Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Орлова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Зайцевой В.А.,
Козлова О.А.
при секретаре Климовой Э.С. рассмотрела 19.02.2013 в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральска, действующего в интересах Б., К. к Администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилого строительства.
по апелляционному представлению прокурора ЗАТО г. Новоуральска на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 26.12.2012
Заслушав доклад судьи Зайцевой В.А., объяснение помощника прокурора Свердловской области Привороцкой Т.М., поддержавшей доводы апелляционного представления
установила:
решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 26.12.2012 в удовлетворении исковых требований прокурору ЗАТО г. Новоуральска действующему в интересах Б., К. к Администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилого строительства, отказано.
Не согласившись с постановленным решением, прокурор ЗАТО г. Новоуральска подал апелляционное представление, в обоснование которого указано, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В частности, по мнению апеллятора, суд первой инстанции не учел, что предоставление земельного участка включает в себя процедуру формирования земельного участка.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснение сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <...> Б. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа с просьбой предоставить семье, в которой воспитывается ребенок-инвалид земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Факт обращения в Администрацию Новоуральского городского округа, а также право на получение однократно, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводство ответчиком не оспаривалось.
<...> Администрацией Новоуральского городского округа Свердловской области истцу направлен ответ, в котором разъяснен порядок получения права на заключение договора аренды в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на положения ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также п. 17 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 в соответствии с которыми инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании лишь двух документов - заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Между тем, Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Анализируя содержание приведенных норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на предоставление земельного участка инвалиду на праве аренды для ведения дачного хозяйства вытекает из закона, и само по себе признание такого права решением суда ни к чему не обязывает, поскольку без соблюдения соответствующей процедуры реализовано быть не может.
Наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства на праве аренды не означает обязанность органа местного самоуправления представить по его первому требованию - без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена в Земельном кодексе Российской Федерации, Законе Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Доводы жалобы о том, что предоставление земельного участка осуществляется согласно процедуры, включающей в себя проведение работ по формированию земельного участка сводятся к несогласию с содержанием ответа администрации Новоуральского городского округа на заявление Б. о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке.
В соответствии со ст. 1 Закона Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" данный закон на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и Устава Свердловской области регулирует отношения по использованию и охране земель в Свердловской области как основы жизни и деятельности населения, проживающего на ее территории (земельные отношения), в том числе устанавливает особенности приобретения земельных участков в государственную собственность Свердловской области, использования и отчуждения земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области.
Ст. 54-7 Закона Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" предусмотрены случаи, при которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно, условия и порядок такого предоставления, в частности, в случае если граждане относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно в собственность граждан, для индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области Постановлением от 12 декабря 2011 г. N 1682-ПП утвердило Порядок и условия предоставления однократно бесплатно в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в пределах полномочий Свердловской области в соответствии с законодательством (Далее по тексту - Порядок и условия), в соответствии с которым по результатам рассмотрения документов, представленных заявителем, уполномоченный орган готовит решение о включении заявителя в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо об отказе во включении заявителя в очередь.
В соответствии с п.п. 33 - 35 Порядка и условий уполномоченный орган определяет земли, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Свердловской области управление и распоряжение которыми находятся в пределах полномочий Свердловской области, в границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, которые в соответствии с градостроительной документацией могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства; осуществляет в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства; в десятидневный срок с момента получения кадастровых паспортов земельных участков формирует список таких земельных участков в зависимости от их места расположения по каждому муниципальному образованию, расположенному на территории Свердловской области, в отдельности и размещает информацию о свободных земельных участках, предназначенных для однократного бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, на сайте уполномоченного органа.
Принятие решения о предоставлении в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства регламентируется Главой 6 Порядка и условий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по предоставлению Б. земельного участка для индивидуального жилищного строительства вследствие отсутствия совокупности условий для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Рассмотрение заявления Б. с нарушением порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области, само по себе не является основанием для возложения на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по предоставлению Б. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, нарушенное право в этом случае может быть восстановлено путем оспаривания действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование норм материального права, не опровергают выводов суда, не содержат новые обстоятельства, которые бы не были исследованы судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены состоявшегося по делу решения.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 26.12.2012 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора ЗАТО г. Новоуральского действующего в интересах Б., К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2099/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N 33-2099/2013
Судья Орлова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Зайцевой В.А.,
Козлова О.А.
при секретаре Климовой Э.С. рассмотрела 19.02.2013 в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральска, действующего в интересах Б., К. к Администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилого строительства.
по апелляционному представлению прокурора ЗАТО г. Новоуральска на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 26.12.2012
Заслушав доклад судьи Зайцевой В.А., объяснение помощника прокурора Свердловской области Привороцкой Т.М., поддержавшей доводы апелляционного представления
установила:
решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 26.12.2012 в удовлетворении исковых требований прокурору ЗАТО г. Новоуральска действующему в интересах Б., К. к Администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилого строительства, отказано.
Не согласившись с постановленным решением, прокурор ЗАТО г. Новоуральска подал апелляционное представление, в обоснование которого указано, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В частности, по мнению апеллятора, суд первой инстанции не учел, что предоставление земельного участка включает в себя процедуру формирования земельного участка.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснение сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <...> Б. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа с просьбой предоставить семье, в которой воспитывается ребенок-инвалид земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Факт обращения в Администрацию Новоуральского городского округа, а также право на получение однократно, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводство ответчиком не оспаривалось.
<...> Администрацией Новоуральского городского округа Свердловской области истцу направлен ответ, в котором разъяснен порядок получения права на заключение договора аренды в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на положения ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также п. 17 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 в соответствии с которыми инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании лишь двух документов - заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Между тем, Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Анализируя содержание приведенных норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на предоставление земельного участка инвалиду на праве аренды для ведения дачного хозяйства вытекает из закона, и само по себе признание такого права решением суда ни к чему не обязывает, поскольку без соблюдения соответствующей процедуры реализовано быть не может.
Наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства на праве аренды не означает обязанность органа местного самоуправления представить по его первому требованию - без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена в Земельном кодексе Российской Федерации, Законе Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Доводы жалобы о том, что предоставление земельного участка осуществляется согласно процедуры, включающей в себя проведение работ по формированию земельного участка сводятся к несогласию с содержанием ответа администрации Новоуральского городского округа на заявление Б. о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке.
В соответствии со ст. 1 Закона Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" данный закон на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и Устава Свердловской области регулирует отношения по использованию и охране земель в Свердловской области как основы жизни и деятельности населения, проживающего на ее территории (земельные отношения), в том числе устанавливает особенности приобретения земельных участков в государственную собственность Свердловской области, использования и отчуждения земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области.
Ст. 54-7 Закона Свердловской области N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" предусмотрены случаи, при которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно, условия и порядок такого предоставления, в частности, в случае если граждане относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно в собственность граждан, для индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области Постановлением от 12 декабря 2011 г. N 1682-ПП утвердило Порядок и условия предоставления однократно бесплатно в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в пределах полномочий Свердловской области в соответствии с законодательством (Далее по тексту - Порядок и условия), в соответствии с которым по результатам рассмотрения документов, представленных заявителем, уполномоченный орган готовит решение о включении заявителя в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо об отказе во включении заявителя в очередь.
В соответствии с п.п. 33 - 35 Порядка и условий уполномоченный орган определяет земли, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Свердловской области управление и распоряжение которыми находятся в пределах полномочий Свердловской области, в границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, которые в соответствии с градостроительной документацией могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства; осуществляет в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства; в десятидневный срок с момента получения кадастровых паспортов земельных участков формирует список таких земельных участков в зависимости от их места расположения по каждому муниципальному образованию, расположенному на территории Свердловской области, в отдельности и размещает информацию о свободных земельных участках, предназначенных для однократного бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, на сайте уполномоченного органа.
Принятие решения о предоставлении в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства регламентируется Главой 6 Порядка и условий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по предоставлению Б. земельного участка для индивидуального жилищного строительства вследствие отсутствия совокупности условий для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Рассмотрение заявления Б. с нарушением порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области, само по себе не является основанием для возложения на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по предоставлению Б. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, нарушенное право в этом случае может быть восстановлено путем оспаривания действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование норм материального права, не опровергают выводов суда, не содержат новые обстоятельства, которые бы не были исследованы судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены состоявшегося по делу решения.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 26.12.2012 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора ЗАТО г. Новоуральского действующего в интересах Б., К. - без удовлетворения.
Председательствующий
ИГНАТЬЕВ В.П.
Судьи
ЗАЙЦЕВА В.А.
КОЗЛОВ О.А.
ИГНАТЬЕВ В.П.
Судьи
ЗАЙЦЕВА В.А.
КОЗЛОВ О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)