Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2013 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрелкова А.В.
судей Клепиковой М.А., Ошировой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2012 года по делу N А58-2000/2012 по иску открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, юридический адрес: г. Якутск, ул. Ф. Попова, 14) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, юридический адрес: г. Якутск, пр-т Ленина, 15) о взыскании 320 731,75 руб., третьи лица - муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1031402054793, ИНН 1435138020, юридический адрес: г. Якутск, ул. Стадухина, 83, 2), муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт" (ОГРН 1061435038796, ИНН 1435171194, юридический адрес: г. Якутск, ул. Ярославского, 11) (суд первой инстанции: судья Немытышева Н.Д.)
В отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее - ОАО АК "Якутскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Окружной Администрации города Якутска (далее - Администрация, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 320 731 руб. 75 коп. долга за поставленную в многоквартирные жилые дома в городе Якутске тепловую энергию за период с августа по декабрь 2011 года.
В обоснование заявленных требований указано на поставку истцом в отсутствие заключенного договора в период с 01.08.2011 по 31.12.2011 тепловой энергии в многоквартирные жилые дома г. Якутска, являющихся муниципальной собственностью, неоплата потребленной тепловой энергии ответчиком.
В качестве правового обоснования приведены статьи 539, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 28.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены муниципальное учреждение "Департамент жилищных отношений" Городского округа "Город Якутск", муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт".
Определением суда от 30.03.2012 произведено процессуальное правопреемство третьего лица с муниципального учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" на муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск".
Из дела N А58-1370/2012 в отдельное производство выделено исковое требование о взыскании с ответчика долга в размере 358 015 руб. 30 коп. за поставленную тепловую энергию в дома, находящиеся в городе Якутске по ул. Дзержинского, 36/2, 37, 40/4, 43/1, 44, 46, 48, 50/1, 52, 53/13, 53/4, 53/6, 58; по ул. Жорницкого, 14, 32, 34, 36, 8 с присвоением ему номера А58-2000/2012.
Ответчик на иск возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая, что он несет ответственность только до заселения квартир, поэтому ответчиками по делу должны являться наниматели и собственники жилых помещений.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.06.2012 по делу N А58-2000/2012 исковые требования удовлетворены частично, с Окружной администрации города Якутска в пользу открытого акционерного общества акционерной компании "Якутскэнерго" взыскано 274 613 руб. 50 коп. долга за потребленную тепловую энергию в период с 01.08.2011 по 31.12.2011, расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 8 060 руб. 90 коп.
Открытому акционерному обществу акционерной компании "Якутскэнерго" возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 745 руб. 67 коп.
Принятый судебный акт Окружная администрация города Якутска обжаловала в апелляционном порядке, просит его отменить, как вынесенный с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы сослался на те же обстоятельства, что и при обосновании своей позиции в суде первой инстанции, полагая, что истцом не доказано нахождение спорных жилых домов в муниципальной собственности и его обязанности, как ответчика, оплачивать потребленную тепловую энергию, которую должны оплачивать жители многоквартирных домов и при отсутствии договоров социального найма. Договор социального найма не является единственным доказательством законности пользования жилым помещением. Суд первой инстанции необоснованно отклонил в качестве доказательств проживания граждан на основании договоров социального найма представленные ответчиком копии корешков к ордерам, копии лицевых счетов и поквартирных карточек. Считает, что граждане обязаны вносить наймодателю только плату за найм, но не за коммунальные услуги и обслуживание жилого фонда.
Стороны и третьи лица о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав оспоренный судебный акт, доводы апелляционной жалобы и возражений, апелляционный суд находит принятый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом в период с августа по декабрь 2011 в отсутствие заключенного договора производился отпуск тепловой энергии в жилые квартиры многоквартирных жилых домов г. Якутска, являющихся муниципальной собственностью.
Согласно протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в городе Якутске в 2009-2010 годах был выбран способ управления многоквартирными жилыми домами - непосредственное управление многоквартирным домом.
В отношении приватизированных квартир истец заключил с собственниками жилых помещений договоры энергоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В муниципальные дома, находящиеся в городе Якутске по ул. Дзержинского, 36/2, 37, 40/4, 43/1, 44, 46, 48, 50/1, 52, 53/13, 53/4, 53/6, 58; по ул. Жорницкого, 14, 32, 34, 36, 8 в отсутствие заключенного с Окружной администрацией договора истец произвел поставку тепловой энергии, направив ответчику письмо N ГР/791 от 14.02.2012 с приложением акта сдачи-приемки выполненных работ N 10995 от 18.01.2012, счета-фактуры N 10995 от 18.01.2012 на сумму 3 123 091 руб. 65 коп. за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного коммунальногоэнергоресурса явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 8, статьями 210, 309, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 - 3 статьи 153, пунктом 8 статьи 155, пунктами 1 - 4 статьи 161, пунктом 1 статьи 163, пунктом 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", исходил из их обоснованности.
Между сторонами по настоящему спору сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии через присоединенную сеть.
Из нормативно-правового регулирования, подлежащего применению к спорным правоотношениям (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации) следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель связывает возможность признания лица абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения с фактом нахождения у последнего во владении энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Довод ответчика о том, что в отсутствие доказательств зарегистрированного права муниципальной собственности на спорные помещения ответчик не несет обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Из материалов дела следует, что передаточными актами N 35/173, N 35/153, N 35/166, N 35/170, утвержденными распоряжениями Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1753 от 12.08.2003, N 1709 от 31.07.2003 жилые дома в городе Якутске по адресам, расположенным в городе Якутске по ул. Дзержинского, 36/2, 37, 40/4, 43/1, 44, 46, 48, 50/1, 52, 53/13, 53/4, 53/6, 58; по ул. Жорницкого, 14, 32, 34, 36, 8 были переданы в муниципальную собственность.
Истцом в уточнениях к исковому заявлению были исключены объекты, которые выбыли из законного владения истца после 2003 года.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.07.2011 по делу N А58-2577/2011, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного арбитражного суда от 10.10.2011, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.04.2012 установлено нахождение вышеуказанных жилых помещений в муниципальной собственности.
Наличие присоединения тепловых сетей истца к соответствующим сетям ответчика подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности сетей, имеющихся в материалах дела.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.07.2011 по делу N А58-2577/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.04.2012 установлен факт присоединения тепловых сетей истца к сетям ответчика.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии истцом представлен реестр жилых домов с информацией о количестве этажей, данные о площади жилых помещений, количестве комнат и количестве проживающих, полученные истцом от муниципального учреждения "Департамент информационно-вычислительных технологий" Городского округа "Город Якутск".
Представленные ответчиком копии поквартирных карточек не содержат сведений, на каком из предусмотренных пунктом 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, праве граждане зарегистрированы в муниципальных жилых помещениях, не подписаны и не заверены лицом, выдавшим их.
Представленные корешки ордеров подтверждают лишь право на вселение, без указания оснований из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации пользования гражданами жилыми помещениями.
В соответствии с императивными требованиями пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
На основании пункта 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в том числе, обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 1 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В отсутствие в спорных домах, где расположены квартиры, принадлежащие муниципальному образованию, общедомовых приборов учета истец в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно определил размер платы за оказанные коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 19 Правил 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Тарифы на тепловую энергию на 2011 год установлены приказом Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 N 106 "Об установлении уровня платы граждан за услуги отопления, водоснабжения и водоотведения на 2011 год на территории города Якутска Республики Саха (Якутия)".
Нормативы потребления коммунальных услуг населением городского округа "Якутск", действующие с 01.01.2007, утверждены решением окружного Совета города Якутска от 28.11.2006 N РОС-46-16.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
На основании пунктов 1 - 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Исходя из указанных положений, у нанимателей жилых помещений обязанность по оплате за коммунальные услуги возникает только при наличии заключенного договора социального найма жилого помещения.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" муниципальное образование признается исполнителем коммунальных услуг до тех пор, пока собственниками жилых помещений не выбран способ управления многоквартирным домом.
Ответчиком не представлено доказательств того, что органом местного самоуправления проведен конкурс по отбору управляющей организации в жилых домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доказательства выбора собственниками квартир способа управления многоквартирными жилыми домами в материалах дела также отсутствуют.
Сведений о том, что проживающие в спорных квартирах граждане имеют договорные отношения с истцом, доказательства реализации выбранного собственниками способа управления многоквартирными домами, доказательств, свидетельствующих об отчуждении жилых помещений в спорных жилых домах, ответчиком не представлено.
Предоставленные в материалы дела договоры найма жилого помещения заключены между гражданами и ответчиком как наймодателем.
Факт поставки тепловой энергии в спорные дома ответчиком не оспаривался.
Таким образом, нахождение спорных жилых помещений в муниципальной собственности подтверждается материалами дела, а лицом, обязанным оплатить стоимость поставленного энергоресурса в жилые дома, является ответчик.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Отсутствие заключенного договора энергоснабжения на основании статей 307, 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" не освобождает обязанное лицо от оплаты фактически принятого количества энергии.
Истцом в адрес ответчика для подписания направлялись акты выполненных услуг N 10995 от 18.01.2012, счет-фактура N 10995 от 18.01.2012 на сумму 3 123 091 руб. 65 коп. за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
Ответчик доказательств оплаты долга, возражений на расчет истца, а также доказательства несоответствия расчета требованиям закона не представил.
Взыскивая с Окружной администрации задолженность за поставленный коммунальный энергоресурс в пользу ОАО АК "Якутскэнерго", суд первой инстанции установил принадлежность жилого фонда муниципальному образованию и факт невыбора способа управления вышеуказанными многоквартирными жилыми домами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что задолженность, заявленная истцом к взысканию, должна быть погашена нанимателями жилых помещений, судом первой инстанции правомерно отклонены, как несостоятельные.
В соответствии с установленными обстоятельствами требования открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго" обоснованно удовлетворены частично в размере 274 613 руб. 50 коп.
Доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки выводов у суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Четвертый арбитражный апелляционный суд находит, что всем доводам ответчика, имеющим правовое значение, дана надлежащая оценка, обжалуемое решение суда первой инстанции принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, выводы суда - соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2012 года по делу N А58-2000/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
А.В.СТРЕЛКОВ
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Л.В.ОШИРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А58-2000/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А58-2000/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2013 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрелкова А.В.
судей Клепиковой М.А., Ошировой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2012 года по делу N А58-2000/2012 по иску открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, юридический адрес: г. Якутск, ул. Ф. Попова, 14) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, юридический адрес: г. Якутск, пр-т Ленина, 15) о взыскании 320 731,75 руб., третьи лица - муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1031402054793, ИНН 1435138020, юридический адрес: г. Якутск, ул. Стадухина, 83, 2), муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт" (ОГРН 1061435038796, ИНН 1435171194, юридический адрес: г. Якутск, ул. Ярославского, 11) (суд первой инстанции: судья Немытышева Н.Д.)
В отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее - ОАО АК "Якутскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Окружной Администрации города Якутска (далее - Администрация, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 320 731 руб. 75 коп. долга за поставленную в многоквартирные жилые дома в городе Якутске тепловую энергию за период с августа по декабрь 2011 года.
В обоснование заявленных требований указано на поставку истцом в отсутствие заключенного договора в период с 01.08.2011 по 31.12.2011 тепловой энергии в многоквартирные жилые дома г. Якутска, являющихся муниципальной собственностью, неоплата потребленной тепловой энергии ответчиком.
В качестве правового обоснования приведены статьи 539, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 28.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены муниципальное учреждение "Департамент жилищных отношений" Городского округа "Город Якутск", муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт".
Определением суда от 30.03.2012 произведено процессуальное правопреемство третьего лица с муниципального учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" на муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск".
Из дела N А58-1370/2012 в отдельное производство выделено исковое требование о взыскании с ответчика долга в размере 358 015 руб. 30 коп. за поставленную тепловую энергию в дома, находящиеся в городе Якутске по ул. Дзержинского, 36/2, 37, 40/4, 43/1, 44, 46, 48, 50/1, 52, 53/13, 53/4, 53/6, 58; по ул. Жорницкого, 14, 32, 34, 36, 8 с присвоением ему номера А58-2000/2012.
Ответчик на иск возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая, что он несет ответственность только до заселения квартир, поэтому ответчиками по делу должны являться наниматели и собственники жилых помещений.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.06.2012 по делу N А58-2000/2012 исковые требования удовлетворены частично, с Окружной администрации города Якутска в пользу открытого акционерного общества акционерной компании "Якутскэнерго" взыскано 274 613 руб. 50 коп. долга за потребленную тепловую энергию в период с 01.08.2011 по 31.12.2011, расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 8 060 руб. 90 коп.
Открытому акционерному обществу акционерной компании "Якутскэнерго" возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 745 руб. 67 коп.
Принятый судебный акт Окружная администрация города Якутска обжаловала в апелляционном порядке, просит его отменить, как вынесенный с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы сослался на те же обстоятельства, что и при обосновании своей позиции в суде первой инстанции, полагая, что истцом не доказано нахождение спорных жилых домов в муниципальной собственности и его обязанности, как ответчика, оплачивать потребленную тепловую энергию, которую должны оплачивать жители многоквартирных домов и при отсутствии договоров социального найма. Договор социального найма не является единственным доказательством законности пользования жилым помещением. Суд первой инстанции необоснованно отклонил в качестве доказательств проживания граждан на основании договоров социального найма представленные ответчиком копии корешков к ордерам, копии лицевых счетов и поквартирных карточек. Считает, что граждане обязаны вносить наймодателю только плату за найм, но не за коммунальные услуги и обслуживание жилого фонда.
Стороны и третьи лица о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав оспоренный судебный акт, доводы апелляционной жалобы и возражений, апелляционный суд находит принятый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом в период с августа по декабрь 2011 в отсутствие заключенного договора производился отпуск тепловой энергии в жилые квартиры многоквартирных жилых домов г. Якутска, являющихся муниципальной собственностью.
Согласно протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в городе Якутске в 2009-2010 годах был выбран способ управления многоквартирными жилыми домами - непосредственное управление многоквартирным домом.
В отношении приватизированных квартир истец заключил с собственниками жилых помещений договоры энергоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В муниципальные дома, находящиеся в городе Якутске по ул. Дзержинского, 36/2, 37, 40/4, 43/1, 44, 46, 48, 50/1, 52, 53/13, 53/4, 53/6, 58; по ул. Жорницкого, 14, 32, 34, 36, 8 в отсутствие заключенного с Окружной администрацией договора истец произвел поставку тепловой энергии, направив ответчику письмо N ГР/791 от 14.02.2012 с приложением акта сдачи-приемки выполненных работ N 10995 от 18.01.2012, счета-фактуры N 10995 от 18.01.2012 на сумму 3 123 091 руб. 65 коп. за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного коммунальногоэнергоресурса явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 8, статьями 210, 309, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 - 3 статьи 153, пунктом 8 статьи 155, пунктами 1 - 4 статьи 161, пунктом 1 статьи 163, пунктом 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", исходил из их обоснованности.
Между сторонами по настоящему спору сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии через присоединенную сеть.
Из нормативно-правового регулирования, подлежащего применению к спорным правоотношениям (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации) следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель связывает возможность признания лица абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения с фактом нахождения у последнего во владении энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Довод ответчика о том, что в отсутствие доказательств зарегистрированного права муниципальной собственности на спорные помещения ответчик не несет обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Из материалов дела следует, что передаточными актами N 35/173, N 35/153, N 35/166, N 35/170, утвержденными распоряжениями Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1753 от 12.08.2003, N 1709 от 31.07.2003 жилые дома в городе Якутске по адресам, расположенным в городе Якутске по ул. Дзержинского, 36/2, 37, 40/4, 43/1, 44, 46, 48, 50/1, 52, 53/13, 53/4, 53/6, 58; по ул. Жорницкого, 14, 32, 34, 36, 8 были переданы в муниципальную собственность.
Истцом в уточнениях к исковому заявлению были исключены объекты, которые выбыли из законного владения истца после 2003 года.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.07.2011 по делу N А58-2577/2011, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного арбитражного суда от 10.10.2011, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.04.2012 установлено нахождение вышеуказанных жилых помещений в муниципальной собственности.
Наличие присоединения тепловых сетей истца к соответствующим сетям ответчика подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности сетей, имеющихся в материалах дела.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.07.2011 по делу N А58-2577/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.04.2012 установлен факт присоединения тепловых сетей истца к сетям ответчика.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии истцом представлен реестр жилых домов с информацией о количестве этажей, данные о площади жилых помещений, количестве комнат и количестве проживающих, полученные истцом от муниципального учреждения "Департамент информационно-вычислительных технологий" Городского округа "Город Якутск".
Представленные ответчиком копии поквартирных карточек не содержат сведений, на каком из предусмотренных пунктом 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, праве граждане зарегистрированы в муниципальных жилых помещениях, не подписаны и не заверены лицом, выдавшим их.
Представленные корешки ордеров подтверждают лишь право на вселение, без указания оснований из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации пользования гражданами жилыми помещениями.
В соответствии с императивными требованиями пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
На основании пункта 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в том числе, обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 1 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В отсутствие в спорных домах, где расположены квартиры, принадлежащие муниципальному образованию, общедомовых приборов учета истец в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно определил размер платы за оказанные коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 19 Правил 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Тарифы на тепловую энергию на 2011 год установлены приказом Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 N 106 "Об установлении уровня платы граждан за услуги отопления, водоснабжения и водоотведения на 2011 год на территории города Якутска Республики Саха (Якутия)".
Нормативы потребления коммунальных услуг населением городского округа "Якутск", действующие с 01.01.2007, утверждены решением окружного Совета города Якутска от 28.11.2006 N РОС-46-16.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
На основании пунктов 1 - 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Исходя из указанных положений, у нанимателей жилых помещений обязанность по оплате за коммунальные услуги возникает только при наличии заключенного договора социального найма жилого помещения.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" муниципальное образование признается исполнителем коммунальных услуг до тех пор, пока собственниками жилых помещений не выбран способ управления многоквартирным домом.
Ответчиком не представлено доказательств того, что органом местного самоуправления проведен конкурс по отбору управляющей организации в жилых домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доказательства выбора собственниками квартир способа управления многоквартирными жилыми домами в материалах дела также отсутствуют.
Сведений о том, что проживающие в спорных квартирах граждане имеют договорные отношения с истцом, доказательства реализации выбранного собственниками способа управления многоквартирными домами, доказательств, свидетельствующих об отчуждении жилых помещений в спорных жилых домах, ответчиком не представлено.
Предоставленные в материалы дела договоры найма жилого помещения заключены между гражданами и ответчиком как наймодателем.
Факт поставки тепловой энергии в спорные дома ответчиком не оспаривался.
Таким образом, нахождение спорных жилых помещений в муниципальной собственности подтверждается материалами дела, а лицом, обязанным оплатить стоимость поставленного энергоресурса в жилые дома, является ответчик.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Отсутствие заключенного договора энергоснабжения на основании статей 307, 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" не освобождает обязанное лицо от оплаты фактически принятого количества энергии.
Истцом в адрес ответчика для подписания направлялись акты выполненных услуг N 10995 от 18.01.2012, счет-фактура N 10995 от 18.01.2012 на сумму 3 123 091 руб. 65 коп. за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
Ответчик доказательств оплаты долга, возражений на расчет истца, а также доказательства несоответствия расчета требованиям закона не представил.
Взыскивая с Окружной администрации задолженность за поставленный коммунальный энергоресурс в пользу ОАО АК "Якутскэнерго", суд первой инстанции установил принадлежность жилого фонда муниципальному образованию и факт невыбора способа управления вышеуказанными многоквартирными жилыми домами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что задолженность, заявленная истцом к взысканию, должна быть погашена нанимателями жилых помещений, судом первой инстанции правомерно отклонены, как несостоятельные.
В соответствии с установленными обстоятельствами требования открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго" обоснованно удовлетворены частично в размере 274 613 руб. 50 коп.
Доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки выводов у суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Четвертый арбитражный апелляционный суд находит, что всем доводам ответчика, имеющим правовое значение, дана надлежащая оценка, обжалуемое решение суда первой инстанции принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, выводы суда - соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2012 года по делу N А58-2000/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
А.В.СТРЕЛКОВ
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Л.В.ОШИРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)