Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Мира, 27" (ИНН 5905238143, ОГРН 1055902885807) - Белоглазова А.Г., доверенность от 01.11.2012 N 1, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми - Бахтина А.В., доверенность от 09.01.2013, предъявлено удостоверение;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Товарищества собственников жилья "Мира, 27"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 декабря 2012 года
по делу N А50-20245/2012,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Мира, 27"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Товарищество собственников жилья "Мира, 27" (далее ТСЖ "Мира, 27") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми от 31.07.2012 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Мира, 27" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что товарищество имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов по п.п. "я2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и основным видом деятельности которой является управление недвижимым имуществом. Никаких запретов на применение положений п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ некоммерческими организациями не установлено.
С 01.01.2012 перечень организаций, имеющих право применять пониженный тариф был дополнен и расширен, в том числе, пониженный тариф стал применяться и некоммерческими организациями, основным видом деятельности которых является деятельность в области социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта.
УПФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку ТСЖ "Мира, 27" неправильно исчислило страховые взносы в связи с неправомерным применением пониженных тарифов.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 07.03.2013 был объявлен перерыв до 12.03.2013 16.10 часов.
После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми по результатам камеральной проверки расчета за 1 квартал 2012 г., представленного ТСЖ "Мира, 27", составлен акт N 06900830026130 от 21.06.2012 (л.д. 18-22, 27-30) и вынесено решение от 31.07.2012 N 1 (л.д. 13-15), которым ТСЖ "Мира, 27" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 398,30 руб. по п. 1 ст. 447 Закона N 212-ФЗ, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1994,48 руб., пени в сумме 94,78 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов явился вывод фонда о том, что ТСЖ "Мира, 27", являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности выводов фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи.
Действительно с 01.01.2012 в отношении некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, пониженные тарифы страховых взносов применяются в том случае, если организация осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Поскольку правовой статус заявителя как некоммерческой организации подтвержден материалами дела, то суд первой инстанции, с учетом того, что заявитель не занимается деятельностью, поименованной в п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований у ТСЖ применять пониженный тариф страховых взносов.
Между тем, данный вывод суда первой инстанции основан на неверном применении норм материального права.
Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пп. я. 2 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы права, изложенные в пп. "я2" п. 8 и п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу, что после введения п. 11 ч. 1 ст. 58 никаких ограничений либо запретов по применению положений п. 8 ч. 1 ст. 58 не установлено для некоммерческих организаций.
Наоборот, с 01.01.2012 расширен перечень плательщиков, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов и сужению не подлежит.
Соответствующее толкование внесенных изменений следует из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе, "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подразделом 3.6 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Согласно подразделу 3.6 формы РСВ-1 ПФР доля доходов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определяется следующим образом: сумму доходов, определяемую в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (руб.), надо разделить на сумму доходов, определяемую в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, всего (руб.) и умножить на 100 процентов (строка 362 расчета РСВ-1 ПФР / строка 361 расчета РСФ-1 ПФР) x 100 (%)).
Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что в разделе 3 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период 1 квартала 2012 года заявителем в подразделе 3.6. "Основания применения пониженного тарифа" (код строки 363) "доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" доля доходов указана 100%.
Из представленной книги учета доходов и расходов усматривается, что все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены Товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.
По составу сгруппированных доходов усматривается, что они связаны с управлением имуществом.
Таким образом, ТСЖ имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ "Мира, 27" применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, получает доход более 70% от этого вида деятельности.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу вышеизложенного органы Пенсионного Фонда РФ не являются контролирующими в сфере налогообложения, доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом налоговой базы в материалы дела не представлено. В ходе проведенной проверки Пенсионным Фондом не было установлено ведение ТСЖ деятельности, классифицируемой по иным кодам ОКВЭД.
Кроме того, в случае отражения ТСЖ всех поступающих, по мнению суда, в его адрес платежей от собственников помещений, его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду ОКВЭД 70.32.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на неверном толковании норм материального права и подлежит отмене.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат отнесению на Управление Пенсионного фонда в силу требований ст. 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 219 от 25.01.2012 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2012 по делу N А50-20245/2012 отменить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми от 31.07.2012 N 1, как несоответствующее положениям Федерального закона N 212-ФЗ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Мира, 27".
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми в пользу ТСЖ "Мира, 27" госпошлину по иску и апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Возвратить ТСЖ "Мира, 27" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 219 от 25.01.2012 госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 N 17АП-1627/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-20245/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. N 17АП-1627/2013-АК
Дело N А50-20245/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Мира, 27" (ИНН 5905238143, ОГРН 1055902885807) - Белоглазова А.Г., доверенность от 01.11.2012 N 1, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми - Бахтина А.В., доверенность от 09.01.2013, предъявлено удостоверение;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Товарищества собственников жилья "Мира, 27"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 декабря 2012 года
по делу N А50-20245/2012,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Мира, 27"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Товарищество собственников жилья "Мира, 27" (далее ТСЖ "Мира, 27") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми от 31.07.2012 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Мира, 27" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что товарищество имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов по п.п. "я2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и основным видом деятельности которой является управление недвижимым имуществом. Никаких запретов на применение положений п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ некоммерческими организациями не установлено.
С 01.01.2012 перечень организаций, имеющих право применять пониженный тариф был дополнен и расширен, в том числе, пониженный тариф стал применяться и некоммерческими организациями, основным видом деятельности которых является деятельность в области социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта.
УПФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку ТСЖ "Мира, 27" неправильно исчислило страховые взносы в связи с неправомерным применением пониженных тарифов.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 07.03.2013 был объявлен перерыв до 12.03.2013 16.10 часов.
После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми по результатам камеральной проверки расчета за 1 квартал 2012 г., представленного ТСЖ "Мира, 27", составлен акт N 06900830026130 от 21.06.2012 (л.д. 18-22, 27-30) и вынесено решение от 31.07.2012 N 1 (л.д. 13-15), которым ТСЖ "Мира, 27" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 398,30 руб. по п. 1 ст. 447 Закона N 212-ФЗ, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1994,48 руб., пени в сумме 94,78 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов явился вывод фонда о том, что ТСЖ "Мира, 27", являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности выводов фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи.
Действительно с 01.01.2012 в отношении некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, пониженные тарифы страховых взносов применяются в том случае, если организация осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Поскольку правовой статус заявителя как некоммерческой организации подтвержден материалами дела, то суд первой инстанции, с учетом того, что заявитель не занимается деятельностью, поименованной в п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований у ТСЖ применять пониженный тариф страховых взносов.
Между тем, данный вывод суда первой инстанции основан на неверном применении норм материального права.
Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пп. я. 2 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы права, изложенные в пп. "я2" п. 8 и п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу, что после введения п. 11 ч. 1 ст. 58 никаких ограничений либо запретов по применению положений п. 8 ч. 1 ст. 58 не установлено для некоммерческих организаций.
Наоборот, с 01.01.2012 расширен перечень плательщиков, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов и сужению не подлежит.
Соответствующее толкование внесенных изменений следует из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе, "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подразделом 3.6 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Согласно подразделу 3.6 формы РСВ-1 ПФР доля доходов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определяется следующим образом: сумму доходов, определяемую в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (руб.), надо разделить на сумму доходов, определяемую в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, всего (руб.) и умножить на 100 процентов (строка 362 расчета РСВ-1 ПФР / строка 361 расчета РСФ-1 ПФР) x 100 (%)).
Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что в разделе 3 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период 1 квартала 2012 года заявителем в подразделе 3.6. "Основания применения пониженного тарифа" (код строки 363) "доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" доля доходов указана 100%.
Из представленной книги учета доходов и расходов усматривается, что все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены Товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.
По составу сгруппированных доходов усматривается, что они связаны с управлением имуществом.
Таким образом, ТСЖ имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ "Мира, 27" применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, получает доход более 70% от этого вида деятельности.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу вышеизложенного органы Пенсионного Фонда РФ не являются контролирующими в сфере налогообложения, доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом налоговой базы в материалы дела не представлено. В ходе проведенной проверки Пенсионным Фондом не было установлено ведение ТСЖ деятельности, классифицируемой по иным кодам ОКВЭД.
Кроме того, в случае отражения ТСЖ всех поступающих, по мнению суда, в его адрес платежей от собственников помещений, его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду ОКВЭД 70.32.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на неверном толковании норм материального права и подлежит отмене.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат отнесению на Управление Пенсионного фонда в силу требований ст. 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 219 от 25.01.2012 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2012 по делу N А50-20245/2012 отменить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми от 31.07.2012 N 1, как несоответствующее положениям Федерального закона N 212-ФЗ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Мира, 27".
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми в пользу ТСЖ "Мира, 27" госпошлину по иску и апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Возвратить ТСЖ "Мира, 27" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 219 от 25.01.2012 госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)