Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N А12-12108/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N А12-12108/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (400026, г. Волгоград, ул. Гражданская, 93, ОГРН 1103461003425, ИНН 3448051204)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2013 года по делу N А12-12108/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (400026, г. Волгоград, ул. Гражданская, 93, ОГРН 1103461003425, ИНН 3448051204)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
об отмене постановления от 28.02.2013 N 78 о привлечении к административной ответственности,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ВУК" (далее - ООО "ВУК", заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 28.02.2013 N 78 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 41 000 руб.
Решением суда от 22.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ВУК" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 63 80469 7, N 410031 63 80470 3. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 30 августа 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22 января 2013 года на основании приказа органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 11.01.2013 N 78 (т. 1 л.д. 34-35) в связи с обращениями гражданки, проживающей в жилом доме по адресу ул. Гражданская, д. 56 (т. 1 л.д. 37), о ненадлежащем техническом состоянии балконов, санитарном состоянии подъездов, дворовой территории, инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "ВУК" обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Проверка проводилась в присутствии представителя ООО "ВУК" Грабарь Б.А., действующего по доверенности от 21 января 2013 года N 04/2013 (т. 1 л.д. 46).
В ходе проверки установлено, что заявителем допущено нарушение пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 4.2.4.2, 4.2.1.5, 4.4.1, 4.8.14, 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы), в том числе:
- во всех балконных плитах дома наблюдается разрушение защитного слоя бетона, наличие трещин бетонного слоя, оголена арматура, наблюдается выкрашивание бетона из тела плит, на металлических конструкциях арматуры балконных плит наблюдается коррозия; предупреждающие надписи на фасаде имеются в двух местах, из металлических труб выполнено ограждения опасных участков под балконами с торцов здания со стороны дворового фасада, а со стороны главного фасада ограждение опасных участков и предупреждающие надписи отсутствуют, тем самым нарушены требования пунктов 4.2.4.2, 4.2.1.5 Правил и норм, пункта 10 Правил N 491;
- при осмотре санитарного состояния лестничных клеток в подъезда N 4 по углам стен лестничных площадок паутина, пыль на почтовых ящиках, оконное остекление запылено на всех этажах, побелочный слой стеновых панелей имеет общую запыленность, на 4 этаже выявлено наличие неубранного сметенного сора, окурков, наблюдается загрязненность пола на 3 этаже; грязные стеновые панели, мусор на подоконниках свидетельствуют об отсутствии регулярной уборки, тем самым нарушены требования пунктов 4.4.1, 4.8.14 Правил и норм, пункта 10 Правил N 491;
- деревья со стороны дворового фасада расположены на расстоянии менее 5 метров от стены здания, ветвями касаются ограждающих конструкций и покрытия кровли дома. Тем самым нарушены требования пункта 4.11 ГОСТ Р 51617-2000 Жилищно-коммунальные услуги;
- на пешеходном тротуаре, проходящем вдоль дворового фасада, расположенном в границах земельного участка дома, имеются участки с просадками и трещинами в асфальтном покрытии от корней деревьев. Тем самым нарушены требования пункта 4.1.7 Правил и норм, пункта 10. Правил N 491.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.01.2013 N 78, в котором зафиксированы допущенные нарушения (т. 1 л.д. 38-45).
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28 января 2013 года в отсутствие представителя заявителя составлен протокол N 78 об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное правонарушение (т. 1 л.д. 48-49). О дате, времени и месте составления протокола ООО "ВУК" извещено надлежащим образом, что подтверждено уведомлением от 22.01.2013, уведомлением о вручении почтового отправления N 400066 57 09876 4 (т. 1 л.д. 50-51).
28 февраля 2013 года административным органом вынесено постановление N 78 о привлечении ООО "ВУК" к ответственности по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в сумме 41 000 руб. (т. 1 л.д. 21-26). О дате, времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ООО "ВУК" извещено надлежащим образом, что подтверждено уведомлением от 12.02.2013 N 78, определением о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 07.02.2013 N 78, уведомлением о вручении почтового отправления N 400066 58 77149 9 (т. 1 л.д. 47, 66-67).
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Нарушений административным органом не допущено.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "ВУК", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности. Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Статьей 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении возложенных на заявителя обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома.
Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилого дома в состоянии, отвечающем установленным требованиям.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил N 491 установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил N 491, управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
ООО "ВУК" на момент совершения правонарушения являлось управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 56 по ул. Гражданская г. Волгограда, что подтверждено договором управления многоквартирным домом от 31.01.2011 (т. 1 л.д. 53-57) и не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации ООО "ВУК", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Кроме того, в статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, ООО "ВУК" как управляющая организация должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирным жилым домом.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил и норм при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
В пункте 4.2.1.5 Правил и норм установлено, что не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.
Согласно пункту 4.4.1 Правил и норм, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В пункте 4.8.14. Правил и норм предусмотрено, что в лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
В соответствии с пунктом 4.1.7 Правил и норм просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
На основании подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил N 491 ООО "ВУК" с момента принятия на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома должно осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а при выявлении указанных несоответствий состояния общего имущества управляющая компания обязана устранять их.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома свидетельствуют о наличии в бездействии ООО "ВУК" состава вмененного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя во вмененном правонарушении инспекцией доказана.
Инспекция обоснованно привлекла ООО "ВУК" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд полагает, что довод ООО "ВУК" о том, что административным органом нарушен пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении является несостоятельным, поскольку 07 февраля 2013 года административным органом удовлетворено ходатайство директора ООО "ВУК" Родина А.В. об отложении рассмотрения дела и вынесено определение N 78 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении до 28 февраля 2013 года (т. 1 л.д. 65-66).
Форма приказа органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица полностью соответствует утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" типовой форме приказа о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.07.2013 по делу N А12-12108/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Судья
М.А.АКИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)