Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 N 15АП-13330/2013 ПО ДЕЛУ N А32-8061/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. N 15АП-13330/2013

Дело N А32-8061/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Д.В. Николаева, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Кубаньэнергосбыт": Козлова Елена Викторовна, паспорт, по доверенности от 28.06.2013 N 11102-22-26,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.07.2013 по делу N А32-8061/2013,
принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,

установил:

открытое акционерное общество "Кубаньэнергосбыт" (далее - ОАО "Кубаньэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИК КК) о признании недействительным предписания от 11.02.2013 N 000605.
Решением суда от 01.07.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у жилищной инспекции не было оснований для выдачи предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ КК обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ОАО "Кубаньэнергосбыт", являясь субъектом розничного рынка электроэнергетики, обязано проводить на объектах электроэнергетики замеры, в том числе уровня напряжения.
В судебное заседание не явились представители Госжилинспекции Краснодарского края, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Госжилинспекции Краснодарского края в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие инспекции.
От ОАО "Кубаньэнергосбыт" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Госжилинспекции Краснодарского края.
Представитель ОАО "Кубаньэнергосбыт" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.02.2013 N 456 Госжилинспекцией Краснодарского края 11.02.2013 проведена внеплановая проверка по обеспечению соблюдения обществом "Кубаньэнергосбыт" обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома по ул. Привокзальная,14 в с. Кривенковское Туапсинского района Краснодарского края.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 11.02.2013 N 000379, из которого следует, что исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома является ОАО "Кубаньэнергосбыт"; на момент проверки, электроснабжение потребителей, проживающих в доме, осуществлялось круглосуточно, бесперебойно и в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В акте также указано, что в ходе проведения проверки не имелось возможности установить факт ненадлежащего предоставления ОАО "Кубаньэнергосбыт" коммунальной услуги по электроснабжению указанного жилого дома ввиду того, что ОАО "Кубаньэнергосбыт" при проведении проверки не представлены запрашиваемые сведения о параметрах качества электроснабжения указанного жилого дома.
Проверяющим в акте указано, что в связи с изложенным обществу необходимо выдать предписание об организации проведения испытаний электрической энергии на границе балансового разграничения (эксплуатационной ответственности) между потребителями и исполнителем коммунальной услуги.
11.02.2013 Госжилинспекцией Краснодарского края обществу выдано предписание N 000605, в соответствии с которым ОАО "Кубаньэнергосбыт" предписано в срок до 25.03.2012 организовать и провести испытания электрической энергии на границе балансового разграничения эксплуатационной ответственности между потребителем и исполнителем коммунальной услуги и оформить протоколом испытаний электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53333-2008.
Считая незаконным предписание от 11.02.2013 N 000605, ОАО "Кубаньэнергосбыт" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела подтверждено наличие данных условий незаконности предписания госжилинспекции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Госжилинспекции Краснодарского края отсутствовали правовые основания для выдачи обществу "Кубаньэнергосбыт" предписания.
Правовые основы деятельности Госжиилинспекции Краснодарского края определены "Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора", утвержденным Приказом от 16.04.2012 N 27.
В соответствии с пунктом 7 Регламента предметом регионального государственного жилищного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).
В силу пункта 9 Регламента уполномоченные должностные лица Инспекции при осуществлении государственной функции обязаны исполнять государственную функцию в строгом соответствии с Регламентом.
Согласно пункту 8 Регламента уполномоченные должностные лица Инспекции при осуществлении государственной функции имеют право:
- - запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
- - беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- - выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Пунктом 10 Регламента определено, что при исполнении государственной функции уполномоченные должностные лица Инспекции не вправе:
- - требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- - осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору.
В соответствии с пунктом 13 Регламента результатами исполнения Инспекцией государственной функции являются:
1) акты о результатах проведенных в установленном порядке проверок, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений;
2) предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с установлением сроков устранения таких нарушений;
3) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) Законом Краснодарского края "Об административных правонарушениях";
4) обращения в адрес органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации и Краснодарского края, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов о необходимости принятия в пределах полномочий соответствующих мер реагирования, актов или решений, направленных на обеспечение принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных Инспекцией по результатам проверок нарушений обязательных требований, либо о необходимости правового регулирования (принятия соответствующих нормативных правовых актов) по вопросам компетенции;
5) информация в адрес лиц, чьи обращения послужили основанием для проведения проверок, о результатах рассмотрения их обращений и о принятых Инспекцией в пределах полномочий мерах.
Из изложенного, а также из утвержденных приказом от 16.04.2012 N 27 форм документов (распоряжение, акт проверки, предписание) следует, что предписание может выдаваться Госжилинспекцией Краснодарского края только по результатам проведенной проверки и только в связи с выявленными нарушениями обязательных требований в целях их устранения.
Из акта проверки от 11.02.2013, по результатам которой было выдано оспариваемое предписание от 11.02.2013 N 000605, следует, что в деятельности ОАО "Кубаньэнергосбыт" по предоставлению коммунальной услуги не было выявлено нарушений (электроснабжение потребителей, проживающих в доме, осуществлялось круглосуточно, бесперебойно и в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, основания для выдачи предписания по результатам проверки у Госжилинспекции отсутствовали.
Из акта проверки и предписания следует, что фактически оспариваемое предписание является запросом, которым инспекция требовала от ОАО "Кубаньэнергосбыт" организовать и провести испытания электроэнергии и представить инспекции протоколы испытаний.
Однако, инспекция не оформила свои требования в качестве запроса, предусмотренного пунктом 8 Административного регламента. Кроме того, указанные запросы должны направляться до либо в процессе проведения проверки, поскольку их целью является проверка соблюдения обязательных требований.
В настоящем случае, инспекция фактически запросила сведения предписанием, выданным после проведения проверки и при отсутствии установленных фактов нарушения обязательных требований.
При этом в апелляционной жалобе инспекция указала, что проверить соответствие электроэнергии установленным требования не представилось возможным в связи с отсутствием в распоряжении госжилинспекции лаборатории на проведение проверки качества электроснабжения, а также отсутствием специалистов, обладающих должным разрядом допуска.
Как указано ранее, в силу пункта 10 Административного регламента при исполнении государственной функции уполномоченные должностные лица Инспекции не вправе осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, общество "Кубаньэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, не имеет на своем балансе электрических сетей, либо иных объектов электросетевого хозяйства участвующих в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии. Все объекты электросетевого хозяйства, через которые осуществляется электроснабжение потребителей, принадлежат сетевой организации - ОАО "Кубаньэнерго".
Действующее законодательство не возлагает на энергосбытовые организации обязанности по проведению испытаний электрической энергии. В тоже время, такая обязанность возлагается на сетевые организации, к которым общество не относится.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. Минэнерго России N 229 от 19.06.2003, обеспечение единства измерений при производстве, передаче и распределении электрической энергии возлагается на сетевые организации.
Согласно ГОСТ 53 333-2008 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 787-ст) обязанность по проведению испытаний качества электрической энергии, в том числе по периодичности, продолжительности измерений, также возлагается на сетевую организацию (п. 6.1 ГОСТа).
Согласно п. 11.3 ГОСТ 53333-2008, организации, проводящие испытания электрической энергии, должны соответствовать требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, который в свою очередь применяется только для организаций осуществляющих испытания и/или калибровку. Разделом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 установлены общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и указано, что он применяется для всех организаций, осуществляющих испытания. При этом согласно раздела 4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 лаборатория или организация, в состав которой входит лаборатория, должна являться самостоятельной правовой единицей, способной нести юридическую ответственность.
ГОСТ 13 109-97 предусматривает установление показателей качества электрической энергии в электрических сетях, которые принадлежат на праве собственности сетевой организации.
При таких обстоятельствах, предписание Госжилинспекции Краснодарского края от 11.02.2013 N 000605 в силу ст. 201 АПК РФ является недействительным, как принятое при отсутствии правовых оснований и нарушающее права и законные интересы общества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований общества.
Таким образом, решение суда от 01.07.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 июля 2013 года по делу N А32-8061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)