Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2013 N Ф03-3535/2013 ПО ДЕЛУ N А73-12683/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. N Ф03-3535/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: С.А. Логвиненко, Л.Б. Шариповой
при участии
- от истца - Лакеев В.В., представитель по дов. от 14.06.2013 б/н;
- от ответчика - Халова Р.В., представитель по дов. от 09.01.2013 б/н; Шабалина В.П., представитель по дов. от 09.01.2013 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена"
на решение от 25.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013
по делу N А73-12683/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Б.И. Сутурин, в суде апелляционной инстанции судьи А.В. Шевц, В.Г. Дроздова, И.В. Иноземцев
по иску администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена"
об обязании произвести перерасчет платы за содержание, текущий и капитальный ремонт жилых помещений
Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ИНН 2713000720, ОГРН 1022700779837, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена" (ИНН 2713013006, ОГРН 1042700082260, далее - ООО "УК "Смена", общество, управляющая компания) об обязании произвести перерасчет платы за содержание, текущий и капитальный ремонт жилых помещений с февраля 2011 года исходя из ставок, действующих по состоянию на 31.01.2012: 12 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ; т. 1, л.д. 80-81).
Решением от 25.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013, иск удовлетворен: суд обязал ООО "УК "Смена" произвести перерасчет платы за содержание, текущий и капитальный ремонт квартир, находящихся в управлении по договору от 23.12.2009 N 1, исходя из ставок, действующих на 31.01.2012, то есть 12 рублей за 1 кв. м общей площади жилого помещения, с февраля 2011 года.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "УК "Смена" обратилось с кассационной жалобой, в которой приводит доводы о неправильном применении судами норм материального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. При этом указывает на неверное применение судами норм Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (статей 4, 5), Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", ввиду того, что названные нормативно-правовые акты регулируют порядок образования цен (тарифов) на коммунальные услуги, к которым содержание, текущий и капитальный ремонт жилых помещений не относится в силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). По мнению заявителя жалобы, в силу пункта 4.5 договора от 23.12.2009 N 1 расценки на содержание, текущий и капитальный ремонт жилых помещений должны изменяться в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", поэтому изменение размера платы, вопреки выводам судов, произведено ответчиком в соответствии с условиями договора и нормами действующего законодательства. Кроме того, обращает внимание суда кассационной инстанции на отсутствие выводов судов по договору от 23.12.2009 N 2.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика доводы кассационной жалобы поддержали, дав по ним пояснения, представитель истца просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.12.2009 на основании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на 2010 год (лоты N 1, N 2) между администрацией и ООО "УК "Смена" (управляющая компания) заключены договоры N 1, N 2 на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, по условиям которых администрация передает, а управляющая компания принимает на себя полномочия по управлению многоквартирными домами согласно приложениям N 1 к договорам (пункт 2.1 договоров).
Срок действия данных договоров определен с 23.12.2009 по 23.12.2012 (пункт 6.1).
Размер платы за оказание названных услуг по результатам конкурса составил 12 руб. за 1 кв. м общей площади помещений за содержание и текущий ремонт, 1 руб. за 1 кв. м общей площади помещений за проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В пункте 4.5 договоров от 23.12.2009 N 1, N 2 сторонами согласовано, что в период их действия расценки на содержание, текущий и капитальный ремонт ежегодно изменяются в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ).
Ответчик, руководствуясь пунктом 4.5 договоров N 1, N 2 и Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 08.12.2010 N 41/28, от 08.10.2011 N 35/1, произвел увеличение расценок на содержание и текущий ремонт многоквартирных домов: с 01.02.2011 до 1,14 руб. - капитальный ремонт, до 13,62 руб. - техническое обслуживание; с 01.07.2012 до 1,25 руб. - капитальный ремонт, до 14,98 руб. - техническое обслуживание.
Изменение ООО "УК "Смена" размера платы за услуги по содержанию и ремонту имущества в отсутствие решения собственников многоквартирного дома и нормативно-правового акта органа местного самоуправления послужило поводом для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (пункт 4 статьи 161 ЖК РФ).
В настоящем деле собственниками помещений в многоквартирных домах не был выбран способ управления этим домом, в связи с чем был проведен открытый конкурс, по результатам которого между истцом и ответчиком заключены договоры на условиях оплаты содержания и текущего ремонта по тарифу 12 руб. за 1 кв. м общей площади помещений; капитального ремонта общего имущества - 1 руб. за 1 кв. м общей площади помещений.
Данное не противоречит пункту 3 статьи 156 ЖК РФ, согласно которому размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу пункта 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, положения статьи 156 ЖК РФ предусматривают право органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме; а также в данном случае размер указанной платы может быть определен на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что органом местного самоуправления устанавливался размер платы 1,14 руб. за капитальный ремонт и 13,62 руб. за техническое обслуживание с 01.02.2011, равно как и 1,25 руб. за капитальный ремонт и 14,98 руб. за техническое обслуживание с 01.07.2012, а также отсутствуют доказательства определения такого размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании, следует согласиться с выводами судов о неправомерности произведенного ответчиком увеличения расценок на содержание, текущий и капитальный ремонт многоквартирных домов, повлекшими удовлетворение иска администрации об обязании управляющей компании произвести перерасчет платы за содержание, текущий и капитальный ремонт жилых помещений исходя из действующих расценок.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими имеющимся в деле доказательствам, сделанными с правильным применением норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судами первой и апелляционной инстанций норм Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, о неприменении норм Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ выводы судов не опровергают и, учитывая приведенные выше нормы жилищного законодательства, на правильность состоявшихся по делу судебных актов не влияют.
Ссылка на отсутствие выводов судов по договору от 23.12.2009 N 2 подлежит отклонению, поскольку по сути в рамках настоящего спора рассмотрены требования администрации, связанные с незаконным увеличением управляющей компанией расценок на содержание и ремонт многоквартирных домов, находящихся в ее управлении. Поэтому соответствующий перерасчет платы за содержание, текущий и капитальный ремонт управляющая компания обязана произвести по многоквартирным домам, фактически находящимся в управлении и в отношении которых произведено изменение расценок. В связи с чем отсутствие ссылки на названный договор не привело к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина, в уплате которой ООО "Управляющая компания "Смена" при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка, подлежит взысканию с него в размере 2 000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А73-12683/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смена" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Л.Б.ШАРИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)