Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Лисовского В.Ю.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Дьякова А.Н.,
при секретаре: Г.Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации Саргатского муниципального района Омской области на решение Саргатского районного суда Омской области от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Саргатского района Омской области в интересах К.Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Саргатского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки К.Е.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с 24.09.2009 года по 31.12.2011 года.
Обязать Администрацию Саргатского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения <...> К.Е.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с 24.09.2009 года по 31.12.2011 года".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., заключение прокурора отдела областной прокуратуры Липинской Е.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Саргатского района Омской области в интересах К.Е.А. обратился в суд с заявлением к Администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику, ссылаясь на то, что К.Е.А. с 1984 года и по настоящее время работает в БУЗОО <...> в должности <...>. Ей как работнику здравоохранения должны предоставляться меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. С 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось. Непредоставление Администрацией Саргатского муниципального района мер социальной поддержки К.Е.А. нарушает ее законные права и интересы.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Саргатского муниципального района Омской области по непредоставлению в 2009 - 2011 годах мер социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО <...> К.Е.А. в виде права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, проживающей с 01.01.2009 - 31.12.2011 годы по адресу: <...>; обязать предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику К.Е.А.
В судебном заседании помощник прокурора Саргатского района Лесовская К.С. уточнила заявленные требования в части периода предоставления мер социальной поддержки в виду пропуска срока исковой давности - с 24.09.2009 по 31.12.2011 включительно, в остальной части поддержала исковые требования.
Истица К.Е.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Администрации Саргатского муниципального района Омской области Ф.В.Н. исковые требования не признал. Заявил о пропуске срока исковой давности относительно периода предоставления мер социальной поддержки за 2009 год. Указал, что отсутствуют правовые основания для обязания Администрации Саргатского муниципального района осуществлять меры социальной поддержки работникам муниципальных медицинских учреждений.
Представители третьих лиц - БУЗОО <...>, Министерства финансов Омской области, в лице Управления Федерального казначейства по Омской области, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Саргатского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления обязаны решать только те вопросы, которые прямо установлены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Федеральный законодатель, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Полагают, что суд не вправе обязать принять какой-либо нормативный акт, а также обязать органы местного самоуправления произвести какие-либо действия по предоставлению мер социальной поддержки. Производство по делу в части принятия нормативного правового акта подлежит прекращению на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Саргатского района Омской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено, что К.Е.А. с 1984 года и по настоящее время работает в БУЗОО <...> в должности <...>. Проживает по адресу: <...>, совместно с <...> (л.д. <...>).
Согласно Уставу, утвержденному Постановлением и.о. Главы Саргатского муниципального района от 07.03.2010 N 162-п, БУЗОО <...> является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем учреждения выступает Саргатский муниципальный район Омской области в лице Администрации района.
Справкой N <...> от 24.09.2012 подтверждено право К.Е.А. на получение льготы по оплате коммунальных платежей за период 2009 - 2011 годы (л.д. <...>).
Из материалов дела видно, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг К.Е.А. с 2009 года по 2011 год не предоставлялись. С 01.01.2012 К.Е.А. меры социальной поддержки предоставляются как работнику здравоохранения (л.д. <...>).
Кроме того, судом установлено, что с 2009 года К.Е.А. несла расходы на оплату электроэнергии и отопления (л.д. <...>).
Согласно ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. N 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г. (утратили силу с 01.01.2012 г.), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).
Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Согласно пунктам 3, 4 ст. 37 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
В связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждения здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых финансовых средств.
Действие ст. 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. Законом Омской области от 29.12.2009 г. N 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010 г.).
Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Действие ст. 37 приостановлено с 01.01. по 31.12.2009 г. Законом Омской области от 24.11.2008 г. N 1093-ОЗ, с 01.01. по 31.12.2010 г. Законом Омской области от 29.12.2009 г. N 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010 г.), с 01.01. по 31.12.2011 г. Законом Омской области от 09.12.2010 г. N 1313-ОЗ.
Вместе с тем, установленные законом Омской области меры социальной поддержки работников, работающих в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения, и их финансирование за счет средств областного бюджета не могут быть приостановлены, поскольку указанное предполагает фактически отмену социальных мер поддержки, и данное обстоятельство не может освобождать органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.
Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, установленных Законом Омской области.
С учетом изложенного выше, доводы апелляционной жалобы о том, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, не могут быть приняты во внимание.
Отсутствие нормативного правового акта муниципального уровня, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и освободить органы местного самоуправления от возложенной на них законодательством обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.
Обстоятельство того, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, субвенции на указанные меры социальной поддержки не направлялись, не может быть учтено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17.06.2004 г. N 12-П и от 15.05.2006 г. N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не вправе обязать принять ответчика какой-либо нормативный правовой акт, а действия по обеспечению мер социальной поддержки не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования, следует признать несостоятельными.
В основе исковых требований и.о. прокурора Саргатского района Омской области, в интересах К.Е.А., не лежали требования об оспаривании нормативных правовых актов, обязании соответствующий орган принять какой-либо нормативный правовой акт.
Предметом исследования являлись отношения по выполнению органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей и наличие права у отдельных категорий граждан на социальные льготы, в связи с приостановлением отдельных положений Закона Омской области, регулирующих порядок выплаты этих льгот.
Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, следует признать несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными на основании приведенного выше.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Саргатского районного суда Омской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Саргатского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.Лисовский
Судьи
Н.В.Иволгина
А.Н.Дьяков
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.01.2013 N 33-135/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. N 33-135/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Лисовского В.Ю.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Дьякова А.Н.,
при секретаре: Г.Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации Саргатского муниципального района Омской области на решение Саргатского районного суда Омской области от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Саргатского района Омской области в интересах К.Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Саргатского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки К.Е.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с 24.09.2009 года по 31.12.2011 года.
Обязать Администрацию Саргатского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения <...> К.Е.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с 24.09.2009 года по 31.12.2011 года".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., заключение прокурора отдела областной прокуратуры Липинской Е.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Саргатского района Омской области в интересах К.Е.А. обратился в суд с заявлением к Администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику, ссылаясь на то, что К.Е.А. с 1984 года и по настоящее время работает в БУЗОО <...> в должности <...>. Ей как работнику здравоохранения должны предоставляться меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. С 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось. Непредоставление Администрацией Саргатского муниципального района мер социальной поддержки К.Е.А. нарушает ее законные права и интересы.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Саргатского муниципального района Омской области по непредоставлению в 2009 - 2011 годах мер социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО <...> К.Е.А. в виде права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, проживающей с 01.01.2009 - 31.12.2011 годы по адресу: <...>; обязать предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику К.Е.А.
В судебном заседании помощник прокурора Саргатского района Лесовская К.С. уточнила заявленные требования в части периода предоставления мер социальной поддержки в виду пропуска срока исковой давности - с 24.09.2009 по 31.12.2011 включительно, в остальной части поддержала исковые требования.
Истица К.Е.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Администрации Саргатского муниципального района Омской области Ф.В.Н. исковые требования не признал. Заявил о пропуске срока исковой давности относительно периода предоставления мер социальной поддержки за 2009 год. Указал, что отсутствуют правовые основания для обязания Администрации Саргатского муниципального района осуществлять меры социальной поддержки работникам муниципальных медицинских учреждений.
Представители третьих лиц - БУЗОО <...>, Министерства финансов Омской области, в лице Управления Федерального казначейства по Омской области, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Саргатского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления обязаны решать только те вопросы, которые прямо установлены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Федеральный законодатель, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Полагают, что суд не вправе обязать принять какой-либо нормативный акт, а также обязать органы местного самоуправления произвести какие-либо действия по предоставлению мер социальной поддержки. Производство по делу в части принятия нормативного правового акта подлежит прекращению на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Саргатского района Омской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено, что К.Е.А. с 1984 года и по настоящее время работает в БУЗОО <...> в должности <...>. Проживает по адресу: <...>, совместно с <...> (л.д. <...>).
Согласно Уставу, утвержденному Постановлением и.о. Главы Саргатского муниципального района от 07.03.2010 N 162-п, БУЗОО <...> является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем учреждения выступает Саргатский муниципальный район Омской области в лице Администрации района.
Справкой N <...> от 24.09.2012 подтверждено право К.Е.А. на получение льготы по оплате коммунальных платежей за период 2009 - 2011 годы (л.д. <...>).
Из материалов дела видно, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг К.Е.А. с 2009 года по 2011 год не предоставлялись. С 01.01.2012 К.Е.А. меры социальной поддержки предоставляются как работнику здравоохранения (л.д. <...>).
Кроме того, судом установлено, что с 2009 года К.Е.А. несла расходы на оплату электроэнергии и отопления (л.д. <...>).
Согласно ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. N 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г. (утратили силу с 01.01.2012 г.), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).
Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Согласно пунктам 3, 4 ст. 37 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
В связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждения здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых финансовых средств.
Действие ст. 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. Законом Омской области от 29.12.2009 г. N 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010 г.).
Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Действие ст. 37 приостановлено с 01.01. по 31.12.2009 г. Законом Омской области от 24.11.2008 г. N 1093-ОЗ, с 01.01. по 31.12.2010 г. Законом Омской области от 29.12.2009 г. N 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010 г.), с 01.01. по 31.12.2011 г. Законом Омской области от 09.12.2010 г. N 1313-ОЗ.
Вместе с тем, установленные законом Омской области меры социальной поддержки работников, работающих в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения, и их финансирование за счет средств областного бюджета не могут быть приостановлены, поскольку указанное предполагает фактически отмену социальных мер поддержки, и данное обстоятельство не может освобождать органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.
Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, установленных Законом Омской области.
С учетом изложенного выше, доводы апелляционной жалобы о том, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, не могут быть приняты во внимание.
Отсутствие нормативного правового акта муниципального уровня, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и освободить органы местного самоуправления от возложенной на них законодательством обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.
Обстоятельство того, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, субвенции на указанные меры социальной поддержки не направлялись, не может быть учтено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17.06.2004 г. N 12-П и от 15.05.2006 г. N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не вправе обязать принять ответчика какой-либо нормативный правовой акт, а действия по обеспечению мер социальной поддержки не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования, следует признать несостоятельными.
В основе исковых требований и.о. прокурора Саргатского района Омской области, в интересах К.Е.А., не лежали требования об оспаривании нормативных правовых актов, обязании соответствующий орган принять какой-либо нормативный правовой акт.
Предметом исследования являлись отношения по выполнению органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей и наличие права у отдельных категорий граждан на социальные льготы, в связи с приостановлением отдельных положений Закона Омской области, регулирующих порядок выплаты этих льгот.
Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, следует признать несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными на основании приведенного выше.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Саргатского районного суда Омской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Саргатского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.Лисовский
Судьи
Н.В.Иволгина
А.Н.Дьяков
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)