Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11508/2012) страхового открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2012 года по делу N А46-27772/2012 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску товарищества собственников жилья "Старая крепость" (ИНН 5503092938, ОГРН 1055504119164) к страховому открытому акционерного обществу "ВСК" (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062) о взыскании 35 898 руб. 65 коп.,
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Старая крепость" Ерениевой К.С. (доверенность б/н от 26.04.2012),
установил:
Товарищество собственников жилья "Старая крепость" (далее - ТСЖ "Старая крепость") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании со Страхового открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" (далее - СОАО "ВСК") 35 121 руб. 30 коп. задолженности за содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по ул. Красина, 6, за период с марта по июль 2012 года, 777 руб. 35 коп. пени за просрочку платежа по пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Кроме того, ТСЖ "Старая крепость" просило отнести на СОАО "ВСК" 8 000 руб. расходов на услуги представителя, 200 руб. расходов за представление выписки из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2012 по делу N А46-27772/2012 с СОАО "ВСК" в пользу ТСЖ "Старая крепость" взыскано 35 121 руб. 30 коп. основного долга, а также 7 826 руб. 77 коп. расходов на услуги представителя, 200 руб. расходов по выписке и 1 956 руб. 69 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на то, включение в состав работ и услуг по содержанию общего имущества должностей работников, не обеспечивающих содержание указанного имущества, не соответствует действующему законодательству РФ. Обращает внимание на то, что помещение ответчика расположено на первом этажа дома, имеет отдельный вход, у ответчика заключены самостоятельные договоры на предоставление коммунальных услуг. Полагает необоснованным возложение на ответчика обязанности по возмещению включенных в смету расходов затрат, связанных с содержанием консьержей, уборщиков, охраны, ремонтом жилищного фонда, обслуживанием системы приточной вентиляции, лифтового хозяйства.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда.
Представитель СОАО "ВСК", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Не возражал против проверки решения только в части удовлетворения исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") и считает его в указанной части подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что СОАО "ВСК" является собственником нежилых помещений 6П, номера на поэтажном плане: 1,2,3, общей площадью 795,50 кв. м, находящихся на первом этаже жилого дома, литер А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красина, д. 6.
Указанный многоквартирный дом находится в управлении ТСЖ "Старая крепость".
В материалы дела истцом представлен протокол общего собрания членов ТСЖ от 14.03.2012 N 5, которым, помимо прочего, утверждена смета на обслуживание общедомового имущества на 2012 год из расчета 35 руб. за 1 кв. м в месяц.
Смета представлена в материалы дела (л.д. 16).
Как усматривается из материалов дела, возражения ответчика сводятся к тому, что у истца отсутствует право на предъявление ко взысканию с СОАО "ВСК" по следующим статьям затрат, включенных в смету:
- - содержание консьержей (7 штатных единиц), которые обслуживают подъезды многоквартирного жилого дома, поскольку вход в Омский филиал СОАО "ВСК" расположен на противоположной от подъездов стороне (отдельный вход);
- - содержание уборщиков (4 штатных единицы), которые производят уборку подъездов и др. помещений ТСЖ "Старая крепость", отношения к которым Омский филиал СОАО "ВСК" не имеет;
- - содержание охранников (4 штатных единицы), которые охраняют внутреннюю территорию закрытого двора ТСЖ "Старая крепость", допуск на которую работникам Омского филиала СОАО "ВСК" запрещен, за исключением визитов по служебным делам в правление ТСЖ "Старая крепость";
- - охрана с ОВО (кнопка), поскольку Омский филиал СОАО "ВСК" имеет самостоятельный договор с лицензированной охранной организацией;
- - обслуживание и ремонт оргтехники;
- - содержание диспетчеров (4 штатные единицы);
- - канцелярские товары.
Суд первой инстанции, отклоняя возражения ответчика, обоснованно исходил, в том числе из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Высшим органом управления товарищества является общее собрание.
В соответствии с частью 5 статьи 46, частью 2 статьи 145, части 8 статьи 156 ЖК РФ утверждение платы за содержание общего имущества является компетенцией общего собрания членов товарищества собственников жилья, решение которого является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет товарищество.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товариществу собственников жилья предоставлено право определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен в статье 36 ЖК РФ и пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Так, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (пункт 11 Правил N 491).
Пунктом 33 указанных Правил N 491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пунктов 2.4, 2.5 Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденных приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 N 17-45, административно-управленческие расходы могут включать в себя: фонд оплаты труда с начислениями (взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонд занятости, транспортный налог); содержание конторы правления Товарищества (отопление, горячее и холодное водоснабжение, освещение, оплата телефона и др.); канцелярские расходы; обучение управленческого персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно-правовых документов и специальной литературы); содержание оргтехники; информационные и юридические услуги; служебные разъезды; прочие расходы. Расходы по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту могут включать в себя: заработная плата с начислениями обслуживающего персонала; расходы на инвентарь и материалы; расходы на дератизацию и дезинфекцию; расходы на дежурное освещение мест общего пользования; оплата по договору о техническом обслуживании подрядной организации; оплата по договорам специализированным подрядным организациям (обслуживание лифтового оборудования, чистка вентиляции, аварийные работы и др.); оплата по договору на комплексное оказание услуг со службой заказчика; прочие расходы.
В разделе VIII ЖК РФ, а также в главах 16, 18 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей исчисления и установления платы за содержание общего имущества для собственников - юридических лиц, владеющих встроенными нежилыми помещениями в многоквартирных домах.
Доказательств отмены или признания недействительным решения, принятого собственниками на собрании 14.03.2012 об утверждении сметы не имеется.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства, установленный ТСЖ "Старая крепость" тариф является обязательным для ответчика.
Включение в смету спорных статей затрат не противоречит действующему законодательству, в том числе пункту 11 Правил N 491, на который сослался ответчик.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что нежилое помещение ответчика находится на первом этаже и имеет отдельный вход, не освобождает его от несения бремени содержания общего имущества многоквартирного жилого дома.
Не является также основанием для освобождения собственника от обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома неиспользование им отдельных элементов указанного имущества, в том числе в связи с отсутствием у него к ним доступа.
При возложении на собственников помещений бремени содержания общего имущества многоквартирного дома действующее законодательство не устанавливает взаимосвязи между фактом пользования собственником помещения отдельными объектами общего имущества и обязанностью нести бремя расходов на их содержание.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в заявленном истцом размере.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о распределении между сторонами судебных издержек, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2012 года по делу N А46-27772/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N А46-27772/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N А46-27772/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11508/2012) страхового открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2012 года по делу N А46-27772/2012 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску товарищества собственников жилья "Старая крепость" (ИНН 5503092938, ОГРН 1055504119164) к страховому открытому акционерного обществу "ВСК" (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062) о взыскании 35 898 руб. 65 коп.,
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Старая крепость" Ерениевой К.С. (доверенность б/н от 26.04.2012),
установил:
Товарищество собственников жилья "Старая крепость" (далее - ТСЖ "Старая крепость") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании со Страхового открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" (далее - СОАО "ВСК") 35 121 руб. 30 коп. задолженности за содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по ул. Красина, 6, за период с марта по июль 2012 года, 777 руб. 35 коп. пени за просрочку платежа по пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Кроме того, ТСЖ "Старая крепость" просило отнести на СОАО "ВСК" 8 000 руб. расходов на услуги представителя, 200 руб. расходов за представление выписки из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2012 по делу N А46-27772/2012 с СОАО "ВСК" в пользу ТСЖ "Старая крепость" взыскано 35 121 руб. 30 коп. основного долга, а также 7 826 руб. 77 коп. расходов на услуги представителя, 200 руб. расходов по выписке и 1 956 руб. 69 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на то, включение в состав работ и услуг по содержанию общего имущества должностей работников, не обеспечивающих содержание указанного имущества, не соответствует действующему законодательству РФ. Обращает внимание на то, что помещение ответчика расположено на первом этажа дома, имеет отдельный вход, у ответчика заключены самостоятельные договоры на предоставление коммунальных услуг. Полагает необоснованным возложение на ответчика обязанности по возмещению включенных в смету расходов затрат, связанных с содержанием консьержей, уборщиков, охраны, ремонтом жилищного фонда, обслуживанием системы приточной вентиляции, лифтового хозяйства.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда.
Представитель СОАО "ВСК", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Не возражал против проверки решения только в части удовлетворения исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") и считает его в указанной части подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что СОАО "ВСК" является собственником нежилых помещений 6П, номера на поэтажном плане: 1,2,3, общей площадью 795,50 кв. м, находящихся на первом этаже жилого дома, литер А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красина, д. 6.
Указанный многоквартирный дом находится в управлении ТСЖ "Старая крепость".
В материалы дела истцом представлен протокол общего собрания членов ТСЖ от 14.03.2012 N 5, которым, помимо прочего, утверждена смета на обслуживание общедомового имущества на 2012 год из расчета 35 руб. за 1 кв. м в месяц.
Смета представлена в материалы дела (л.д. 16).
Как усматривается из материалов дела, возражения ответчика сводятся к тому, что у истца отсутствует право на предъявление ко взысканию с СОАО "ВСК" по следующим статьям затрат, включенных в смету:
- - содержание консьержей (7 штатных единиц), которые обслуживают подъезды многоквартирного жилого дома, поскольку вход в Омский филиал СОАО "ВСК" расположен на противоположной от подъездов стороне (отдельный вход);
- - содержание уборщиков (4 штатных единицы), которые производят уборку подъездов и др. помещений ТСЖ "Старая крепость", отношения к которым Омский филиал СОАО "ВСК" не имеет;
- - содержание охранников (4 штатных единицы), которые охраняют внутреннюю территорию закрытого двора ТСЖ "Старая крепость", допуск на которую работникам Омского филиала СОАО "ВСК" запрещен, за исключением визитов по служебным делам в правление ТСЖ "Старая крепость";
- - охрана с ОВО (кнопка), поскольку Омский филиал СОАО "ВСК" имеет самостоятельный договор с лицензированной охранной организацией;
- - обслуживание и ремонт оргтехники;
- - содержание диспетчеров (4 штатные единицы);
- - канцелярские товары.
Суд первой инстанции, отклоняя возражения ответчика, обоснованно исходил, в том числе из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Высшим органом управления товарищества является общее собрание.
В соответствии с частью 5 статьи 46, частью 2 статьи 145, части 8 статьи 156 ЖК РФ утверждение платы за содержание общего имущества является компетенцией общего собрания членов товарищества собственников жилья, решение которого является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет товарищество.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товариществу собственников жилья предоставлено право определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен в статье 36 ЖК РФ и пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Так, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (пункт 11 Правил N 491).
Пунктом 33 указанных Правил N 491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пунктов 2.4, 2.5 Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденных приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 N 17-45, административно-управленческие расходы могут включать в себя: фонд оплаты труда с начислениями (взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонд занятости, транспортный налог); содержание конторы правления Товарищества (отопление, горячее и холодное водоснабжение, освещение, оплата телефона и др.); канцелярские расходы; обучение управленческого персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно-правовых документов и специальной литературы); содержание оргтехники; информационные и юридические услуги; служебные разъезды; прочие расходы. Расходы по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту могут включать в себя: заработная плата с начислениями обслуживающего персонала; расходы на инвентарь и материалы; расходы на дератизацию и дезинфекцию; расходы на дежурное освещение мест общего пользования; оплата по договору о техническом обслуживании подрядной организации; оплата по договорам специализированным подрядным организациям (обслуживание лифтового оборудования, чистка вентиляции, аварийные работы и др.); оплата по договору на комплексное оказание услуг со службой заказчика; прочие расходы.
В разделе VIII ЖК РФ, а также в главах 16, 18 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей исчисления и установления платы за содержание общего имущества для собственников - юридических лиц, владеющих встроенными нежилыми помещениями в многоквартирных домах.
Доказательств отмены или признания недействительным решения, принятого собственниками на собрании 14.03.2012 об утверждении сметы не имеется.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства, установленный ТСЖ "Старая крепость" тариф является обязательным для ответчика.
Включение в смету спорных статей затрат не противоречит действующему законодательству, в том числе пункту 11 Правил N 491, на который сослался ответчик.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что нежилое помещение ответчика находится на первом этаже и имеет отдельный вход, не освобождает его от несения бремени содержания общего имущества многоквартирного жилого дома.
Не является также основанием для освобождения собственника от обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома неиспользование им отдельных элементов указанного имущества, в том числе в связи с отсутствием у него к ним доступа.
При возложении на собственников помещений бремени содержания общего имущества многоквартирного дома действующее законодательство не устанавливает взаимосвязи между фактом пользования собственником помещения отдельными объектами общего имущества и обязанностью нести бремя расходов на их содержание.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в заявленном истцом размере.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о распределении между сторонами судебных издержек, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2012 года по делу N А46-27772/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)