005 г. и является обоснованным, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками, денежные средства, необходимые для возмещения убытков МП ЖЭУ N 7, следует взыскать с Российской Федерации как с публично правового образования в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 г. по делу N А54-3304/04-С9-С19 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ должны быть отнесены на заявителя жалобы, однако в силу подпункта 1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Министерство финансов РФ освобождено от ее уплаты по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст. 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 октября 2006 года по делу N А54-3304/04-С9-С19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЮДИНА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Е.И.МОЖЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)