Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Громовой Л.В., Пановой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (ОГРН: 1025902403196, ИНН: 5948022406; далее - общество "Газпром межрегионгаз Пермь") на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2012 по делу N А50-10707/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Газпром межрегионгаз Пермь" - Михайлов А.А. (доверенность от 25.12.2012 N 23).
Общество "Газпром межрегионгаз Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к товариществу собственников жилья "Сентябрина" (ОГРН: 1105914000554, ИНН: 5914025688; далее - товарищество "Сентябрина") о взыскании 115 727 руб. 38 коп., из которых 51 955 руб. 07 коп. - задолженность по договору от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, 63 772 руб. 31 коп. - задолженность по договору от 27.12.2011 N П-41-4-3219/11 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.09.2012 (судья Лысанова Л.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 (судьи Масальская Н.Г., Дружинина Л.В., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпром межрегионгаз Пермь" просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, суды неправомерно применили к расчетам за поставленный газ розничную цену газа, установленную постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 13.12.2011 N 2-г. Заявитель считает, что по признакам, указанным в п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), ответчика нельзя отнести к категории "население", что указывает на отсутствие правовых оснований для расчетов с ответчиком по розничным ценам на газ. Кроме того, общество "Газпром межрегионгаз Пермь" считает, что суды необоснованно ссылаются на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению госрегулирования цен на газ и сырье для его производства", поскольку в данной норме говорится о розничных ценах на сжиженный газ, тогда как предметом договоров поставки, заключенных между истцом и ответчиком, является поставка природного газа по трубопроводам. По мнению заявителя, судами допущено неправильное применение норм материального права, в том числе п. 5 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27.10.2011 N 252/э, п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", выводы судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, товарищество "Сентябрина" создано собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Добрянка, ул. Уральская, 18, ул. Маяковского, 1, для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения (п. 1.1 Устава товарищества "Сентябрина").
Между обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" (поставщик) и товариществом "Сентябрина" (покупатель) заключены договоры от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 на поставку газа, которые со стороны товарищества "Сентябрина" подписаны с протоколами разногласий относительно условия о цене на газ. Возникшие разногласия сторонами не урегулированы, протоколы разногласий поставщиком не подписаны.
Согласно п. 2.1 названных договоров поставщик обязался поставлять газ на объекты покупателя (котельная ТКУ-12 жилого дома по ул. Маяковского, 1, котельная ТКУ-100 жилого дома по ул. Уральская, 18), а покупатель обязался оплачивать стоимость газа.
Во исполнение условий договоров от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 в период с февраля по апрель 2012 года товариществу "Сентябрина" поставлен газ в объеме 26,609 тыс. куб. м, что подтверждается актами об объеме переданного-принятого газа от 29.02.2012, 31.03.2012, 30.04.2012, подписанными сторонами без разногласий.
На оплату стоимости принятого ответчиком газа истцом выставлены счета-фактуры на общую сумму 134 047 руб. 61 коп. (по договору N П-41-4-3218/11 - на сумму 60 532 руб. 47 коп.; по договору N П-41-4-3219/11 - на сумму 73 515 руб. 14 коп.).
Стоимость фактически отобранного газа определена истцом в соответствии с п. 3 Основных положений N 1021 и состоит из четырех регулируемых государством ценовых ставок: оптовая цена с 01.01.2011 - 2 521 руб. (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 412-э/2); тариф на услуги по транспортировке газа с 01.01.2011 - 248,99 руб. (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18); плата за снабженческо-сбытовые услуги - размер дифференцирован в зависимости от группы потребителей (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18) специальная надбавка с 01.01.2011 - 34,44 руб. (постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 28.12.2010 N 3-г, от 15.12.2011 N 3-г).
По расчету общества "Газпром межрегионгаз Пермь" обязательство по оплате поставленного газа по названным договорам поставки газа исполнено товариществом "Сентябрина" не в полном объеме, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции счел, что между обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" и товариществом "Сентябрина" сложились фактические отношения, связанные с поставкой газа, установив отсутствие у ответчика перед истцом задолженности по оплате стоимости принятого газа, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, поддержав сделанные судом первой инстанции выводы об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом, однако суд указал, что с учетом ст. 432, п. 2, 3 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также тех обстоятельств, что существенное условие договора энергоснабжения - количество ресурса - сторонами согласовано, условия договоров исполнялись, договоры поставки газа от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 следует считать заключенными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами верно указано, что разногласия между сторонами возникли в части определения тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости газа, поставленного в период с февраля по апрель 2012 года.
Добрянским городским поселением в рамках краевой целевой программы "Газификация Пермского края 2008 - 2010 г." построен распределительный газопровод низкого давления в микрорайоне "Задобрянка" г. Добрянки, в составе которого смонтированы, в том числе транспортабельные котельные установки в конце ул. Маяковского (на пустыре - котельная ТКУ-120) и по ул. Уральская (напротив дома N 14 - котельная ТКУ-100), посредством которых осуществляется теплоснабжения жилых домов, управление которыми осуществляет товарищество "Сентябрина". Транспортабельные котельные принадлежат на праве собственности администрации Добрянского городского поселения и переданы в оперативное управление муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства". В целях организации теплоснабжения жилых многоквартирных домов между товариществом "Сентябрина" и муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" заключено Соглашение об эксплуатации оборудования, согласно которому администрация предоставляет для целей теплоснабжения транспортабельные котельные установки, ТСЖ от своего имени и за свой счет заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями (письмо администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 22.02.2012).
Общество "Газпром межрегионгаз Пермь", полагая, что по договорам от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 товарищество "Сентябрина" приобретает газ не для оказания населению коммунальной услуги "газоснабжение", а для оказания коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения; транспортабельные котельные не являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах (по адресам: Пермский край, г. Добрянка, ул. Уральская, 18 и ул. Маяковского, 1), определило стоимость газа, поставленного в котельные, исходя из оптовой цены на газ, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 412-э/2; тарифа на услуги по транспортировке газа, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18; специальной надбавки, установленной постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 28.12.2010 N 3-г, от 15.12.2011 N 3-г; платы за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18.
В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 и 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
В силу ст. 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статьей 4 Закона о газоснабжении закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В соответствии с п. 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 5 Приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27.10.2011 N 252-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно, в том числе по такому направлению (наборам направлений) использования газа, как на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 товарищество собственников жилья отнесено к исполнителям коммунальных услуг.
Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 из толкования во взаимосвязи п. 1 ст. 135, подп. 1, 4 п. 1 ст. 137 ЖК РФ, в рамках правоотношений, опосредующих оказание коммунальных услуг гражданам, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В соответствии с п. 15 Правил N 307, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь указанными нормативными актами, суды пришли к правильному выводу о том, что оплаченный по договорам поставки газ используется в целях теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении товарищества "Сентябрина" (адреса: Пермский край, г. Добрянка, ул. Уральская, 18, ул. Маяковского, 1), поэтому газ подлежит оплате по розничной цене на природный газ, реализуемый населению Пермского края на 2012 год, утвержденной постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 13.12.2011 N 2-г.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, ответчик путем использования транспортабельных котельных установок ТКУ-100 и ТКУ-120 не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме граждан, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых ответчик является исполнителем коммунальных услуг. Доказательств того, что потребление газа осуществляется в коммерческих целях, в материалы дела не представлено.
Спорные договоры предусматривают поставку газа для товарищества "Сентябрина" на многоквартирный жилой дом, поэтому предполагается, что газ будет использоваться для коммунально-бытовых нужд граждан, пока другая сторона не докажет иное (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 Основных положений N 1021 к категории "население" относятся иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные или иные кооперативы).
При таких обстоятельствах судами верно установлено, что оснований для применения тарифа на газ как для прочих потребителей в отношении товарищества "Сентябрина" не имеется.
Товариществом "Сентябрина" в материалы дела представлен контррасчет, согласно которому стоимость газа составила 79 494 руб. 87 коп. Данная сумма оплачена им в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Размер произведенной оплаты общество "Газпром межрегионгаз Пермь" не оспаривает.
Довод заявителя жалобы о том, что в расчетах за поставленный газ неправомерно применена розничная цена, поскольку котельная не находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку при данных обстоятельствах не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения.
Ссылка суда на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 не привела к принятию неправильного решения по делу, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Газпром межрегионгаз Пермь" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2012 по делу N А50-10707/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.С.ВАСИЛЬЧЕНКО
Судьи
Л.В.ГРОМОВА
Л.А.ПАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2013 N Ф09-1103/13 ПО ДЕЛУ N А50-10707/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. N Ф09-1103/13
Дело N А50-10707/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Громовой Л.В., Пановой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (ОГРН: 1025902403196, ИНН: 5948022406; далее - общество "Газпром межрегионгаз Пермь") на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2012 по делу N А50-10707/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Газпром межрегионгаз Пермь" - Михайлов А.А. (доверенность от 25.12.2012 N 23).
Общество "Газпром межрегионгаз Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к товариществу собственников жилья "Сентябрина" (ОГРН: 1105914000554, ИНН: 5914025688; далее - товарищество "Сентябрина") о взыскании 115 727 руб. 38 коп., из которых 51 955 руб. 07 коп. - задолженность по договору от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, 63 772 руб. 31 коп. - задолженность по договору от 27.12.2011 N П-41-4-3219/11 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.09.2012 (судья Лысанова Л.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 (судьи Масальская Н.Г., Дружинина Л.В., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпром межрегионгаз Пермь" просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, суды неправомерно применили к расчетам за поставленный газ розничную цену газа, установленную постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 13.12.2011 N 2-г. Заявитель считает, что по признакам, указанным в п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), ответчика нельзя отнести к категории "население", что указывает на отсутствие правовых оснований для расчетов с ответчиком по розничным ценам на газ. Кроме того, общество "Газпром межрегионгаз Пермь" считает, что суды необоснованно ссылаются на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению госрегулирования цен на газ и сырье для его производства", поскольку в данной норме говорится о розничных ценах на сжиженный газ, тогда как предметом договоров поставки, заключенных между истцом и ответчиком, является поставка природного газа по трубопроводам. По мнению заявителя, судами допущено неправильное применение норм материального права, в том числе п. 5 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27.10.2011 N 252/э, п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", выводы судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, товарищество "Сентябрина" создано собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Добрянка, ул. Уральская, 18, ул. Маяковского, 1, для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения (п. 1.1 Устава товарищества "Сентябрина").
Между обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" (поставщик) и товариществом "Сентябрина" (покупатель) заключены договоры от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 на поставку газа, которые со стороны товарищества "Сентябрина" подписаны с протоколами разногласий относительно условия о цене на газ. Возникшие разногласия сторонами не урегулированы, протоколы разногласий поставщиком не подписаны.
Согласно п. 2.1 названных договоров поставщик обязался поставлять газ на объекты покупателя (котельная ТКУ-12 жилого дома по ул. Маяковского, 1, котельная ТКУ-100 жилого дома по ул. Уральская, 18), а покупатель обязался оплачивать стоимость газа.
Во исполнение условий договоров от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 в период с февраля по апрель 2012 года товариществу "Сентябрина" поставлен газ в объеме 26,609 тыс. куб. м, что подтверждается актами об объеме переданного-принятого газа от 29.02.2012, 31.03.2012, 30.04.2012, подписанными сторонами без разногласий.
На оплату стоимости принятого ответчиком газа истцом выставлены счета-фактуры на общую сумму 134 047 руб. 61 коп. (по договору N П-41-4-3218/11 - на сумму 60 532 руб. 47 коп.; по договору N П-41-4-3219/11 - на сумму 73 515 руб. 14 коп.).
Стоимость фактически отобранного газа определена истцом в соответствии с п. 3 Основных положений N 1021 и состоит из четырех регулируемых государством ценовых ставок: оптовая цена с 01.01.2011 - 2 521 руб. (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 412-э/2); тариф на услуги по транспортировке газа с 01.01.2011 - 248,99 руб. (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18); плата за снабженческо-сбытовые услуги - размер дифференцирован в зависимости от группы потребителей (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18) специальная надбавка с 01.01.2011 - 34,44 руб. (постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 28.12.2010 N 3-г, от 15.12.2011 N 3-г).
По расчету общества "Газпром межрегионгаз Пермь" обязательство по оплате поставленного газа по названным договорам поставки газа исполнено товариществом "Сентябрина" не в полном объеме, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции счел, что между обществом "Газпром межрегионгаз Пермь" и товариществом "Сентябрина" сложились фактические отношения, связанные с поставкой газа, установив отсутствие у ответчика перед истцом задолженности по оплате стоимости принятого газа, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, поддержав сделанные судом первой инстанции выводы об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом, однако суд указал, что с учетом ст. 432, п. 2, 3 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также тех обстоятельств, что существенное условие договора энергоснабжения - количество ресурса - сторонами согласовано, условия договоров исполнялись, договоры поставки газа от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 следует считать заключенными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами верно указано, что разногласия между сторонами возникли в части определения тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости газа, поставленного в период с февраля по апрель 2012 года.
Добрянским городским поселением в рамках краевой целевой программы "Газификация Пермского края 2008 - 2010 г." построен распределительный газопровод низкого давления в микрорайоне "Задобрянка" г. Добрянки, в составе которого смонтированы, в том числе транспортабельные котельные установки в конце ул. Маяковского (на пустыре - котельная ТКУ-120) и по ул. Уральская (напротив дома N 14 - котельная ТКУ-100), посредством которых осуществляется теплоснабжения жилых домов, управление которыми осуществляет товарищество "Сентябрина". Транспортабельные котельные принадлежат на праве собственности администрации Добрянского городского поселения и переданы в оперативное управление муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства". В целях организации теплоснабжения жилых многоквартирных домов между товариществом "Сентябрина" и муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" заключено Соглашение об эксплуатации оборудования, согласно которому администрация предоставляет для целей теплоснабжения транспортабельные котельные установки, ТСЖ от своего имени и за свой счет заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями (письмо администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 22.02.2012).
Общество "Газпром межрегионгаз Пермь", полагая, что по договорам от 27.12.2011 N П-41-4-3218/11, П-41-4-3219/11 товарищество "Сентябрина" приобретает газ не для оказания населению коммунальной услуги "газоснабжение", а для оказания коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения; транспортабельные котельные не являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах (по адресам: Пермский край, г. Добрянка, ул. Уральская, 18 и ул. Маяковского, 1), определило стоимость газа, поставленного в котельные, исходя из оптовой цены на газ, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 412-э/2; тарифа на услуги по транспортировке газа, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18; специальной надбавки, установленной постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 28.12.2010 N 3-г, от 15.12.2011 N 3-г; платы за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.12.2010 N 428-э/18.
В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 и 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
В силу ст. 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статьей 4 Закона о газоснабжении закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В соответствии с п. 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 5 Приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27.10.2011 N 252-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно, в том числе по такому направлению (наборам направлений) использования газа, как на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 товарищество собственников жилья отнесено к исполнителям коммунальных услуг.
Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 из толкования во взаимосвязи п. 1 ст. 135, подп. 1, 4 п. 1 ст. 137 ЖК РФ, в рамках правоотношений, опосредующих оказание коммунальных услуг гражданам, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В соответствии с п. 15 Правил N 307, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь указанными нормативными актами, суды пришли к правильному выводу о том, что оплаченный по договорам поставки газ используется в целях теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении товарищества "Сентябрина" (адреса: Пермский край, г. Добрянка, ул. Уральская, 18, ул. Маяковского, 1), поэтому газ подлежит оплате по розничной цене на природный газ, реализуемый населению Пермского края на 2012 год, утвержденной постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 13.12.2011 N 2-г.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, ответчик путем использования транспортабельных котельных установок ТКУ-100 и ТКУ-120 не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме граждан, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых ответчик является исполнителем коммунальных услуг. Доказательств того, что потребление газа осуществляется в коммерческих целях, в материалы дела не представлено.
Спорные договоры предусматривают поставку газа для товарищества "Сентябрина" на многоквартирный жилой дом, поэтому предполагается, что газ будет использоваться для коммунально-бытовых нужд граждан, пока другая сторона не докажет иное (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 Основных положений N 1021 к категории "население" относятся иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные или иные кооперативы).
При таких обстоятельствах судами верно установлено, что оснований для применения тарифа на газ как для прочих потребителей в отношении товарищества "Сентябрина" не имеется.
Товариществом "Сентябрина" в материалы дела представлен контррасчет, согласно которому стоимость газа составила 79 494 руб. 87 коп. Данная сумма оплачена им в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Размер произведенной оплаты общество "Газпром межрегионгаз Пермь" не оспаривает.
Довод заявителя жалобы о том, что в расчетах за поставленный газ неправомерно применена розничная цена, поскольку котельная не находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку при данных обстоятельствах не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения.
Ссылка суда на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 не привела к принятию неправильного решения по делу, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Газпром межрегионгаз Пермь" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2012 по делу N А50-10707/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.С.ВАСИЛЬЧЕНКО
Судьи
Л.В.ГРОМОВА
Л.А.ПАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)