Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N А56-1006/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N А56-1006/2013


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Сосниной О.Г., при участии от прокуратуры Ленинградской области Кичаевой О.А. (доверенность от 27.05.2013, служебное удостоверение ТО N 040718), рассмотрев 19.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2013 по делу N А56-1006/2013 (судьи Синицына Е.В., Семенова И.С., Трохова М.В.),

установил:

Открытое акционерное общество "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области", место нахождения: Ленинградская область, город Выборг, Железнодорожная улица, дом 2-4, ОГРН 1054700176464 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Совет депутатов) от 06.11.2012 N 192 "Об отмене решения Совета депутатов от 17.05.2012 N 165 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения", опубликованного 06.11.2012 в газете "Выборг", (далее - решение N 192 и решение N 165 соответственно) как не соответствующего части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктам 31, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Ленинградской области и Выборгская городская прокуратура (далее - Выборгская прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 03.06.2013 решение N 192 признано соответствующим части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ и пунктам 31, 34 Правил N 491.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Как утверждает податель жалобы, решение N 165 полностью соответствовало требованиям действующего законодательства в сфере жилищных правоотношений, тогда как оспариваемый нормативный акт (N 192) содержит лишь немотивированную ссылку на протест Выборгской прокуратуры. Кроме того представитель Совета депутатов согласился с доводами Общества о несоответствии решения N 192 требованиям части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ и пунктам 31, 34 Правил N 491, однако суд оставил данный факт без внимания.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Ленинградской области, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением N 165, опубликованным 06.11.2012 в газете "Выборг", установлен размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах.
Несоответствие указанного решения требованиям действующего законодательства в сфере жилищных правоотношений послужило основанием для принесения Выборгской прокуратурой протеста от 28.09.2012 N 07-20-2012, в котором прокурор потребовал отменить решение Совета депутатов от 17.05.2012 N 165.
В связи с этим по результатам рассмотрения упомянутого протеста Совет депутатов принял решение N 192.
Общество, посчитав, что решение N 192 не соответствует требованиям жилищного законодательства и Правилам N 491, а его принятие повлечет за собой причинение ему убытков в сумме 453 864 руб. 57 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции сделал вывод, что решение N 192 соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 491, а также статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), и отказал в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (часть 3). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из указанных норм следует, что установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома осуществляется прежде всего на основании соответствующего решения общего собрания этих собственников, а в домах, где созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, на основании решения органов управления последних.
Соблюдение данной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также на пресечение со стороны управляющей организации действий, направленных на изменение размера платы в одностороннем порядке.
Оплата расходов собственниками помещений в многоквартирном доме регулируется органом местного самоуправления при установлении размера платы за жилое помещение лишь в двух случаях, указанных в части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 ЖК РФ.
При этом согласно пункту 34 Правил N 491 в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерным утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В силу пункта 36 Правил N 491 в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Установление органом местного самоуправления размера платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах в иных случаях и в ином порядке законом не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, Совет депутатов, принимая решение N 165, не располагал доказательствами, подтверждающими проведение общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании "Полянское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, по вопросу утверждения платы за содержание и ремонт жилых помещений на 2012 год.
Из текста решения N 165 не следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2012 году для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлен в порядке, предусмотренном пунктом 34 Правил N 491, т.е. по результатам открытого конкурса, и равен цене договора управления многоквартирным домом.
Из представленных Обществом документов следует, что оно осуществляет функции управляющей компании в отношении домов, расположенных по адресам: поселок Горьковское, Совхозная улица, дом N 10, поселок Пески, Благодатная улица, дом 1, поселок Песочное, улица Ю. Литвинова, дом 16, на основании договоров управления многоквартирными домами от 27.10.2010 N 055 УПР-А, от 27.10.2010 N 052 УПР-А, от 20.05.2008 N 048 УПР-А, соответственно заключенных с администрацией муниципального образования "Полянское сельское поселение" по результатам открытого конкурса.
Согласно пункту 4.1.1 указанных договоров размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, определен в размере 08 руб. 82 коп. по договору от 27.10.2010 N 055 УПР-А, 18 руб. 90 коп. по договору от 27.10.2010 N 052 УПР-А, 15 руб. 75 коп. по договору от 27.10.2010 N 048 УПР-А за 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц.
Следовательно, при принятии решения N 165 у Совета депутатов отсутствовали основания для установления иного, чем указан в заключенных ранее по результатам конкурса договорах управления многоквартирными домами, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2012 год для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал решение Совета депутатов N 192 соответствующим требованиям части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ и пунктам 31, 34 Правил N 491.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2013 по делу N А56-1006/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.МАЛЫШЕВА

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
О.Г.СОСНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)