Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
на решение от 28.03.2013
по делу N А37-3941/2012
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ОГРН 1034900019330, ИНН 4909908647)
к Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене постановления N 82 от 14.11.2012 по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - административный орган, Жилищная инспекция) N 82 от 14.11.2012 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Жилсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 28.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины общества.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду недоказанности административным органом вины общества.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило.
Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, которое удовлетворено судом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из Устава ООО "Жилсервис" следует, что одним из основных видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений.
Многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане находится в управлении Управляющей компании - ООО "Жилсервис", данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Из материалов административного дела установлено, что гражданка Чащина С.К., проживающая в квартире 32 дома 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане обратилась в Департамент ЖКХ и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана и в Приемную Президента РФ в Магаданской области с жалобой на ООО "Жилсервис", в связи с не проведением работ по герметизации межпанельных швов.
23.08.2012 в адрес Жилищной инспекции из Приемной Президента РФ в Магаданской области поступили материалы по обращению Чащиной С.К. на невыполнение ООО "Жилсервис" работ по герметизации межпанельных швов в доме 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане.
30.08.2012 Жилищной инспекцией, в рамках рассмотрения обращения Чащиной С.К., в адрес ООО "Жилсервис" направлен запрос о предоставлении в течение 15 дней, сведений о выполненных работах в доме 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане. Указанный запрос получен ООО "Жилсервис" 03.09.2012, о чем имеется штамп входящей корреспонденции N 1738.
Согласно письму ООО "Жилсервис" от 03.09.2012 N 901, адресованному руководителю Департамента ЖКХ и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана, ремонтные работы, связанные с герметизацией межпанельных швов в доме 8 по ул. Наровчатова, по заявлению Чащиной С.К. стоят в плане на сентябрь 2012 года.
Между тем, из объяснения Чащиной С.К., данных от 01.10.2012, следует, что до настоящего времени (01.10.2012) работы по герметизации межпанельных швов в доме 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане ООО "Жилсервис" не выполнены.
Усмотрев в действиях ООО "Жилсервис" нарушения пунктов 2.1.3, 2.2.6, 4.2.1.1, 4.2.1.7, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда), пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а именно: ООО "Жилсервис" не обеспечило надежность и безопасность многоквартирного дома N 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане, не обеспечило соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и иных лиц, а также не провело работы по текущему ремонту межпанельных швов указанного многоквартирного дома, что является нарушением, Жилищная инспекция направила 02.10.2012 в адрес ООО "Жилсервис" уведомление от 01.10.2012 N 118 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в области жилищного законодательства. Данное уведомление получено обществом 02.10.2012, о чем имеется штамп входящей корреспонденции за N 1982.
12.10.2012 административным органом, в отсутствие законного представителя ООО "Жилсервис", извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 83 об административном правонарушении, который направлен в адрес общества, сопроводительным письмом от 12.10.2012 N 1814, полученным им 15.10.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции N 2114.
Определением Жилищной инспекции N 148 от 29.10.2012 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Жилсервис", а также дополнительно истребованы документы, необходимые для производства по делу об административном правонарушении. Указанное определение получено обществом 31.10.2012, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 2236 (л.д. 112-114).
14.11.2012 Жилищной инспекции, в отсутствие законного представителя ООО "Жилсервис", извещенного надлежащим образом, вынесено постановление N 82 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Копия постановления N 82 по делу об административном правонарушении направлена в юридический адрес заявителя заказным письмом N 2112 от 19.11.2012 и получена заявителем 20.11.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции N 2415.
Не согласившись с указанным постановлением общество, обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане находится в управлении и на обслуживании ООО "Жилсервис".
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения). Которыми наряду с нормами ЖК РФ регламентируются требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома, порядок организации и планирования капитального ремонта, порядок определения платы за капитальный ремонт, а также текущего ремонта.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются: в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии со статьей 36 ФЗ РФ N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
При этом следует учитывать, что технические правила и нормы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помещений и обеспечению их сохранности содержаться в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Согласно пункту 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
В силу пункта 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
Согласно приложению 6 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, предельные сроки устранения протечек стыков панелей не должны превышать 7 дней.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
В силу пункта 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; в том числе, содержание в исправном состоянии герметизации стыков и швов полносборных зданий.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом установлено, что ООО "Жилсервис" не обеспечило соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане, безопасность здоровья граждан и сохранность имущества физического лица и иного имущества, а также их прав и законных интересов собственников, не провело работы по текущему ремонту межпанельных швов в указанном доме, чем нарушило пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не устранило неисправности межпанельных швов, не обеспечило надлежащее содержание общего имущества названного многоквартирного дома, в установленные сроки не организовало устранение неисправностей по заявке потребителя, не сообщило заявителю о невозможности проведения ремонтных работ, не обеспечило защиту от увлажнения конструкций от протечек, чем нарушило пункты 2.2.6, 4.2.1.1, 4.2.1.7, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, ООО "Жилсервис" ни административному органу, ни суду не предоставлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что содержащийся в оспариваемом постановлении N 82 от 14.11.2012 вывод административного органа о нарушении заявителем Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, является правомерным и обоснованным, и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Факт совершенного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "Жилсервис" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.03.2013 по делу А37-3941/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2013 N 06АП-2382/2013 ПО ДЕЛУ N А37-3941/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. N 06АП-2382/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
на решение от 28.03.2013
по делу N А37-3941/2012
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ОГРН 1034900019330, ИНН 4909908647)
к Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене постановления N 82 от 14.11.2012 по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - административный орган, Жилищная инспекция) N 82 от 14.11.2012 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Жилсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 28.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины общества.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду недоказанности административным органом вины общества.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило.
Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, которое удовлетворено судом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из Устава ООО "Жилсервис" следует, что одним из основных видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений.
Многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане находится в управлении Управляющей компании - ООО "Жилсервис", данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Из материалов административного дела установлено, что гражданка Чащина С.К., проживающая в квартире 32 дома 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане обратилась в Департамент ЖКХ и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана и в Приемную Президента РФ в Магаданской области с жалобой на ООО "Жилсервис", в связи с не проведением работ по герметизации межпанельных швов.
23.08.2012 в адрес Жилищной инспекции из Приемной Президента РФ в Магаданской области поступили материалы по обращению Чащиной С.К. на невыполнение ООО "Жилсервис" работ по герметизации межпанельных швов в доме 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане.
30.08.2012 Жилищной инспекцией, в рамках рассмотрения обращения Чащиной С.К., в адрес ООО "Жилсервис" направлен запрос о предоставлении в течение 15 дней, сведений о выполненных работах в доме 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане. Указанный запрос получен ООО "Жилсервис" 03.09.2012, о чем имеется штамп входящей корреспонденции N 1738.
Согласно письму ООО "Жилсервис" от 03.09.2012 N 901, адресованному руководителю Департамента ЖКХ и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана, ремонтные работы, связанные с герметизацией межпанельных швов в доме 8 по ул. Наровчатова, по заявлению Чащиной С.К. стоят в плане на сентябрь 2012 года.
Между тем, из объяснения Чащиной С.К., данных от 01.10.2012, следует, что до настоящего времени (01.10.2012) работы по герметизации межпанельных швов в доме 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане ООО "Жилсервис" не выполнены.
Усмотрев в действиях ООО "Жилсервис" нарушения пунктов 2.1.3, 2.2.6, 4.2.1.1, 4.2.1.7, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда), пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а именно: ООО "Жилсервис" не обеспечило надежность и безопасность многоквартирного дома N 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане, не обеспечило соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и иных лиц, а также не провело работы по текущему ремонту межпанельных швов указанного многоквартирного дома, что является нарушением, Жилищная инспекция направила 02.10.2012 в адрес ООО "Жилсервис" уведомление от 01.10.2012 N 118 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в области жилищного законодательства. Данное уведомление получено обществом 02.10.2012, о чем имеется штамп входящей корреспонденции за N 1982.
12.10.2012 административным органом, в отсутствие законного представителя ООО "Жилсервис", извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 83 об административном правонарушении, который направлен в адрес общества, сопроводительным письмом от 12.10.2012 N 1814, полученным им 15.10.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции N 2114.
Определением Жилищной инспекции N 148 от 29.10.2012 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Жилсервис", а также дополнительно истребованы документы, необходимые для производства по делу об административном правонарушении. Указанное определение получено обществом 31.10.2012, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 2236 (л.д. 112-114).
14.11.2012 Жилищной инспекции, в отсутствие законного представителя ООО "Жилсервис", извещенного надлежащим образом, вынесено постановление N 82 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Копия постановления N 82 по делу об административном правонарушении направлена в юридический адрес заявителя заказным письмом N 2112 от 19.11.2012 и получена заявителем 20.11.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции N 2415.
Не согласившись с указанным постановлением общество, обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане находится в управлении и на обслуживании ООО "Жилсервис".
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения). Которыми наряду с нормами ЖК РФ регламентируются требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома, порядок организации и планирования капитального ремонта, порядок определения платы за капитальный ремонт, а также текущего ремонта.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются: в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии со статьей 36 ФЗ РФ N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
При этом следует учитывать, что технические правила и нормы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помещений и обеспечению их сохранности содержаться в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Согласно пункту 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
В силу пункта 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
Согласно приложению 6 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, предельные сроки устранения протечек стыков панелей не должны превышать 7 дней.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
В силу пункта 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; в том числе, содержание в исправном состоянии герметизации стыков и швов полносборных зданий.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом установлено, что ООО "Жилсервис" не обеспечило соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома 8 по ул. Наровчатова в г. Магадане, безопасность здоровья граждан и сохранность имущества физического лица и иного имущества, а также их прав и законных интересов собственников, не провело работы по текущему ремонту межпанельных швов в указанном доме, чем нарушило пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не устранило неисправности межпанельных швов, не обеспечило надлежащее содержание общего имущества названного многоквартирного дома, в установленные сроки не организовало устранение неисправностей по заявке потребителя, не сообщило заявителю о невозможности проведения ремонтных работ, не обеспечило защиту от увлажнения конструкций от протечек, чем нарушило пункты 2.2.6, 4.2.1.1, 4.2.1.7, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, ООО "Жилсервис" ни административному органу, ни суду не предоставлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что содержащийся в оспариваемом постановлении N 82 от 14.11.2012 вывод административного органа о нарушении заявителем Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, является правомерным и обоснованным, и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Факт совершенного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "Жилсервис" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.03.2013 по делу А37-3941/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)