Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года по делу N А19-6487/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" (ОГРН 1083827001411, ИНН 3827028640) к службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене постановления N 1-169/1 от 06.03.2013 по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции: судья Мусихина Т.Ю.),
при отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская" (далее - заявитель или ООО "Сибирская" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган или Служба) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 1-169/1 от 06.03.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года заявленное требование удовлетворено. Постановление Службы N 1-169/13 от 06.03.2013 о привлечении ООО "Сибирская" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ признано незаконным и отменено полностью.
ООО "Сибирская" освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, объявлено устное замечание.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного. Служба считает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ нет.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и Служба явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Сибирская" зарегистрировано в качестве юридического лица, внесено в единый государственный реестр юридический лиц - ОГРН 1083827001411 (том 1, л.д. 15-22).
16 января 2013 года на основании распоряжения заместителя руководителя Службы от 23.11.2012 N 3418 ср-п проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Сибирская" по соблюдению требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Основанием к проведению проверки явилось обращение гр. Семенова Л.В. вх. N 72-38-3563/12 от 19.11.2012, содержащие информацию о нарушении прав потребителей.
В ходе проведенной проверки исследован и проанализирован сайт www.sib-gkh.ru, на котором ООО "Сибирская" раскрывает информацию, подлежащую раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с утвержденным стандартом раскрытия информации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт).
На момент проведения проверки Службой установлено, что информация, раскрываемая ООО "Сибирская" на сайте www.sib-gkh.ru, не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом.
При раскрытии информации ООО "Сибирская" допущены следующие нарушения:
- - не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: на сайте отсутствует адрес, официальный сайт в сети Интернет саморегулируемой организации, что является нарушением требований подпункта "ж" пункта 8 Стандарта;
- - не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно: бухгалтерский баланс размещен на сайте в виде копии (отсутствует подпись руководителя, печать организации, не указан отчетный день), что является нарушением требований пункта 9 Стандарта;
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, на сайте не раскрыты услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что является нарушением требований подпункта "а" пункта 10 Стандарта;
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией отсутствуют сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: заключение от имени собственников помещений в многоквартирных домах договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом, что является нарушением требований подпункта "б" пункта 10 Стандарта;
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома:
а) отсутствует план работ на 2012 год;
б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год;
в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
г) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта;
д) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта, что является нарушением пункта "б" части 11 Стандарта;
- не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущем 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
- Так Службой, должностное лицо и юридическое лицо ООО "Сибирская" в 2011 году привлекалось к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (постановление N 1-27/11 от 26.01.2011, N 1-74/11 от 02.03.2011, N 1-75/11 от 02.03.2011, N 1-76/11 от 02.03.2011, N 1-82/11 от 02.03.2011, N 1-189/11 от 26.05.2011, N 1-280/11 от 15.06.2011, N 1-281/11 от 15.06.2011, N 1-477/11 от 05.10.2011), информация об этом на сайте не отражена, что является нарушением требований пункта 12 Стандарта;
- - информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы, гарантийный срок, не указаны конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); не указана стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.), что является нарушением подпунктов "а", "б" пункта 13 Стандарта.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 3418/12-1 от 16.01.2013.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 11.02.2013 N 3418/12-1, которым установлено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
06.03.2013 должностным лицом Службы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1-169/13, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Полагая постановление по делу об административном правонарушении N 1-169/13 от 06.03.2013 нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 1 Положения о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 399/178-пп, Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям в области реализации жилищной политики, функции по государственному строительному надзору, выдаче разрешительных документов при строительстве и функции по государственному контролю и надзору в области долевого строительства. Служба действует на правах государственной жилищной инспекции Иркутской области.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного административного правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Объективной стороной является нарушение требований к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и представления для ознакомления документов, предусмотренных указанным кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 8 Стандарта установлено, что в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9 Стандарта).
Согласно пункту 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
На основании пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (пункт 12 Стандарта).
В соответствии с пунктом 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной внеплановой документарной проверки Службой исследован и проанализирован сайт www.sib-gkh.ru, на котором ООО "Сибирская" раскрывает информацию, подлежащую раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии со Стандартом.
Основанием к проведению проверки послужило обращение гр. Семенова Л.В., проживающего по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 78, кв. 2 (вх. N 72-38-3563/12 от 19.11.2012), содержащее информацию о нарушении прав потребителей.
Из указанного обращения усматривается, что между жителями дома N 78, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, и ООО "Сибирская" заключен договор управления многоквартирным домом. В связи с явным завышением размера списания денежных средств по уборке территории гр. Семенов Л.В. 07.07.2012 письменно по электронной почте попросил в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23.09.2010 раскрыть информацию по лицевому счету дома, в том числе по содержанию и ремонту.
На момент проведения проверки Службой установлено, что информация, раскрываемая ООО "Сибирская" на сайте www.sib-gkh.ru не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом, а именно:
- - не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: на сайте отсутствует адрес, официальный сайт в сети Интернет саморегулируемой организации;
- - не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно: бухгалтерский баланс размещен на сайте в виде копии (отсутствует подпись руководителя, печать организации, не указан отчетный день);
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, на сайте не раскрыты услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией отсутствуют сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: заключение от имени собственников помещений в многоквартирных домах договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- - учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом;
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома:
а) отсутствует план работ на 2012 год;
б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год;
в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
г) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев так же не раскрыта;
д) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущем 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
Так Службой, должностное лицо и юридическое лицо ООО "Сибирская" в 2011 году привлекалось к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (постановление N 1-27/11 от 26.01.2011, N 1-74/11 от 02.03.2011, N 1-75/11 от 02.03.2011, N 1-76/11 от 02.03.2011, N 1-82/11 от 02.03.2011, N 1-189/11 от 26.05.2011, N 1-280/11 от 15.06.2011, N 1-281/11 от 15.06.2011, N 1-477/11 от 05.10.2011) информация об этом на сайте не отражена; информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы, гарантийный срок, не указаны конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); не указана стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Согласно уставу ООО "Сибирская" является управляющей организацией, осуществляющей обслуживание многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2.1.1. договора управления многоквартирным домом Управляющая компания обязана осуществлять управлением общим имуществом Объекта в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1. настоящего договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Пунктом 2.1.8. договора управления многоквартирным домом предусмотрена обязанность Управляющей компании рассматривать предложения, заявления, заявки и жалобы Собственника на качество предоставления услуг и выполнения работ по управлению, содержанию Объекта, по устранению неисправностей и аварий и принимать соответствующие меры в установленные действующим законодательством сроки.
Административным правонарушением согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в пункте 16.1 Постановления N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 7.23.1 КоАП РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ООО "Сибирская" требований законодательства о раскрытии информации в силу чрезвычайных событий и обязательств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась ни Службе, ни суду не представлено.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО "Сибирская" своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, судом первой инстанции, как и судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции, что Служба правомерно пришла к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволивших Службе полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в соответствии со статьей 23.55 и пунктом 69 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценивая довод заявителя о том, что согласно пункту 5 Стандарта общество может выбрать один из способов раскрытия информации, суд первой инстанции пришел к следующему обоснованному выводу.
Пунктом 5 Стандарта установлено, что Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Исходя из смысла указанной нормы, Управляющая организация обязана раскрывать информацию, используя все способы, перечисленные в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 5 Стандарта, а не один из них.
Размещение информации на информационных стендах (стойках) в помещении ООО "Сибирская", по мнению суда, не освобождает общество от обязанности размещать информацию на официальном сайте в сети Интернет (www.reformagkh.ru); размещать информацию на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; опубликовывать информацию в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Таким образом, данный довод общества не может быть принят судом во внимание, в виду его несостоятельности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о малозначительности вмененного обществу правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также конкретные обстоятельства его совершения в их совокупности и взаимосвязи суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, пришел к выводу о возможности квалификации вмененного обществу правонарушения, как малозначительного.
При этом суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие со стороны ООО "Сибирская" пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него публичных обязанностей, пришел к выводу о том, что указанное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, не создало существенной угрозы общественным отношениям.
При решении вопроса о квалификации рассматриваемого административного правонарушения в качестве малозначительного суд первой инстанции также исходил из поощрительной сущности малозначительности.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом правонарушения поставлен без учета разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Делая такой вывод, суд первой инстанции не установил конкретных обстоятельств, свидетельствующих об исключительности данного конкретного деяния, совершенного обществом.
Подобные обстоятельства судом апелляционной инстанции также не установлены.
В рассматриваемом случае вывод суда первой инстанции о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного не основан на конкретных обстоятельствах и носит абстрактный характер.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования общества удовлетворению не подлежат, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года по делу N А19-6487/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2013 ПО ДЕЛУ N А19-6487/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2013 г. по делу N А19-6487/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года по делу N А19-6487/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" (ОГРН 1083827001411, ИНН 3827028640) к службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене постановления N 1-169/1 от 06.03.2013 по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции: судья Мусихина Т.Ю.),
при отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская" (далее - заявитель или ООО "Сибирская" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган или Служба) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 1-169/1 от 06.03.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года заявленное требование удовлетворено. Постановление Службы N 1-169/13 от 06.03.2013 о привлечении ООО "Сибирская" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ признано незаконным и отменено полностью.
ООО "Сибирская" освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, объявлено устное замечание.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного. Служба считает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ нет.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и Служба явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Сибирская" зарегистрировано в качестве юридического лица, внесено в единый государственный реестр юридический лиц - ОГРН 1083827001411 (том 1, л.д. 15-22).
16 января 2013 года на основании распоряжения заместителя руководителя Службы от 23.11.2012 N 3418 ср-п проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Сибирская" по соблюдению требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Основанием к проведению проверки явилось обращение гр. Семенова Л.В. вх. N 72-38-3563/12 от 19.11.2012, содержащие информацию о нарушении прав потребителей.
В ходе проведенной проверки исследован и проанализирован сайт www.sib-gkh.ru, на котором ООО "Сибирская" раскрывает информацию, подлежащую раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с утвержденным стандартом раскрытия информации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт).
На момент проведения проверки Службой установлено, что информация, раскрываемая ООО "Сибирская" на сайте www.sib-gkh.ru, не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом.
При раскрытии информации ООО "Сибирская" допущены следующие нарушения:
- - не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: на сайте отсутствует адрес, официальный сайт в сети Интернет саморегулируемой организации, что является нарушением требований подпункта "ж" пункта 8 Стандарта;
- - не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно: бухгалтерский баланс размещен на сайте в виде копии (отсутствует подпись руководителя, печать организации, не указан отчетный день), что является нарушением требований пункта 9 Стандарта;
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, на сайте не раскрыты услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что является нарушением требований подпункта "а" пункта 10 Стандарта;
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией отсутствуют сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: заключение от имени собственников помещений в многоквартирных домах договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом, что является нарушением требований подпункта "б" пункта 10 Стандарта;
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома:
а) отсутствует план работ на 2012 год;
б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год;
в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
г) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта;
д) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта, что является нарушением пункта "б" части 11 Стандарта;
- не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущем 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
- Так Службой, должностное лицо и юридическое лицо ООО "Сибирская" в 2011 году привлекалось к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (постановление N 1-27/11 от 26.01.2011, N 1-74/11 от 02.03.2011, N 1-75/11 от 02.03.2011, N 1-76/11 от 02.03.2011, N 1-82/11 от 02.03.2011, N 1-189/11 от 26.05.2011, N 1-280/11 от 15.06.2011, N 1-281/11 от 15.06.2011, N 1-477/11 от 05.10.2011), информация об этом на сайте не отражена, что является нарушением требований пункта 12 Стандарта;
- - информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы, гарантийный срок, не указаны конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); не указана стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.), что является нарушением подпунктов "а", "б" пункта 13 Стандарта.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 3418/12-1 от 16.01.2013.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 11.02.2013 N 3418/12-1, которым установлено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
06.03.2013 должностным лицом Службы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1-169/13, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Полагая постановление по делу об административном правонарушении N 1-169/13 от 06.03.2013 нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 1 Положения о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 399/178-пп, Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям в области реализации жилищной политики, функции по государственному строительному надзору, выдаче разрешительных документов при строительстве и функции по государственному контролю и надзору в области долевого строительства. Служба действует на правах государственной жилищной инспекции Иркутской области.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного административного правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Объективной стороной является нарушение требований к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и представления для ознакомления документов, предусмотренных указанным кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 8 Стандарта установлено, что в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9 Стандарта).
Согласно пункту 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
На основании пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (пункт 12 Стандарта).
В соответствии с пунктом 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной внеплановой документарной проверки Службой исследован и проанализирован сайт www.sib-gkh.ru, на котором ООО "Сибирская" раскрывает информацию, подлежащую раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии со Стандартом.
Основанием к проведению проверки послужило обращение гр. Семенова Л.В., проживающего по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 78, кв. 2 (вх. N 72-38-3563/12 от 19.11.2012), содержащее информацию о нарушении прав потребителей.
Из указанного обращения усматривается, что между жителями дома N 78, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, и ООО "Сибирская" заключен договор управления многоквартирным домом. В связи с явным завышением размера списания денежных средств по уборке территории гр. Семенов Л.В. 07.07.2012 письменно по электронной почте попросил в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23.09.2010 раскрыть информацию по лицевому счету дома, в том числе по содержанию и ремонту.
На момент проведения проверки Службой установлено, что информация, раскрываемая ООО "Сибирская" на сайте www.sib-gkh.ru не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом, а именно:
- - не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: на сайте отсутствует адрес, официальный сайт в сети Интернет саморегулируемой организации;
- - не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно: бухгалтерский баланс размещен на сайте в виде копии (отсутствует подпись руководителя, печать организации, не указан отчетный день);
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, на сайте не раскрыты услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией отсутствуют сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: заключение от имени собственников помещений в многоквартирных домах договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- - учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом;
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома:
а) отсутствует план работ на 2012 год;
б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год;
в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
г) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев так же не раскрыта;
д) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущем 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
Так Службой, должностное лицо и юридическое лицо ООО "Сибирская" в 2011 году привлекалось к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (постановление N 1-27/11 от 26.01.2011, N 1-74/11 от 02.03.2011, N 1-75/11 от 02.03.2011, N 1-76/11 от 02.03.2011, N 1-82/11 от 02.03.2011, N 1-189/11 от 26.05.2011, N 1-280/11 от 15.06.2011, N 1-281/11 от 15.06.2011, N 1-477/11 от 05.10.2011) информация об этом на сайте не отражена; информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы, гарантийный срок, не указаны конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); не указана стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Согласно уставу ООО "Сибирская" является управляющей организацией, осуществляющей обслуживание многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2.1.1. договора управления многоквартирным домом Управляющая компания обязана осуществлять управлением общим имуществом Объекта в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1. настоящего договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Пунктом 2.1.8. договора управления многоквартирным домом предусмотрена обязанность Управляющей компании рассматривать предложения, заявления, заявки и жалобы Собственника на качество предоставления услуг и выполнения работ по управлению, содержанию Объекта, по устранению неисправностей и аварий и принимать соответствующие меры в установленные действующим законодательством сроки.
Административным правонарушением согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в пункте 16.1 Постановления N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 7.23.1 КоАП РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ООО "Сибирская" требований законодательства о раскрытии информации в силу чрезвычайных событий и обязательств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась ни Службе, ни суду не представлено.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО "Сибирская" своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, судом первой инстанции, как и судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции, что Служба правомерно пришла к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволивших Службе полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в соответствии со статьей 23.55 и пунктом 69 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценивая довод заявителя о том, что согласно пункту 5 Стандарта общество может выбрать один из способов раскрытия информации, суд первой инстанции пришел к следующему обоснованному выводу.
Пунктом 5 Стандарта установлено, что Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Исходя из смысла указанной нормы, Управляющая организация обязана раскрывать информацию, используя все способы, перечисленные в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 5 Стандарта, а не один из них.
Размещение информации на информационных стендах (стойках) в помещении ООО "Сибирская", по мнению суда, не освобождает общество от обязанности размещать информацию на официальном сайте в сети Интернет (www.reformagkh.ru); размещать информацию на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; опубликовывать информацию в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Таким образом, данный довод общества не может быть принят судом во внимание, в виду его несостоятельности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о малозначительности вмененного обществу правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также конкретные обстоятельства его совершения в их совокупности и взаимосвязи суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, пришел к выводу о возможности квалификации вмененного обществу правонарушения, как малозначительного.
При этом суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие со стороны ООО "Сибирская" пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него публичных обязанностей, пришел к выводу о том, что указанное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, не создало существенной угрозы общественным отношениям.
При решении вопроса о квалификации рассматриваемого административного правонарушения в качестве малозначительного суд первой инстанции также исходил из поощрительной сущности малозначительности.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом правонарушения поставлен без учета разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Делая такой вывод, суд первой инстанции не установил конкретных обстоятельств, свидетельствующих об исключительности данного конкретного деяния, совершенного обществом.
Подобные обстоятельства судом апелляционной инстанции также не установлены.
В рассматриваемом случае вывод суда первой инстанции о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного не основан на конкретных обстоятельствах и носит абстрактный характер.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования общества удовлетворению не подлежат, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года по делу N А19-6487/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)