Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 01.10.2013.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Юдина С.И., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куликовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А58-40/2013 по иску Открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" (ИНН 1435115270, ОГРН 1021401050857 677000, Республика Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Чиряева, 3) к Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1421008085, ОГРН 1061421000882 678103, Республика Саха /Якутия/, Город Олекминск, 50 лет Улица Победы, 71) о взыскании 914 483,09 руб. третье лицо - ТСЖ "Нефтебаза" (ОГРН 1081421000330 ИНН 1421008737 678100, Республика Саха /Якутия/, Олекминский Улус, Село Нефтебаза, Улица Набережная, 30) (суд первой инстанции: Шамаева Т.С.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Открытое акционерное общество "Саханефтегазсбыт" обратилось в арбитражный суд Республики Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 01.01.2009 N 3 размере 908 330 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2013 года иск удовлетворен, с Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) в пользу Открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" взыскано 908 330,08 руб. основного долга; 21 166,60 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
С решением не согласен ответчик, обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что при принятии судебного акта арбитражным судом допущены нарушения норм материального и процессуального права. Считает, что ОАО "Саханефтегазсбыт" обратилось с исковыми требованиями за пределами срока исковой давности. Кроме того, обращает внимание, что суд не привлек в качестве участника по делу ТСЖ "Нефтебаза", при этом муниципальный контракт является трехсторонним, то есть права третьей стороны по договору не исследовались судом первой инстанции. Указывает, что суд не установил факт права собственности на многоквартирные дома, которые обслуживались по условиям контракта, не учитывал разграничение муниципальной и частной собственности на жилые помещения. Просит отменить решение суда.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 рассмотрение дела N А58-40/2013 назначено по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ТСЖ "Нефтебаза".
Представители лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
По результатам рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
01.02.2012 между открытым акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" филиал Олекмнской нефтебазы (поставщик) и администрацией муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (заказчик) заключен муниципальный контракт N 3, согласно которому поставщик обязуется оказать услуги по перевозке канализационных жидких бытовых отходов автомобильным транспортом, всех марок на предприятии согласно, заявке заказчика, представленной письменной форме. Потребитель - ТСЖ "Нефтебаза".
В соответствии с п. 7.1, 7.2 муниципального контракта определен срок действия контракта с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Приложением N 1 муниципального контракта определен расчет годового объема вывозной канализации.
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) от 08.05.2001 N 504 "О передаче жилого фонда, клуба и детского сада с баланса ГП "Якутнефтепродукт" во владение, пользование и распоряжение Администрации Олекминского улусу, справкой администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) от 22.03.2013 N 431 подтверждается, что жилые дома, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), город Олекминск, село Нефтебаза, улица Набережная 3, 5, 14, 7, 11, 13, 15, 10, 17, 12, 19, 6, 21, 23, 18, 20; ул. Лесная, 2,8,10,12 являются объектами муниципальной собственности муниципального образования "Город Олекминск" и состоят на балансе муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципального контракта годовая стоимость услуг поставщика по перевозке канализационных отходов составляет 644 153 руб. 57 коп., без учета НДС, в том числе плата за услуги сбыта 4,1% согласно Постановлению Правительства РС (Я) от 08.11.2005 года N 599 в сумме 1 949 руб. 01 коп. Стоимость не изменяется в течение срока действия договора.
На основании пункта 3.1 муниципального контракта стоимость перевозки 1 куб. метра жидких бытовых отходов без учета НДС составляет 137 руб. 81 коп.
Согласно пункту 3.4. договора оплата услуг перевозчика производится в течение 15 дней после осуществления перевозки перевозчиком и приемки заказчиком выполненной работы, согласно оформленной товарно-транспортной накладной и предъявленному счету-фактурой, на не более утвержденного объема средств в бюджете МО.
Истец указывает, что во исполнение условий муниципального контракта от 01.01.2009 N 3 оказал ответчику услуги за 2009 год на сумму 914 483 руб. 09 коп., что подтверждается выставленными счетами-фактурами от 31.07.2009 N Олк7/000036 на сумму 77 480 руб. 89 коп., от 31.07.2009 N Олк/000151 на сумму 453 659 руб. 30 коп., от 31.08.2009 N Олк8/000206 на сумму 77 480 руб. 89 коп., от 30.09.2009 на сумму Олк9/000169 на сумму 75 111 руб. 65 коп., от 31.10.2009 N Олк10/00234 на сумму 77 752 руб. 84 коп., от 30.11.2009 N Олк11/00175 на сумму 75 244 руб. 68 коп., от 02.12.2009 N Олк12/00010 на сумму 77 752 руб. 84 коп., актами выполненных услуг от 31.07.2009 N 000000275, от 31.07.2009 N 000000296, от 31.08.2009 N 000000365, от 30.09.2009 N 000000366, от 31.10.2009 N 000000402, от 30.11.2009 N 000000440, от 02.12.2009 N 000000443.
За взысканием задолженности ответчика в сумме 908 330 руб. 08 коп. истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые действовали в течение спорного периода, коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Министерство регионального развития РФ письмом от 20.03.2007 года N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307" указало, что только при непосредственном управлении домом ресурсоснабжающая организация может заключать с гражданами, проживающими в многоквартирном доме, договоры о приобретении коммунального ресурса (пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а"-"г" пункта 49 Правил N 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
На отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг многоквартирного жилого дома, распространяется действие Правил N 307, в соответствии с положениями которых абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией является исполнитель коммунальных услуг, понятие которого определено пунктом 3 указанных Правил: - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При определении обязанного лица по оплате коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, законодатель исходит из того, что после реализации собственниками жилого дома своего права на избрание способа управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) таким лицом становится управляющая организация либо ТСЖ (в зависимости от способа управления), которые приобретают статус абонента - потребителя коммунальных услуг по отношению ко всему многоквартирному дому (совокупность всех жилых и нежилых помещений расположенных внутри дома), либо собственники жилых помещений (при избрании непосредственного способа управления), на которых в силу пункта 49 Правил N 307 возлагается обязанность заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, в том числе, договор на энергоснабжение.
Из преамбулы заключенного муниципального контракта N 3 от 01.01.2009 на вывозку канализационных отходов, стороной договора - потребителем значится ТСЖ "Нефтебаза".
Кроме того, факт выбора жильцами муниципального фонда с. Нефтебаза способа управления домами подтвержден представленным ТСЖ "Нефтебаза" протоколом общего собрания собственников помещений от 25.08.2008 года, следовательно, муниципальный жилой фонд передан в управление ТСЖ "Нефтебаза".
Таким образом, третье лицо имеет статус управляющей организации, является исполнителем коммунальных услуг, поэтому к спорным правоотношениям сторон наряду с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно абзацу 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей компании.
В абзаце 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ содержится положение о том, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом и органом местного самоуправления не проведен конкурс по выбору управляющей компании, лицом, отвечающим за содержание и ремонт данного дома, является организация, которая осуществляла указанные функции на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная организация осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и является обязанным лицом перед лицами, осуществляющими производство и поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии).
Вышеизложенное означает, что Администрация муниципального образования "Город Олекминск" не может быть признана надлежащим ответчиком по делу.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о пропуске истцом срока для обращения с названным иском, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
С учетом разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", о том, что течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, с учетом условий муниципального контракта N 3 от 01.01.2009, о ежемесячной оплате потребленной услуги по вывозу канализационных отходов, положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также указания истцом спорного периода с января по декабрь 2009 года и даты подачи искового заявления - 09 января 2013 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по требованиям о взыскании задолженности за период с января 2009 года по ноябрь 2009 года включительно срок исковой давности пропущен.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
С учетом положений пункта 3.4 муниципального контракта N 3 от 01.01.2009, согласно которому оплата услуг должна быть произведена в течение 15 дней после осуществления перевозки и приемки заказчиком выполненной работы согласно оформленной товарно-транспортной накладной и предъявленному счету-фактуре, по требованию о взыскании задолженности за декабрь 2009 года срок исковой давности не пропущен. Однако заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены, в связи с предъявлением иска к ненадлежащему ответчику.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
За подачу иска, с учетом его уточнения, с суммы 908 330 рублей 08 копеек в федеральный бюджет подлежит уплате государственная пошлина в сумме 21 166 рублей 60 копеек.
Истцом платежным поручением от 28.12.2012 N 4559 в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина в размере 21 289 руб. 68 коп.
Ответчик - Администрация муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия), подавая апелляционную жалобу, государственную пошлину не уплатил, поскольку на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с изложенным с истца подлежит довзысканию в федеральный бюджет с учетом рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции государственная пошлина в сумме 1876 руб. 93 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2013 года по делу N А58-40/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" в федеральный бюджет 1876 рублей 93 копейки.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
Е.Н.СКАЖУТИНА
Судьи
А.В.МАКАРЦЕВ
С.И.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N А58-40/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N А58-40/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 01.10.2013.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Юдина С.И., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куликовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А58-40/2013 по иску Открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" (ИНН 1435115270, ОГРН 1021401050857 677000, Республика Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Чиряева, 3) к Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1421008085, ОГРН 1061421000882 678103, Республика Саха /Якутия/, Город Олекминск, 50 лет Улица Победы, 71) о взыскании 914 483,09 руб. третье лицо - ТСЖ "Нефтебаза" (ОГРН 1081421000330 ИНН 1421008737 678100, Республика Саха /Якутия/, Олекминский Улус, Село Нефтебаза, Улица Набережная, 30) (суд первой инстанции: Шамаева Т.С.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Открытое акционерное общество "Саханефтегазсбыт" обратилось в арбитражный суд Республики Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 01.01.2009 N 3 размере 908 330 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2013 года иск удовлетворен, с Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) в пользу Открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" взыскано 908 330,08 руб. основного долга; 21 166,60 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
С решением не согласен ответчик, обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что при принятии судебного акта арбитражным судом допущены нарушения норм материального и процессуального права. Считает, что ОАО "Саханефтегазсбыт" обратилось с исковыми требованиями за пределами срока исковой давности. Кроме того, обращает внимание, что суд не привлек в качестве участника по делу ТСЖ "Нефтебаза", при этом муниципальный контракт является трехсторонним, то есть права третьей стороны по договору не исследовались судом первой инстанции. Указывает, что суд не установил факт права собственности на многоквартирные дома, которые обслуживались по условиям контракта, не учитывал разграничение муниципальной и частной собственности на жилые помещения. Просит отменить решение суда.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 рассмотрение дела N А58-40/2013 назначено по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ТСЖ "Нефтебаза".
Представители лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
По результатам рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
01.02.2012 между открытым акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" филиал Олекмнской нефтебазы (поставщик) и администрацией муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (заказчик) заключен муниципальный контракт N 3, согласно которому поставщик обязуется оказать услуги по перевозке канализационных жидких бытовых отходов автомобильным транспортом, всех марок на предприятии согласно, заявке заказчика, представленной письменной форме. Потребитель - ТСЖ "Нефтебаза".
В соответствии с п. 7.1, 7.2 муниципального контракта определен срок действия контракта с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Приложением N 1 муниципального контракта определен расчет годового объема вывозной канализации.
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) от 08.05.2001 N 504 "О передаче жилого фонда, клуба и детского сада с баланса ГП "Якутнефтепродукт" во владение, пользование и распоряжение Администрации Олекминского улусу, справкой администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) от 22.03.2013 N 431 подтверждается, что жилые дома, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), город Олекминск, село Нефтебаза, улица Набережная 3, 5, 14, 7, 11, 13, 15, 10, 17, 12, 19, 6, 21, 23, 18, 20; ул. Лесная, 2,8,10,12 являются объектами муниципальной собственности муниципального образования "Город Олекминск" и состоят на балансе муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципального контракта годовая стоимость услуг поставщика по перевозке канализационных отходов составляет 644 153 руб. 57 коп., без учета НДС, в том числе плата за услуги сбыта 4,1% согласно Постановлению Правительства РС (Я) от 08.11.2005 года N 599 в сумме 1 949 руб. 01 коп. Стоимость не изменяется в течение срока действия договора.
На основании пункта 3.1 муниципального контракта стоимость перевозки 1 куб. метра жидких бытовых отходов без учета НДС составляет 137 руб. 81 коп.
Согласно пункту 3.4. договора оплата услуг перевозчика производится в течение 15 дней после осуществления перевозки перевозчиком и приемки заказчиком выполненной работы, согласно оформленной товарно-транспортной накладной и предъявленному счету-фактурой, на не более утвержденного объема средств в бюджете МО.
Истец указывает, что во исполнение условий муниципального контракта от 01.01.2009 N 3 оказал ответчику услуги за 2009 год на сумму 914 483 руб. 09 коп., что подтверждается выставленными счетами-фактурами от 31.07.2009 N Олк7/000036 на сумму 77 480 руб. 89 коп., от 31.07.2009 N Олк/000151 на сумму 453 659 руб. 30 коп., от 31.08.2009 N Олк8/000206 на сумму 77 480 руб. 89 коп., от 30.09.2009 на сумму Олк9/000169 на сумму 75 111 руб. 65 коп., от 31.10.2009 N Олк10/00234 на сумму 77 752 руб. 84 коп., от 30.11.2009 N Олк11/00175 на сумму 75 244 руб. 68 коп., от 02.12.2009 N Олк12/00010 на сумму 77 752 руб. 84 коп., актами выполненных услуг от 31.07.2009 N 000000275, от 31.07.2009 N 000000296, от 31.08.2009 N 000000365, от 30.09.2009 N 000000366, от 31.10.2009 N 000000402, от 30.11.2009 N 000000440, от 02.12.2009 N 000000443.
За взысканием задолженности ответчика в сумме 908 330 руб. 08 коп. истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые действовали в течение спорного периода, коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Министерство регионального развития РФ письмом от 20.03.2007 года N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307" указало, что только при непосредственном управлении домом ресурсоснабжающая организация может заключать с гражданами, проживающими в многоквартирном доме, договоры о приобретении коммунального ресурса (пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а"-"г" пункта 49 Правил N 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
На отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг многоквартирного жилого дома, распространяется действие Правил N 307, в соответствии с положениями которых абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией является исполнитель коммунальных услуг, понятие которого определено пунктом 3 указанных Правил: - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При определении обязанного лица по оплате коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, законодатель исходит из того, что после реализации собственниками жилого дома своего права на избрание способа управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) таким лицом становится управляющая организация либо ТСЖ (в зависимости от способа управления), которые приобретают статус абонента - потребителя коммунальных услуг по отношению ко всему многоквартирному дому (совокупность всех жилых и нежилых помещений расположенных внутри дома), либо собственники жилых помещений (при избрании непосредственного способа управления), на которых в силу пункта 49 Правил N 307 возлагается обязанность заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, в том числе, договор на энергоснабжение.
Из преамбулы заключенного муниципального контракта N 3 от 01.01.2009 на вывозку канализационных отходов, стороной договора - потребителем значится ТСЖ "Нефтебаза".
Кроме того, факт выбора жильцами муниципального фонда с. Нефтебаза способа управления домами подтвержден представленным ТСЖ "Нефтебаза" протоколом общего собрания собственников помещений от 25.08.2008 года, следовательно, муниципальный жилой фонд передан в управление ТСЖ "Нефтебаза".
Таким образом, третье лицо имеет статус управляющей организации, является исполнителем коммунальных услуг, поэтому к спорным правоотношениям сторон наряду с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно абзацу 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей компании.
В абзаце 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ содержится положение о том, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом и органом местного самоуправления не проведен конкурс по выбору управляющей компании, лицом, отвечающим за содержание и ремонт данного дома, является организация, которая осуществляла указанные функции на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная организация осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и является обязанным лицом перед лицами, осуществляющими производство и поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии).
Вышеизложенное означает, что Администрация муниципального образования "Город Олекминск" не может быть признана надлежащим ответчиком по делу.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о пропуске истцом срока для обращения с названным иском, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
С учетом разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", о том, что течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, с учетом условий муниципального контракта N 3 от 01.01.2009, о ежемесячной оплате потребленной услуги по вывозу канализационных отходов, положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также указания истцом спорного периода с января по декабрь 2009 года и даты подачи искового заявления - 09 января 2013 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по требованиям о взыскании задолженности за период с января 2009 года по ноябрь 2009 года включительно срок исковой давности пропущен.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
С учетом положений пункта 3.4 муниципального контракта N 3 от 01.01.2009, согласно которому оплата услуг должна быть произведена в течение 15 дней после осуществления перевозки и приемки заказчиком выполненной работы согласно оформленной товарно-транспортной накладной и предъявленному счету-фактуре, по требованию о взыскании задолженности за декабрь 2009 года срок исковой давности не пропущен. Однако заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены, в связи с предъявлением иска к ненадлежащему ответчику.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
За подачу иска, с учетом его уточнения, с суммы 908 330 рублей 08 копеек в федеральный бюджет подлежит уплате государственная пошлина в сумме 21 166 рублей 60 копеек.
Истцом платежным поручением от 28.12.2012 N 4559 в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина в размере 21 289 руб. 68 коп.
Ответчик - Администрация муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия), подавая апелляционную жалобу, государственную пошлину не уплатил, поскольку на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с изложенным с истца подлежит довзысканию в федеральный бюджет с учетом рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции государственная пошлина в сумме 1876 руб. 93 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2013 года по делу N А58-40/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" в федеральный бюджет 1876 рублей 93 копейки.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
Е.Н.СКАЖУТИНА
Судьи
А.В.МАКАРЦЕВ
С.И.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)