Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2013.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖРЭП - 4", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2012 по делу N А11-4588/2011,
по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166), к обществу с ограниченной ответственностью "ЖРЭП - 4", г. Владимир (ОГРН 1073327000977, ИНН 3327829225), о взыскании 4 326 246 руб. 25 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Синева М.А. по доверенности от 15.06.2010 N 51-п сроком действия до 25.05.2013;
- от ответчика - Трутнева М.Ю. по доверенности от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013,
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖРЭП-4" (далее - ответчик, ООО "ЖРЭП-4") о взыскании 4 326 246 руб. 25 коп. задолженности, в том числе: 3 742 635 руб. 39 коп. в виде разницы между размером начислений за тепловую энергию, отпущенную по договору энергоснабжения от 01.11.2007 N 1534 по нормативам потребления и размером платы, начисленной населению за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) с учетом ИПУ в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 269/17; 583 610 руб. 86 коп. в виде разницы между суммой, начисленной населению за отопление и горячее водоснабжение с учетом ИПУ в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 269/17 и суммой оплаченных населением денежных средств (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 25.10.2012 Арбитражный суд Владимирской области взыскал с ответчика в пользу истца долг в сумме 3 742 635 руб. 39 коп., 38 610 руб. 48 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
ООО "ЖРЭП - 4", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить частично решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы указал, что истцом не доказан объем поставленной в многоквартирные жилые дома тепловой энергии на горячее водоснабжение в помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета. В подтверждение данной информации ответчик заявлял ходатайство о предоставлении истцом данных по объему потребления населением горячей воды, однако суд первой инстанции необоснованно отказал в его удовлетворении.
ООО "ЖРЭП - 4" пояснило, что жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, фактически не потребляют тепловую энергию на горячее водоснабжение, факт отсутствия прямой подачи горячего водоснабжения в многоквартирные дома подтвержден представленной в материалы дела технической документацией, которая подтверждает наличие в жилых домах тепловых пунктов, в которых производится изготовление горячей воды путем нагрева холодной воды теплоносителем из системы теплоснабжения. Следовательно, у ОАО "ВКС" отсутствуют правовые основания для предъявления к оплате стоимости тепловой энергии на горячее водоснабжение.
Не соглашаясь с примененным истцом в расчете суммы долга нормативом на горячее водоснабжение в размере 3,65 куб. м/чел./мес., ответчик со ссылкой на Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, указал, что данный норматив утвержден только на исходную воду для горячего водоснабжения, т.е. без учета объема тепловой энергии, необходимой на подогрев воды.
ООО "ЖРЭП - 4" считает неправомерным применение истцом в расчетах стоимости потребленной тепловой энергии инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию. Также полагает неправомерной ссылку суда на решение Совета народных депутатов от 04.12.2009 N 267, поскольку департамент цен и тарифов при установлении единого тарифа на тепловую энергию постановлением от 25.12.2009 N 42/3 не включил указанную надбавку в тариф, а ее отдельное применение является невозможным в силу статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Считает оспариваемый судебный акт незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель истца, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2007 между ОАО "ВКС" (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖРЭП-4" (абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 1534, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам абонента (многоквартирным домам), указанным в приложении N 3 (пункт 1.3 договора).
В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 энергоснабжающая организация через присоединенную сеть подавала тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, предъявив для оплаты счета-фактуры: от 29.01.2010 N 1534/1, от 26.01.2010 N 1534/2, от 31.03.2010 N 1534/3, от 30.04.2010 N 1534/4, от 31.05.2010 N 1534/5, от 30.06.2010 N 1534/6, от 31.08.2010 N 1534/8, от 30.09.2010 N 1534/9, от 29.10.2010 N 1534/10, от 30.11.2010 N 1534/11, от 31.12.2010 N 1534/12, на общую сумму 82 060 688 руб. 35 коп.
В домах, оборудованных ОДПУ тепловой энергии, количество поставленного коммунального ресурса определено истцом по показаниям приборов учета, в домах, не оборудованных ОДПУ, определялось расчетным путем в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, истец уточнил расчет стоимости тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, размер которой составил 82 957580 руб. 35 коп.
03.06.2009 между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агент) и ООО ЖРЭП-4" (принципал) заключен агентский договор N 268/17, согласно которому принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет принципала работы по начислению и сбору платежей за услуги отопления, горячего водоснабжения с населения, проживающего в домах жилого фонда принципала.
Разделом 2 договора предусмотрена обязанность агента ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Владимирской области, а также нормативно правовыми актами города Владимира; выполнять печать счетов-квитанций; осуществлять доставку счетов-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; осуществлять сбор платежей населения за услуги; ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, количество отпущенной теплоэнергии на отопление рассчитано истцом исходя из площади отапливаемых помещений и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.
Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитана истцом с учетом тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ВКС", в размере 935 руб. 14 коп./Гкал (без учета НДС), установленном постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию", а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. (без учета НДС), утвержденной постановлением главы г. Владимира от 29.12.2009 N 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233.
Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп./Гкал +18% НДС (1189 руб. 69 коп.).
Расчет начислений за тепловую энергию на горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен истцом с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб. м/чел. в месяц), установленных постановлением главы г. Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения"), и норматива на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы г. Владимира от 02.12.2005 N 416.
По данным обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальные услуги отопление и ГВС (подогрев воды) за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 79 214 944 руб. 96 коп.
Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией 01.01.2007 N 1534, произведенными за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения по нормативам потребления в многоквартирных домах, не оборудованных ОДПУ, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, и размером платы, начисленной населению за тепловую энергию на нужды ГВС с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 268/17, составила 3 742 635 руб. 39 коп.
Поскольку сумма начислений жителям с применением ИПУ (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт поставки истцом спорной тепловой энергии. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители жилого дома.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Следовательно, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 N 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.
В спорный период тариф для населения на отопление и ГВС не был установлен, поэтому ОАО "ВКС" при проведении расчетов с ответчиком за тепловую энергию применяло тариф, установленный постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935,14 руб./Гкал (без учета НДС) и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 по делу N А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб. м воды для населения и тарифа, установленного постановлением департамента цент и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал.
Примененные истцом в начислениях норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды и норматив потребления горячей воды в куб. м на человека не оспорены и не признаны недействующими. В рассматриваемый период не были установлены какие-либо иные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды и нормативы потребления горячей воды в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая система теплоснабжения) и для домов, в которых вода подогревается в бойлерах.
Обоснованно судом не приняты во внимание доводы ответчика о неправомерном применении истцом нормативов, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 для домов с централизованным горячим водоснабжением в расчетах за тепловую энергию для приготовления горячей воды населению, проживающему в домах с "нецентрализованным" горячим водоснабжением, в силу следующего.
Понятие "централизованное горячее водоснабжение" приведено в статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.2013. Поскольку данный Федеральный закон не имеет обратной силы, суд правильно отметил, что применение указанного термина к правоотношениям, действовавшим в 2010 году, является необоснованным.
Нагрев холодной воды для приготовления горячей воды с целью предоставления жителям коммунальной услуги горячего водоснабжения производится за счет тепловой энергии в виде горячей воды, поставляемой истцом. Стоимость холодной воды, поступившей в многоквартирный дом для самостоятельного приготовления иного коммунального ресурса (горячей воды) с использованием внутридомовых инженерных систем, оплачивается исполнителем коммунальных услуг поставщику холодной воды.
С учетом фактически сложившейся в рассматриваемый период системы расчетов за коммунальные услуги и в связи с отсутствием иных нормативов, применение установленного норматива для домов с централизованным горячим водоснабжением для определения количества поставленной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на многоквартирные дома, в которых горячая вода приготавливалась централизованно с использованием внутридомовых инженерных систем и поставлялась в квартиры, а не приготавливалась в квартирах граждан, является правомерным.
Относительно правомерности применения в расчетах инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется, в том числе посредством установления тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги таких организаций, регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 5 этого Закона полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и по установлению надбавки к ценам (тарифам) для потребителей закреплены за представительными органами муниципальных образований. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Так как в рассматриваемом периоде тарифы не были установлены на основе долгосрочных параметров регулирования, финансирование "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" осуществлялось в том числе посредством установления надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73,07 руб./Гкал. (Решение Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233 "Об утверждении "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" (в редакции от 04.12.2009 N 267)). Постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" установлена надбавка к тарифу на тепловую энергию ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).
Надбавки к тарифам на тепловую энергию для потребителей и надбавки к тарифам на тепловую энергию для ОАО "ВКС" были установлены в дополнение к ценам (тарифам) на тепловую энергию, установленным органом государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии со статьей 15 Закона N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009).
Поскольку решение Совета народных депутатов города Владимира от 04.12.2009 N 267 "О внесении дополнения в "Инвестиционную программу ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" и постановление главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными, то в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг за поставленный коммунальный ресурс (тепловую энергию) подлежит применению установленная инвестиционная надбавка с увеличением ее на сумму НДС.
Представленный уточненный расчет истца суд обоснованно посчитал верным и положил в основу настоящего решения, поскольку он соответствует действующему законодательству и правовой позиции, определенной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств погашения имеющейся задолженности, на основании чего арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 3 742 635 руб. 39 коп.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялась.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2012 по делу N А11-4588/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖРЭП-4", г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2013 ПО ДЕЛУ N А11-4588/2011
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу N А11-4588/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2013.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖРЭП - 4", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2012 по делу N А11-4588/2011,
по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166), к обществу с ограниченной ответственностью "ЖРЭП - 4", г. Владимир (ОГРН 1073327000977, ИНН 3327829225), о взыскании 4 326 246 руб. 25 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Синева М.А. по доверенности от 15.06.2010 N 51-п сроком действия до 25.05.2013;
- от ответчика - Трутнева М.Ю. по доверенности от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013,
установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖРЭП-4" (далее - ответчик, ООО "ЖРЭП-4") о взыскании 4 326 246 руб. 25 коп. задолженности, в том числе: 3 742 635 руб. 39 коп. в виде разницы между размером начислений за тепловую энергию, отпущенную по договору энергоснабжения от 01.11.2007 N 1534 по нормативам потребления и размером платы, начисленной населению за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) с учетом ИПУ в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 269/17; 583 610 руб. 86 коп. в виде разницы между суммой, начисленной населению за отопление и горячее водоснабжение с учетом ИПУ в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 269/17 и суммой оплаченных населением денежных средств (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 25.10.2012 Арбитражный суд Владимирской области взыскал с ответчика в пользу истца долг в сумме 3 742 635 руб. 39 коп., 38 610 руб. 48 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
ООО "ЖРЭП - 4", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить частично решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы указал, что истцом не доказан объем поставленной в многоквартирные жилые дома тепловой энергии на горячее водоснабжение в помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета. В подтверждение данной информации ответчик заявлял ходатайство о предоставлении истцом данных по объему потребления населением горячей воды, однако суд первой инстанции необоснованно отказал в его удовлетворении.
ООО "ЖРЭП - 4" пояснило, что жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, фактически не потребляют тепловую энергию на горячее водоснабжение, факт отсутствия прямой подачи горячего водоснабжения в многоквартирные дома подтвержден представленной в материалы дела технической документацией, которая подтверждает наличие в жилых домах тепловых пунктов, в которых производится изготовление горячей воды путем нагрева холодной воды теплоносителем из системы теплоснабжения. Следовательно, у ОАО "ВКС" отсутствуют правовые основания для предъявления к оплате стоимости тепловой энергии на горячее водоснабжение.
Не соглашаясь с примененным истцом в расчете суммы долга нормативом на горячее водоснабжение в размере 3,65 куб. м/чел./мес., ответчик со ссылкой на Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, указал, что данный норматив утвержден только на исходную воду для горячего водоснабжения, т.е. без учета объема тепловой энергии, необходимой на подогрев воды.
ООО "ЖРЭП - 4" считает неправомерным применение истцом в расчетах стоимости потребленной тепловой энергии инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию. Также полагает неправомерной ссылку суда на решение Совета народных депутатов от 04.12.2009 N 267, поскольку департамент цен и тарифов при установлении единого тарифа на тепловую энергию постановлением от 25.12.2009 N 42/3 не включил указанную надбавку в тариф, а ее отдельное применение является невозможным в силу статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Считает оспариваемый судебный акт незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель истца, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2007 между ОАО "ВКС" (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖРЭП-4" (абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 1534, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам абонента (многоквартирным домам), указанным в приложении N 3 (пункт 1.3 договора).
В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 энергоснабжающая организация через присоединенную сеть подавала тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, предъявив для оплаты счета-фактуры: от 29.01.2010 N 1534/1, от 26.01.2010 N 1534/2, от 31.03.2010 N 1534/3, от 30.04.2010 N 1534/4, от 31.05.2010 N 1534/5, от 30.06.2010 N 1534/6, от 31.08.2010 N 1534/8, от 30.09.2010 N 1534/9, от 29.10.2010 N 1534/10, от 30.11.2010 N 1534/11, от 31.12.2010 N 1534/12, на общую сумму 82 060 688 руб. 35 коп.
В домах, оборудованных ОДПУ тепловой энергии, количество поставленного коммунального ресурса определено истцом по показаниям приборов учета, в домах, не оборудованных ОДПУ, определялось расчетным путем в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, истец уточнил расчет стоимости тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, размер которой составил 82 957580 руб. 35 коп.
03.06.2009 между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агент) и ООО ЖРЭП-4" (принципал) заключен агентский договор N 268/17, согласно которому принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет принципала работы по начислению и сбору платежей за услуги отопления, горячего водоснабжения с населения, проживающего в домах жилого фонда принципала.
Разделом 2 договора предусмотрена обязанность агента ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Владимирской области, а также нормативно правовыми актами города Владимира; выполнять печать счетов-квитанций; осуществлять доставку счетов-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; осуществлять сбор платежей населения за услуги; ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, количество отпущенной теплоэнергии на отопление рассчитано истцом исходя из площади отапливаемых помещений и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.
Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитана истцом с учетом тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ВКС", в размере 935 руб. 14 коп./Гкал (без учета НДС), установленном постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию", а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. (без учета НДС), утвержденной постановлением главы г. Владимира от 29.12.2009 N 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233.
Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп./Гкал +18% НДС (1189 руб. 69 коп.).
Расчет начислений за тепловую энергию на горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен истцом с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб. м/чел. в месяц), установленных постановлением главы г. Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения"), и норматива на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы г. Владимира от 02.12.2005 N 416.
По данным обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальные услуги отопление и ГВС (подогрев воды) за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 79 214 944 руб. 96 коп.
Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией 01.01.2007 N 1534, произведенными за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения по нормативам потребления в многоквартирных домах, не оборудованных ОДПУ, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, и размером платы, начисленной населению за тепловую энергию на нужды ГВС с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 268/17, составила 3 742 635 руб. 39 коп.
Поскольку сумма начислений жителям с применением ИПУ (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт поставки истцом спорной тепловой энергии. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители жилого дома.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Следовательно, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 N 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.
В спорный период тариф для населения на отопление и ГВС не был установлен, поэтому ОАО "ВКС" при проведении расчетов с ответчиком за тепловую энергию применяло тариф, установленный постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935,14 руб./Гкал (без учета НДС) и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 по делу N А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб. м воды для населения и тарифа, установленного постановлением департамента цент и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал.
Примененные истцом в начислениях норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды и норматив потребления горячей воды в куб. м на человека не оспорены и не признаны недействующими. В рассматриваемый период не были установлены какие-либо иные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды и нормативы потребления горячей воды в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая система теплоснабжения) и для домов, в которых вода подогревается в бойлерах.
Обоснованно судом не приняты во внимание доводы ответчика о неправомерном применении истцом нормативов, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 для домов с централизованным горячим водоснабжением в расчетах за тепловую энергию для приготовления горячей воды населению, проживающему в домах с "нецентрализованным" горячим водоснабжением, в силу следующего.
Понятие "централизованное горячее водоснабжение" приведено в статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.2013. Поскольку данный Федеральный закон не имеет обратной силы, суд правильно отметил, что применение указанного термина к правоотношениям, действовавшим в 2010 году, является необоснованным.
Нагрев холодной воды для приготовления горячей воды с целью предоставления жителям коммунальной услуги горячего водоснабжения производится за счет тепловой энергии в виде горячей воды, поставляемой истцом. Стоимость холодной воды, поступившей в многоквартирный дом для самостоятельного приготовления иного коммунального ресурса (горячей воды) с использованием внутридомовых инженерных систем, оплачивается исполнителем коммунальных услуг поставщику холодной воды.
С учетом фактически сложившейся в рассматриваемый период системы расчетов за коммунальные услуги и в связи с отсутствием иных нормативов, применение установленного норматива для домов с централизованным горячим водоснабжением для определения количества поставленной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на многоквартирные дома, в которых горячая вода приготавливалась централизованно с использованием внутридомовых инженерных систем и поставлялась в квартиры, а не приготавливалась в квартирах граждан, является правомерным.
Относительно правомерности применения в расчетах инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется, в том числе посредством установления тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги таких организаций, регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 5 этого Закона полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и по установлению надбавки к ценам (тарифам) для потребителей закреплены за представительными органами муниципальных образований. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Так как в рассматриваемом периоде тарифы не были установлены на основе долгосрочных параметров регулирования, финансирование "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" осуществлялось в том числе посредством установления надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73,07 руб./Гкал. (Решение Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233 "Об утверждении "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" (в редакции от 04.12.2009 N 267)). Постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" установлена надбавка к тарифу на тепловую энергию ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).
Надбавки к тарифам на тепловую энергию для потребителей и надбавки к тарифам на тепловую энергию для ОАО "ВКС" были установлены в дополнение к ценам (тарифам) на тепловую энергию, установленным органом государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии со статьей 15 Закона N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009).
Поскольку решение Совета народных депутатов города Владимира от 04.12.2009 N 267 "О внесении дополнения в "Инвестиционную программу ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" и постановление главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными, то в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг за поставленный коммунальный ресурс (тепловую энергию) подлежит применению установленная инвестиционная надбавка с увеличением ее на сумму НДС.
Представленный уточненный расчет истца суд обоснованно посчитал верным и положил в основу настоящего решения, поскольку он соответствует действующему законодательству и правовой позиции, определенной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств погашения имеющейся задолженности, на основании чего арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 3 742 635 руб. 39 коп.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялась.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2012 по делу N А11-4588/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖРЭП-4", г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)