Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2013 N 18АП-13315/2012 ПО ДЕЛУ N А76-13278/2012

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2013 г. N 18АП-13315/2012

Дело N А76-13278/2012

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Смена" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2012 по делу N А76-13278/2012 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- жилищно-строительного кооператива "Смена" - Сулейманова Р.К. (председатель правления в соответствии с протоколом от 15.05.2012 N 2), Лешко Ю.В. (доверенность от 02.04.2012);
- администрации города Челябинска - Овчинников А.Н. (доверенность от 04.07.2012 N 05-1006).
Жилищно-строительный кооператив "Смена" (далее - ЖСК "Смена", заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации города Челябинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) и муниципальному унитарному предприятию "Архитектурно-планировочный центр" (далее - МУП "Архитектурно-планировочный центр") о признании недействительным решения от 20.06.2012 N 40-57008/юр об отказе в присвоении многоквартирному жилому дому (подъездам N 4 и N 5) почтового адреса ул. 250 лет Челябинску, дом 17 литер "А", а также об обязании Администрации присвоить объекту (подъездам N 4 и N 5 многоквартирного жилого дома 17 по ул. 250 лет Челябинску), принятому 30.09.1989 актом N 24 о приемке законченного строительством объекта в микрорайоне 25 северо-запада, адрес: ул. 250 лет Челябинску, дом 17 литер "А" (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Определением суда от 18.09.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дирекция Единого Заказчика Калининского района" (далее - ООО "ДЕЗ Калининского района") и Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска.
Определением суда от 10.10.2012 процессуальный статус МУП "Архитектурно-планировочный центр" изменен. Это лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2012 (резолютивная часть решения объявлена 09.11.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ЖСК "Смена" ссылается на незаконность оспоренного отказа. В частности, указывает на то, что представленные им документы подтверждают факт строительства кооперативного жилого дома на средства пайщиков, его принятие в эксплуатацию 30.09.1989 (по акту N 24 от 30.09.1989) и его приемку ЖСК "Смена" 10.01.1990 (по акту N 114 от 10.01.1990). Полагает, что в силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Акт N 114 от 10.01.1990 является доказательством возведения нового объекта недвижимости, и с этого периода дом является самостоятельным объектом и имеет отдельные коммунальные сети. Ссылается на то, что заявителем предъявлены требования в суд на основании решения общего собрания собственников дома, которые не желают осуществления управления общим имуществом дома иной управляющей организацией (ООО "ДЕЗ Калининского района"). Также указывает на то, что МУП "Архитектурно-планировочный центр" по заявлению ЖСК "Смена" установило возможность присвоения адреса рассматриваемому дому.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Считает обжалованный судебный акт законным и обоснованным.
Представители третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Смена" зарегистрирован в качестве юридического лица 04.12.1986, имеет основной государственный регистрационный номер 1027402331813 и осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда.
В соответствии с Актом N 114, утвержденным 10.01.2009, ЖСК "Смена" приняло в эксплуатацию десятиэтажный жилой дом N 20 в границах ул. 250 лет Челябинску в 25 микрорайоне северо-запада г. Челябинска, законченного строительством и принятого приемочной комиссией по Акту N 24 от 30.09.1989.
Из технического паспорта ОГУП "Обл. ЦТИ" от 17.03.2008 (инвентарный номер 35098) следует, что указанный объект недвижимости, поименованный как "лит. А (кв. 121-198)", состоит из двух подъездов и расположен по адресу: г. Челябинск, ул. 250 лет Челябинску, 17.
Как указывает заявитель, позднее рядом с этим объектом недвижимости выстроены десятиэтажные дома, которым также был присвоен адрес: г. Челябинск, ул. 250 лет Челябинску, 17.
В соответствии с протоколом "внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, дом N 17 (подъезды 4-5), проводимом в форме совместного присутствия (очное голосование)" от 03.04.2012, собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об утверждении комплекса мероприятий по замене адреса подъездов NN 4 и 5 дома N 17 по ул. 250 лет Челябинску.
Во исполнение этого решения ЖСК "Смена" 19.04.2012 обратился в МУП "Архитектурно-планировочный центр" с заявлением о присвоении этому объекту недвижимости отдельного почтового адреса: г. Челябинск, ул. 250 лет Челябинску, дом N 17"А", указав при этом на то, что по существующему адресу (г. Челябинск, ул. 250 лет Челябинску, 17) находятся два отдельно стоящих многоквартирных дома, оборудованных автономными инженерными сетями, организацию эксплуатацию общего имущества которых осуществляют две различных управляющих организации (ЖСК "Смена" и ООО "ДЕЗ Калининского района).
Между заявителем (заказчик) и МУП "Архитектурно-планировочный центр" (исполнитель) 25.04.2012 подписан договор N 11152 на выполнение работ по подготовке распоряжения о присвоении почтового адреса объекту, во исполнение которого ЖСК "Смена" по акту приемки выполненных работ приняты работы на сумму 3029,06 руб.
Письмом от 26.04.2012 МУП "Архитектурно-планировочный центр" известило ЖСК "Смена" о том, что многоквартирному жилому дому (подъезды NN 4, 5) будет присвоен адрес: ул. 250-летия Челябинска, 17-а, административный район - Калининский, а адрес "ул. 250-летия Челябинска, 17" к данному объекту недвижимости будет признан устаревшим.
По итогам рассмотрения заявления ЖСК "Смена" по вопросу присвоения многоквартирному жилому дому (подъездам N 4 и N 5) почтового адреса, Администрацией в адрес заявителя направлено письмо от 20.06.2012 N 40-5708/юр, содержащее отказ в присвоении этому объекту указанного заявителем адреса.
Считая такой отказ незаконным, ЖСК "Смена" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности совокупности условий, свидетельствующих о незаконности оспоренного решения Администрации.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление ЖСК "Смена", уточнения к нему, а также апелляционная жалоба не содержат сведений о нарушении оспоренным по настоящему делу решением прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что является самостоятельным основаниям для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем указано на то, что его обращение в суд направлено на защиту интересов собственников помещений многоквартирного дома. Однако, какое-либо нормативное обоснование выводу о наличии у него права на обращение в арбитражный суд в интересах этих лиц заявителем не приведено, в связи с чем этот довод заявителя не может быть принят судом.
Оценивая оспоренное решение на предмет его законности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Полномочия по установлению нумерации домов отнесены к вопросам местного значения (п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Постановлением Главы г. Челябинска от 11.02.2005 N 211-п утвержден Порядок присвоения адресов зданиям и сооружениям в г. Челябинске (далее - Порядок присвоения адресов), в соответствии с которым, каждое здание, сооружение должны иметь уникальный адрес на территории г. Челябинска (п. 1).
Разделом II Порядка присвоения адресов установлено, что под зданием понимается строительное сооружение с помещениями, состоящее из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций, образующих замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различных видов производственных процессов. Здание считается отдельным при обособленных несущих конструкциях фундаментов, стен и кровли. В противном случае объект рассматривается как часть здания. Переадресация представляет собой изменение действующих адресов с целью приведения их в соответствии с этим Порядком и системой адресации.
Адресации подлежат как вновь построенные здания, сооружения, так и объекты, образовавшиеся в результате деления на несколько самостоятельных частей (п. 7 Порядка присвоения адресов). Части зданий, квартиры, помещения имеют тот же адрес, что и здание, в состав которого они входят, но дополнительно должны иметь номер или наименование, для обеспечения идентификации (п. 8 Порядка присвоения адресов). Идентификацию составных частей зданий, квартир, комнат, помещений осуществляет организация, уполномоченная на ведение Адресного реестра (п. 9 Порядка присвоения адресов).
В соответствии с п. 12 Порядка присвоения адресов, одно здание может иметь только один действующий адрес. Адрес не может быть единым для нескольких зданий, даже если они построены по одному проекту, на одном земельном участке.
В силу п. п. 19, 20 Порядка присвоения адресов подготовку распорядительных документов на присвоение, утверждение, изменение адресов, подготовку справок о местоположении не адресуемых объектов, об изъятии адреса, о подтверждении юридически правильных адресов и ведение Адресного реестра на территории г. Челябинска выполняет организация, уполномоченная на ведение Адресного реестра. Распорядительным документом по присвоению, утверждению, изменению адреса является распоряжение Заместителя Главы города - начальника Управления градостроительства.
Пунктами 21 - 24 Порядка присвоения адресов установлено, что для получения, регистрации, утверждения, изменения или изъятия адреса зданий, сооружений, описания местоположения не адресуемых объектов, а также получения сведений из Адресного реестра, юридические и физические лица обращаются в организацию, уполномоченную на ведение Адресного реестра. Подготовка распорядительных документов на присвоение, утверждение, изменение адреса зданий, сооружений, подготовка справки для подтверждения юридически правильного адреса объекта, справки об изъятии адреса, справки для описания местоположения не адресуемых объектов осуществляется на основании заявления заинтересованного лица на имя директора организации, уполномоченной на ведение Адресного реестра, с предоставлением документов, подтверждающих его права на здание, результата технической инвентаризации (схематический план и/или поэтажные планы по необходимости) исполнительной съемки. Организация, уполномоченная на ведение Адресного реестра города, в течение 15 рабочих дней готовит проект распоряжения Заместителя Главы города - начальника Управления градостроительства на утверждение присвоения, изменения адреса объектов недвижимости на территории города Челябинска и обеспечивает его согласование в сроки, установленные регламентом Администрации города Челябинска. Подготовка справки для подтверждения юридически правильного адреса объекта, справки об изъятии адреса, справки для описания и уточнения местоположения не адресуемых объектов, осуществляется в течение 10 календарных дней с момента получения заявления и правоустанавливающих документов на объект от юридического или физического лица.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Смена" обратился в соответствии с указанным порядком в организацию, уполномоченную на ведение Адресного реестра города (МУП "Архитектурно-планировочный центр"), с заявлением о присвоении адреса объекту недвижимости.
Отказ Администрации в присвоении этому объекту адреса, оформленный письмом заместителя Главы администрации г. Челябинска по вопросам градостроительства от 20.06.2012 N 40-5708/юр, мотивирован наличием последствий такого присвоения в виде последующего изменения почтового адреса земельного участка, а также отсутствием документального подтверждения полномочий ЖСК "Смена" на обращение с заявлением о присвоении адреса (указано не непредставление решения всех собственников помещений о присвоении жилому дому адреса).
Текст заявления ЖСК "Смена" от 19.04.2012 о присвоении объекту почтового адреса действительно не содержит ссылки на решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 03.04.2012, либо на иной документ, наделяющий его правом на обращение с этим заявлением в интересах собственников помещений многоквартирного дома. В приложениях к заявлению также не содержится указания на такой документ. То есть на момент принятия оспоренного решения Администрация не обладала сведениями о наделении заявителя органом управления жилого дома (которым в силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации является общее собрание собственников помещений этого дома) полномочиями на обращение с заявлением о присвоении объекту недвижимости почтового адреса.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно обращено внимание на недоказанность материалами дела факта наличия у рассматриваемого объекта недвижимости (подъездов NN 3 и 4 дома N 17 по ул. 250 лет Челябинску в г. Челябинске) признаков отдельного здания, приведенных в разделе II Порядка присвоения адресов (представленная в материалы дела техническая документация на рассматриваемый объект недвижимости не отражает иных частей дома N 17 по ул. 250 лет Челябинску в г. Челябинске и не позволяет определить обособленность несущих конструкций, фундаментов, стен и кровли объекта), что является необходимым условием для положительного решения вопроса о присвоении этому объекту уникального адреса.
Наличие у рассматриваемого объекта автономной инженерной инфраструктуры, на что указывает податель апелляционной жалобы, для целей разрешения вопроса о присвоении объекту самостоятельного адреса значения не имеет.
Письмо МУП "Архитектурно-планировочный центр" от 26.04.2012 о возможности присвоения адреса многоквартирному жилому дому (подъезды NN 4, 5), не является окончательным решением уполномоченного органа о присвоении адреса объекту в соответствии с установленным порядком, а потому содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка заявителя на это письмо не может быть принята судом.
Как указано в письменном мнении по делу ООО "ДЕЗ Единого Заказчика Калининского района", здание дома N 17 по ул. 250 лет Челябинску является единым имущественным комплексом, сдача в эксплуатацию которого осуществлялась секционно с последовательным присвоением адреса. Этот довод третьего лица материалам дела не противоречит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о недоказанности материалами дела оснований для присвоения адреса рассматриваемому объекту недвижимости по заявлению ЖСК "Смена" от 19.04.2012, а следовательно и о необоснованности требования заявителя по настоящему спору.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ЖСК "Смена" излишне уплачена госпошлина в размере 1000 руб. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2012 по делу N А76-13278/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Смена" - без удовлетворения.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу "Смена" (основной государственный регистрационный номер 1027402331813) из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.11.2012 N 185.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)