Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лемякина В.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Манаенковой Е.Н.
судей Кравцовой Е.В., Петрушенко Ф.П.
при секретаре М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П., С.Н., К.И., М.А. об оспаривании действий должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, признании акта проверки незаконным
по апелляционной жалобе представителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Н., действующего на основании доверенности
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июня 2012 года, которым требования П., С.Н., К.И., М.А. об оспаривании действий должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению проверки и составлению Акта проверки от 19.10.2011 года удовлетворены.
Действия должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению в период с 18 октября 2011 года по 19 октября 2011 года проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ ", избрания общим собранием членов товарищества председателя правления ТСЖ и других членов правления товарищества и составлению Акта проверки от 19 октября 2011 года признаны незаконными.
В удовлетворении требований в части признания акта проверки от 19 октября 2011 года незаконным, отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя ГЖИ по Волгоградской области С.Е., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, возражения по доводам жалобы представителя ТСЖ " В. и представителя П., С.Н., К.И., М.А. - К.А., действующего на основании доверенностей, Судебная коллегия
установила:
П., С.Н., К.И., М.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий и результатов проверки Государственной жилищной инспекции Волгоградской области.
В обоснование заявители указали, что являются собственниками жилых помещений в домах N, N, N по и членами ТСЖ ". В феврале 2012 года в правлении ТСЖ " им стало известно о проведении проверки, которая, как они полагают, проведена должностными лицами Госжилинспекции с грубыми нарушениями порядка проведения проверки, предусмотренного Административным Регламентом, утвержденного приказом от 25 июня 2010 года Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294, ст. 20 ЖК РФ, поскольку в акте не указаны обстоятельства, послужившие основанием для проведения проверки юридического лица; выводы, изложенные в акте относительно правильности подсчета голосов, правильности оформления бланков протоколов голосований противоречат фактическим обстоятельствам.
Судом постановлено указанное вышке решение.
В апелляционной жалобе представитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, оспаривая законность судебного постановления, просит его отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Госжилинспекции Волгоградской области С.Е. просит решение суда отменить в части признания незаконными действия должностных лиц инспекции по проведению в период с 18.10.2011 г. по 19.10.2011 г. проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ ", избрания общим собранием членов товарищества председателя правления ТСЖ и других- членов правления товарищества и составлению акта проверки от 19.10.2011 года и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, а в остальной части - решение суда оставить без изменения.
Представитель ТСЖ " В., а также представитель П. и других заявителей - К.А. с решением суда согласны, оспаривая доводы апелляционной жалобы Госжилинспекции.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
Судом установлено, что 03 октября 2011 года Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области в адрес ТСЖ " направлен запрос о предоставлении документов, касающихся деятельности ТСЖ ", основанием направления которого послужило коллективное обращение граждан N от августа 2011 года, проживающих в многоквартирных домах N, N, N по. Основанием для обращения граждан послужил вопрос о нахождении на протяжении более десяти лет многоквартирных домов N, N, N по, N по в управлении ТСЖ ", при отсутствии технической документации.
В связи с этим, Госжилинспекцией в период с 18 по 19 октября 2011 года была проведена проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ ", избрания общим собранием членов товарищества председателя правления ТСЖ и других членов правления товарищества, по результатам проведения которой составлен акт от 19 октября 2011 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что Госжилинспекция Волгоградской области вышла за пределы предмета проверки из-за отсутствия данного основания в обращении граждан и проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья.
Поступившее 29 августа 2011 года обращение граждан, проживающих в многоквартирных домах N, N, N по и N по в Госжилинспекцию Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством РФ являлось основанием для проведения проверки в рамках полномочий, предоставленных п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
Согласно требованиям абз. 1 п. 2.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области 10 октября 2011 года N 585-п должностные лица Инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством и законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ N 123-ФЗ от 04.06.2011 г. "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
В силу п. 4 ст. 8 указанного Закона до 01 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что предметом проверки жилищной инспекции по смыслу указанной выше нормы закона являются решения, принятые собственниками помещений в многоквартирных домах на общих собраниях о создании товариществ собственников жилья, выборе управляющих организаций, а не деятельность юридического лица.
В связи с этим, положения Федерального закона N 294-ФЗ от 28 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверок в порядке, предусмотренном п. 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 04 июня 2011 года, не могут быть применены, поскольку проводятся не в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в отношении решений, принятых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, коллегия полагает, что действия должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению проверки на предмет правомерности принятия собственниками помещений решений о создании товарищества собственников жилья, а также акт проверки по существу не свидетельствуют о нарушении прав и свобод гражданина и не создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела П. и другими не представлено доказательств, подтверждающих нарушение их прав.
В остальной части обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, поскольку сторонами решение не обжаловалось.
При таких обстоятельствах, постановленное по делу решение в удовлетворенной части нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения в данной части об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июня 2012 года отменить в части удовлетворения заявленных требований П., С.Н., К.И., М.А. об оспаривании действий должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению проверки и составлению акта проверки от 19.10.2011 года и в указанной части постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований П., С.Н., К.И., М.А.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июля 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8596/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N 33-8596/2012
Судья Лемякина В.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Манаенковой Е.Н.
судей Кравцовой Е.В., Петрушенко Ф.П.
при секретаре М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П., С.Н., К.И., М.А. об оспаривании действий должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, признании акта проверки незаконным
по апелляционной жалобе представителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Н., действующего на основании доверенности
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июня 2012 года, которым требования П., С.Н., К.И., М.А. об оспаривании действий должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению проверки и составлению Акта проверки от 19.10.2011 года удовлетворены.
Действия должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению в период с 18 октября 2011 года по 19 октября 2011 года проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ ", избрания общим собранием членов товарищества председателя правления ТСЖ и других членов правления товарищества и составлению Акта проверки от 19 октября 2011 года признаны незаконными.
В удовлетворении требований в части признания акта проверки от 19 октября 2011 года незаконным, отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя ГЖИ по Волгоградской области С.Е., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, возражения по доводам жалобы представителя ТСЖ " В. и представителя П., С.Н., К.И., М.А. - К.А., действующего на основании доверенностей, Судебная коллегия
установила:
П., С.Н., К.И., М.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий и результатов проверки Государственной жилищной инспекции Волгоградской области.
В обоснование заявители указали, что являются собственниками жилых помещений в домах N, N, N по и членами ТСЖ ". В феврале 2012 года в правлении ТСЖ " им стало известно о проведении проверки, которая, как они полагают, проведена должностными лицами Госжилинспекции с грубыми нарушениями порядка проведения проверки, предусмотренного Административным Регламентом, утвержденного приказом от 25 июня 2010 года Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294, ст. 20 ЖК РФ, поскольку в акте не указаны обстоятельства, послужившие основанием для проведения проверки юридического лица; выводы, изложенные в акте относительно правильности подсчета голосов, правильности оформления бланков протоколов голосований противоречат фактическим обстоятельствам.
Судом постановлено указанное вышке решение.
В апелляционной жалобе представитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, оспаривая законность судебного постановления, просит его отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Госжилинспекции Волгоградской области С.Е. просит решение суда отменить в части признания незаконными действия должностных лиц инспекции по проведению в период с 18.10.2011 г. по 19.10.2011 г. проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ ", избрания общим собранием членов товарищества председателя правления ТСЖ и других- членов правления товарищества и составлению акта проверки от 19.10.2011 года и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, а в остальной части - решение суда оставить без изменения.
Представитель ТСЖ " В., а также представитель П. и других заявителей - К.А. с решением суда согласны, оспаривая доводы апелляционной жалобы Госжилинспекции.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
Судом установлено, что 03 октября 2011 года Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области в адрес ТСЖ " направлен запрос о предоставлении документов, касающихся деятельности ТСЖ ", основанием направления которого послужило коллективное обращение граждан N от августа 2011 года, проживающих в многоквартирных домах N, N, N по. Основанием для обращения граждан послужил вопрос о нахождении на протяжении более десяти лет многоквартирных домов N, N, N по, N по в управлении ТСЖ ", при отсутствии технической документации.
В связи с этим, Госжилинспекцией в период с 18 по 19 октября 2011 года была проведена проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ ", избрания общим собранием членов товарищества председателя правления ТСЖ и других членов правления товарищества, по результатам проведения которой составлен акт от 19 октября 2011 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что Госжилинспекция Волгоградской области вышла за пределы предмета проверки из-за отсутствия данного основания в обращении граждан и проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья.
Поступившее 29 августа 2011 года обращение граждан, проживающих в многоквартирных домах N, N, N по и N по в Госжилинспекцию Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством РФ являлось основанием для проведения проверки в рамках полномочий, предоставленных п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
Согласно требованиям абз. 1 п. 2.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области 10 октября 2011 года N 585-п должностные лица Инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством и законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ N 123-ФЗ от 04.06.2011 г. "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
В силу п. 4 ст. 8 указанного Закона до 01 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что предметом проверки жилищной инспекции по смыслу указанной выше нормы закона являются решения, принятые собственниками помещений в многоквартирных домах на общих собраниях о создании товариществ собственников жилья, выборе управляющих организаций, а не деятельность юридического лица.
В связи с этим, положения Федерального закона N 294-ФЗ от 28 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверок в порядке, предусмотренном п. 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 04 июня 2011 года, не могут быть применены, поскольку проводятся не в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в отношении решений, принятых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, коллегия полагает, что действия должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению проверки на предмет правомерности принятия собственниками помещений решений о создании товарищества собственников жилья, а также акт проверки по существу не свидетельствуют о нарушении прав и свобод гражданина и не создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела П. и другими не представлено доказательств, подтверждающих нарушение их прав.
В остальной части обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, поскольку сторонами решение не обжаловалось.
При таких обстоятельствах, постановленное по делу решение в удовлетворенной части нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения в данной части об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июня 2012 года отменить в части удовлетворения заявленных требований П., С.Н., К.И., М.А. об оспаривании действий должностных лиц Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по проведению проверки и составлению акта проверки от 19.10.2011 года и в указанной части постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований П., С.Н., К.И., М.А.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июля 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)