Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Егорова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Мележик Л.М., Филатовой В.Ю.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску К.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., выслушав объяснения представителя К.А. - Ф., действующего на основании доверенности, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К.А. обратился в суд с иском к администрации МО "Город Саратов" о возложении на ответчика обязанности предоставить вне очереди жилое помещение площадью не менее 58, 4 кв. м по договору социального найма. В обоснование заявленных требований истец указал, что он и члены его семьи проживают в комнатах <адрес> на основании договора социального найма. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.04.2012 г. N 134-р предусмотрен комплекс мер по отселению физических лиц из дома <адрес> в связи со сносом дома. До настоящего времени отселение семьи К.А. не состоялось. Состояние жилого дома, признанного непригодным для проживания, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 30 ноября 2012 г. исковые требования К.А. по договору социального найма удовлетворены. Суд обязал администрацию МО "Город Саратов" предоставить К.А. на основании договора социального найма на состав семьи: К.А., К.Е., К.О., З., К.М., У. вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 50,5 кв. м, состоящее их трех жилых комнат.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца к администрации МО "Город Саратов". В доводах жалобы указано, что администрацией МО "Город Саратов" в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма, свершены все действия, возложенные на орган местного самоуправления, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. По мнению автора жалобы, действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Представитель К.А. по доверенности Ф. полагал решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Истец, представитель ответчика, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц К.Е., К.О., З., К.М., У. в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили.
Судебная коллегия не находит оснований для отложения слушания по делу и считает возможным, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договора социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как разъяснено в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судом первой инстанции установлено, что К.А. является нанимателем трех комнат N 10, 11, 12 жилой площадью 36, 7 кв. м в <адрес> на основании договора социального найма (л.д. 8).
В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают К.А., К.Е., К.О., З., К.М., У.
Из представленных судебной коллегии выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним видно, что истец и члены его семьи не имеют на праве собственности жилых помещений (л.д. 35-40, 80-86).
Из технического паспорта на жилое помещение - коммунальную квартиру (комнаты N 10, 11, 12) <адрес> следует, что общая площадь занимаемая истцом и членами его семьи составляет 36, 7 кв. м, общая площадь коммунальной квартиры составляет 168, 9 кв. м, площадь вспомогательных помещений 63, 5 кв. м (л.д. 32-34). Указанные обстоятельства никем не оспариваются.
Согласно заключению межведомственной комиссии N 8/з от 30.03.2011 г., назначенной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006 г. N 212 А "О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" жилой дом N 37 по ул. Заречная г. Саратова признан непригодным к дальнейшему проживанию.
Распоряжением администрации МО "Город Саратов" N 134-р от 27.04.2012 г. "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на собственников помещений в указанном многоквартирном доме возложена обязанность в течение трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений (л.д. 9).
При рассмотрении дела судом первой инстанции, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что дом, в котором проживает истец, пригоден для дальнейшего проживания администрацией муниципального образования "Город Саратов" суду не представлено. Право на внеочередное получение жилого помещения на основании договора социального найма при признании жилого помещения непригодным для проживания предусмотрено действующим ЖК РФ (ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ).
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания его аварийным, непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как на наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что вопрос о предоставлении жилого помещения К.А. и членам его семьи в порядке, определенном статьей 89 ЖК РФ, и сроки, установленные вышеуказанным распоряжением администрации МО "Город Саратов" N 134-р от 27.04.2012 г., не решен до настоящего времени.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению истцу и членам его семьи квартиры и решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, в рамках заявленных исковых требований, суд первой инстанции учел положения ст. ст. 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом представленных доказательств, пришел к правильному выводу о том, что К.А. и членам его семьи должно быть предоставлено равноценное жилое помещение общей площадью не менее 50, 5 кв. м, состоящее из трех жилых комнат в черте г. Саратова.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО "Город Саратов" о том, что в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма и о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку противоречат материалам дела.
Так, из распоряжения администрации МО "Город Саратов" N 134-р от 27.04.2012 г. следует, что отселение граждан из указанного дома должно быть произведено в течение 3 месяцев со дня издания настоящего распоряжения, то есть до 27.07.2012 г. Проживание в доме N 37 по ул. Заречной г. Саратова создает реальную угрозу жизни и здоровью его жильцов. В установленный срок отселение граждан ответчиком произведено не было, в связи с чем вопрос был обоснованно разрешен в судебном порядке.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации МО "Город Саратов", не опровергают выводы суда и были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Таким образом, судом первой инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 ноября 2012 года по делу по иску К.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1113
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N 33-1113
Судья: Егорова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Мележик Л.М., Филатовой В.Ю.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску К.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., выслушав объяснения представителя К.А. - Ф., действующего на основании доверенности, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К.А. обратился в суд с иском к администрации МО "Город Саратов" о возложении на ответчика обязанности предоставить вне очереди жилое помещение площадью не менее 58, 4 кв. м по договору социального найма. В обоснование заявленных требований истец указал, что он и члены его семьи проживают в комнатах <адрес> на основании договора социального найма. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.04.2012 г. N 134-р предусмотрен комплекс мер по отселению физических лиц из дома <адрес> в связи со сносом дома. До настоящего времени отселение семьи К.А. не состоялось. Состояние жилого дома, признанного непригодным для проживания, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 30 ноября 2012 г. исковые требования К.А. по договору социального найма удовлетворены. Суд обязал администрацию МО "Город Саратов" предоставить К.А. на основании договора социального найма на состав семьи: К.А., К.Е., К.О., З., К.М., У. вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 50,5 кв. м, состоящее их трех жилых комнат.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца к администрации МО "Город Саратов". В доводах жалобы указано, что администрацией МО "Город Саратов" в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма, свершены все действия, возложенные на орган местного самоуправления, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. По мнению автора жалобы, действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Представитель К.А. по доверенности Ф. полагал решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Истец, представитель ответчика, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц К.Е., К.О., З., К.М., У. в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили.
Судебная коллегия не находит оснований для отложения слушания по делу и считает возможным, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договора социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как разъяснено в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судом первой инстанции установлено, что К.А. является нанимателем трех комнат N 10, 11, 12 жилой площадью 36, 7 кв. м в <адрес> на основании договора социального найма (л.д. 8).
В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают К.А., К.Е., К.О., З., К.М., У.
Из представленных судебной коллегии выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним видно, что истец и члены его семьи не имеют на праве собственности жилых помещений (л.д. 35-40, 80-86).
Из технического паспорта на жилое помещение - коммунальную квартиру (комнаты N 10, 11, 12) <адрес> следует, что общая площадь занимаемая истцом и членами его семьи составляет 36, 7 кв. м, общая площадь коммунальной квартиры составляет 168, 9 кв. м, площадь вспомогательных помещений 63, 5 кв. м (л.д. 32-34). Указанные обстоятельства никем не оспариваются.
Согласно заключению межведомственной комиссии N 8/з от 30.03.2011 г., назначенной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006 г. N 212 А "О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" жилой дом N 37 по ул. Заречная г. Саратова признан непригодным к дальнейшему проживанию.
Распоряжением администрации МО "Город Саратов" N 134-р от 27.04.2012 г. "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на собственников помещений в указанном многоквартирном доме возложена обязанность в течение трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений (л.д. 9).
При рассмотрении дела судом первой инстанции, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что дом, в котором проживает истец, пригоден для дальнейшего проживания администрацией муниципального образования "Город Саратов" суду не представлено. Право на внеочередное получение жилого помещения на основании договора социального найма при признании жилого помещения непригодным для проживания предусмотрено действующим ЖК РФ (ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ).
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания его аварийным, непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как на наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что вопрос о предоставлении жилого помещения К.А. и членам его семьи в порядке, определенном статьей 89 ЖК РФ, и сроки, установленные вышеуказанным распоряжением администрации МО "Город Саратов" N 134-р от 27.04.2012 г., не решен до настоящего времени.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению истцу и членам его семьи квартиры и решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, в рамках заявленных исковых требований, суд первой инстанции учел положения ст. ст. 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом представленных доказательств, пришел к правильному выводу о том, что К.А. и членам его семьи должно быть предоставлено равноценное жилое помещение общей площадью не менее 50, 5 кв. м, состоящее из трех жилых комнат в черте г. Саратова.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО "Город Саратов" о том, что в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма и о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку противоречат материалам дела.
Так, из распоряжения администрации МО "Город Саратов" N 134-р от 27.04.2012 г. следует, что отселение граждан из указанного дома должно быть произведено в течение 3 месяцев со дня издания настоящего распоряжения, то есть до 27.07.2012 г. Проживание в доме N 37 по ул. Заречной г. Саратова создает реальную угрозу жизни и здоровью его жильцов. В установленный срок отселение граждан ответчиком произведено не было, в связи с чем вопрос был обоснованно разрешен в судебном порядке.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации МО "Город Саратов", не опровергают выводы суда и были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Таким образом, судом первой инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 ноября 2012 года по делу по иску К.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)