Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Смирников А.В.)
по делу N А12-17508/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис", г. Волжский (ИНН 3435085083, ОГРН 1073435002156) к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском районах, г. Волжский, с участием заинтересованного лица: Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным предписания,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" (далее - общество) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском районах (далее - административный орган) от 28.04.2012 N 78.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012, в удовлетворении требований общества отказано. Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды обеих инстанций исходили из законности выданного административным органом предписания и о наличии нарушений норм жилищного законодательства в действиях общества.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить. В кассационной жалобе, общество ссылается на то, что общее собрание не правомочно устанавливать тарифы на коммунальные услуги, правомочны принимать тарифы только на содержание и ремонт жилого помещения.
В отзыве на кассационную жалобу, административный орган просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения. Считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Ссылается на то, что обществом в платежном документе выставлялась плата за содержание и ремонт жилья собственников многоквартирного дома не соответствующая размеру, зафиксированному в договоре управления многоквартирным домом.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как установлено материалами дела, в адрес административного органа поступило коллективное обращение жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г Волжский, ул. Александрова, д. 28 о нарушении их прав и законных интересов действиями общества.
На основании распоряжения от 26.03.2012 N 111 должностным лицом административного органа проведена внеплановая документарная проверка требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и соблюдения положений жилищного законодательства в части исчисления платы за содержание имущества многоквартирного дома.
Актом проверки от 28.04.2012 N 111/148 зафиксирован факт нарушения прав потребителей, выразившийся в обсчете, введении в заблуждение при начислении платы за услугу "содержание и ремонт жилья", а также в необоснованном завышении стоимости и начислении дополнительной услуги "целевой сбор".
На основании акта проверки от 28.04.2012 N 111/148 административным органом в адрес общества вынесено предписание от 28.04.2012 N 78, которым на общество возложена обязанность в срок до 06.08.2012 совершить следующие действия: привести в соответствие (либо довести до сведения потребителей), согласно обязательным требованиям пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в платежных документах, выставляемых к оплате потребителям (г. Волжский ул. Александрова, д. 28 кв. 79, 32, 91, 90, 23, 84, 43, 55, 31, 29, 35, 22, 27, 30, 19, 20, 41, 56, 63, 65, 66, 68, 85, 62, 36, 72, 73, 12, 49), достоверную информацию о тарифах "плата за содержание и ремонт жилья"; произвести перерасчет потребителям (г. Волжский ул. Александрова, д. 28 кв. 79, 32, 91, 90, 23, 84, 43, 55, 31, 29, 35, 22, 27, 30, 19, 20, 41, 56, 63, 65, 66, 68, 85, 62, 36, 72, 73, 12, 49) за предоставленную услугу "плата за содержание и ремонт жилья" за период 2008 года - февраль 2012 года в соответствии с тарифом, установленным договором; произвести потребителям (г. Волжский ул. Александрова, д. 28 кв. 79, 32, 91, 90, 23, 84, 43, 55, 31, 29, 35, 22, 27, 30, 19, 20, 41, 56, 63, 65, 66, 68, 85, 62, 36, 72, 73, 12, 49) перерасчет необоснованно начисленной платы за период май 2008 года - январь 2011 года, за дополнительную услугу "целевой сбор", в соответствии со стоимостью, установленной договором.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в суд с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов на основании следующего.
Между обществом и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Волжский, ул. Александрова, д. 28 заключен договор управления многоквартирным жилым домом от 29.12.2007 (далее - договор).
Согласно пункту 3.1 договора, размер платы за содержание и ремонт определяется общим собранием Собственников жилья с учетом предложений Управляющей организации. При отсутствии соответствующего решения Собственников размер указанной платы рассчитывается по тарифам установленным уполномоченными органами.
Из материалов дела усматривается, что размер платы за содержание и ремонт определен приложением N 5 к договору и составляет 11 руб. 69 коп. за 1 кв. м.
В соответствии с пунктом 5.4 договора все приложения к настоящему договору являются неотъемлемой частью настоящего договора, без которых договор считается недействительным.
Однако, в представленных обществом копиях квитанций, выставленных к оплате собственникам, тариф за услугу содержание и ремонт жилья в 2008 составил 12 руб. 69 коп., в 2009 - 14 руб. 9 коп., в 2010 - 16 руб. 41 коп., в 2011. - 16 руб. 41 коп., в 2012 - 16 руб. 41 коп.
Приложением N 4 к договору установлены дополнительные платные работы и услуги, не входящие в тариф содержание и ремонт, состоящие из услуг консьержки и абонентского обслуживания домофона, стоимость которых составляет 260 руб. в месяц. В квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг названная сумма указана как "целевой сбор". Согласно представленным копиям квитанций, выставленных собственникам дома сумма "целевого сбора" с мая 2008 по январь 2011 выросла с 280 руб. до 320 рублей.
В соответствии с пунктом 7.2 договора все изменения и дополнения к настоящему договору осуществляются путем заключения дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок ценообразования платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, а именно: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана информировать в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Исходя из материалов дела и анализа вышеуказанных норм, установленная в приложениях 4, 5 к договору стоимость услуг может быть изменена на общем собрании, и согласно пункту 7.2 договора путем заключения дополнительного соглашения.
Однако, материалами дела подтверждается, что никаких дополнительных соглашений об изменении платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, а также платы за дополнительные работы и услуги, не входящие в тариф по содержанию и текущему ремонту не заключалось.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у общества правовых оснований для повышения в одностороннем порядке платы за услуги, закрепленные в приложениях 4, 5 договора является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А12-17508/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.04.2013 ПО ДЕЛУ N А12-17508/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу N А12-17508/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Смирников А.В.)
по делу N А12-17508/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис", г. Волжский (ИНН 3435085083, ОГРН 1073435002156) к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском районах, г. Волжский, с участием заинтересованного лица: Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным предписания,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" (далее - общество) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжском, Ленинском, Среднеахтубинском районах (далее - административный орган) от 28.04.2012 N 78.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012, в удовлетворении требований общества отказано. Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды обеих инстанций исходили из законности выданного административным органом предписания и о наличии нарушений норм жилищного законодательства в действиях общества.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить. В кассационной жалобе, общество ссылается на то, что общее собрание не правомочно устанавливать тарифы на коммунальные услуги, правомочны принимать тарифы только на содержание и ремонт жилого помещения.
В отзыве на кассационную жалобу, административный орган просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения. Считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Ссылается на то, что обществом в платежном документе выставлялась плата за содержание и ремонт жилья собственников многоквартирного дома не соответствующая размеру, зафиксированному в договоре управления многоквартирным домом.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как установлено материалами дела, в адрес административного органа поступило коллективное обращение жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г Волжский, ул. Александрова, д. 28 о нарушении их прав и законных интересов действиями общества.
На основании распоряжения от 26.03.2012 N 111 должностным лицом административного органа проведена внеплановая документарная проверка требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и соблюдения положений жилищного законодательства в части исчисления платы за содержание имущества многоквартирного дома.
Актом проверки от 28.04.2012 N 111/148 зафиксирован факт нарушения прав потребителей, выразившийся в обсчете, введении в заблуждение при начислении платы за услугу "содержание и ремонт жилья", а также в необоснованном завышении стоимости и начислении дополнительной услуги "целевой сбор".
На основании акта проверки от 28.04.2012 N 111/148 административным органом в адрес общества вынесено предписание от 28.04.2012 N 78, которым на общество возложена обязанность в срок до 06.08.2012 совершить следующие действия: привести в соответствие (либо довести до сведения потребителей), согласно обязательным требованиям пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в платежных документах, выставляемых к оплате потребителям (г. Волжский ул. Александрова, д. 28 кв. 79, 32, 91, 90, 23, 84, 43, 55, 31, 29, 35, 22, 27, 30, 19, 20, 41, 56, 63, 65, 66, 68, 85, 62, 36, 72, 73, 12, 49), достоверную информацию о тарифах "плата за содержание и ремонт жилья"; произвести перерасчет потребителям (г. Волжский ул. Александрова, д. 28 кв. 79, 32, 91, 90, 23, 84, 43, 55, 31, 29, 35, 22, 27, 30, 19, 20, 41, 56, 63, 65, 66, 68, 85, 62, 36, 72, 73, 12, 49) за предоставленную услугу "плата за содержание и ремонт жилья" за период 2008 года - февраль 2012 года в соответствии с тарифом, установленным договором; произвести потребителям (г. Волжский ул. Александрова, д. 28 кв. 79, 32, 91, 90, 23, 84, 43, 55, 31, 29, 35, 22, 27, 30, 19, 20, 41, 56, 63, 65, 66, 68, 85, 62, 36, 72, 73, 12, 49) перерасчет необоснованно начисленной платы за период май 2008 года - январь 2011 года, за дополнительную услугу "целевой сбор", в соответствии со стоимостью, установленной договором.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в суд с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов на основании следующего.
Между обществом и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Волжский, ул. Александрова, д. 28 заключен договор управления многоквартирным жилым домом от 29.12.2007 (далее - договор).
Согласно пункту 3.1 договора, размер платы за содержание и ремонт определяется общим собранием Собственников жилья с учетом предложений Управляющей организации. При отсутствии соответствующего решения Собственников размер указанной платы рассчитывается по тарифам установленным уполномоченными органами.
Из материалов дела усматривается, что размер платы за содержание и ремонт определен приложением N 5 к договору и составляет 11 руб. 69 коп. за 1 кв. м.
В соответствии с пунктом 5.4 договора все приложения к настоящему договору являются неотъемлемой частью настоящего договора, без которых договор считается недействительным.
Однако, в представленных обществом копиях квитанций, выставленных к оплате собственникам, тариф за услугу содержание и ремонт жилья в 2008 составил 12 руб. 69 коп., в 2009 - 14 руб. 9 коп., в 2010 - 16 руб. 41 коп., в 2011. - 16 руб. 41 коп., в 2012 - 16 руб. 41 коп.
Приложением N 4 к договору установлены дополнительные платные работы и услуги, не входящие в тариф содержание и ремонт, состоящие из услуг консьержки и абонентского обслуживания домофона, стоимость которых составляет 260 руб. в месяц. В квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг названная сумма указана как "целевой сбор". Согласно представленным копиям квитанций, выставленных собственникам дома сумма "целевого сбора" с мая 2008 по январь 2011 выросла с 280 руб. до 320 рублей.
В соответствии с пунктом 7.2 договора все изменения и дополнения к настоящему договору осуществляются путем заключения дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок ценообразования платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, а именно: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана информировать в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Исходя из материалов дела и анализа вышеуказанных норм, установленная в приложениях 4, 5 к договору стоимость услуг может быть изменена на общем собрании, и согласно пункту 7.2 договора путем заключения дополнительного соглашения.
Однако, материалами дела подтверждается, что никаких дополнительных соглашений об изменении платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, а также платы за дополнительные работы и услуги, не входящие в тариф по содержанию и текущему ремонту не заключалось.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у общества правовых оснований для повышения в одностороннем порядке платы за услуги, закрепленные в приложениях 4, 5 договора является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А12-17508/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)