Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО12
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г.В.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО19 дело по апелляционной жалобе представителя М.С., Б.Н., К.С., А., В., Ш.Е.Н.1, Г., П.А., Ж., Ш.Е.Н.2 по доверенности П.Л. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июля 2013 года по иску М.С., Б.С., К.С., А., В., Ш.Е.Н.1, Г., П.А., Ж., Ш.Е.Н.2 к Правительству Астраханской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,
установила:
истцы обратились в суд с иском к Правительству Астраханской области, мотивируя тем, что являясь медицинскими работниками государственного учреждения здравоохранения Астраханской области, расположенного в сельской местности, до 1 января 2012 года пользовались правом на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Данное право им предоставлено на основании ранее действовавшей части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки оказывались за счет средств местного бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом. После передачи учреждения здравоохранения в ведомство ответчика и признания ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившими силу, истцы перестали получать меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Однако истцы полагают, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, прежние льготы по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением должны быть сохранены, так как ввиду уклонения и бездействия Правительства Астраханской области от исполнения обязанности по принятию соответствующего нормативного акта объем социальных гарантий медицинских работников региона снижен. В этой связи, истцы просили признать бездействие ответчика по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг незаконным, обязать предоставить меры социальной поддержки, взыскать с ответчика задолженность по компенсации указанных расходов за период с 1 января 2012 года по 1 марта 2013 года.
В судебном заседании истцы, надлежащим образом извещенные о дате. Времени и месте слушания по делу, не присутствовали, уполномочив представителя на участие в разбирательстве по делу. Представитель истцов по доверенности П.Л. исковые требования своих доверителей поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства Астраханской области К.Е. иск не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июля 2013 года в удовлетворении иска М.С., Б.Н., К.С., А., В., Ш.Е.Н.1, Г., П.А., Ж., Ш.Е.Н.2 к Правительству Астраханской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель истцов по доверенности П.Л. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Как указывает П.Л., истцы являются работниками государственного учреждения здравоохранения Астраханской области, расположенного в сельской местности, и до 2012 года они пользовались социальной поддержкой в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг на основании муниципального правового акта и за счет средств местного бюджета. С 1 января 2012 года муниципальные учреждения перешли в ведомство Астраханской области и выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам прекращена. Правительством Астраханской области до настоящего времени нормативный акт, регламентирующий выплату указанной компенсации, не принят. В действовавшей до 1 января 2005 года редакции части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан регламентировалось право медицинских работников, проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. С 1 января 2005 года в Основы законодательства о здравоохранения внесены изменения, осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, а часть 2 статьи 63 Основ признана утратившей силу. Решение вопросов о мерах социальной поддержки медицинских работников передано в полномочия субъектов РФ или муниципалитетов (в зависимости от ведомственной подчиненности учреждений здравоохранения). В связи с тем, что, несмотря на пересмотр системы социальных гарантий уровень ранее предоставленных гарантий и льгот не подлежал снижению, на муниципальном уровне приняты соответствующие нормативные правовые акты и меры социальной поддержки предоставлялись. Однако с 1 января 2012 года муниципальные учреждения перешли в ведомство Астраханской области, выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам прекращена. П.Л. полагает, что Правительство Астраханской области обязано принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок и условия выплат компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, в связи с тем, что отсутствие такого нормативного правового акта приводит к снижению объема социальных выплат медицинским работникам, работающим в сельской местности.
На заседание судебной коллегии истцы, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по делу, не явились, уполномочив на участие своего представителя, представив в суд заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя истцов по доверенности П.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Астраханской области по доверенности К.Е., представителя Министерства финансов Астраханской области по доверенности М.Г., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
Как следует из материалов дела, истцы являются медицинскими работниками государственного учреждения здравоохранения Астраханской области, расположенного в сельской местности. До 1 января 2005 года истцы пользовались мерами социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилых помещений с отоплением и освещением в натуральной форме. С 1 января 2005 года до 1 января 2012 года истцы пользовались мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату услуг освещения и отопления на основании нормативно-правового акта муниципального уровня за счет средств местного бюджета. С 1 января 2012 года муниципальные учреждения здравоохранения региона переданы в ведомство Правительства Астраханской области, после указанной даты предоставление истцам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг прекращено.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд исходил из того, что в законодательстве отсутствует правовая норма, обязывающая субъект Российской Федерации предоставлять медицинским работникам, работающим в сельской местности, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, принять соответствующий нормативно-правовой акт, а, соответственно, у ответчика отсутствует обязанность по компенсации расходов.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права, а также учитывают правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в своих решениях по данному вопросу.
Действительно, частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Данная мера социальной поддержки предоставлялась медицинским работникам, работающим в сельской местности, до 1 января 2005 года в натуральной форме.
С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ о монетизации льгот отменены ранее предоставленные медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы без указания на равноценную компенсацию. Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, признана утратившей силу. Одновременно с этим, статья 63 Основ законодательства Российской Федерации дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников подлежат установлению Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципалитетом (в зависимости от ведомственной принадлежности учреждения здравоохранения). В этой связи, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.
На муниципальном уровне приняты соответствующие нормативные правовые акты и меры социальной поддержки предоставлялись. Однако, в целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 января 2012 года муниципальные учреждения здравоохранения переданы в государственную собственность субъектов Российской Федерации. На территории Астраханской области в соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области от 27 сентября 2011 года N 421-Пр "О мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ" проведены соответствующие организационно-штатные мероприятия и с 1 января 2012 года муниципальные учреждения здравоохранения приняты в государственную собственность Астраханской области.
С этого же периода (с 1 января 2012 года) в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ранее действовавшие Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 признаны утратившими силу. Статьей 72 названного Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года с 1 января 2012 года предусмотрен ряд мер социальной поддержки, предоставляемых Российской Федерации, к которым компенсация расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам не отнесена.
Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией РФ принципами. К таким принципам относятся: принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий. Решение вопросов социальной поддержки указанной категории граждан выходит за рамки бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти вопросы не предусмотрены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющим полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые ими самостоятельно за счет средств своего бюджета.
Федеральный законодатель при регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти. В силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе - исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан. Именно по этой причине в отношении иных дополнительных мер социальной поддержки (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) с 1 января 2012 года предусмотрено право (не обязанность) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление дополнительных гарантий, мер социальной поддержки медицинским работникам за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета, и полномочий по предметам совместного ведения. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, к перечню этих полномочий не отнесено. В статье 26.3.1 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование этих полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В статье 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (данный Закон утратил силу с 1 января 2005 года) указывалось, что передаваемая из федерального бюджета финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях может предоставляться в том числе в форме субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, проживают в сельской местности. В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг Правительством Российской Федерации 29 декабря 2007 года принято Постановление N 941. Этим Постановлением утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, которые определяли условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и расчета размера субсидий. Однако с 14 июня 2010 года данное Постановление Правительства Российской Федерации признано утратившим силу. Федеральными законами о федеральном бюджете на 2012, 2013 годы установление субсидий на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации, не предусматривается.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что Российская Федерация до 1 января 2012 года участвовала в финансовом обеспечении предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности в организациях здравоохранения. С 1 января 2012 года Российская Федерация предоставила субъектам Российской Федерации лишь право установление на уровне региона данной меры социальной поддержки исходя из уровня бюджетной обеспеченности. Норма статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ранее предусматривавшая льготы медработникам в натуральной форме, а с 1 января 2005 года обязывающая принять нормативно-правовые акты о предоставлении соответствующих субсидий на том уровне, в ведении которого находится учреждение здравоохранения, с 1 января 2012 года признана утратившей силу. Ранее принятые Российской Федерации нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы межбюджетных отношений по предоставлению субсидий на компенсацию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, также в части медицинских работников в настоящее время не действуют. Федеральными законами о федеральном бюджете на 2012, 2013 годы установление субсидий на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации, не предусмотрено.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа. По смыслу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о признании бездействия органа государственной власти незаконным суд обязан установить: имеет ли орган полномочия на совершение действия, возложена ли на него законом обязанность по совершению действия.
Районный суд правильно установил, что ответчик в рамках своих полномочий и компетенции не допустил какого-либо бездействия. На ответчика обязанность по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в сельской местности, в части компенсации расходов на оплату коммунальных услуг нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия ответчика, не возложена. Само по себе принятие нормативно-правового акта относится к исключительной компетенции соответствующего органа государственной власти и суд не вправе вмешиваться в компетенцию данного органа и обязывать его принять нормативный правовой акт. Обязанности по выплате истцам компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с 1 января 2012 года по 1 марта 2013 года у ответчика также не имеется.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истцов по доверенности П.Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2995\2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N 33-2995\\2013
Судья: ФИО12
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г.В.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО19 дело по апелляционной жалобе представителя М.С., Б.Н., К.С., А., В., Ш.Е.Н.1, Г., П.А., Ж., Ш.Е.Н.2 по доверенности П.Л. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июля 2013 года по иску М.С., Б.С., К.С., А., В., Ш.Е.Н.1, Г., П.А., Ж., Ш.Е.Н.2 к Правительству Астраханской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,
установила:
истцы обратились в суд с иском к Правительству Астраханской области, мотивируя тем, что являясь медицинскими работниками государственного учреждения здравоохранения Астраханской области, расположенного в сельской местности, до 1 января 2012 года пользовались правом на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Данное право им предоставлено на основании ранее действовавшей части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки оказывались за счет средств местного бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом. После передачи учреждения здравоохранения в ведомство ответчика и признания ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившими силу, истцы перестали получать меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Однако истцы полагают, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, прежние льготы по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением должны быть сохранены, так как ввиду уклонения и бездействия Правительства Астраханской области от исполнения обязанности по принятию соответствующего нормативного акта объем социальных гарантий медицинских работников региона снижен. В этой связи, истцы просили признать бездействие ответчика по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг незаконным, обязать предоставить меры социальной поддержки, взыскать с ответчика задолженность по компенсации указанных расходов за период с 1 января 2012 года по 1 марта 2013 года.
В судебном заседании истцы, надлежащим образом извещенные о дате. Времени и месте слушания по делу, не присутствовали, уполномочив представителя на участие в разбирательстве по делу. Представитель истцов по доверенности П.Л. исковые требования своих доверителей поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства Астраханской области К.Е. иск не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июля 2013 года в удовлетворении иска М.С., Б.Н., К.С., А., В., Ш.Е.Н.1, Г., П.А., Ж., Ш.Е.Н.2 к Правительству Астраханской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель истцов по доверенности П.Л. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Как указывает П.Л., истцы являются работниками государственного учреждения здравоохранения Астраханской области, расположенного в сельской местности, и до 2012 года они пользовались социальной поддержкой в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг на основании муниципального правового акта и за счет средств местного бюджета. С 1 января 2012 года муниципальные учреждения перешли в ведомство Астраханской области и выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам прекращена. Правительством Астраханской области до настоящего времени нормативный акт, регламентирующий выплату указанной компенсации, не принят. В действовавшей до 1 января 2005 года редакции части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан регламентировалось право медицинских работников, проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. С 1 января 2005 года в Основы законодательства о здравоохранения внесены изменения, осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, а часть 2 статьи 63 Основ признана утратившей силу. Решение вопросов о мерах социальной поддержки медицинских работников передано в полномочия субъектов РФ или муниципалитетов (в зависимости от ведомственной подчиненности учреждений здравоохранения). В связи с тем, что, несмотря на пересмотр системы социальных гарантий уровень ранее предоставленных гарантий и льгот не подлежал снижению, на муниципальном уровне приняты соответствующие нормативные правовые акты и меры социальной поддержки предоставлялись. Однако с 1 января 2012 года муниципальные учреждения перешли в ведомство Астраханской области, выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам прекращена. П.Л. полагает, что Правительство Астраханской области обязано принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок и условия выплат компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, в связи с тем, что отсутствие такого нормативного правового акта приводит к снижению объема социальных выплат медицинским работникам, работающим в сельской местности.
На заседание судебной коллегии истцы, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по делу, не явились, уполномочив на участие своего представителя, представив в суд заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя истцов по доверенности П.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Астраханской области по доверенности К.Е., представителя Министерства финансов Астраханской области по доверенности М.Г., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
Как следует из материалов дела, истцы являются медицинскими работниками государственного учреждения здравоохранения Астраханской области, расположенного в сельской местности. До 1 января 2005 года истцы пользовались мерами социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилых помещений с отоплением и освещением в натуральной форме. С 1 января 2005 года до 1 января 2012 года истцы пользовались мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату услуг освещения и отопления на основании нормативно-правового акта муниципального уровня за счет средств местного бюджета. С 1 января 2012 года муниципальные учреждения здравоохранения региона переданы в ведомство Правительства Астраханской области, после указанной даты предоставление истцам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг прекращено.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд исходил из того, что в законодательстве отсутствует правовая норма, обязывающая субъект Российской Федерации предоставлять медицинским работникам, работающим в сельской местности, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, принять соответствующий нормативно-правовой акт, а, соответственно, у ответчика отсутствует обязанность по компенсации расходов.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права, а также учитывают правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в своих решениях по данному вопросу.
Действительно, частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Данная мера социальной поддержки предоставлялась медицинским работникам, работающим в сельской местности, до 1 января 2005 года в натуральной форме.
С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ о монетизации льгот отменены ранее предоставленные медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы без указания на равноценную компенсацию. Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, признана утратившей силу. Одновременно с этим, статья 63 Основ законодательства Российской Федерации дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников подлежат установлению Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципалитетом (в зависимости от ведомственной принадлежности учреждения здравоохранения). В этой связи, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.
На муниципальном уровне приняты соответствующие нормативные правовые акты и меры социальной поддержки предоставлялись. Однако, в целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 января 2012 года муниципальные учреждения здравоохранения переданы в государственную собственность субъектов Российской Федерации. На территории Астраханской области в соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области от 27 сентября 2011 года N 421-Пр "О мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ" проведены соответствующие организационно-штатные мероприятия и с 1 января 2012 года муниципальные учреждения здравоохранения приняты в государственную собственность Астраханской области.
С этого же периода (с 1 января 2012 года) в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ранее действовавшие Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 признаны утратившими силу. Статьей 72 названного Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года с 1 января 2012 года предусмотрен ряд мер социальной поддержки, предоставляемых Российской Федерации, к которым компенсация расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам не отнесена.
Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией РФ принципами. К таким принципам относятся: принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий. Решение вопросов социальной поддержки указанной категории граждан выходит за рамки бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти вопросы не предусмотрены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющим полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые ими самостоятельно за счет средств своего бюджета.
Федеральный законодатель при регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти. В силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе - исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан. Именно по этой причине в отношении иных дополнительных мер социальной поддержки (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) с 1 января 2012 года предусмотрено право (не обязанность) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление дополнительных гарантий, мер социальной поддержки медицинским работникам за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета, и полномочий по предметам совместного ведения. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, к перечню этих полномочий не отнесено. В статье 26.3.1 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование этих полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В статье 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (данный Закон утратил силу с 1 января 2005 года) указывалось, что передаваемая из федерального бюджета финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях может предоставляться в том числе в форме субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, проживают в сельской местности. В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг Правительством Российской Федерации 29 декабря 2007 года принято Постановление N 941. Этим Постановлением утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, которые определяли условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и расчета размера субсидий. Однако с 14 июня 2010 года данное Постановление Правительства Российской Федерации признано утратившим силу. Федеральными законами о федеральном бюджете на 2012, 2013 годы установление субсидий на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации, не предусматривается.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что Российская Федерация до 1 января 2012 года участвовала в финансовом обеспечении предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности в организациях здравоохранения. С 1 января 2012 года Российская Федерация предоставила субъектам Российской Федерации лишь право установление на уровне региона данной меры социальной поддержки исходя из уровня бюджетной обеспеченности. Норма статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ранее предусматривавшая льготы медработникам в натуральной форме, а с 1 января 2005 года обязывающая принять нормативно-правовые акты о предоставлении соответствующих субсидий на том уровне, в ведении которого находится учреждение здравоохранения, с 1 января 2012 года признана утратившей силу. Ранее принятые Российской Федерации нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы межбюджетных отношений по предоставлению субсидий на компенсацию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, также в части медицинских работников в настоящее время не действуют. Федеральными законами о федеральном бюджете на 2012, 2013 годы установление субсидий на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации, не предусмотрено.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа. По смыслу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о признании бездействия органа государственной власти незаконным суд обязан установить: имеет ли орган полномочия на совершение действия, возложена ли на него законом обязанность по совершению действия.
Районный суд правильно установил, что ответчик в рамках своих полномочий и компетенции не допустил какого-либо бездействия. На ответчика обязанность по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в сельской местности, в части компенсации расходов на оплату коммунальных услуг нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия ответчика, не возложена. Само по себе принятие нормативно-правового акта относится к исключительной компетенции соответствующего органа государственной власти и суд не вправе вмешиваться в компетенцию данного органа и обязывать его принять нормативный правовой акт. Обязанности по выплате истцам компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с 1 января 2012 года по 1 марта 2013 года у ответчика также не имеется.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истцов по доверенности П.Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)