Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А19-6220/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А19-6220/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Транспортное" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2013 года рассмотренного в порядке упрощенного производства по делу N А19-6220/2013 по заявлению Товарищества собственников жилья "Транспортное" (ОГРН 1083815000598, ИНН 3815013575) к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене постановления N 1-252/13 от 27.03.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

товарищество собственников жилья "Транспортное" (далее - заявитель, товарищество или ТСЖ "Транспортное") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган или Служба) с требованием о признании незаконным и отмене постановления N 1-252/13 от 27.03.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Транспортное" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Из апелляционной жалобы следует, что дом N 6 по ул. Чернышевского действительно входит в состав ТСЖ "Транспортное". Отопление в данный дом поставляет ЗАО "Байкалэнерго" по централизованным тепловым сетям, а начисление и сбор коммунальных платежей осуществляет ООО "Иркутскэнергосбыт" по договору с ЗАО "Байкалэнерго".
В течение ряда лет дом N.6 по ул. Чернышевского, как и остальные дома, входящие в состав ТСЖ "Транспортное" не получал тепловую энергию надлежащего качества, о чем ТСЖ неоднократно уведомляло как теплоснабжающую организацию, так и органы власти. Переписка ТСЖ прилагалась к материалам административного дела. (К заявлению о признании результатов проведенных проверок недействительными).
Причиной отсутствия надлежащего теплоснабжения дома является поставка тепловой энергии ненадлежащего качества ресурсоснабжающей организацией. Данный факт подтверждается в том числе и показаниями коллективных приборов учета тепловой энергии, установленных на части многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ (документы прилагались к объяснению по делу об административном правонарушении прилагались). ТСЖ "Транспортное" осуществляет содержание многоквартирных домов и не несет ответственности за качество тепловой энергии, поступающей из тепловой сети.
ТСЖ "Транспортное" считает, что представило достаточно доказательств того, что причиной отсутствия надлежащего теплоснабжения дома не являются действия либо бездействие ТСЖ, ТСЖ не имело возможности соблюдения правил и норм действующего законодательства по нормализации теплоснабжения по независящим от него при чинам и предпринимало действия по нормализации теплоснабжения, обращаясь в органы власти и поставщикам.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТСЖ "Транспортное" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - 1083815000598 (л. д. 12-13).
13.02.2013 Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, на основании распоряжения от 01.02.2013 N 579-ср-п в отношении ТСЖ "Транспортное" проведено внеплановое мероприятие по региональному государственному жилищному надзору за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений с целью проверки информации, содержащейся в обращении собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тайшет, ул. Чернышевского, дом 6, о нарушении прав потребителя коммунальной услуги, поступившем 18.01.2013.
В результате проверки выявлены нарушения товариществом требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившееся за нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: в отапливаемых помещениях квартиры N 9 дома N 6 по ул. Чернышевского в г. Тайшете не поддерживается оптимальная (не ниже допустимой) температура воздуха (в коридоре +19,1 градусов С при норме +20 градусов С; в спальне +16,6 градусов С при норме +20 градусов С).
Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки N 579/13 от 13.02.2013.
По факту правонарушения 15.02.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 579/13, на основании которого и других материалов проверки постановлением N 1-252/13 от 27.03.2013 товарищество собственников жилья "Транспортное" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозиция статьи 7.23 КоАП РФ состоит в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или ре-жима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой фор-мы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным до-мом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Как уже указывалось, статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил предусмотрено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
На основании подпункта "е" пункта 4 Правил отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В свою очередь, в пункте 15 приложения N 1 к Правилам предусмотрено, что температура воздуха должна быть не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 градусов С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 градус С и ниже +20 (+22) градусов С. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
Согласно пункту 149 Правил за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собранием собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Тайшет, ул. Транспортная, 21, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39, 41, 43, ул. Чернышевского, 2, 4, 6, 8, 10, выбрана форма управления многоквартирными домами - управление товариществом собственников жилья - ТСЖ "Транспортное" (протокол общего собрания от 05.05.2008).
В силу пункта 2.1 Устава ТСЖ "Транспортное", товарищество создано, в том числе, в целях обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, также пользователей жилых и нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 2.1.7 договора управления многоквартирным домом от 01.06.2010, заключенным между Администрацией Тайшетского городского поселения и ТСЖ "Транспортное", последнее обязуется обеспечивать потребителей вышеуказанных многоквартирных домов (приложение N 1 к договору) коммунальными услугами установленного уровня, качества и в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.
При таких обстоятельствах, учитывая положения Правил, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае именно заявитель является лицом, предоставляющим потребителям коммунальные услуги (исполнителем), следовательно, несет ответственность за качество предоставляемой коммунальной услуги и является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Как уже отмечалось выше, товарищество привлечено к ответственности за нарушение требований подпункта "е" пункта 4, подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившееся за нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, поскольку при проверке установлено, что в отапливаемых помещениях квартиры N 9 дома N 6 по ул. Чернышевского в г. Тайшете не поддерживается оптимальная (не ниже допустимой) температура воздуха (в коридоре +19,1 градусов С при норме +20 градусов С; в спальне +16,6 градусов С при норме +20 градусов С).
Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: постановлением по делу об административном правонарушении N 1-252/13 от 27.03.2013, протоколом об административном правонарушении N 579/13 от 15.02.2013, актом проверки N 579/13 от 13.02.2013 и свидетельствует о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Выявленное Службой правонарушение правомерно квалифицировано по статье 7.23 КоАП РФ, как нарушение установленного нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у ТСЖ "Транспортное" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что ответственность должно нести ООО "Иркутскэнергосбыт", поскольку как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с условиями договора управления многоквартирными домами, именно ТСЖ "Транспортное" приняло на себя обязательства обеспечивать потребителей многоквартирных домов коммунальными услугами установленного уровня, качества и в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления. Доказательств того, что ТСЖ "Транспортное" принимало какие-либо меры к ООО "Иркутскэнергосбыт", в материалы дела не представлено, в связи с чем, оснований утверждать, что заявителем по делу приняты все меры по соблюдению нарушенных правил у суда не имеется.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния заявителя по статье 7.23 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Размер санкции товариществу назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения товарищества к административной ответственности судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, на момент привлечения товарищества к административной ответственности не истек.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2013 года по делу N А19-6220/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Транспортное" (ОГРН 1083815000598, ИНН 3815013575) государственную пошлину в размере 2 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.07.2013 N 247 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)