Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.09.2013 N 33-3305

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. N 33-3305


Судья: Холкина О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Кутовской Н.А.
Яцун Е.М.
при секретаре
Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах К.Р., несовершеннолетней К.Е. к Администрации города Мурманска, Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить К.Р. и К.Е. жилое помещение,
по апелляционной жалобе представителя Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска Ч. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 июня 2013 года, по которому постановлено:
"Исковые требования прокурора Октябрьского округа г. Мурманска к Администрации города Мурманска, Комитету по жилищной политике администрации г. Мурманска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Мурманска, Комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска, выраженное в непринятии мер к предоставлению К.Р. и несовершеннолетней К.Е. благоустроенного, равнозначного по общей площади и количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям и находящемуся в границах данного населенного пункта жилого помещение по договору социального найма.
Обязать администрацию г. Мурманска, Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска предоставить К.Р. и несовершеннолетней К.Е. по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Мурманска, равнозначное по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в границах населенного пункта г. Мурманск".
Заслушав доклад судьи Кутовской Н.А., прокурора Октябрьского округа города Мурманска Горбачеву А.А., К.Р., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Прокурор Октябрьского округа города Мурманска в интересах К.Р., несовершеннолетней К.Е. к Администрации города Мурманска, Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить К.Р. и К.Е. жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки, проведенной по коллективному обращению жильцов дома, в том числе К.Р., о неисполнении администрацией города Мурманска обязанности по расселению многоквартирного дома..., установлено, что К.Р. является нанимателем трех комнат в четырехкомнатной..., расположенной по указанному адресу. В этом жилом помещении также зарегистрирована и проживает несовершеннолетняя К.Е., _ _ года рождения.
Указанный жилой дом подлежит расселению в рамках программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 10 октября 2011 года.
_ _ года межведомственной комиссией принято решение о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Мурманска * от _ _ дом признан аварийным и подлежащим сносу, был установлен срок отселения граждан до _ _. Обязанность по организации отселения граждан постановлением возложена на Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска.
Вместе с тем, постановлением администрации города Мурманска * от _ _ в постановление * от _ _ внесены изменения - срок отселения жильцов дома продлен до _ _ сроки, что влечет нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, представляет реальную угрозу их жизни и здоровью.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации города Мурманска, выраженное в непринятии мер к предоставлению К.Р. и К.Е. жилого помещения по договору социального найма. Также просил возложить на администрацию города Мурманска обязанность по предоставлению К.Р. и К.Е. по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и количеству комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах населенного пункта город Мурманск жилое помещение.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского округа города Мурманска К.Е.В. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец К.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель соответчика - Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска Л. в судебном заседании иск не признал.
Представитель Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, считал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска Ч., ссылаясь на нарушение судом норм материального права просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Ссылаясь на сроки реализации долгосрочной целевой программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012-2016 годы, а также постановление администрации города Мурманска от _ _ * с учетом внесенных изменений _ _ постановлением *, которым срок сноса дома установлен до _ _, считает, что истцом заявлены требования преждевременно, оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди в настоящее время не имеется.
Также приводит доводы о том, что решение суда противоречит требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и его исполнение может повлечь установленную ответственность за его нарушение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков - Администрации муниципального образования города Мурманска, Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска, представитель Комитета по образованию администрации города Мурманска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и оснований к его отмене не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (часть 1).
По смыслу приведенных норм права, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома, поскольку предоставление другого жилого помещения носит в этом случае компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К.Р. на основании протокола * от _ _ является нанимателем трех комнат, общей площадью *** в том числе жилой ***. в *** квартире, расположенной по адресу:.... Также в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает несовершеннолетняя дочь К.Р. - К.Е., _ _ года рождения.
Заключением межведомственной комиссии * от _ _ многоквартирный жилой..., расположенный в городе Мурманске по..., признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Мурманска * от _ _ на основании приведенного заключения межведомственной комиссии указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений многоквартирного дома предписано осуществить снос дома в срок до _ _. На Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска возложены обязанности в срок до _ _ организовать отселение граждан из аварийного дома, направить в Комитет имущественных отношений города Мурманска заявку о требуемых помещениях для переселения граждан, после приобретения Комитетом имущественных отношений жилых помещений, предоставить их гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма (пункты 2, 3.1, 3.4).
Согласно пункту 5 постановления Управлению финансов администрации города Мурманска предписано осуществить финансирование мероприятий по переселению граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирном доме, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету имущественных отношений города Мурманска на реализацию долгосрочной целевой программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012-2016 годы.
Постановлением администрации города Мурманска * от _ _ в указанное постановление администрации города Мурманска внесены изменения в части срока сноса многоквартирного дома и организации отселения жильцов, срок выполнения установлен до _ _.
Согласно долгосрочной целевой программе "Адресная программа по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012-2016 года, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 10 октября 2011 года N 1863 (в редакции изменений от 03 декабря 2012 года, внесенных постановлением администрации города Мурманска N 2837), многоквартирный... включен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению в срок до _ _ (***).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Установив, что многоквартирный... в предусмотренном законом порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, что не оспаривалось ответчиками, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что жилое помещение, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и в котором проживает К.Р. и его несовершеннолетняя дочь - К.Е., представляет опасность для их жизни и здоровья.
При этом, предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования город Мурманск о преждевременности заявленных требований не основаны на законе, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что в связи с признанием дома, подлежащим сносу, он непригоден для проживания граждан, которые в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на вне очередное предоставление жилого помещения.
В законодательстве отсутствуют указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Разрешая вопрос относительно площади и состояния подлежащего предоставлению жилого помещения, суд правомерно учел разъяснения, содержащиеся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставляемое жилое помещение в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, должно соответствовать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку целью его предоставления является не улучшение жилищных условий граждан, а сохранение имеющейся обеспеченности гражданина жильем. Внеочередной характер предоставления жилого помещения, указанный в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, носит исключительно компенсационный характер такого обеспечения, тогда как предоставление жилого помещения для улучшения жилищных условий осуществляется в порядке очередности.
При этом факт постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, правового значения для настоящего спора не имеет.
В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение при сносе дома жилым помещением по нормам предоставления осуществляется исключительно в случаях, предусмотренных федеральным законом, к числу которых рассматриваемая в настоящем деле ситуация не относится.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции с учетом вышеприведенных норм материального права, оценив в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные стороной истца доказательства, обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению К.Р. и несовершеннолетней К.Е. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения применительно к условиям муниципального образования город Мурманск, равнозначного по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах города Мурманска.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, примененным судом, при разрешении спора, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска Ч. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)