Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N А56-16273/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N А56-16273/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В. судей Ломакина С.А. и Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети" Костюченко Е.В. (доверенность от 29.12.2012), рассмотрев 15.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2012 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 (судьи Горшелев В.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-16273/2011,

установил:

Открытое акционерное общество "Всеволожские тепловые сети", место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Дорога Жизни, д. 11, ОГРН 1074703003803 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, ОГРН 1054700123543 (далее - Администрация), о взыскании 156 675 руб. 35 коп. стоимости тепловой энергии, поставленной в незаселенные квартиры жилых домов, находящиеся в муниципальной собственности (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).
Решением суда от 02.09.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011, иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2012 решение от 02.09.2011 и постановление от 21.12.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении определением от 20.04.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (далее - Компания); определением от 25.06.2012 суд заменил ответчика (Администрацию) на Компанию, а Администрацию привлек к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
Решением суда от 06.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2012, с Компании в пользу Общества взыскано 156 675 руб. 35 коп. задолженности.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, он не является получателем платы за коммунальные услуги, так как фактически население вносит плату муниципальному предприятию "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий" (далее - Центр). Ответчик также указывает, что часть жилых помещений является заселенным маневренным фондом, а в доме 162а по Октябрьскому проспекту в г. Всеволожске центральное отопление отсутствует.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственность муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области переданы ряд квартир, находившихся в ведении Санкт-Петербургской квартирно-эксплуатационной части района Ленинградского военного округа.
Жилые дома, в которых находятся указанные квартиры, переданы в управление Компании, что подтверждается постановлением главы Администрации от 29.12.2006 N 1344, приложением N 2 к этому постановлению, а также постановлением от 04.07.2008 N 266, которым внесены изменения в приложение N 2 к постановлению N 1344 (листы дела 67 - 68, 70 - 74, 90; том 1).
Общество посчитало, что Компания не исполняет обязанности по оплате оказанных услуг по обеспечению тепловой энергией (отоплением) незаселенных жилых помещений за период с 04.04.2010 по 31.07.2011, и обратилось в суд с иском о взыскании задолженности.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Частями 1 и 2 указанной статьи предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2); у арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды (пункт 2 части 2); у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2).
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Частью 7 этой статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Из приведенных положений статьи 155 ЖК РФ следует, что получателем платы за коммунальные услуги является управляющая организация. Следовательно, возложение на Центр обязанности начислять, собирать и обрабатывать платежи, выпускать расчетно-платежные документы, не может освободить управляющую компанию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск Общества, проверили и установили, что именно Компания в соответствии с положениями статьи 162 ЖК РФ, а также подпунктом "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), должна производить расчет за коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций.
Суды правильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307, определяющих, с кем собственник или наниматель жилого помещения в жилом многоквартирном доме вправе заключить договор оказания коммунальной услуги.
Расчет иска суды проверили и признали правильным. Контррасчет ответчик не представил. Допустимые доказательства того, что в доме 162а по Октябрьскому проспекту отсутствует центральное отопление, не представлены. Довод ответчика о том, что часть помещений является маневренным фондом, то есть относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, в силу части 3 статьи 153 ЖК РФ не могло служить основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А56-16273/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.СТАРЧЕНКОВА

Судьи
С.А.ЛОМАКИН
Л.Л.НИКИТУШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)