Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Н.И. Корневой, И.В. Пономаревой
при ведении протокола судебного заседания судьей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель Фролова Лариса Васильевна, паспорт, доверенность
от ответчика: представитель Томилова Людмила Николаевна, паспорт, доверенность N 59 от 09.06.2008 г., Волик Алексей Борисович, паспорт, доверенность N 2 от 01.08.2008 г.
от ликвидационной комиссии Администрации г. Ейска- представитель не явился, уведомлен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОЗОН"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.05.2008 г. по делу N А32-6405/2007-27/34
по иску открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала открытого акционерного общества "НЭСК "Ейские Городские электрические сети"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "ОЗОН",
ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования города Ейска
о взыскании 1 136 689 руб. 69 коп.,
принятое в составе судьи Тушевой О.И.
установил:
открытое акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее энергоснабжающая организация, истец), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ОЗОН" (управляющая компания, ответчик), Ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования города Ейска о взыскании 1 711 634 руб. 94 коп. - задолженности, в связи с неоплатой ответчиком фактически потребленной электроэнергии в период с 01.05.2006 г. по 10.09.2007 г. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 4, л.д. 37).
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Главы муниципального образования города Ейска N 858 от 12.07.05 г. ООО "ОЗОН" привлечено в качестве управляющей компании для выполнения функций управления жилыми домами города Ейска. Отношения сторон регулируются параграфом 2 Главы 30 ГК РФ. В связи с неоплатой электроэнергии в полном объеме, истцом заявлен настоящий иск, при этом указано на возникшую обязанность у ООО "ОЗОН", как управляющей организации, по оплате потребленной электроэнергии, общежитиями, принятыми ответчиком на обслуживание.
Решением суда от 27.05.08 г. исковые требования удовлетворены за счет ООО "ОЗОН". Решение мотивировано тем, что ООО "Озон" является управляющей организацией. Материалами дела подтвержден факт принятия ответчиком на обслуживание общежитий г. Ейска, в связи с чем, последний является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в жилом фонде. Отношения сторон регулируются нормами параграфа 2 Главы 30 ГК РФ. В связи с неоплатой принятой электроэнергии в полном объеме исковые требования подлежат удовлетворению.
Общество с ограниченной ответственностью "ОЗОН" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Ответчик указал, что суд не учел, что потребителем услуг является население и не принял во внимание возражения, что ООО "ОЗОН" не является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг для населения по смыслу Жилищного кодекса РФ и Правил оказания коммунальных услуг N 307.
Ответчик контррасчет не представил, указал на принципиальную позицию непризнания исковых требований в полном объеме.
Представитель ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования г. Ейска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ликвидационной комиссии.
Дело слушалось с перерывом с 04.08.04 г. по 07.08.08 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы города Ейска от 12.07.2005 г. N 858 "О первоочередных мерах по совершенствованию системы содержания и ремонта многоквартирных жилых домов в городе Ейске" МУП г. Ейска "Служба единого заказчика города Ейска" реорганизовано и созданы муниципальные управляющие компании "Управляющая компания N 1" и "Управляющая компания N 2". В соответствии с п. 2 Постановления в целях создания конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом привлечено ООО "ОЗОН". Утвержден перечень жилых домов для обслуживания и закрепления за управляющими компаниями, сформированные по территориальному признаку.
В соответствии с Приложением N 2 к указанному постановлению ООО "ОЗОН" приняло на обслуживание 416 многоквартирных домов, в том числе общежития, расположенные по адресам: г. Ейск, ул. Островского, 6,8; ул. Рабочая, 2а; ул. Первомайская, 7; ул. К. Марека, 13; ул. Энгельса, 54; ул. Коммунистическая, 47.
В период с 01.01.2006 г. по 01.01.08 г. указанные общежития обеспечивались и обеспечиваются в настоящее время электроэнергией, поставляемой ОАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала Ейские городские электрические сети г. Ейска, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Жители указанных домов не имеют индивидуальных приборов учета электроэнергии. Определение потребленных ресурсов производится по общедомовым приборам учета, установленным на вводе в многоквартирные дома.
В связи с неполной оплатой фактически поставленной электроэнергии на спорные объекты, образовалась задолженность в размере 1 711 634 руб. 94 коп., явившаяся основанием обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Оценивая правомерность заявленных требований к ООО "ОЗОН", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при отсутствии заключенного между сторонами договора энергоснабжения, фактически ответчик-ООО "ОЗОН" является абонентом истца, и выступает исполнителем коммунальных услуг как управляющая компания.
Данный вывод суда признается апелляционной инстанцией верным, поскольку отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему воды и принятых стоков.
В силу статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с действующим законодательством, к числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Факт поставки электроэнергии истцом подтверждается счетами-фактурами, сведениями о расходе электроэнергии.
С учетом частичной оплаты электроэнергии жильцами спорных общежитий и ООО "ОЗОН", стоимость неоплаченной энергии в размере 2 981 700 кВт/час, заявленная истцом ко взысканию, составила 1 711 634 руб. 94 коп.
Правильность расчета по существу ответчиком не оспорена.
Доводы ответчика, что он не является управляющей организацией, не оказывает гражданам коммунальные услуги и у него не возникли обязательства по оплате электроэнергии не соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства. Судом обосновано определено в качестве обязанного лица ООО "ОЗОН" ввиду следующего.
Постановлением главы города Ейска от 12.07.2005 г. N 858 "О первоочередных мерах по совершенствованию системы содержания и ремонта многоквартирных жилых домов в городе Ейске" МУП г. Ейска "Служба единого заказчика города Ейска" реорганизовано и созданы муниципальные управляющие компании "Управляющая компания N 1" и "Управляющая компания N 2". В соответствии с п. 2 Постановления в целях создания конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом привлечено ООО "ОЗОН" 01.09.2005 г. между МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Ейск" (Муниципальное учреждение) и ООО "Озон" (Управляющая организация) заключен договор по передаче функций управления муниципальным жилищным фондом, согласно условиям которого учреждение поручает, а управляющая организация принимает функции по управлению муниципальным жилищным фондом, выполнению услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, находящихся в муниципальной собственности города.
Аналогичный договор заключен между сторонами и 05.03.2007 г. в соответствии с п. 1.3 которого Управляющая организация, которая по заданию собственника за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги собственнику помещений и пользующимся помещением лицам, осуществляет иную, направленную на достижение целей управления деятельность. В соответствии с п. 3.1.2 договора Управляющая компания обязалась обеспечивать выполнение перечня услуг и работ по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов за счет и в пределах денежных средств, собранных на эти цели по настоящему договору, обеспечивать предоставление собственникам жилых помещений коммунальных услуг, а именно услуги по энергоснабжению. В соответствии с п. 3.2.2 договора Управляющая компания имеет право принимать от Собственника (нанимателей) плату за жилое помещение, коммунальные услуги, а также плату за пользование жилым помещением в размере, установленном для таких нанимателей органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4.2 договора плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя: плату за пользование помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, плату за коммунальные услуги. (т. 4 л.д. 11).
В соответствии с распоряжением Главы муниципального образования города Ейска от 29.11.2006 г. N 229-р "Об упорядочении взимания оплаты за коммунальные услуги с граждан, проживающих в многоквартирных домах, по договорам социального найма" ООО "ОЗОН" поручено представить в срок до 4.12.2006 г. документацию по предварительной оценке работ, связанных с реконструкцией электрических сетей жилых домов города Ейска, а также до 01.01.07 г. производить прием платежей от жителей многоквартирных домов за электрическое снабжение.
В соответствии с Распоряжением Главы Муниципального образования город Ейск от 26.03.07 г. N 61-р "Об упорядочении взимания платы за коммунальные услуги с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма Управляющей компании ООО "ОЗОН" предписано организовать работу по приему платежей от жителей многоквартирных работ, организовать работу по погашению задолженности жилых домов, указанных в приложении за потребленную электроэнергию ОАО "Независимая энергоснабжающая компания". В приложении к Постановлению указаны спорные общежития (т. 1 л.д. 88) Анализ приведенных норм подтверждает выполнение функций управляющей компании и факт оказания ответчиком населению, проживающему в спорных общежитиях, коммунальных услуг, в том числе по обеспечению их электроэнергией.
23.05.2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 утверждены Правила предоставления услуг гражданам. В пункте 3 казанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах определений, истец относится к ресурсоснабжающей организации, а ответчик будучи управляющей организацией, является исполнителем коммунальных услуги абонентом первой.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Как установлено судом первой инстанции в период с 01.01.06 г. по 01.01.08 г. ООО "ОЗОН" ежемесячно предоставляло истцу сведения по приборам учета в точках присоединения к сетям истца, получал счета, счета-фактуры, в которых расписывался представитель ООО "ОЗОН". Ответчик передавал истцу сведения по приборам учета общежитий (февраль 2006 г., июнь 2006 г., август 2006 г.), указывая показания в своих расчетах. В феврале и июне 2006 г. ответчик подавал истцу сведения о льготниках, в июле - августе 2006 г. снимал показания приборов учета в спорных домах. Те же действия имели место и в 2007 г.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства, что ООО "ОЗОН" и ранее было абонентом по поставке электроэнергии в спорные дома, что усматривается из договора энергоснабжения 972 от 01.08.2005 г., заключенного с ОАО "Ейские городские электрические сети" (т. 2 л.д. 63). При этом, между сторонами были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (л.д. 98-105 т. 2).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. N 251 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положения ми раздела 8 ЖК РФ.
ООО "ОЗОН" в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств передачи функций управления и содержания жилых домов и энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям ресурсоснабжающей организации, иным предприятиям, тем самым продолжило фактическое исполнение функций исполнителя коммунальных услуг.
Факт оказания ответчиком коммунальных услуг гражданам также подтверждается письмами ответчика N 703 от 12.09.06 г., 1015 от 07.12.2006 г. (т. 1, л.д. 87,88) в которых последний, обращаясь к истцу, просит отключить неплательщиков от электроэнергии, жители которых не имеют индивидуальных приборов учета электроэнергии, а имеется общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный на вводе в многоквартирные дома.
Согласно договору N б/н от 01.09.2005 г., заключенного между ООО "ОЗОН" и Муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Ейск", о передаче функций управления муниципальным жилым фондом ООО "ОЗОН" именуется управляющей организацией, которая принимает функции по управлению муниципальным жилым фондом, выполнению услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовой территории, находящихся в муниципальной собственности города. Срок этого договора установлен до 01.03.2006 г.
Материалами дела подтверждены факты сбора ответчиком с граждан оплаты за электроэнергию и перечисление ее истцу.
Таким образом, в силу указанных норм и с учетом фактически выполняемых ООО "ОЗОН" функций заказчика коммунальных услуг в интересах потребителей (по электроснабжению) обязанным лицом по оплате поставленной электроэнергии также является ответчик. Следовательно, требования энергоснабжающей организации о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию ООО "ОЗОН" являются правомерными, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно произведена замена ответчика Администрации муниципального образования города Ейска на Ликвидационную комиссию администрации муниципального образования г. Ейска судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку данные обстоятельства не влияют на исполнение ООО "ОЗОН" обязательств по оплате электроэнергии.
На основании изложенного, судом вынесен законный и обоснованный судебный акт, основания для его изменения либо отмены судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2008 г. по делу N А32-6405/2007-27/34 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
Н.И.КОРНЕВА
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2008 N 15АП-4143/2008 ПО ДЕЛУ N А32-6405/2007-27/34
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. N 15АП-4143/2008
Дело N А32-6405/2007-27/34
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Н.И. Корневой, И.В. Пономаревой
при ведении протокола судебного заседания судьей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель Фролова Лариса Васильевна, паспорт, доверенность
от ответчика: представитель Томилова Людмила Николаевна, паспорт, доверенность N 59 от 09.06.2008 г., Волик Алексей Борисович, паспорт, доверенность N 2 от 01.08.2008 г.
от ликвидационной комиссии Администрации г. Ейска- представитель не явился, уведомлен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОЗОН"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.05.2008 г. по делу N А32-6405/2007-27/34
по иску открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала открытого акционерного общества "НЭСК "Ейские Городские электрические сети"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "ОЗОН",
ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования города Ейска
о взыскании 1 136 689 руб. 69 коп.,
принятое в составе судьи Тушевой О.И.
установил:
открытое акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее энергоснабжающая организация, истец), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ОЗОН" (управляющая компания, ответчик), Ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования города Ейска о взыскании 1 711 634 руб. 94 коп. - задолженности, в связи с неоплатой ответчиком фактически потребленной электроэнергии в период с 01.05.2006 г. по 10.09.2007 г. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 4, л.д. 37).
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Главы муниципального образования города Ейска N 858 от 12.07.05 г. ООО "ОЗОН" привлечено в качестве управляющей компании для выполнения функций управления жилыми домами города Ейска. Отношения сторон регулируются параграфом 2 Главы 30 ГК РФ. В связи с неоплатой электроэнергии в полном объеме, истцом заявлен настоящий иск, при этом указано на возникшую обязанность у ООО "ОЗОН", как управляющей организации, по оплате потребленной электроэнергии, общежитиями, принятыми ответчиком на обслуживание.
Решением суда от 27.05.08 г. исковые требования удовлетворены за счет ООО "ОЗОН". Решение мотивировано тем, что ООО "Озон" является управляющей организацией. Материалами дела подтвержден факт принятия ответчиком на обслуживание общежитий г. Ейска, в связи с чем, последний является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в жилом фонде. Отношения сторон регулируются нормами параграфа 2 Главы 30 ГК РФ. В связи с неоплатой принятой электроэнергии в полном объеме исковые требования подлежат удовлетворению.
Общество с ограниченной ответственностью "ОЗОН" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Ответчик указал, что суд не учел, что потребителем услуг является население и не принял во внимание возражения, что ООО "ОЗОН" не является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг для населения по смыслу Жилищного кодекса РФ и Правил оказания коммунальных услуг N 307.
Ответчик контррасчет не представил, указал на принципиальную позицию непризнания исковых требований в полном объеме.
Представитель ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования г. Ейска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ликвидационной комиссии.
Дело слушалось с перерывом с 04.08.04 г. по 07.08.08 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы города Ейска от 12.07.2005 г. N 858 "О первоочередных мерах по совершенствованию системы содержания и ремонта многоквартирных жилых домов в городе Ейске" МУП г. Ейска "Служба единого заказчика города Ейска" реорганизовано и созданы муниципальные управляющие компании "Управляющая компания N 1" и "Управляющая компания N 2". В соответствии с п. 2 Постановления в целях создания конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом привлечено ООО "ОЗОН". Утвержден перечень жилых домов для обслуживания и закрепления за управляющими компаниями, сформированные по территориальному признаку.
В соответствии с Приложением N 2 к указанному постановлению ООО "ОЗОН" приняло на обслуживание 416 многоквартирных домов, в том числе общежития, расположенные по адресам: г. Ейск, ул. Островского, 6,8; ул. Рабочая, 2а; ул. Первомайская, 7; ул. К. Марека, 13; ул. Энгельса, 54; ул. Коммунистическая, 47.
В период с 01.01.2006 г. по 01.01.08 г. указанные общежития обеспечивались и обеспечиваются в настоящее время электроэнергией, поставляемой ОАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала Ейские городские электрические сети г. Ейска, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Жители указанных домов не имеют индивидуальных приборов учета электроэнергии. Определение потребленных ресурсов производится по общедомовым приборам учета, установленным на вводе в многоквартирные дома.
В связи с неполной оплатой фактически поставленной электроэнергии на спорные объекты, образовалась задолженность в размере 1 711 634 руб. 94 коп., явившаяся основанием обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Оценивая правомерность заявленных требований к ООО "ОЗОН", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при отсутствии заключенного между сторонами договора энергоснабжения, фактически ответчик-ООО "ОЗОН" является абонентом истца, и выступает исполнителем коммунальных услуг как управляющая компания.
Данный вывод суда признается апелляционной инстанцией верным, поскольку отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему воды и принятых стоков.
В силу статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с действующим законодательством, к числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Факт поставки электроэнергии истцом подтверждается счетами-фактурами, сведениями о расходе электроэнергии.
С учетом частичной оплаты электроэнергии жильцами спорных общежитий и ООО "ОЗОН", стоимость неоплаченной энергии в размере 2 981 700 кВт/час, заявленная истцом ко взысканию, составила 1 711 634 руб. 94 коп.
Правильность расчета по существу ответчиком не оспорена.
Доводы ответчика, что он не является управляющей организацией, не оказывает гражданам коммунальные услуги и у него не возникли обязательства по оплате электроэнергии не соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства. Судом обосновано определено в качестве обязанного лица ООО "ОЗОН" ввиду следующего.
Постановлением главы города Ейска от 12.07.2005 г. N 858 "О первоочередных мерах по совершенствованию системы содержания и ремонта многоквартирных жилых домов в городе Ейске" МУП г. Ейска "Служба единого заказчика города Ейска" реорганизовано и созданы муниципальные управляющие компании "Управляющая компания N 1" и "Управляющая компания N 2". В соответствии с п. 2 Постановления в целях создания конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом привлечено ООО "ОЗОН" 01.09.2005 г. между МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Ейск" (Муниципальное учреждение) и ООО "Озон" (Управляющая организация) заключен договор по передаче функций управления муниципальным жилищным фондом, согласно условиям которого учреждение поручает, а управляющая организация принимает функции по управлению муниципальным жилищным фондом, выполнению услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, находящихся в муниципальной собственности города.
Аналогичный договор заключен между сторонами и 05.03.2007 г. в соответствии с п. 1.3 которого Управляющая организация, которая по заданию собственника за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги собственнику помещений и пользующимся помещением лицам, осуществляет иную, направленную на достижение целей управления деятельность. В соответствии с п. 3.1.2 договора Управляющая компания обязалась обеспечивать выполнение перечня услуг и работ по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов за счет и в пределах денежных средств, собранных на эти цели по настоящему договору, обеспечивать предоставление собственникам жилых помещений коммунальных услуг, а именно услуги по энергоснабжению. В соответствии с п. 3.2.2 договора Управляющая компания имеет право принимать от Собственника (нанимателей) плату за жилое помещение, коммунальные услуги, а также плату за пользование жилым помещением в размере, установленном для таких нанимателей органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4.2 договора плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя: плату за пользование помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, плату за коммунальные услуги. (т. 4 л.д. 11).
В соответствии с распоряжением Главы муниципального образования города Ейска от 29.11.2006 г. N 229-р "Об упорядочении взимания оплаты за коммунальные услуги с граждан, проживающих в многоквартирных домах, по договорам социального найма" ООО "ОЗОН" поручено представить в срок до 4.12.2006 г. документацию по предварительной оценке работ, связанных с реконструкцией электрических сетей жилых домов города Ейска, а также до 01.01.07 г. производить прием платежей от жителей многоквартирных домов за электрическое снабжение.
В соответствии с Распоряжением Главы Муниципального образования город Ейск от 26.03.07 г. N 61-р "Об упорядочении взимания платы за коммунальные услуги с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма Управляющей компании ООО "ОЗОН" предписано организовать работу по приему платежей от жителей многоквартирных работ, организовать работу по погашению задолженности жилых домов, указанных в приложении за потребленную электроэнергию ОАО "Независимая энергоснабжающая компания". В приложении к Постановлению указаны спорные общежития (т. 1 л.д. 88) Анализ приведенных норм подтверждает выполнение функций управляющей компании и факт оказания ответчиком населению, проживающему в спорных общежитиях, коммунальных услуг, в том числе по обеспечению их электроэнергией.
23.05.2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 утверждены Правила предоставления услуг гражданам. В пункте 3 казанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах определений, истец относится к ресурсоснабжающей организации, а ответчик будучи управляющей организацией, является исполнителем коммунальных услуги абонентом первой.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Как установлено судом первой инстанции в период с 01.01.06 г. по 01.01.08 г. ООО "ОЗОН" ежемесячно предоставляло истцу сведения по приборам учета в точках присоединения к сетям истца, получал счета, счета-фактуры, в которых расписывался представитель ООО "ОЗОН". Ответчик передавал истцу сведения по приборам учета общежитий (февраль 2006 г., июнь 2006 г., август 2006 г.), указывая показания в своих расчетах. В феврале и июне 2006 г. ответчик подавал истцу сведения о льготниках, в июле - августе 2006 г. снимал показания приборов учета в спорных домах. Те же действия имели место и в 2007 г.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства, что ООО "ОЗОН" и ранее было абонентом по поставке электроэнергии в спорные дома, что усматривается из договора энергоснабжения 972 от 01.08.2005 г., заключенного с ОАО "Ейские городские электрические сети" (т. 2 л.д. 63). При этом, между сторонами были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (л.д. 98-105 т. 2).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. N 251 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положения ми раздела 8 ЖК РФ.
ООО "ОЗОН" в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств передачи функций управления и содержания жилых домов и энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям ресурсоснабжающей организации, иным предприятиям, тем самым продолжило фактическое исполнение функций исполнителя коммунальных услуг.
Факт оказания ответчиком коммунальных услуг гражданам также подтверждается письмами ответчика N 703 от 12.09.06 г., 1015 от 07.12.2006 г. (т. 1, л.д. 87,88) в которых последний, обращаясь к истцу, просит отключить неплательщиков от электроэнергии, жители которых не имеют индивидуальных приборов учета электроэнергии, а имеется общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный на вводе в многоквартирные дома.
Согласно договору N б/н от 01.09.2005 г., заключенного между ООО "ОЗОН" и Муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Ейск", о передаче функций управления муниципальным жилым фондом ООО "ОЗОН" именуется управляющей организацией, которая принимает функции по управлению муниципальным жилым фондом, выполнению услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовой территории, находящихся в муниципальной собственности города. Срок этого договора установлен до 01.03.2006 г.
Материалами дела подтверждены факты сбора ответчиком с граждан оплаты за электроэнергию и перечисление ее истцу.
Таким образом, в силу указанных норм и с учетом фактически выполняемых ООО "ОЗОН" функций заказчика коммунальных услуг в интересах потребителей (по электроснабжению) обязанным лицом по оплате поставленной электроэнергии также является ответчик. Следовательно, требования энергоснабжающей организации о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию ООО "ОЗОН" являются правомерными, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно произведена замена ответчика Администрации муниципального образования города Ейска на Ликвидационную комиссию администрации муниципального образования г. Ейска судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку данные обстоятельства не влияют на исполнение ООО "ОЗОН" обязательств по оплате электроэнергии.
На основании изложенного, судом вынесен законный и обоснованный судебный акт, основания для его изменения либо отмены судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2008 г. по делу N А32-6405/2007-27/34 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
Н.И.КОРНЕВА
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)