Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Дроздова О.В., представитель по доверенности от 25.01.2013 N 1 юр/25/900,1-09;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 25.03.2013
по делу N А73-592/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края о назначении административного наказания N 819/12-Ю от 12.12.2012
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае, Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, Инспекция, ГЖИ Правительства Хабаровского края) N 819/12-Ю от 12.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Судом первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ по ходатайству административного органа произведена замена Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на правопреемника - Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
В соответствии с положениями статей 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым оспариваемое постановление административного органа признать незаконным и отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал на то, что в нарушение части 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен Инспекцией спустя шесть дней после проведенного осмотра жилого дома.
Кроме того, заявитель считает, что Управление не является субъектом ответственности вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Хабаровском крае поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Административный орган, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя для участия не направил.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Хабаровском крае.
Из материалов дела следует, что должностными лицами ГЖИ Правительства Хабаровского края в результате проверки 20.11.2012 в 15-00 выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилого дома N 8-В по ул. Радищева в г. Хабаровске, находящегося в оперативном управлении, следующего характера: - не приняты меры к обеспечению надлежащего содержания и ремонту жилого дома, не проведена надлежащая подготовка жилого дома к эксплуатации в зимний период - не устранены неисправности стен, фасадов, крыши, перекрытий, оконных и дверных заполнений; по всему периметру здания наружные стены из бруса поражены гнилью, имеется крен, выпучивание, нарушение сцепления элементов, имеется высокая воздухопроницаемость стен; выявлены признаки неравномерной осадки фундаментов, разрушения цоколя; перекрытия чердачные и межэтажные имеют следы гниения несущих балок и щитов, прогибы, отслоения и провисание штукатурного слоя, трещины по примыканию перекрытий к стенам; вход в подъезд находится на 60 см ниже уровня земли, двери входа и тамбурная отсутствуют, перекрытие тамбура держится на подпорке; отсутствует дверь в помещении элеваторного узла.
Выявленные факты свидетельствуют о нарушениях требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и пунктов 2.6.2., 2.2.6., 4.1.1., 4.2.2.1., 4.2.2.3., 4.3.1., 4.4.1., 4.6.1.1., 4.7.1., 4.8.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Факты нарушений отражены в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.11.2012, составленном в присутствии представителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае и двух понятых, зафиксирован фотосъемкой.
Уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 2.1.11.2012 ТУ Росимущества в Хабаровском крае извещено о необходимости явки для составления протокола 26.11.2012 в 16-00 (вх. N 17196 от 26.11.2012).
26.11.2012 по установленному факту государственным жилищным инспектором Моисеенко Е.А. в присутствии представителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае Ильина Н.В., действовавшего на основании доверенности N 157 юр/313/14468.1-0 от 26.11.2012, выданной для представления интересов в конкретном деле об административном правонарушении, при надлежащем уведомлении, составлен в отношении ТУ Росимущества в Хабаровском крае протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Уведомлением от 07.12.2012 ТУ Росимущества в Хабаровском крае уведомлено о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 12.12.2012 в 14-10. Уведомление вручено 12.12.2012 вх. 18193.
12.12.2012 и.о. заместителя начальника Инспекции Саласиным А.П. в присутствии представителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае Ильина Н.В., действовавшего на основании указанной выше доверенности N 157юр/313/14468.1-0 от 26.11.2012, при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 819/12-Ю от 12.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым Управление привлечено к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, а также из доказанности факта совершенного Управлением административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена вышеуказанной статьей.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, по вине которых допущено нарушение правил содержания и ремонта жилого фонда.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> являются федеральным имуществом и принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела суд не усмотрел факта передачи указанного дома в управление какой-либо управляющей компании, осуществление собственниками жилых помещений управления домом иными, установленными законом способами.
Согласно части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель обязан обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение.
В силу части 1 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную, в том числе, законодательством об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что именно Управление является субъектом вменяемого административного правонарушения, как наймодатель жилых помещений по договору социального найма, в связи с чем, несет ответственность за ненадлежащее содержание спорного жилого дома.
Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 N 312 утверждено "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" в соответствии с пунктом 1.2 которого настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункту 10, Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 указанных Правил содержания имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
- в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
- г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
- д) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
- е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
- ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
- к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктом 1.1. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 2.2.6. правил, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
В силу пункта 2.6.2. Правил, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- - привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Пунктом 4.1.1. Правил установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;
- исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
- устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
- работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В силу пункта 4.2.2.1. Правил, при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию.
В соответствии с пунктом 4.3.1. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин;
- исправное состояние перекрытий;
- звукоизоляцию;
- устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития;
- восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Согласно пункту 4.4.1. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку;
- устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов;
- восстановление защитно-отделочных покрытий;
- периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В силу пункта 4.6.1.1. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.7.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- исправное состояние окон, дверей и световых фонарей;
- нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей;
- периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствии с пунктом 4.8.1. Правил, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
В силу пункта 3.1. указанного Положения, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов приведен в рекомендуемом Прил. 4.
Факт допущенных Управлением и выявленных административным органом нарушений правил и норм технической эксплуатации спорного жилого дома подтверждаются: протоколом осмотра от 20.11.2012, протоколом об административном правонарушении от 26.11.2011, материалами фотосъемки, обращением граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Управление, являясь наймодателем жилого дома N 8-В по ул. Радищева в г. Хабаровске по договору социального найма и, обладая полномочиями собственника ряда жилых помещений не принимало надлежащих мер по содержанию вышеуказанного жилого дома и выполнению установленных нормативов по содержанию и ремонту жилого фонда.
При этом суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод жалобы об отсутствии у ТУ Росимущества в Хабаровском крае полномочий управляющий организации, поскольку, действуя в качестве собственника ряда жилых помещений в указанном многоквартирном доме, Управление не приняло со своей стороны мер к передаче управления дома управляющей организации, либо выбору иного способа управлении, а также не приняло мер к надлежащему содержанию жилого дома. Не принятие подобных мер иными собственниками жилых помещений, а также органами местного управления не снимает с наймодателя жилых помещений ответственности перед нанимателями по договору социального найма.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения Управления к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ является обоснованным и подтвержденным материалами дела, в связи с чем, у суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемое постановление незаконным.
Довод Управления о нарушении срока составления протокола, в связи с чем, постановление является незаконным, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные в статье 28.7 настоящего Кодекса.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5, несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, полномочия административного органа на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении судом так же проверены. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.03.2013 по делу N А73-592/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2013 N 06АП-2017/2013 ПО ДЕЛУ N А73-592/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. N 06АП-2017/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Дроздова О.В., представитель по доверенности от 25.01.2013 N 1 юр/25/900,1-09;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 25.03.2013
по делу N А73-592/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края о назначении административного наказания N 819/12-Ю от 12.12.2012
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае, Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, Инспекция, ГЖИ Правительства Хабаровского края) N 819/12-Ю от 12.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Судом первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ по ходатайству административного органа произведена замена Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на правопреемника - Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
В соответствии с положениями статей 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым оспариваемое постановление административного органа признать незаконным и отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал на то, что в нарушение части 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен Инспекцией спустя шесть дней после проведенного осмотра жилого дома.
Кроме того, заявитель считает, что Управление не является субъектом ответственности вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Хабаровском крае поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Административный орган, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя для участия не направил.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Хабаровском крае.
Из материалов дела следует, что должностными лицами ГЖИ Правительства Хабаровского края в результате проверки 20.11.2012 в 15-00 выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилого дома N 8-В по ул. Радищева в г. Хабаровске, находящегося в оперативном управлении, следующего характера: - не приняты меры к обеспечению надлежащего содержания и ремонту жилого дома, не проведена надлежащая подготовка жилого дома к эксплуатации в зимний период - не устранены неисправности стен, фасадов, крыши, перекрытий, оконных и дверных заполнений; по всему периметру здания наружные стены из бруса поражены гнилью, имеется крен, выпучивание, нарушение сцепления элементов, имеется высокая воздухопроницаемость стен; выявлены признаки неравномерной осадки фундаментов, разрушения цоколя; перекрытия чердачные и межэтажные имеют следы гниения несущих балок и щитов, прогибы, отслоения и провисание штукатурного слоя, трещины по примыканию перекрытий к стенам; вход в подъезд находится на 60 см ниже уровня земли, двери входа и тамбурная отсутствуют, перекрытие тамбура держится на подпорке; отсутствует дверь в помещении элеваторного узла.
Выявленные факты свидетельствуют о нарушениях требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и пунктов 2.6.2., 2.2.6., 4.1.1., 4.2.2.1., 4.2.2.3., 4.3.1., 4.4.1., 4.6.1.1., 4.7.1., 4.8.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Факты нарушений отражены в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.11.2012, составленном в присутствии представителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае и двух понятых, зафиксирован фотосъемкой.
Уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 2.1.11.2012 ТУ Росимущества в Хабаровском крае извещено о необходимости явки для составления протокола 26.11.2012 в 16-00 (вх. N 17196 от 26.11.2012).
26.11.2012 по установленному факту государственным жилищным инспектором Моисеенко Е.А. в присутствии представителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае Ильина Н.В., действовавшего на основании доверенности N 157 юр/313/14468.1-0 от 26.11.2012, выданной для представления интересов в конкретном деле об административном правонарушении, при надлежащем уведомлении, составлен в отношении ТУ Росимущества в Хабаровском крае протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Уведомлением от 07.12.2012 ТУ Росимущества в Хабаровском крае уведомлено о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 12.12.2012 в 14-10. Уведомление вручено 12.12.2012 вх. 18193.
12.12.2012 и.о. заместителя начальника Инспекции Саласиным А.П. в присутствии представителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае Ильина Н.В., действовавшего на основании указанной выше доверенности N 157юр/313/14468.1-0 от 26.11.2012, при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 819/12-Ю от 12.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым Управление привлечено к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, а также из доказанности факта совершенного Управлением административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена вышеуказанной статьей.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, по вине которых допущено нарушение правил содержания и ремонта жилого фонда.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> являются федеральным имуществом и принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела суд не усмотрел факта передачи указанного дома в управление какой-либо управляющей компании, осуществление собственниками жилых помещений управления домом иными, установленными законом способами.
Согласно части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель обязан обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение.
В силу части 1 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную, в том числе, законодательством об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что именно Управление является субъектом вменяемого административного правонарушения, как наймодатель жилых помещений по договору социального найма, в связи с чем, несет ответственность за ненадлежащее содержание спорного жилого дома.
Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 N 312 утверждено "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" в соответствии с пунктом 1.2 которого настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункту 10, Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 указанных Правил содержания имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
- в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
- г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
- д) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
- е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
- ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
- к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктом 1.1. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 2.2.6. правил, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
В силу пункта 2.6.2. Правил, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- - привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Пунктом 4.1.1. Правил установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;
- исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
- устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
- работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В силу пункта 4.2.2.1. Правил, при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию.
В соответствии с пунктом 4.3.1. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин;
- исправное состояние перекрытий;
- звукоизоляцию;
- устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития;
- восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Согласно пункту 4.4.1. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку;
- устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов;
- восстановление защитно-отделочных покрытий;
- периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В силу пункта 4.6.1.1. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.7.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- исправное состояние окон, дверей и световых фонарей;
- нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей;
- периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствии с пунктом 4.8.1. Правил, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
В силу пункта 3.1. указанного Положения, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов приведен в рекомендуемом Прил. 4.
Факт допущенных Управлением и выявленных административным органом нарушений правил и норм технической эксплуатации спорного жилого дома подтверждаются: протоколом осмотра от 20.11.2012, протоколом об административном правонарушении от 26.11.2011, материалами фотосъемки, обращением граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Управление, являясь наймодателем жилого дома N 8-В по ул. Радищева в г. Хабаровске по договору социального найма и, обладая полномочиями собственника ряда жилых помещений не принимало надлежащих мер по содержанию вышеуказанного жилого дома и выполнению установленных нормативов по содержанию и ремонту жилого фонда.
При этом суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод жалобы об отсутствии у ТУ Росимущества в Хабаровском крае полномочий управляющий организации, поскольку, действуя в качестве собственника ряда жилых помещений в указанном многоквартирном доме, Управление не приняло со своей стороны мер к передаче управления дома управляющей организации, либо выбору иного способа управлении, а также не приняло мер к надлежащему содержанию жилого дома. Не принятие подобных мер иными собственниками жилых помещений, а также органами местного управления не снимает с наймодателя жилых помещений ответственности перед нанимателями по договору социального найма.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения Управления к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ является обоснованным и подтвержденным материалами дела, в связи с чем, у суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемое постановление незаконным.
Довод Управления о нарушении срока составления протокола, в связи с чем, постановление является незаконным, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные в статье 28.7 настоящего Кодекса.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5, несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, полномочия административного органа на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении судом так же проверены. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.03.2013 по делу N А73-592/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)