Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области (ИНН 6166069008, ОГРН 1096166000919) - Андреевой И.И. (доверенность от 04.03.2013), Бегояна Б.С. (доверенность от 28.01.2013), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "ЮИТ ДОН" (ИНН 6164266057, ОГРН 1076164008623), третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ростовской области (ИНН 6168099199, ОГРН 1026104360006), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2012 (судья Маковкина И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 (судьи Винокур И.Г., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-8976/2012, установил следующее.
ЗАО "ЮИТ ДОН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 21.10.2011 N 6147, 6148, 6149, 6150.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ростовской области (далее - учреждение).
Решением суда от 25.06.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2012, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что у налоговой инспекции не имелось оснований для исчисления земельного налога за 2009 год с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9208 рубля 44 копейки за кв. м на основании вида разрешенного использования - для эксплуатации административных и производственных помещений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 25.06.2012 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.09.2012, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Податель жалобы указывает, что при рассмотрении дела суды не дали совокупную оценку всем обстоятельствам, имеющим значение для принятия законного судебного акта, неправильно применили нормы материального права, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Управление Росреестра перерасчитало кадастровую стоимость земельного участка на основании заявления общество и в установленном законом порядке не приняло решение об исправлении технической ошибки.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество в 2009 году являлось собственником земельного участка площадью 12236 кв. м с кадастровым номером 61:44:021007:65 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-ой Конной Армии, 37.
Налогоплательщик представил 04.05.2011 уточненные декларации (расчеты) по авансовым платежам по земельному налогу за I, II и III кварталы 2009 года, уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, в которых исчислил суммы авансовых платежей и налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 64 155 306 рублей и ставки налога 0,3%.
Налоговая инспекция провела камеральные проверки уточненных деклараций и расчетов, по результатам которой составила акты от 07.09.2011 N 37894, 37950, 37956, 37961 и приняла решения от 21.10.2011 N 6147, 6148, 6149 о начислении обществу по 72 779 рублей земельного налога по каждому из перечисленных решений и решение от 21.10.2011 N 6150 о начислении 72 778 рублей земельного налога.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 19.12.2011 N 15-14/5584, 15-14/5585, 15-14/5586, 15-14/5587 решения налоговой инспекции от 21.10.2011 N 6147, 6148, 6149, 6150 оставлены без изменения и утверждены.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование правильности применения кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик представил в налоговую инспекцию письмо управления Росреестра от 11.03.2011 N 31-13/208, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:021007:65 с 01.01.2009 составляет 64 155 306 рублей (т. 1, л.д. 84).
Однако при вынесении оспариваемых решений налоговый орган руководствовался письмами учреждения от 09.08.2011 N 11-Исх/3618 и управления Росреестра от 29.04.2010 N 31-13/578, по данным которых на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:021007:65 составляла 112 674 471 рубль 84 копейки.
Решением управления Росреестра от 12.04.2010 N 61/006/10-74572 изменена кадастровая стоимость земельного участка на 64 155 306 рублей.
Не принимая данное решение в качестве основания для установления кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009, налоговая инспекция указала, что такое изменение кадастровой стоимости должно учитываться только для исчисления земельного налога за 2011 год.
В совокупности оценив представленные в материалы дела доказательства и правильно применив нормы права к установленным по делу обстоятельствам, суды приняли судебные акты, которые отвечают требованиям статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса). В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Суды, руководствуясь положениями статьи 388, пунктом 14 статьи 396 Кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, статьей 5 Областного закона "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" установили, что постановление Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" которым утверждены результаты расчета средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, надлежащим образом опубликовано и доведено до сведения налогоплательщиков.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:021007:65 поставлен на кадастровый учет 28.07.2008, т.е. после формирования Перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, и на основании постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 25.04.2007 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Следовательно, данный земельный участок оценен на основании средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных по результатам кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007 постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-19143/2010 между теми же лицами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:021007:65 предоставлен обществу для проектирования и строительства жилого комплекса, предназначен и фактически использовался для строительства жилищного фонда, доказательства обратного налоговая инспекция не представила, поэтому при исчислении земельного налога за 2009 год общество обоснованно применило ставку 0,3%.
Суды отклонили довод налоговой инспекции о том, что судебными актами по делу N А53-19143/2010 установлена кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 61:44:021007:65 в размере 112 674 471 рубль 84 копейки. В рамках указанного дела оспаривалось применение в 2009 году ставки земельного налога в размере 0,3%, установленной для ограниченной категории земельных участков, занятых жилищным фондом (объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) либо приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Ввиду отсутствия спора о кадастровой стоимости земельного участка обстоятельства, касающиеся правильности ее определения, в деле N А53-19143/2010 не обсуждались и не устанавливались.
Основанием для начисления земельного налога послужил вывод налоговой инспекции о необходимости применения удельного показателя кадастровой стоимости 9208 рубля 44 копейки за кв. м согласно кадастровому паспорту от 27.07.2009, в котором указан вид разрешенного использования - "для эксплуатации административных и производственных помещений, для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома с последующей эксплуатацией", и размер кадастровой стоимости в этом случае составляет 112 674 471 рубль 84 копейки.
Суды учли положения пункта 3.7 Технических рекомендаций, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, устанавливающего исключение для земельных участков, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка, правильно сослались на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.05.2010 N Д06-1468, указывающее, что при наличии нескольких видов разрешенного использования земельного участка, одним из которых является "жилищное строительство", кадастровая стоимость земельного участка определяется для вида разрешенного использования "жилищное строительство".
Таким образом, кадастровую стоимость для земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021007:65 с видом разрешенного использования: "для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома с последующей эксплуатацией" надлежало определить с использованием удельного показателя кадастровой стоимости - 5243 рубля 16 копеек за кв. м, применяемых для земельных участков с видом разрешенного использования "жилищное строительство".
Суды отклонили ссылку налоговой инспекции на письма о размере кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2009 в сумме 112 674 471 рубля 84 копейки (с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9208 рубля 44 копейки за кв. м).
Решением органа кадастрового учета от 12.04.2010 N 61/006/10-75472 изменены сведения в государственном кадастре недвижимости, тем самым управление Росреестра исправило 12.04.2010 допущенную при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области ошибку путем изменения сведений кадастрового учета и применения в рассматриваемом случае правильного удельного показателя кадастровой стоимости для земельного участка с видом разрешенного использования "жилищное строительство" (5243 рублей 16 копеек за кв. м), внесения соответствующих изменений в кадастровый паспорт земельного участка, согласно которым вид разрешенного использования указан: "для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома с последующей эксплуатацией", удельный показатель кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "жилищное строительство" - 5243 рубля 16 копеек за кв. м, кадастровая стоимость 64 155 305 рублей 76 копеек.
Судебные инстанции обоснованно не приняли во внимание довод налоговой инспекции о том, что технические ошибки, ошибки в сведениях, воспроизведенных из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению с учетом требований статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда о признании незаконными действий органа кадастрового учета либо иных органов, отказавших в исправлении ошибок в документах, предоставляемых для кадастрового учета, решения суда об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки не выносилось, вместе с тем из материалов дела следует, что ошибка явно имела место и исправлена путем уточнения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Суды правильно отклонили довод налоговой инспекции о том, что происшедшее в течение налогового периода изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка, учитывается при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде.
Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21, если по решению Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Исправление технических ошибок либо ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета, не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверных сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в связи с чем данное исправление не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату, в том числе по решению суда, установившего дату внесения неточных сведений в кадастровый учет.
Суды установили, что при принятии оспариваемых решений налоговая инспекция применила кадастровую стоимость с учетом неверного вида разрешенного использования и завышенного удельного показателя кадастровой стоимости, основания для применения которой не подтверждены.
Следовательно, оснований для исчисления земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021007:65 на основании кадастровой стоимости с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9208 рубля 44 копейки за кв. м, с учетом вида разрешенного использования - для эксплуатации административных и производственных помещений не имеется.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод, что доначисление оспариваемыми решениями земельного налога из расчета неправильной кадастровой стоимости нарушает права налогоплательщика, поэтому решения налоговой инспекции являются недействительными.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права и направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 по делу N А53-8976/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N А53-8976/2012
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N А53-8976/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области (ИНН 6166069008, ОГРН 1096166000919) - Андреевой И.И. (доверенность от 04.03.2013), Бегояна Б.С. (доверенность от 28.01.2013), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "ЮИТ ДОН" (ИНН 6164266057, ОГРН 1076164008623), третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ростовской области (ИНН 6168099199, ОГРН 1026104360006), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2012 (судья Маковкина И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 (судьи Винокур И.Г., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-8976/2012, установил следующее.
ЗАО "ЮИТ ДОН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 21.10.2011 N 6147, 6148, 6149, 6150.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ростовской области (далее - учреждение).
Решением суда от 25.06.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2012, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что у налоговой инспекции не имелось оснований для исчисления земельного налога за 2009 год с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9208 рубля 44 копейки за кв. м на основании вида разрешенного использования - для эксплуатации административных и производственных помещений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 25.06.2012 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.09.2012, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Податель жалобы указывает, что при рассмотрении дела суды не дали совокупную оценку всем обстоятельствам, имеющим значение для принятия законного судебного акта, неправильно применили нормы материального права, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Управление Росреестра перерасчитало кадастровую стоимость земельного участка на основании заявления общество и в установленном законом порядке не приняло решение об исправлении технической ошибки.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество в 2009 году являлось собственником земельного участка площадью 12236 кв. м с кадастровым номером 61:44:021007:65 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-ой Конной Армии, 37.
Налогоплательщик представил 04.05.2011 уточненные декларации (расчеты) по авансовым платежам по земельному налогу за I, II и III кварталы 2009 года, уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, в которых исчислил суммы авансовых платежей и налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 64 155 306 рублей и ставки налога 0,3%.
Налоговая инспекция провела камеральные проверки уточненных деклараций и расчетов, по результатам которой составила акты от 07.09.2011 N 37894, 37950, 37956, 37961 и приняла решения от 21.10.2011 N 6147, 6148, 6149 о начислении обществу по 72 779 рублей земельного налога по каждому из перечисленных решений и решение от 21.10.2011 N 6150 о начислении 72 778 рублей земельного налога.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 19.12.2011 N 15-14/5584, 15-14/5585, 15-14/5586, 15-14/5587 решения налоговой инспекции от 21.10.2011 N 6147, 6148, 6149, 6150 оставлены без изменения и утверждены.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование правильности применения кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик представил в налоговую инспекцию письмо управления Росреестра от 11.03.2011 N 31-13/208, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:021007:65 с 01.01.2009 составляет 64 155 306 рублей (т. 1, л.д. 84).
Однако при вынесении оспариваемых решений налоговый орган руководствовался письмами учреждения от 09.08.2011 N 11-Исх/3618 и управления Росреестра от 29.04.2010 N 31-13/578, по данным которых на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:021007:65 составляла 112 674 471 рубль 84 копейки.
Решением управления Росреестра от 12.04.2010 N 61/006/10-74572 изменена кадастровая стоимость земельного участка на 64 155 306 рублей.
Не принимая данное решение в качестве основания для установления кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009, налоговая инспекция указала, что такое изменение кадастровой стоимости должно учитываться только для исчисления земельного налога за 2011 год.
В совокупности оценив представленные в материалы дела доказательства и правильно применив нормы права к установленным по делу обстоятельствам, суды приняли судебные акты, которые отвечают требованиям статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса). В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Суды, руководствуясь положениями статьи 388, пунктом 14 статьи 396 Кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, статьей 5 Областного закона "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" установили, что постановление Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" которым утверждены результаты расчета средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, надлежащим образом опубликовано и доведено до сведения налогоплательщиков.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:021007:65 поставлен на кадастровый учет 28.07.2008, т.е. после формирования Перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, и на основании постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 25.04.2007 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Следовательно, данный земельный участок оценен на основании средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных по результатам кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007 постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-19143/2010 между теми же лицами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:021007:65 предоставлен обществу для проектирования и строительства жилого комплекса, предназначен и фактически использовался для строительства жилищного фонда, доказательства обратного налоговая инспекция не представила, поэтому при исчислении земельного налога за 2009 год общество обоснованно применило ставку 0,3%.
Суды отклонили довод налоговой инспекции о том, что судебными актами по делу N А53-19143/2010 установлена кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 61:44:021007:65 в размере 112 674 471 рубль 84 копейки. В рамках указанного дела оспаривалось применение в 2009 году ставки земельного налога в размере 0,3%, установленной для ограниченной категории земельных участков, занятых жилищным фондом (объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) либо приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Ввиду отсутствия спора о кадастровой стоимости земельного участка обстоятельства, касающиеся правильности ее определения, в деле N А53-19143/2010 не обсуждались и не устанавливались.
Основанием для начисления земельного налога послужил вывод налоговой инспекции о необходимости применения удельного показателя кадастровой стоимости 9208 рубля 44 копейки за кв. м согласно кадастровому паспорту от 27.07.2009, в котором указан вид разрешенного использования - "для эксплуатации административных и производственных помещений, для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома с последующей эксплуатацией", и размер кадастровой стоимости в этом случае составляет 112 674 471 рубль 84 копейки.
Суды учли положения пункта 3.7 Технических рекомендаций, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, устанавливающего исключение для земельных участков, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка, правильно сослались на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.05.2010 N Д06-1468, указывающее, что при наличии нескольких видов разрешенного использования земельного участка, одним из которых является "жилищное строительство", кадастровая стоимость земельного участка определяется для вида разрешенного использования "жилищное строительство".
Таким образом, кадастровую стоимость для земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021007:65 с видом разрешенного использования: "для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома с последующей эксплуатацией" надлежало определить с использованием удельного показателя кадастровой стоимости - 5243 рубля 16 копеек за кв. м, применяемых для земельных участков с видом разрешенного использования "жилищное строительство".
Суды отклонили ссылку налоговой инспекции на письма о размере кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2009 в сумме 112 674 471 рубля 84 копейки (с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9208 рубля 44 копейки за кв. м).
Решением органа кадастрового учета от 12.04.2010 N 61/006/10-75472 изменены сведения в государственном кадастре недвижимости, тем самым управление Росреестра исправило 12.04.2010 допущенную при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области ошибку путем изменения сведений кадастрового учета и применения в рассматриваемом случае правильного удельного показателя кадастровой стоимости для земельного участка с видом разрешенного использования "жилищное строительство" (5243 рублей 16 копеек за кв. м), внесения соответствующих изменений в кадастровый паспорт земельного участка, согласно которым вид разрешенного использования указан: "для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома с последующей эксплуатацией", удельный показатель кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "жилищное строительство" - 5243 рубля 16 копеек за кв. м, кадастровая стоимость 64 155 305 рублей 76 копеек.
Судебные инстанции обоснованно не приняли во внимание довод налоговой инспекции о том, что технические ошибки, ошибки в сведениях, воспроизведенных из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению с учетом требований статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда о признании незаконными действий органа кадастрового учета либо иных органов, отказавших в исправлении ошибок в документах, предоставляемых для кадастрового учета, решения суда об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки не выносилось, вместе с тем из материалов дела следует, что ошибка явно имела место и исправлена путем уточнения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Суды правильно отклонили довод налоговой инспекции о том, что происшедшее в течение налогового периода изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка, учитывается при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде.
Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21, если по решению Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Исправление технических ошибок либо ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета, не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверных сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в связи с чем данное исправление не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату, в том числе по решению суда, установившего дату внесения неточных сведений в кадастровый учет.
Суды установили, что при принятии оспариваемых решений налоговая инспекция применила кадастровую стоимость с учетом неверного вида разрешенного использования и завышенного удельного показателя кадастровой стоимости, основания для применения которой не подтверждены.
Следовательно, оснований для исчисления земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021007:65 на основании кадастровой стоимости с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9208 рубля 44 копейки за кв. м, с учетом вида разрешенного использования - для эксплуатации административных и производственных помещений не имеется.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод, что доначисление оспариваемыми решениями земельного налога из расчета неправильной кадастровой стоимости нарушает права налогоплательщика, поэтому решения налоговой инспекции являются недействительными.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права и направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 по делу N А53-8976/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)